Конан и Роберт Ирвин Говард - самый известный варвар и отец героического фэнтези
В преддверии выхода новой стратегии в сеттинге сурового мира Хайбории, продолжаю цикл статей об этой интересной вселенной и ее героях. В прошлом выпуске я уже касался собственно самой Хайборийской эры и мира, в который пришел отважный киммериец. Сегодня же мы поближе познакомимся с самим Конаном и тем, кто подарил ему жизнь на страницах своих книг - его создателем.
С него мы, пожалуй, и начнем. Роберт Ирвин Говард был довольно неоднозначной личностью. Прожив на свете всего тридцать лет, он смог стать основоположником целого жанра героического фэнтези, а его персонаж Конан - одним из самых узнаваемых образов фэнтези литературы. Родился мастер 22 января 1906 года в семье сельского врача Мордекая Говарда в небольшой деревне Пистер, штат Техас. Первые несколько лет жизни семья Говарда часто переезжала, меняя место жительства, пока не осела в деревне Кросс-Плейнс, где автором был написан первый приключенческий рассказ “Копье и клык”. Мать Роберта Говарда, Эстер Джейн Ирвинг, очень сильно повлияла как на его жизнь, так и творчество, и оставила свой неизгладимый след в его судьбе.
Сам же писатель успел за свою недолгую жизнь поработать на приемке вещей в химчистке, стенографистом, почтовым служащим и бухгалтером. Как истинный техасец и житель юга, Роберт Говард обожал оружие, носил его всегда при себе, за что получил прозвище «Two-Gun Bob» (рус. «Боб с двумя пистолетами") и по убеждениям был довольно явным расистом.
В конце лета 1927 года он возвращается в Кросс-Плейнс и начинает заниматься писательской деятельностью. В 1933 году у Говарда начинаются близкие отношения с Новалин Прайс, которая впоследствии выпустила книгу мемуаров о нем, и также в 1930 году Роберт Говард начинает дружественную переписку с Говардом Лавкрафтом. Они очень долго и плодотворно общались и внезапная смерть Говарда очень сильно ударила по Лавкрафту, который смог пережить друга всего на девять месяцев.
Как уже говорилось ранее, очень большое значение в жизни Говарда имела его мать. Именно Эстер (в девичестве Ирвинг) Говард и привила своему сыну любовь к литературе, всячески поддерживала его творческие начинания и была самым близким человеком. Летом 1936 года, после серьезной операции мать Говарда впадает в кому. Роберт вместе с отцом и друзьями все это время оставались дежурить в больнице. Писатель страдает от бессонницы, злоупотребляет крепким кофе и все сильнее впадает в депрессию. Утро 11 июня стало роковым. Получив новость, что матери больше нет, Роберт Говард вышел на улицу, сел в свой автомобиль и достав из бардачка пистолет, выстрелил себе в голову. Быстро прибежавшие на шум отец и находящийся поблизости врач спасти писателя не смогли.
Так, в возрасте всего 30 лет из жизни ушел Роберт Ирвин Говард, писатель, подаривший нам одну из знаковых фентезийных вселенных Хайборию. Человек, придумавший и воплотивший на страницах книг Конана-варвара, предка Конана короля Валузии Кулла-завоевателя, бесстрашного пуританина Соломона Кейна, вождя пиктов Брана Мак-Морна, ирландского воителя и приключенца Турлога О’Брайана и человека, помнящего свои прошлые жизни Джеймса Эллисона. За свою жизнь Роберт Говард успел написать около двадцати произведений о Конане. Точное их число разнится из-за того, что после смерти автора продолжатели то дробили рассказы, то сливали их вместе при переизданиях. Весьма неплохие произведения имеются у Говарда и в жанре ужасов. Внимание заслуживают и произведения в жанре вестерн и многие другие. Но визитной карточкой писателя, конечно, остается в сознании массового читателя именно Конан-варвар.
Что вдвойне забавно, ведь поначалу Конан был банальной переделкой одного из рассказов Говарда о Кулле-атланте, короле Валузии. Но постепенно варвар стал обретать свое лицо и даже прогрессировать как личность. Довольно сложно проследить хронологически жизненный путь Конана, ведь, по словам самого Говарда, он намеренно писал цикл рассказов так, чтобы усложнить выстраивание цельной хронологической цепочки. Конан приходит ко мне и рассказывает свои истории у костра, как старому другу, а вы знаете, что воины не всегда рассказывают байки о своих похождениях по порядку.
Но даже в этих восемнадцати произведениях явно прослеживается линия развития персонажа. В самом начале молодой Конан еще отчасти наивен, но при этом обладает пытливым умом, ловок и весьма силен. Он с жадностью впитывает новые знания и осваивает новые навыки. Он не герой без страха и упрека, в достижении своей цели он не брезгует запачкать руки, и не останавливается перед нарушением закона, но обладает своим варварским кодексом чести. Обожает красивых женщин и выпивку, из-за чего попадал во множество передряг.
