Виртуальная реальность - Курс молодого бойца
7 марта 2016
7605
29
Мы живем в век информационных технологий. Мир вокруг нас стремительно меняется, все чаще вызывая ощущения, что действительность чудесным образом перетекает в наш мир со страниц фантастического романа.
Все происходит постепенно, поэтому процесс не кажется сверхъестественным, хотя всего несколько десятков лет назад мощный компьютер, сравнимый по производительности с обычным смартфоном, который сейчас помещается у нас в кармане, занимал бы целую комнату.
Схожим образом дело обстоит сейчас и с книгами - многие, наверное, представили процесс "перетекания со страниц" с участием "ридеров" или планшетов в главной роли.
Ну а пару лет назад на новый виток вышло развитие систем виртуальной реальности, которые пробудили в нас успевшие задремать мечты о возможностях окунуться в другой мир, сидя при этом дома в уютном кресле.
У нас уже есть опыт погружения в виртуальные вселенные игровых миров, но он не совершенен - ограничен рамками мониторов и напрямую зависит от развитого воображения.
Тем не менее, наши надежды на недорогое но приемлемое по качеству погружения устройство, как и надежды разработчиков на быстрое завоевание рынка, разбились о стоимость конечных устройств - технологии не успевают дешеветь быстрее появления замыслов по воплощению их в жизнь.
Контент так же далек от совершенства, ведь с момента появления первых прототипов VR-систем прошло всего несколько лет - вагоны не могут бежать впереди локомотива. Для того, чтобы разработать игру или приложение, нужно понимать какими будут возможности и особенности у конечной платформы. А еще нужно многое знать об особенностях человеческого восприятия, и представлять себе наиболее востребованные игровые механики, испытывая все на себе.
Мы стараемся освещать наиболее значимые события в игроиндустрии, а виртуальная реальность напрямую связана с виртуальными развлечениями и играми. Новости о VR-технологиях, ранее появлявшиеся с периодичностью выхода новых частей Assassins Creed, в последнее время появляются на страницах портала с частотой звона стреляных гильз SPRAY N''PRAY из Fallout 4.
Поэтому, если вы следили за нашими публикациями, вы должны сейчас быть прямо-таки экспертами в области VR. Ну а в случае, если последние пару лет вы просидели в бункере или не читали новости и статьи по VR, боясь подхватить заразу - мы сейчас быстро все наверстаем. Но пройдем по верхам, чтобы не утомлять ваши глаза и не перегреть мозг.
На рынке сейчас есть несколько типов систем виртуальной реальности. Мы подразделим их условно, по основным чертам, расположив в порядке возрастания грейда:
- Устройства начального уровня, поддерживаемые платформой Google Cardboard. Всевозможные картонные и пластиковые коробки с линзами, внутри которых закрепляется смартфон, выполняющий роль экрана и сенсоров движения.
- Устройства среднего уровня, наиболее ярким и распространенным представителем которых является Samsung Gear VR на платформе Oculus. Подобные устройства используют смартфон в качестве экрана, но содержат дополнительные сенсоры и механизмы регулирования оптики.
Не исключена возможность появления в ближайшем будущем автономных устройств с собственным экраном и вычислительными мощностями.
- Прототипы устройств высшего уровня, распространявшиеся в среде разработчиков: Oculus Rift DK1/DK2, HTC Vive Developer Edition, Razer OSVR Hacker Developer''s Kit, Starbreeze StarVR.
Обладают задатками и функциональностью топовых VR-систем, но уступают по характеристикам потребительским версиям. Подключаются к компьютеру. Платформы: Oculus, Steam VR, OSVR.
- Устройства высшего уровня, планирующиеся к выпуску в 2016 году: Oculus Rift CV1, HTC Vive, Sony PlayStation VR. Это на сегодняшний день самые технологически продвинутые системы виртуальной реальности. Они же самые дорогие и требовательные к производительности.
За систему Oculus Rift требуется выложить $600+доставка, за HTC Vive - $800 + доставка. Также нужно являться счастливым обладателем производительного PC стоимостью от $1000.
