Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить. Часть 2
Продолжаем разговор о фантастике в СССР
Алоха, народ! Капитан Дитрум на мостике. Перед вами вторая часть статьи, посвященной лучшим фантастическим фильмам, снятым в СССР. Сегодня мы вместе с роботами полетим через тернии к звездам, где одинокий сталкер бродит по Зоне, пытаясь найти свое счастье. По пути взглянем на миры, сожженные взрывами атомных бомб, и немного помечтаем о будущем.
Приятного чтения и просмотра.
Дознание пилота Пиркса
Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против. Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, где экипаж будет состоять из роботов.
Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью. Недоброжелатели из корпорации опасаются, что мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают свои меры.
Дополнительная информация о фильме:
«Дознание пилота Пиркса» — советско-польский кинофильм 1978 года режиссера Марека Пестрака по повести Станислава Лема «Дознание» из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе». Сюжет картины исследует проблему «человек или машина?». Съемки проходили по всему СССР, включая 2—3 месяца в павильоне
Год выхода на экраны – 1978
Жанр – научная фантастика
Режиссер - Марек Пестрак
Личные впечатления:
Я читал цикл рассказов о пилоте Пирксе, но, если честно, никогда не был ими впечатлен. Местами скучно, местами затянуто, местами банально. Да и сам главный герой мне не особо понравился. Единственный рассказ, который мне запомнился – это «Дознание», по которому собственно и снят фильм.
Пересмотрев его еще раз, не могу сказать, что впечатлен до глубины души, но все-таки съемочной группе удалось немножко раскачать образ Пиркса и добавить динамики в сюжет. Уже с самого начала фильм может похвастаться несколькими неплохими экшен-сценами, а также интригующей завязкой. Пилоту Пирксу поручают провести испытательный полет с экипажем, состоящим из человекоподобных роботов. Правда, уже непосредственно перед самым полетом ему сообщают, что в экипаже есть и настоящие живые люди. Сделано это для того, чтобы пилот Пиркс не смог отличить роботов от людей, и по окончании миссии дал объективную непредвзятую оценку их действиям.
В фильме довольно много съемок космических аппаратов, от пуска на земле до стыковки модуля-ракеты с основным кораблем на орбите. Кроме того, авторы смогли показать путешествие к Сатурну, запуск космических зондов и даже столкновение с метеоритами. Могу сказать, что для фильма 1978 года, сделанного в СССР, качество съемки и спецэффекты выглядят весьма неплохо.
Что касается сюжета – середина фильма немного «провисает». Авторы сценария и режиссер попытались в детектив, где пилот Пиркс пытается вычислить, кто из экипажа робот, но раскачать эту часть сюжета удалось только ближе к финалу. Как и рассказ, фильм поднимает моральную и этическую проблему создания человекоподобных роботов с искусственным интеллектом. Кроме того, авторы фильма пытаются ответить на вопрос, не таят ли в себе угрозу подобные роботы и как вообще они могут быть восприняты в нашем обществе.
Фильм снят довольно качественно для своего времени, сюжет довольно интересный и поднимает актуальные вопросы.
Весьма рекомендую к просмотру.
Через тернии к звездам
XXIII век. В таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль мертв. Среди погибших инопланетян исследователи случайно обнаруживают искусственного человека — девушку Нийю, обладающую уникальными способностями — она может мгновенно перемещаться в пространстве, длительное время обходиться без воздуха, одним лишь мановением руки может отбрасывать от себя людей и любые предметы…
Дата выхода на экраны – 1981 год
Жанр – научная фантастика, драма
Режиссеры - Ричард Викторов, Николай Викторов
Сценарий - Кир Булычев, Ричард Викторов
А тем, кому не спится,
Открою по секрету
Один удивительный факт.
Вот я считаю звезды,
А звездам счета нету,
И это действительно так.
Смотрите в телескопы и тоже открывайте
Иные миры и края,
Но только надо, чтобы хорошая погода
Была на планете Земля!
«Через тернии к звездам» - это один из самых известных фантастических фильмов, снятых в СССР. Даже само название фильма впоследствии стало крылатой фразой. В принципе, на мой взгляд, ничего другого от дуэта Ричарда Викторова и Кира Булычева не стоило и ожидать. Ричард Викторов снял дилогию «Отроки во Вселенной», кроме того, у него есть опыт в съемке драмы («Обелиск») и мелодрамы («Любимая»), элементы которых он добавил в фильм. Ну а Кир Булычев просто бесподобно пишет о космосе, иных мирах и цивилизациях. Поэтому у фильма такая запоминающаяся атмосфера.
