[ГоХаниме] Прошлое и будущее голливудских адаптаций аниме: «Наруто», Sword Art Online, «Ковбой Бибоп»...
Есть ли свет в конце туннеля?
Манга, ранобэ и аниме - явления ныне привычные по всему миру, однако у них есть и другая сторона. В Стране восходящего солнца популярные истории предстают и в не столь привычном для западного мира формате экранизаций с живыми актерами. В каких-то случаях, взять хотя бы один из лучших образчиков - «Бродягу Кеншина», смотрятся фильмы совершенно органично, но при переходе в плоскость фантастики и фэнтези скатываются в некоторый сюрреализм. Что обусловлено куда более скромным бюджетом и возможностями. Так или иначе, японский кинематограф не пользуется особым спросом за пределами страны.
Но мимо столь перспективного направления не смог пройти и Голливуд, особенно на фоне затянувшегося кризиса идей и скатывания в дебри ремейков и перезапусков. Если с финансированием проблем нет, то возникает новая проблема - адаптация первоисточника под западную аудиторию, да так, чтобы не только удовлетворить поклонников, но и заинтересовать широкую аудиторию, зачастую с оригиналом и не знакомую. Т. е. имеется классическая задача о двух стульях.
За примерами далеко ходить не надо: в 2017 году вышли «Призрак в доспехах» от Paramount Pictures и «Тетрадь смерти» от Netflix. Обе ленты, что в общем-то типично для любых экранизаций, подверглись изрядной критике, разразившейся еще до премьеры. Тут стоит выдохнуть и сделать ремарку: в отрыве от оригинала оба фильма вполне себе неплохи (хотя, если сравнивать со «Звездными войнами» Абрамса, то и последняя «Обитель зла» ничего).
По крайней мере, если абстрагироваться и воспринимать их как нечто по мотивам. Однако сравнения с первоисточниками картины, конечно же, не выдерживают, так что выехать на фанатах не вышло. А из-за отсутствия размаха, скажем, «Мстителей: Финал», безудержного и зрелищного экшена в духе «Джона Уика» или актерской игры уровня Хоакина Феникса или Леонардо ДиКаприо не зацепили фильмы и рядового зрителя, для которого названия «Призрак в доспехах» или «Тетрадь смерти» ничего не значат.
Отдельно стоит вопрос кастинга. Действие «Тетради смерти» просто перенесли в США, достаточно интересно адаптировав сюжетную линию, так что на полноценную экранизацию картина изначально не тянет. Тем не менее, от чернокожего L большинство выпало в осадок. Кстати, сиквел у Netflix все еще в планах. Но, само собой, куда больше досталось мерзким белым расистам, выбравшим на роль Кусанаги Мотоко Скарлетт Йоханссон (изначально Майора должна была сыграть Марго Робби, которая в итоге предпочла Харли Квинн и «Отряд самоубийц»). Досталось и актрисе, которая весь фильм ходила с одним выражением лица. Такое чувство, что мы говорим не о суровом полном киборге из киберпанк-вселенной, а о Маске или Джокере. Вот лишь бы придраться к чему-нибудь.
Многие свято верят, что в адаптациях манги и аниме должны играть азиатские актеры. Только вот ряд нюансов никто не отменял. Во-первых, простой американский зритель зачастую не хочет смотреть на каких-то там безымянных японцев. Нет, в Стране восходящего солнца есть талантливые актеры, но факт остается фактом, простая психология. Хотя на азиатском рынке, который нельзя сбрасывать со счетов, сборы могут и вырасти. Во-вторых, часто в кинотеатры люди идут не на конкретный фильм, а чтобы посмотреть на любимого актера. Вот взлетел бы «Джон Уик» без Киану Ривза? Нет. В-третьих, ну и часто в манге и аниме вы видите азиатов? Нет, серьезно. Ни для кого не секрет, что образы персонажей зачастую европеизированы в той или иной мере. Так что будем реалистами.