Для полноценного использования необходимы специальные контроллеры с отслеживанием перемещений (к Oculus придется дополнительно докупать, а с HTC идет в комплекте).
Чем можно себя занять, став счастливым обладателем любой из VR-систем? Расположим контент в порядке увеличения эффекта от погружения:
- Панорамное фото. Слабый эффект присутствия, но c обзором в 360 градусов. Море контента. Важно не захлебнуться и не закружить голову.
- Домашний кинотеатр. Сложно рассматривать как VR-опыт, но это прекрасная возможность посмотреть фильм на большом экране. Требуется видео в высоком разрешении.
- Панорамное 3D-фото. Средний эффект присутствия с обзором 360 градусов.
- Панорамное видео. Средний эффект присутствия и динамичный опыт. Море экшен контента.
- Панорамное 3D-видео. Сильный эффект присутствия. Количество качественного контента невелико, но постоянно растет.
- VR-аттракционы. Сильный эффект присутствия, но также сильно и укачивает. Интерактива по-прежнему нет.
- Казуальные VR-игры. Упрощенная графика и управление с помощью поворотов головы. Эффект присутствия зависит от приложения.
- VR-адаптации. Реализация поддержки VR в уже существующих компьютерных играх.
- VR-игры. Геймплей, игровые механики и управление в которых разрабатывались с учетом всех особенностей систем виртуальной реальности.
Как обстоит дело с безопасностью для здоровья?
- Все хорошо в меру. Круглосуточное прозябание даже за обычным монитором не добавит вам жизненных сил и не улучшит зрение, но и скажется не сразу. Так же обстоит дело и с VR-системами: если не злоупотреблять - никаких негативных последствий для организма вы не получите.
Зачем разрабатывать игры специально для VR, если можно просто добавить поддержку?
- Во все игры можно добавить поддержку VR, но не везде есть смысл это делать, так как технология очень специфична и имеет свои особенности, связанные с восприятием человека.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье "Виртуальная реальность - 10 способов перемещения, не вызывающих дискомфорт".
Во что можно уже сейчас поиграть?
- Во всевозможные демо-версии VR-проектов от независимых студий, в VR-адаптации ранее выпущенных игр, а также в разнообразные уже выпущенные игры в жанре "симуляторы", разработчики которых осуществили поддержку VR-систем.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье "Топ 10 игр для VR"
Во что можно будет поиграть на релизе Oculus Rift и HTC Vive?
- Первым покупателям системы HTC Vive в подарок обещаны бесплатные копии приложений Job Simulator, Fantastic Contraption и Tilt Brush, а покупателям Oculus Rift бесплатные игры Lucky''s Tale и EVE: Valkyrie.
Также, в ближайшие месяцы после выпуска VR-систем, планируются релизы и других VR-проектов.
Подробнее об этом можно почитать в наших статьях: "Игры для виртуальной реальности. Хватит ли пороха?" и "Главные козыри VIVE в войне с OCULUS - Игры и контроллеры"
Что со всем этим делать геймеру - чего можно ожидать и как к этому относиться?
- Если вы являетесь активным геймером самых разнообразных вкусов с высокими требованиями к бюджету разработки, завтракающий играми в раннем доступе и ужинающий свежими ААА-релизами на всех игровых платформах - на данный момент виртуальная реальность совсем не для вас.
Технология все еще очень сыра, а в первых играх только обкатываются новые механики. Крупные студии присматриваются к платформам, но пока заняли выжидательную позицию. Может что-то уже и разрабатывают, но пока молчат об этом. Короче, Call of Duty или Black Desert на VR выйдет не скоро.
- Если вы являетесь обладателем мощного компьютера, лишней "штуки баксов" и позитивного стремления ко всему новому и необычному - это ваш звездный час. Впервые за много лет у геймеров появилась возможность встать на путь первопроходцев и первыми испытать нечто новое - не упустите шанс.