Примерно половина фильма посвящена жизни Нийи на Земле. Благодаря этому мы можем видеть, как авторы сценария представляли жизнь людей в будущем. Просторные дома, много природы, телепорты, позволяющие быстро перемещаться на далекие расстояния, роботы в качестве обслуживающего персонала. Мало того, в фильме предсказали появление некоторых вполне современных гаджетов, например, в одной из сцен люди общаются по видеосвязи, используя для этого наручные часы.
Тогда это была фантастика, часть общей атмосферы фильма, а сейчас это уже реальность. Робот, который собирает упавший на пол мусор, тогда был фантастикой, а сейчас робот-пылесос уже реальность. Еще мне понравилось, как показали жизнь, общение и взаимоотношения людей будущего. За основу, конечно же, был взят образ советского гражданина,
а характеры и истории, скорее всего, дорабатывались Киром Булычевым, потому что именно ему присущи такие яркие и неординарные персонажи.
В современных фильмах часто любят показывать противостояние двух разных точек зрения, которое, фактически, толкает вперед конфликт, развивая его в разных направлениях. В фильме «Через тернии к звездам» ученые тоже спорят, одни считают найденную девушку опасной, другие не уверены, что она вообще человек, а специалист по контактам хочет поместить ее в обычную человеческую семью. Но при этом они не являются непримиримыми врагами, не спорят до ненависти и сорванных голосовых связок, они настаивают на своей точке зрения, но при этом готовы рассмотреть чужую. То есть, каждый готов взглянуть на проблему под другим углом для того, чтобы найти компромисс.
Семья специалиста по контактам поначалу принимает Нийю настороженно, но затем она становится для них своей. В отношениях появляются тепло, доброта и, что самое главное, сострадание. Хотя, я могу ошибаться, возможно важнее всего – понимание.
Ненавязчиво, на примере академика Пруля, кстати говоря, весьма колоритного и запоминающегося персонажа, нам показывают, что Земля давно уже установила контакты с другими расами в Галактике и за ее пределами.
Мало того, земные технологии помогают инопланетным братьям по разуму очищать их планеты от всех видов загрязнения. Кроме того, идет обмен знаниями, опытом, достижениями науки и техники.
На примере других миров фильм наглядно показывает, во что может превратиться Земля, если продолжать загаживать ее отходами. Мне запомнилась речь одного из героев:
- Мы утешали себя тем, что природа мудрая, что она сама найдет пути к спасению. Сегодня еще шумят наши леса и смеются наши дети, сегодня еще богаты наши недра и поют птицы. На наш век хватит, говорили мы. А вот не хватило – нет рек, нет зверей, исчерпаны недра, нет воздуха, каждый второй ребенок рождается уродом. Мы сами уничтожили свой дом.А сейчас, в 2019 году, уже вполне реальные земные дети рождаются с такими болячками, от которых волосы дыбом становятся. Это уже у нас полно загаженных мест, в которых живут только те, кому уже наплевать на собственную жизнь. И они умирают от рака, инсультов и инфарктов, иногда не доживая даже до 40 лет. Наши звери исчезают, а лесов становится все меньше.
Ну и конечно, важна фигура главного злодея. На его примере показано, что такая нелюдь будет всегда. И ведь все взято из реальной истории. Во Второй мировой войне были «туранчоксы», которые торговали и с Германией, и с СССР, и вообще со всей Европой, были те, кто поставлял материалы для постройки концлагерей и в то же время поставлял припасы в СССР. И вот такие люди, когда у нас станет нечем дышать, будут торговать воздухом. Даже если мы деградируем до уровня полуразумных обезьян, и будем словно крысы копаться в отбросах нашего бывшего мира, «туранчоксы» будут сидеть наверху кучи и пожирать самые лучшие куски, обрекая других на смерть.
В фильме подняты серьезные моральные и этические вопросы. Можно ли искусственно выращенного человека считать человеком, и кого вообще можно и нужно считать человеком? Имеет ли право одно разумное существо управлять другим, используя некие «центры подчинения»? Кстати говоря, фактически, оба вопроса как раз таки на тему терпимости и расизма в обществе. И они правильно заданы. Не так, как сейчас принято чуть что, орать и визжать так громко, чтобы услышал весь мир. И чаще всего этот ор нужен только тому, кто орет, плевать ему на чьи-то там права и отношение к кому-то - он хочет быть халифом на час. Получить свою порцию славы борца и защитника.
Самая важная поднятая в фильме проблема – это сохранение окружающей среды. Посмотрите на Дессу – это то, что ждет и нас.
«На наш век хватит, говорили мы…»
Сталкер
В некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры
Год выхода на экраны – 1979
Жанр – фантастика, философия, притча
Режиссер – Андрей Тарковский
Сценарий – Братья Стругацкие
ВНИМАНИЕ! В дальнейшем тексте содержится запредельное количество спойлеров, поэтому если вы вдруг не читали, или не смотрели – переходите к следующему фильму, а сюда не заглядывайте.
