Age of Wonders 4 — достойная глобальная стратегия для олдов и молодого поколения геймеров
С играми-династиями происходит нечто странное. Если сиквелы после оригинала разрабатываются достаточно оперативно — для закрепления финансового успеха после первой игры, то дальше обычно наступает пауза. И длиться эта пауза может достаточно долго. И вот выходит третья часть. Уже целое поколение геймеров к этому моменту успевает вырасти, и зачастую их смена третью игру в серии воспринимает прохладно. У олдов уже времени нет на долгие игровые сессии, да и “раньше всегда было лучше” тоже никуда не девается. В итоге наступает еще одна пауза, которая может длиться даже десятилетие.
Обычно, так завершаются трилогии. Я специально не стал упоминать названия игр, уверен, каждый из вас сам вспомнит пару-тройку тайтлов с подобной историей. Но игры-династии на трех частях не останавливаются. Возможно, это будут спин-оффы, или как это нынче модно говорить, “вбоклеры” (ужасное слово, на мой взгляд). Но сама по себе серия вряд ли канет в Лету. И однажды приходит время появиться четвертой номерной части. И эта игра уже будет совсем для другого поколения игроков — тех, кто с франшизой ранее не был знаком. Так случилось и со стратегической серией Age of Wonders, четвертая часть которой спустя девять лет после AoWIII скоро появится на прилавках. Случится это уже 2 мая. Получилось ли у Triumph Studios достойно продолжить легендарную серию? Давайте разбираться.
Сюжет
История мира рассказывает о древних королях-чародеях, могущественных и величественных. Всю свою жизнь они проводили в поисках неведомой и забытой магии, наделяющей владельцев божественной мощью и возможностями. Подобное не может пропасть бесследно во времени. Движимые могучей волей, короли решили пробудиться спустя много лет и прибрать все в мире к своим рукам. Вам, естественно, такое счастье даром не надо. Но именно от ваших решений, которые будут приниматься в течение игры, будет зависеть судьба населяющих этот мир народов. Ведь все расы едины в стремлении стать самыми важными и подчинить своей воле других.
Вы вольны выбирать между несколькими готовыми сценариями разного уровня сложности, или создать собственный мир, уделив внимание тем аспектам, которые вам хотелось бы видеть, вроде игровых фракций, количества участников, размера карты и все такое прочее. Некоторые миры являются сюжетными, и если вам интересна история Age of Wonders 4, то само собой на них стоит обратить самое пристальное внимание, тем более, что они лучше всего подходят для новичков, постепенно погружая вас во все тонкости игрового процесса.
Разработчики даже добавили удобную систему всплывающих подсказок, подобную которым вы могли видеть в недавней стратегии от Paradox Victoria 3. Благодаря им, вы детально сможете вникнуть в любой геймплейный аспект.
Геймплей
Определившись со сценарием, переходим к выбору фракции. Их девятнадцать. Еще раз, но цифрами — 19! За каждой стоит свой герой-представитель. А если вдруг вам этого покажется мало, то никто не запрещает создать собственную нацию! Можно создать какой-нибудь стереотипный вариант, вроде “благородных светлых эльфов” Толкина, а можно пойти во все тяжкие, и сделать народ каких-нибудь боевых жаб, которые предпочитают воевать верхом на единорогах и при этом отлично приспособлены к жизни в пустыне.
Согласитесь, подобная свобода с первых же минут восхищает. Но все-таки лучше эксперименты делать уже после понимания основных механик и нюансов. Так что для старта я выбрал сексуальную Рыжеволосую Кариссу, которая управляет одержимыми орками. Стопроцентное попадание в мои изысканные вкусы.
И вот, вы оказываетесь на глобальной карте, на которой и будет происходить вся движуха. Получив стартовую магию и общее описание вашей фракции, пора приступать к подчинению всех и каждого своей воле. Игра началась.
Если вы вдруг не знакомы с серией Age of Wonders, то я вкратце введу в курс дела. Перед вами подвид стратегических игр, которые именуются 4X — eXplore, eXploit, eXpand и eXterminate. На русском языке это звучит как “изучай”, “расширяй”, “эксплуатируй”, “уничтожай”. Карта представляет собой большую территорию разнообразного ландшафта, которая поделена на отдельные клетки-гексы. Победы можно достичь несколькими способами, но в целом они сводятся к трем вариантам:
- Военная экспансия. Тут все просто — постройте самую могущественную армию, и докажите врагам, что они не правы. Неважно в чем — во всем!
- Дипломатия. Это та самая политика, в которой “любому честному человеку (или жабе) делать нечего”. Интриги, подкупы, союзы, предательства и вот это вот все.