- Вам ни холодно ни жарко от новых трендов в индустрии, вы следите за игровыми новинками только для того, чтобы их раскритиковать, а рубитесь вы в основном в старый добрый Fallout, Doom и "Третьих героев" - готовьтесь к не вспаханным полям форумных сражений для привычного, обильного и разностороннего глумления над первыми VR-играми и VR-ждунами. Ближайший год-два - подобной работы валом.
- Вы обычный геймер с рабочей лошадкой, "тянущей Ведьмака на средних" и, время от времени, играющий в избранные проекты и некоторые релизы после хороших обзоров - оставайтесь на связи. Через пять-десять лет разработчики освоят платформу, выпустят первые хиты и несколько новых VR-систем. К тому времени и первые системы подешевеют и вы комп проапгрейдите. У вас все впереди.
- Вы почетный ветеран игрового фронта, перевидавший на своем веку множество проектов самых разнообразных жанров, с улыбкой взирающий на извечные попытки игропрома прыгнуть выше своей головы. Вы играете немного, знаете в этом толк и не размениваетесь на шелуху.
В этом случае мои советы вам не нужны, со временем вы сами для себя примете решение. Ну а пока, виртуальная система начального или среднего уровня станет неплохим и, главное, современным подарком для ваших детей. Не лишайте их удовольствия прикоснуться к чему-то новому. Как и вы когда-то - они ровесники новых технологий.
Многие аналитики прочат новому поколению систем виртуальной и дополненной реальности большое будущее и ключевую роль в развитии информационных технологий, и с этим сложно спорить, хоть раз почувствовав вкус виртуальности.
Тем не менее, современные VR-системы все еще не лишены недостатков, и им только предстоит заслужить место в сердцах и умах пользователей.
Мы будем внимательно следить за развитием событий в этой области и сообщать вам обо всем заслуживающем внимания. Тем более, что уже 15 марта нас ждет множество новой информации от компании Sony, по поводу PlayStation VR - третьей VR-системы высшего уровня, ожидающейся к выпуску в 2016 году.
Возможно, именно PlayStation VR удастся удовлетворить пользователей как стоимостью и удобством использования, так и качеством контента, став промежуточным звеном между системами среднего и высшего уровней.
Все происходит постепенно, поэтому процесс не кажется сверхъестественным, хотя всего несколько десятков лет назад мощный компьютер, сравнимый по производительности с обычным смартфоном, который сейчас помещается у нас в кармане, занимал бы целую комнату.
Схожим образом дело обстоит сейчас и с книгами - многие, наверное, представили процесс "перетекания со страниц" с участием "ридеров" или планшетов в главной роли.
Ну а пару лет назад на новый виток вышло развитие систем виртуальной реальности, которые пробудили в нас успевшие задремать мечты о возможностях окунуться в другой мир, сидя при этом дома в уютном кресле.
У нас уже есть опыт погружения в виртуальные вселенные игровых миров, но он не совершенен - ограничен рамками мониторов и напрямую зависит от развитого воображения.
Тем не менее, наши надежды на недорогое но приемлемое по качеству погружения устройство, как и надежды разработчиков на быстрое завоевание рынка, разбились о стоимость конечных устройств - технологии не успевают дешеветь быстрее появления замыслов по воплощению их в жизнь.
Контент так же далек от совершенства, ведь с момента появления первых прототипов VR-систем прошло всего несколько лет - вагоны не могут бежать впереди локомотива. Для того, чтобы разработать игру или приложение, нужно понимать какими будут возможности и особенности у конечной платформы. А еще нужно многое знать об особенностях человеческого восприятия, и представлять себе наиболее востребованные игровые механики, испытывая все на себе.
Мы стараемся освещать наиболее значимые события в игроиндустрии, а виртуальная реальность напрямую связана с виртуальными развлечениями и играми. Новости о VR-технологиях, ранее появлявшиеся с периодичностью выхода новых частей Assassins Creed, в последнее время появляются на страницах портала с частотой звона стреляных гильз SPRAY N''PRAY из Fallout 4.