Конан умудрился посетить в своих путешествиях практически все страны Хайбории и научился писать и читать практически на всех языках. Мастерски орудует разными типами оружия и вопреки фантазии художников, не так часто бегал в набедренной повязке и меховых трусах, предпочитая удобную одежду и доспехи, разнящиеся от его положения в обществе и страны пребывания. Он имеет очень сильную харизму и практически всегда собирает вокруг себя людей, будь то гвардия цивилизованного государства, или дикие кочевники с безбашенными неграми-пиратами.
Взрывной нрав и безудержная тяга к жизни, помноженная на варварскую выносливость и острый ум, частенько помогали Конану находить выход из почти безвыходных ситуаций. В конце-концов он таки находит свое королевство и изначально будучи номинальной фигурой в мятеже, восходит на трон, по большей части забавы ради. Но постепенно мудреет, ощущает всю меру ответственности монарха за своих подданных и становится великим правителем, серьезно укрепив свою державу, которую впоследствии пролюбят его потомки. Сам же, как и положено настоящему герою, однажды почувствовав надвигающуюся старость, просто отправится на корабле в закат, оставив державу на своего сына Конна, чтобы стать героем легенд и преданий. И еще долго люди будут передавать из уст в уста рассказы о Конане Великом, давшем начало целой эпохе.
Вообще, глядя на развитие Конана и его эволюцию, в том числе и по убеждениям, можно отлично проследить и изменение взглядов и идеалов самого автора, ибо очень многое в образе киммерийца Говард черпал из собственной личности.
После смерти Роберта Говарда популярность Конана не уменьшилась и за дело взялись продолжатели. Свои силы в продолжениях саги испробовали Л. Спрэг де Камп и Л. Картер, Роберт Джордан и многие другие. Ближе всего к оригиналу удалось приблизиться, по моему мнению, именно Спрэгу де Кампу.
Рассмотрим же поближе произведения Роберта Говарда и последователей. Так сказать, наследие.
Сага о Конане:
- Феникс на мече (англ. The Phoenix on the Sword, 1932) — рассказ, переработано из рассказа «Сим топором я буду править!» о Кулле.- Алая цитадель (англ. The Scarlet Citadel, 1933) — рассказ- Башня Слона (англ. The Tower of the Elephant, 1933) — рассказ- Чёрный колосс (англ. Black Colossus, 1933) — рассказ- Ползущая тень (англ. The Slithering Shadow, 1933) — рассказ- Омут чёрных дьяволов (англ. The Pool of the Black One, 1933) — рассказ- Сплошь негодяи в доме (англ. Rogues in the House, 1934) — рассказ- Тени в лунном свете (англ. Shadows in the Moonlight, 1934) — рассказ- Королева чёрного побережья (англ. Queen of the Black Coast, 1934) — рассказ- Люди Чёрного Круга (англ. The People of the Black Circle, 1934) — повесть- Родится Ведьма (англ. A Witch Shall Be Born, 1934) — рассказ- Сокровища Гвалура (англ. Jewels of Gwahlur, 1935) — рассказ- За Чёрной Рекой (англ. Beyond the Black River, 1935) — повесть- Демон из железа (англ. The Devil in Iron, 1935) — рассказ- Тени Замбулы (англ. Shadows in Zamboula, 1935) — рассказ- Час дракона (англ. Hour of the Dragon, 1935) — роман- Хайборийская Эра (англ. The Hyborean Age, 1936) — эссе с описанием начала и конца Хайборийской Эры- Гвозди с алыми шляпками (англ. Red Nails, 1936) — повесть
Доработаны и опубликованы посмертно:
- Бог из чаши (англ. The God in the Bowl, 1952) — рассказ, отредактирован Л. Спрэг де Кампом- Дочь ледяного гиганта (англ. The Frost Giant’s Daughter, 1953) — рассказ, переработан Л. Спрэг де Кампом- Сокровища Траникоса (англ. The Treasure of Tranicos, 1953) — повесть, соавтор: Л. Спрэг де Камп (авторское название «Чёрный чужеземец»)- Барабаны Томбалку (англ. Drums of Tombalku, 1955) — рассказ, соавтор: Л. Спрэг де Камп- Окровавленное божество (англ. The Blood-Stained God, 1955) — рассказ, переработан Л. Спрэг де Кампом- Дорога орлов (англ. The Road of the Eagles, 1955) — рассказ, переработан Л. Спрэг де Кампом- Кинжалы Джезма (англ. The Flame Knife, 1955) — повесть, переработана