[Обзор] Последние события и тенденции развития VR-индустрии

5347
30
Новый 2016 год еще даже не успел толком закрепиться в нашем сознании, а рынок виртуальной индустрии уже всколыхнуло несколько событий разной степени важности, вызвав сильный резонанс и некоторую переоценку общей картины происходящего.

Предлагаю ненадолго вернуться к этим событиям и обсудить тенденции развития ситуации в будущем.


***


Без преувеличений, главным событием уже этого года, в сфере виртуальной реальности, стало открытие предзаказов и анонс стоимости первой потребительской версии Oculus Rift.

Уточню, речь идет не о "раннем доступе" или "тестовой версии" продукта, а о полнофункциональном устройстве для широкого круга потребителей, которое можно будет спокойно и без накруток приобрести напрямую у производителей.




Причем, мы говорим об УСТРОЙСТВЕ, со сбора средств на разработку тестовых версий которого и начался этот всеобщий VR-ажиотаж, который мы можем наблюдать сегодня.
Что интересно, доступная стоимость устройства являлась краеугольным камнем стратегии развития новой технологии, обещая принести опыт погружения в виртуальные миры чуть ли не в каждый дом, где имеется компьютер.

Я не хочу вас утомлять, пересказывая уже не раз упоминавшуюся историю развития Oculus, с ней можно ознакомиться и в теме "Oculus Rift - Быть или не быть?", и в первой части обзора потребительской версии Samsung Gear VR.

Суть в том, что несмотря на уже анонсированные и далеко не скромные системные требования для компьютеров, требующие выделения около $1000 для приобретения ПК с нуля, все ждали рекомендованной стоимости на Oculus Rift в районе $300-$400, что близко к стоимости тестовой версии для разработчиков - Oculus Rift DK2 ($350).

Поэтому, когда оказалось, что систему виртуальной реальности Oculus Rift CV1 (Consumer Version 1) можно будет приобрести за становящиеся все более космическими $599/€699 - многие сторонники приобретения первых VR-систем резко поумерили аппетиты и на некоторое время отложили реализацию своих планов.




В комплект поставки входит головное устройство, созданное с применением облегченных и долговечных материалов, которое содержит два 90 Гц OLED-дисплея с разрешением 1080 × 1200 точек на глаз; гибридные линзы Френеля (Fresnel lens), более сложные в производстве, чем многие линзы для объективов зеркальных фотоаппаратов; механизм регулирования положения экранов и линз; высококачественные High-End наушники и всевозможные датчики и сенсоры, взаимодействующие с системой отслеживания перемещений головы.




Также в комплекте идет система слежения, пульт дистанционного управления для простой навигации по неторопливому VR-контенту, геймпад Xbox One, предназначенный для игровых приложений, и прочный кейс, который будет оберегать ваш высокотехнологичный гаджет от повреждений и пыли при транспортировке или хранении.




Не являясь специалистом в области разработки и производства подобных устройств, довольно сложно оценить реальную стоимость продукта, однако руководитель компании и лицо современной виртуальной реальности, Палмер Лаки, заявил, что Oculus продается по себестоимости, а контроллер от Xbox One достается пользователям вообще бесплатно.

При этом пользователи могут приобрести комплект, состоящий из высокопроизводительного компьютера и системы Oculus Rift всего за $1499 (PC+Oculus).




Несмотря на то, что стоимость настолько высокотехнологичного гаджета, который первым появится на рынке, выглядит довольно оправданной и весьма демократичной (давайте вспомним стоимость первых айфонов, первых плазменных телевизоров или первых ПК), на первый взгляд создается ощущение, что она все же чрезмерно высока и станет препятствием для продвижения VR в массы, что может негативно отразиться на общем развитии VR-индустрии.

Но с момента открытия предзаказов идет время, а дата вероятной поставки устройства, которая на момент старта ожидалась в марте, довольно быстро сменилась на май, а сейчас там фигурирует июнь, что говорит о стабильном раскупании новых партий устройств.
Это подтверждает и Палмер Лаки, сообщая, что комплекты продаются лучше, чем они могли ожидать.
И, если отвлечься от первоначальных радужных прогнозов о "максимум $350-$400 за комплект ", становится понятно, что реальных покупателей цена не отпугнула, во всяком случае в США.

Все мы знали, что для запуска Oculus Rift требуется сильная конфигурация под $1000 (а для нас и побольше), а также многие были знакомы со стоимостью ранней и менее технологичной версии Oculus Rift DK2, которая составляла $350 (у нас дороже). Наверное, мы надеялись на чудо, но оно не случилось.
Разработчики не пошли на компромисс и не стали пихать в финальную версию дешевое оборудование, нацелившись на топовый сегмент развивающегося рынка.

Что еще более интересно, так это то, что их даже нельзя упрекнуть в невыполнении обещаний. Ведь вы можете вспомнить, что во время сбора средств на разработку Oculus Rift всем участникам финансирования обещали доступную и качественную систему виртуальной реальности - "Счастья для всех, даром, и чтобы никто не ушел обиженным".
Всем участникам, поверившим в Oculus Rift и молодых разработчиков в далеком 2012 году, отправили бесплатные комплекты новых систем потребительского уровня. В благодарность за поддержку технологии и идеи.