Между тем Голливуд готовится к новой волне адаптаций. Увы, «Акира» вновь отложен на неопределенный срок, да и каких-либо деталей пока нет. Хотя хочется верить, что Тайка Вайтити и на этот раз сможет не ударить в грязь лицом. Однако Warner Bros. уже 18 лет не может начать съемки, так что… Среди кандидатов на главные роли мелькали Эндрю Гарфилд, Роберт Паттинсон, Майкл Фассбендер, Крис Пайн, Джастин Тимберлейк, Хоакин Феникс, Гэри Олдмен, Хелена Бонэм Картер, Кристен Стюарт, Пол Дано и Кира Найтли. Кстати, аниме Отомо Кацухиро недавно выпустили в 4К.
А Paramount, Bad Robot и Toho работают над «Твоим именем» Синкая Макото. Действие перенесут в Америку, а меняться телами будут парень из Чикаго и девочка-индианка. Сценарий напишет Эрик Хайссерер («Прибытие»), а режиссерское кресло займет Марк Уэбб («Новый Человек-Паук»).
Перейдем к более интересным пунктам меню. Недавно инсайдер Дэниел Рихтман напомнил об экранизации «Наруто» под руководством Майкла Грэйси («Величайший шоумен») и при участии Кишимото Масаши. Категорически не представляю себе лайв-экшен «Наруто». Потянет ли Lionsgate такое количество трюков и спецэффектов? Сложно избавиться от чувства, что все заглохнет после первого же фильма, если вообще дойдет до съемок. Хотя подбор актеров на главные роли стартовал: Наруто, Саске и Сакуру должны сыграть подростки-азиаты, не планируют брать европейцев на роли Какаши и злодея (судя по всему, Орочимару).
Но главным источником адаптаций станет Netflix. В начале года стало известно о запуске в производство One Piece. Как именно перекрутят сюжет перевалившей за 96 томов манги о похождениях Манки Д. Луффи и Пиратов Соломенной Шляпы, чтобы угнаться за историей 10-серийными сезонами, остается лишь гадать. Сценарий первого уже написан под присмотром Оды Эйичиро, кастинг начнется в июне, а съемки - в сентябре в Кейптауне, ЮАР (к счастью, коронавирус задержал начало процесса всего на месяц).
Та же студия Tomorrow еще в октябре приступила к съемкам «Ковбоя Бибопа», однако и двух недель не прошло, как они были прерваны из-за серьезной травмы исполнителя главной роли. Так что работа над обеими экранизациями, вероятно, будет идти параллельно. В данном случае Netflix в своем репертуаре: хотя Спайка Шпигеля играет Джон Чо, дальше подбирать азиатов не стали, остановив выбор на Мустафе Шакире (Джет Блэк), Даниэлле Пинеде (Фэй Валентайн), Алексе Хэсселле (Вишеса) и Елене Сатине (Джулия).
А фанаты пусть будут благодарны за то, что Эйна играет корги, а не китайская хохлатая. Пилотный эпизод поставит Алекс Гарсия Лопез («Люк Кейдж», «Сорвиголова») по сценарию Кристофера Йоста («Тор»), а создатель аниме Ватанабе Шиничиро выступает в качестве консультанта. Приятно, что с авторами хотя бы советуются. Вдвойне приятно, если к рекомендациям еще и прислушиваться будут.
Ну и десерт - Sword Art Online. Skydance начала работу над шоу еще в 2016 году, доверив сценарий Лаэте Калогридис («Александр», «Остров проклятых», «Видоизмененный углерод», «Алита: Боевой ангел»). Однако в 2018 году права оказались у Netflix. С одной стороны, пока никаких подробностей, с другой - такие лицензии не покупают про запас. Из SAO вполне может при грамотной реализации выйти нечто уровня «Ведьмака», но именно в реализацию все и упирается.
На компьютерную графику у Netflix, обошедшего по стоимости Disney, денег хватит, но станет ли сериал вольной адаптацией, действие которой развернется в США, как это было с «Тетрадью смерти», или авторы будут следовать сюжету ранобэ Кавахары Реки и abec? На самом деле, оба варианта имеют право на жизнь, но второй предпочтительнее. Многое будет зависеть и от актерского состава, а точнее, исполнителей ролей Кирито и Асуны. И далеко не факт, что изначальный план взять азиатов будет оптимальным. Однако от Netflix можно ждать чего угодно.
Так что в обозримом будущем зрителей ждет еще несколько культовых историй, знакомых по аниме, но переложенных на лайв-экшен. Будет ли хоть одна их них успешной? Покажет лишь время.