Л. Спрэг де Кампом- Ястребы над Шемом (англ. Hawks over Shem, 1955) — рассказ, переработан Л. Спрэг де Кампом- Долина пропавших женщин (англ. The Vale of Lost Women, 1967) — рассказ- В зале мертвецов (англ. The Hall of the Dead, 1967) — рассказ, соавтор: Л. Спрэг де Камп- Рука Нергала (англ. The Hand of Nergal, 1967) — рассказ, соавтор: Лин Картер- Волки по ту сторону границы (англ. Wolves Beyond the Border, 1967) — рассказ, соавтор: Л. Спрэг де Камп (единственное произведение, где Конан не появляется, а только упоминается)- Морда во тьме (англ. The Snout in the Dark, 1969) — рассказ, соавторы: Л. Спрэг де Камп, Лин Картер
Король Валузии Кулл-атлант
- Королевство теней (англ. The Shadow Kingdom, 1929) — рассказ- Зеркала Тузун Туна (англ. The Mirrors of Tuzun Thune, 1929) — рассказ
Доработано и опубликовано посмертно:
- Король и дуб (англ. The King and the Oak, 1939) — поэма- Алтарь и Скорпион (англ. The Altar and the Scorpion, 1967) — рассказ- Сим топором я правлю! (англ. By This Axe I Rule!, 1967) — рассказ, переписан Говардом в историю Конана «Феникс на мече».- Проклятие золотого черепа (англ. The Curse of the Golden Skull, 1967) — рассказ- Кошка Далькарды (англ. Delcardes' Cat, 1967) — рассказ, также известный как «Кошка и череп».- Изгнанник из Атлантиды (англ. Exile of Atlantis, 1967) — рассказ- Череп молчания (англ. The Skull of Silense, 1967) — рассказ, также известен как «Кричащий череп тишины».- Удар гонга (англ. The Striking of the Gong, 1967) — рассказ, отредактирован Лином Картером- Мечи пурпурного царства (англ. Swords of the Purple Kingdom, 1967) — рассказ- Чёрный Город (англ. Black Abyss, 1967) — рассказ, соавтор: Лин Картер- Предрассветные всадники (англ. Riders Beyond the Sunrise, 1967) — рассказ, соавтор: Лин Картер- Колдун и воин (англ. Wizard and Warrior, 1967) — рассказ, соавтор: Лин Картер
Странствия Соломона Кейна
- Под пологом кровавых теней (англ. Red Shadows, 1928) — рассказ- Черепа среди звёзд (англ. Skulls in the Stars, 1929) — рассказ- Перестук костей (англ. Rattle of Bones, 1929) — рассказ- Луна черепов (англ. The Moon of Skulls, 1930) — повесть- Холмы смерти (англ. Hills of the Dead, 1930) — рассказ- Ужас пирамиды (англ. The Footfalls Within, 1931) — рассказ- Крылья в ночи (англ. Wings in the Night, 1932) — рассказ- Возвращение Соломона Кейна (англ. Solomon Kane’s Homecoming, 1936) — поэма
Доработано и опубликовано посмертно:
- Одно чёрное пятно (англ. The One Black Stain, 1962) — поэма- Клинки братства (англ. Blades of the Brotherhood, 1968) — рассказ- Погибший друг (англ. The Return of Sir Richard Grenville, 1968) — поэма- Десница судьбы (англ. The Right Hand of Doom, 1968) — рассказ- Замок дьявола (англ. The Castle of the Devil, 1968) — рассказ, соавтор: Рэмси Кэмпбелл- Ястреб Басти (англ. The Hawk of Basti, 1968) — рассказ, соавтор: Рэмси Кэмпбелл- Дети Ашшура (англ. The Children of Asshur, 1968) — рассказ, соавтор: Рэмси Кэмпбелл- Чёрные всадники смерти (англ. Death's Black Riders, 1968) — рассказ, соавтор: Фред Блоссер. В 2002 году издан этот же рассказ, дописанный К. Дж. Хендерсоном.
Как видим, творчество Роберта Ирвина Говарда было весьма обширным в жанре фэнтези, и невозможно отрицать его заслуг в создании целого жанра - героики. Кто знает, возможно, получи автор больше признания и не случись беда с его матерью, может быть свет увидели новые рассказы и приключения могучего киммерийца бы продолжились. Но история не знает сослагательного наклонения и мы можем лишь верить, что однажды вселенной Хайбории и Конану в частности повезет, и отважный киммериец снова отправится в свое полное опасностей путешествие длиною в жизнь, на этот раз на экранах наших компьютеров и это будет игра, достойная своего первоисточника.
А на этом я с вами прощаюсь. С вами предавался воспоминаниям ваш Гаррук, берегите близких и играйте в хорошие игры.
P.S. Третья часть, посвященная играм о Конане, появится в ближайшее время.