- Магическая доминация. Тут вам нужно стать самым-самым могущественным магом. И все остальные непременно сдадутся в надежде на вашу милость.
Это если объяснять грубо и просто. Конечно, игра во многом зависит от выбранного вами уровня сложности, да и определенные расы более тяготеют к тому или иному виду деятельности, но в целом, каких-то серьезных ограничений вы в игре не встретите. И это, на самом деле, одновременно и хорошо, и не очень — несмотря на такое вот народное разнообразие, значимой разницы между ними не много.
Если вы раньше играли в глобальные стратегии, то основная механика в Age of Wonders 4 вам будет знакома. Развиваем свой город путем исследований и строительства, собираем и производим ресурсы, расширяем подотчетную территорию, встречаем другие фракции, знакомимся с ними и решаем, что делать дальше.
По пути вам придется принимать трудные решения, которые чаще всего будут иметь последствия. Существует огромное количество ресурсов, которыми нужно управлять: знания, мана, еда, производство, золото и другие. У каждого есть свое применение и цель, и со временем они становятся второй натурой. Знания используются для строительства, мана — для произнесения заклинаний (это тут местные технологии), еда — для счастья ваших граждан, а золото имеет универсальное применение.
Следующий важный аспект Age of Wonders 4 — это боевая система. В отличие от коллег по жанру (привет, “Цивилизация”), в боях вам придется принимать непосредственное участие. Само сражение напоминает “Героев” — у юнитов есть несколько параметров, от атаки до инициативы. И в зависимости от последней выстраивается очередность ходов ваших юнитов и войск противника. В конце сражения бойцы получают опыт и растут в уровнях, открывая новые возможности и прибавляя в характеристиках. Так что разбрасываться бойцами-ветеранами не стоит — как известно, “один десантник стоит пяти пехотинцев”. Конечно, есть возможность оставить битву на потеху ИИ, и сразу получить результат, но сами понимаете — компьютер о ваших солдатах не станет заботиться.
Прежде чем вступать в битву любого типа, наведите указатель мыши на врага, чтобы узнать, каким будет вероятный результат. После этого вам необходимо принять решение, вступать в бой или избежать его. Ручной бой — это действительно весело, и временами кажется, что это совершенно другая игра. Ваш отряд-герой может использовать заклинания, которые могут поджечь поля или заморозить отряды на месте. Схватка неплохо детализирована, так что не скоро вам наскучит это развлечение. В случае падения вашего героя, он может попасть в тюрьму (потом его можно выкупить, но он будет без снаряжения) или погибнуть. К слову, герой также развивается и растет в уровнях. А чтобы это происходило быстрее, на карте вы будете встречать побочные задания, после выполнения которых вас наградят всякими полезностями и опытом.
А вот с дипломатией получилось не так интересно, как с войной. Фактически, у вас есть только договор о ненападении и обмен ресурсами в случае союза. Если у вашей фракции моральные ценности совпадают с другим народом, то вы подружитесь. Если же нет, то, скорее всего, будете враждовать. Нейтральные города так вообще очень легко подкупать ресурсами, и через несколько ходов они уже рады стать частью вашего государства. Отсюда и очевидный, но не самый радужный вывод — кроме войны, в игре делать нечего. Зато война в Age of Wonders 4 реализована отлично!
Финальный аспект развития вашего народа — приверженность. Это что-то вроде “культурного кода”, который зависит от выбранных томов магии (развивать все сразу смысла нет, лучше сделать упор на чем-то одном, но максимально), а также (в меньшей степени) от предрасположенности вашей расы. Повышая параметр авторитета за счет развития городов и строительства, вы можете тратить его на рост приверженности.
По итогу
Вот таким вот миксом различных механик и даже толики ролевой игры получилась четвертая часть Age of Wonders. Игра проста в освоении, хотя и достаточно глубока в нюансах. Да, пусть дипломатический путь получился совсем уж блеклым, а пока что интерес вызывает лишь военная доминация, но, с учетом того, что в игру можно играть по сети, это неплохо. Зато четко видно, в каком направлении стоит развивать игру дальше.
Я специально не выделял отдельно графическую и музыкальную части, так как для стратегического жанра они стоят далеко не на первом месте. Но и тут у Age of Wonders 4 все хорошо — картинка в меру детализирована и приятна для глаза, а музыка и звуки не раздражают.
В целом, подводя итог, я уверен, что разработчики справились с задачей познакомить современных геймеров с серией, в которую играли их родители. Ну а олдам будет просто приятно потратить часок-другой в хорошей глобальной стратегии.