Поэтому, если вы следили за нашими публикациями, вы должны сейчас быть прямо-таки экспертами в области VR. Ну а в случае, если последние пару лет вы просидели в бункере или не читали новости и статьи по VR, боясь подхватить заразу - мы сейчас быстро все наверстаем. Но пройдем по верхам, чтобы не утомлять ваши глаза и не перегреть мозг.
На рынке сейчас есть несколько типов систем виртуальной реальности. Мы подразделим их условно, по основным чертам, расположив в порядке возрастания грейда:
- Устройства начального уровня, поддерживаемые платформой Google Cardboard. Всевозможные картонные и пластиковые коробки с линзами, внутри которых закрепляется смартфон, выполняющий роль экрана и сенсоров движения.
- Устройства среднего уровня, наиболее ярким и распространенным представителем которых является Samsung Gear VR на платформе Oculus. Подобные устройства используют смартфон в качестве экрана, но содержат дополнительные сенсоры и механизмы регулирования оптики.
Не исключена возможность появления в ближайшем будущем автономных устройств с собственным экраном и вычислительными мощностями.
- Прототипы устройств высшего уровня, распространявшиеся в среде разработчиков: Oculus Rift DK1/DK2, HTC Vive Developer Edition, Razer OSVR Hacker Developer''s Kit, Starbreeze StarVR.
Обладают задатками и функциональностью топовых VR-систем, но уступают по характеристикам потребительским версиям. Подключаются к компьютеру. Платформы: Oculus, Steam VR, OSVR.
- Устройства высшего уровня, планирующиеся к выпуску в 2016 году: Oculus Rift CV1, HTC Vive, Sony PlayStation VR. Это на сегодняшний день самые технологически продвинутые системы виртуальной реальности. Они же самые дорогие и требовательные к производительности.
За систему Oculus Rift требуется выложить $600+доставка, за HTC Vive - $800 + доставка. Также нужно являться счастливым обладателем производительного PC стоимостью от $1000.
Для полноценного использования необходимы специальные контроллеры с отслеживанием перемещений (к Oculus придется дополнительно докупать, а с HTC идет в комплекте).
Чем можно себя занять, став счастливым обладателем любой из VR-систем? Расположим контент в порядке увеличения эффекта от погружения:
- Панорамное фото. Слабый эффект присутствия, но c обзором в 360 градусов. Море контента. Важно не захлебнуться и не закружить голову.
- Домашний кинотеатр. Сложно рассматривать как VR-опыт, но это прекрасная возможность посмотреть фильм на большом экране. Требуется видео в высоком разрешении.
- Панорамное 3D-фото. Средний эффект присутствия с обзором 360 градусов.
- Панорамное видео. Средний эффект присутствия и динамичный опыт. Море экшен контента.
- Панорамное 3D-видео. Сильный эффект присутствия. Количество качественного контента невелико, но постоянно растет.
- VR-аттракционы. Сильный эффект присутствия, но также сильно и укачивает. Интерактива по-прежнему нет.
- Казуальные VR-игры. Упрощенная графика и управление с помощью поворотов головы. Эффект присутствия зависит от приложения.
- VR-адаптации. Реализация поддержки VR в уже существующих компьютерных играх.
- VR-игры. Геймплей, игровые механики и управление в которых разрабатывались с учетом всех особенностей систем виртуальной реальности.
Как обстоит дело с безопасностью для здоровья?
- Все хорошо в меру. Круглосуточное прозябание даже за обычным монитором не добавит вам жизненных сил и не улучшит зрение, но и скажется не сразу. Так же обстоит дело и с VR-системами: если не злоупотреблять - никаких негативных последствий для организма вы не получите.
Зачем разрабатывать игры специально для VR, если можно просто добавить поддержку?
- Во все игры можно добавить поддержку VR, но не везде есть смысл это делать, так как технология очень специфична и имеет свои особенности, связанные с восприятием человека.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье "Виртуальная реальность - 10 способов перемещения, не вызывающих дискомфорт".
Во что можно уже сейчас поиграть?