Личные впечатления:
Если честно, изначально я не собирался упоминать этот фильм. Причины тут просты, с одной стороны, в бесчисленных рецензиях, обзорах и отзывах на этот фильм столько налито ванили и доморощенной философии, что от этого тянет блевать. Очередное «нитакоекаквсе» любого пола, пришедшее во вконтактик, желая как можно сильнее выпендриться ставит себе на стену очень умные цитаты и пишет мнение о знаменитых произведениях, что-то типа:
«Шедевр Тарковского - это воистину Гениальный Фильм, он о Людях, о Судьбе, о Поиске. Я считаю, что ТАК может снимать только истинный Гений, перед которым нужно преклонить колени. Конечно же, не меньшая ЗАСЛУГА в этом братьев Стругацких, ВЕЛИЧАЙШИХ Фантастов СССР… Бла, бла, бла»
Главное – как можно больше слов с заглавной буквы, и капса много. Это подчеркивает важность сказанного и ум сказавшего. Интернет забит мнениями, рецензиями, посекундными разборами фильма в стиле «а что автор имел в виду». И не хочется скатываться вот в это вот, написанное высоким слогом, красивое и умное фуфло.
С другой стороны, есть книжная серия S.T.A.L.K.E.R (основанная на одноименной игре), где встречаются вообще чуть ли не прямые отсылки к Стругацким. И эта серия своими толстыми телесами оттеснила в сторону оригинальное произведение. У многих людей «Сталкер» ассоциируется с мужичком в фуфайке, с обрезом руках исследующим Зону. А Зона – это область, где произошла атомная катастрофа.
Нет, оригинальная игра S.T.A.L.K.E.R была отличной, авторы не скрывали, что при создании игры огромное влияние на них оказала книга братьев Стругацких «Пикник на обочине» и фильм «Сталкер». Вот только книжная межавторская серия, запущенная компанией, опошлила и убила все, что там было от Сталкера. Это полное беспросветное говно уровня школьного сочинения. Ну да, есть там пара неплохих книг, но не более.
***
Вот поэтому писать что-то о фильме «Сталкер» крайне сложно. Начать хочу с того, что «Пикник на обочине» и «Сталкер» - это разные произведения. Да, фильм основан на рассказе, но не более того. Давайте начнем именно с рассказа.
«Пикник на обочине» - это все же больше научная фантастика о первом контакте человечества с пришельцами. Причем контакте странном и до конца непонятном. Шесть необитаемых, смертельно опасных Зон по всей земле, оставшихся после посещения пришельцами Земли. Множество артефактов, странных и опасных, еще больше аномалий, для которых толком не смогли даже определения придумать. Мутации генов людей, посещающих Зону, и рождающиеся у них странные дети. Ничего не понятно, опасно и смертельно. И многие герои задаются вопросом – где собственно контакт? Почему с нами не говорят? И вот тут звучит центральная идея рассказа, она чудовищна и крайне унизительна для человечества, но, тем не менее, имеет право на существование:
— Нет, погодите, — сказал Нунан. Почему-то он чувствовал себя обманутым. — Но если вы таких простых вещей не знаете… Ладно, бог с ним, с разумом. Видно, здесь сам черт ногу сломит. Но насчет Посещения? Что вы все-таки думаете насчет Посещения?— Пожалуйста, — сказал Валентин. — Представьте себе пикник…
Нунан вздрогнул.
— Как вы сказали?
— Пикник. Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото— и киноаппараты… Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян…
— Я понял, — сказал Нунан. — Пикник на обочине.
— Именно. Пикник на обочине какой-то космической дороги.
Кроме того, по сюжету рассказа упоминается некий Золотой шар, который исполняет любые желания. И вот эта сюжетная линия была взята в качестве центральной для фильма «Сталкер».
Собственно говоря, в моем представлении фильм «Сталкер» - это скорее некая философская притча о стремлении людей к счастью. Где-то глубоко в Зоне есть комната, исполняющая самые потаенные желания человека, именно туда стремятся люди, приезжающие в городок, расположенный поблизости Зоны. Провести их туда может только Сталкер, то ли юродивый, то ли апостол новой веры, а может просто чудак, вечно нарывающийся на неприятности. В фильме нет спецэффектов, вообще нет никакого экшена, вырезаны все эти ловушки и диковинки, которые были в оригинальной книге. Да, подразумевается, что Зона опасна, да, Сталкер кидает гайки, чтобы выверить дорогу, но ощущение опасности и напряжение создаются скорее общей атмосферой, чем спецэффектами.
Отчасти этот фильм о дороге, которую проходит человек в поисках самого себя. Потерявший смысл жизни циничный писатель хочет понять, для чего это все и, может быть, вновь обрести вдохновение и смысл. Профессор боится этой комнаты и хочет ее уничтожить. А Сталкер обязан их туда провести.