Ну а стоимость? Те, кто был в состоянии позволить себе топовую конфигурацию и следил за развитием виртуальной реальности, вряд ли долго будут расстраиваться лишним $200 расходов на желанную игрушку.
Ну а те, кто знаком с технологией лишь понаслышке или относятся к ней скептически, подождут удешевления производства, появления конкурентов или нужного контента, который поднимет ценность VR в их глазах.

Ну а пока можно развлекаться с помощью начальных VR-систем: Google Cardboard, Samsung Gear VR, Fibrum и т.д.


***


Следующим важным событием стал показ на CES 2016 новой тестовой версии HTC Vive Pre, совместного детища Valve и, находящейся в шаге от краха на рынке смартфонов, компании HTC.

Некоторые расстроившиеся Oculus-ждуны, после объявления его стоимости, тут же переметнулись в лагерь Valve - ведь кто-кто, а старина Гейб не подведет. У него наверное VR-система будет дешевле, "да и в Стиме всегда скидки".




Сразу выделим несколько особенно интересных моментов:

- Это не потребительская версия, и нацелена она на энтузиастов и разработчиков. При этом HTC Vive Pre располагает характеристиками, сравнимыми с потребительской версией Oculus и будет продаваться уже с VR-контроллерами, которые для Oculus нужно будет докупать отдельно и немного позже. Предзаказ откроют в феврале. Первая партия будет состоять из 7000 устройств.

- По сравнению с предыдущей версией HTC Vive приобрела товарный вид, стала меньше и легче, а также обзавелась камерой и дополнительной системой, способной сканировать окружающее пространство и оцифровывать его для VR-приложений.
Новые функции значительно расширяют и без того бОльший чем у Oculus функционал устройства, а также открывают новые горизонты в области смешивания реальностей. Что-то вроде технологии "дополненной виртуальной реальности", использующей предметы и объекты реального мира в виртуальности.

Для тех кто не в курсе, система HTC Vive способна отслеживать перемещения шлема и контроллеров в пространстве, размером с комнату.
Пока сложно представить как это можно будет безопасно использовать в домашних условиях, учитывая провода, мебель и стены, но в совокупности с камерой, дополнительные возможности для использования устройства открываются в самых разнообразных областях человеческой деятельности - образовании, дизайне, проектировании и т.д.


- Несмотря на то, что в разработке принимает участие весьма "игровая" компания Valve, стало известно, что разработчики системы не делают ставку на игровой контент - для системы не планируются игровые эксклюзивы.

- Также, комментируя последние события вокруг стоимости Oculus Rift, разработчики сообщили, что они не удивлены, и при этом планируют занять премиум-сегмент среди систем виртуальной реальности.


Суммируя все вышесказанное, и вспоминая предыдущие откровения от HTC, компания не будет спешить с выпуском потребительской версии, будет нацелена на топовые устройства с широким функционалом не зацикленном на геймерах, а также не будет размениваться на бюджетные варианты. Снимаем розовые очки.
Можно ждать через 3-5 лет в составе специальных аттракционов для парков развлечений, в виде систем для практики хирургов, в искусстве и т.д.

Тем не менее, несмотря на недружелюбные сигналы по отношению к потребительскому VR-геймингу, ждем в феврале открытия предзаказов и анонса стоимости. А вдруг удивят :D


***


Третьим немаловажным событием для VR-индустрии (может оно и на первом месте по значимости, кто знает?) стало появление информации о вступлении в игру такого гиганта как Google.

Компания открыла VR-отделение и займется развитием VR-проектов. Будет ли это новая VR-система или новые технологии или тонны нового контента - пока неизвестно, но Цукерберг уже насторожился. Ну или должен был насторожиться.




Ну а геймеры, жаждущие доступного и качественного VR-опыта в ближайшем будущем, не должны опускать руки. Нас ведь, помимо HTC, Valve и Google, ждет анонс VR-системы от Sony, которая сейчас располагает самым обширным портфелем VR-игр и эксклюзивов, а также знает как преуспеть в игровом бизнесе и при этом не разочаровать игроков.

Ходили, конечно, слухи, что Амазон уже выложил листинги для PlayStation VR со стоимостью размером в Боинг ($800), но в это слабо верится. Да и Sony от этого тут-же открестилась.


Становится все интереснее.
Другие публикации по теме
Metal: Hellsinger получит VR-версию
Metal: Hellsinger получит VR-версию
Ритм-шутер Metal: Hellsinger получит полноценную VR-версию.
27 марта в 21:02
2937
4
Форум
Caviar решили, что золотая Apple Vision Pro за $40 000 является отличной идеей
Caviar решили, что золотая Apple Vision Pro за $40 000 является отличной идеей
Базовая версия гарнитуры смешанной реальности Apple Vision Pro стоит внушительные 3499 долларов США, но компания Caviar решила, что это слишком дешево и покрыла устройство 18-каратным золотом.
25 марта в 20:05
3505
5
Форум
11 000+ игр на Unreal Engine теперь доступны в VR
11 000+ игр на Unreal Engine теперь доступны в VR
Praydog опубликовал бета-версию своего мода UEVR, который позволяет запускать более 11 000 игр на Unreal Engine в 6DOF VR по нажатию буквально одной кнопки.
2 января в 14:00
3278
7
Форум