- Во всевозможные демо-версии VR-проектов от независимых студий, в VR-адаптации ранее выпущенных игр, а также в разнообразные уже выпущенные игры в жанре "симуляторы", разработчики которых осуществили поддержку VR-систем.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье "Топ 10 игр для VR"
Во что можно будет поиграть на релизе Oculus Rift и HTC Vive?
- Первым покупателям системы HTC Vive в подарок обещаны бесплатные копии приложений Job Simulator, Fantastic Contraption и Tilt Brush, а покупателям Oculus Rift бесплатные игры Lucky''s Tale и EVE: Valkyrie.
Также, в ближайшие месяцы после выпуска VR-систем, планируются релизы и других VR-проектов.
Подробнее об этом можно почитать в наших статьях: "Игры для виртуальной реальности. Хватит ли пороха?" и "Главные козыри VIVE в войне с OCULUS - Игры и контроллеры"
Что со всем этим делать геймеру - чего можно ожидать и как к этому относиться?
- Если вы являетесь активным геймером самых разнообразных вкусов с высокими требованиями к бюджету разработки, завтракающий играми в раннем доступе и ужинающий свежими ААА-релизами на всех игровых платформах - на данный момент виртуальная реальность совсем не для вас.
Технология все еще очень сыра, а в первых играх только обкатываются новые механики. Крупные студии присматриваются к платформам, но пока заняли выжидательную позицию. Может что-то уже и разрабатывают, но пока молчат об этом. Короче, Call of Duty или Black Desert на VR выйдет не скоро.
- Если вы являетесь обладателем мощного компьютера, лишней "штуки баксов" и позитивного стремления ко всему новому и необычному - это ваш звездный час. Впервые за много лет у геймеров появилась возможность встать на путь первопроходцев и первыми испытать нечто новое - не упустите шанс.
- Вам ни холодно ни жарко от новых трендов в индустрии, вы следите за игровыми новинками только для того, чтобы их раскритиковать, а рубитесь вы в основном в старый добрый Fallout, Doom и "Третьих героев" - готовьтесь к не вспаханным полям форумных сражений для привычного, обильного и разностороннего глумления над первыми VR-играми и VR-ждунами. Ближайший год-два - подобной работы валом.
- Вы обычный геймер с рабочей лошадкой, "тянущей Ведьмака на средних" и, время от времени, играющий в избранные проекты и некоторые релизы после хороших обзоров - оставайтесь на связи. Через пять-десять лет разработчики освоят платформу, выпустят первые хиты и несколько новых VR-систем. К тому времени и первые системы подешевеют и вы комп проапгрейдите. У вас все впереди.
- Вы почетный ветеран игрового фронта, перевидавший на своем веку множество проектов самых разнообразных жанров, с улыбкой взирающий на извечные попытки игропрома прыгнуть выше своей головы. Вы играете немного, знаете в этом толк и не размениваетесь на шелуху.
В этом случае мои советы вам не нужны, со временем вы сами для себя примете решение. Ну а пока, виртуальная система начального или среднего уровня станет неплохим и, главное, современным подарком для ваших детей. Не лишайте их удовольствия прикоснуться к чему-то новому. Как и вы когда-то - они ровесники новых технологий.
***
Многие аналитики прочат новому поколению систем виртуальной и дополненной реальности большое будущее и ключевую роль в развитии информационных технологий, и с этим сложно спорить, хоть раз почувствовав вкус виртуальности.
Тем не менее, современные VR-системы все еще не лишены недостатков, и им только предстоит заслужить место в сердцах и умах пользователей.
Мы будем внимательно следить за развитием событий в этой области и сообщать вам обо всем заслуживающем внимания. Тем более, что уже 15 марта нас ждет множество новой информации от компании Sony, по поводу PlayStation VR - третьей VR-системы высшего уровня, ожидающейся к выпуску в 2016 году.
Возможно, именно PlayStation VR удастся удовлетворить пользователей как стоимостью и удобством использования, так и качеством контента, став промежуточным звеном между системами среднего и высшего уровней.