Оставлю без комментариев бесподобную игру актеров. Тут почти нечего сказать – все просто идеально, точнейшее попадание в образы. Алиса Фрейндлих, несмотря на малое количество экранного времени, просто блистает в кадре. А финальная сцена с ней, на мой взгляд, вообще является шедевром. Ну и конечно, никто кроме Кайдановского не сыграл бы такого сталкера, эта роль в буквальном смысле создана для него, или он для нее.
По пути Профессор, Писатель и Сталкер много общаются между собой на самые разные темы, и в каждом таком диалоге или монологе заложена мощнейшая философия. В фильме вообще нет ни одного лишнего слова и ни одной лишней сцены. Чего только стоит один монолог Писателя:
И как человек творческий, я хорошо понимаю, о чем он говорит. И таких моментов много, очень много. Фильм не учит, как нужно жить, не навязывает никаких истин. Главные герои просто рассуждают на те или иные темы, которые близки всем нам, но при этом они не настаивают на своей правоте. Это их точка зрения, не более того. А что касается Сталкера – он должен их туда водить, должен до тех пор, пока кто-то не войдет все-таки в эту комнату, пока кто-то не поверит. Лично для меня его персонаж полностью раскрывается в одном единственном кадре:
На мой взгляд, важна не сама Комната, исполняющая желания, а путь к ней. Что же касается исполнения заветной мечты, на самом деле, в глубине души человек боится собственных желаний. В фильме рассказывают о таком человеке, который рискнул и вошел в комнату.
А знаете, кто взял на вооружение идею с неким артефактом или местом, выполняющим самые сокровенные желания человека? Лукьяненко, в своей книге «Линия грез». И в принципе он неплохо там эту идею развил, но все равно получился больше коммерческий продукт.
«Сталкер» - лучший фильм Тарковского. По признанию Стругацких, за свою жизнь им никогда не было так тяжело и сложно, как при работе над сценарием к фильму. Поэтому я считаю, что эту философскую притчу должен посмотреть каждый. Поверьте, среди всех этих диалогов и монологов обязательно найдется вопрос, который давно уже не дает вам покоя.
Кин-дза-дза!
Сюжет комедийной картины «Кин-дза-дза!» берет свое начало в столице в середине 1980-х. Владимир Машков, трудящийся прорабом на одной из строек, и представить не мог, во что выльется его, казалось бы, рутинный поход на обед. На улице он встретил молодого человека, который впоследствии окажется учащимся текстильного университета, и босого мужчину, утверждающего, что он — всего лишь гость на Земле, и прилетел сюда из другой галактики. Мужчина просит главного героя помочь ему с определением координат Земли, чтобы он вбил их в свою машину перемещения и сумел наконец вернуться на родную планету. Владимир не верит рассказу мужчины, более того — принимает его за умалишенного, и нажимает одну из кнопок на телепортационной машине. Уже в следующую секунду Владимир и юноша-студент оказываются в самом сердце безлюдной пустыни, но, не запаниковав и не растерявшись, они отправляются за помощью. И вскоре встречают местных жителей, что подтверждает слова босоногого незнакомца — они в самом деле перенеслись на другую планету.
Год выхода на экраны – 1986
Жанр – фантастика, трагикомедия, антиутопия
Режиссер - Георгий Данелия
Авторы сценария - Резо Габриадзе, Георгий Данелия
Интересная информация:
Песня «Ку. Ку. Ку. Ку. Ыыыыыы», которую громко поют Уэф и Би, а местные жители, желая, чтобы те скорее прекратили свое выступление, стучат по клетке и кидают в них песок, была создана специально для фильма. Для нее Гия Канчели сочинил мелодию, где использовались только две ноты. При записи музыки ее исполняли четыре человека: пианист и композитор Игорь Назарук издавал неприятные звуки на синтезаторе, режиссер Георгий Данелия играл на скрипке, профессиональный скрипач скрипел старым ржавым замком, а композитор Гия Канчели царапал бритвой по стеклу.
Личные впечатления:
Ку!
Говорить о культовых фильмах всегда сложно, поскольку о них уже столько всего сказано, написано и снято, что добавить практически нечего. Лично я стабильно пересматриваю этот фильм один раз в год, чаще всего в январе-феврале. Уж не знаю, почему так сложилось. И, казалось бы, сюжет уже известен, некоторые фразы и диалоги помнишь наизусть, а смотреть все равно интересно и смешно.
Мама, мама, что мы будем делать,
Когда настанут зимни холода?
У тебя нет теплого платочка,
У меня нет зимнего пальта!
Помните? В клетке, под ужасные звуки скрипки, не попадая не в одну ноту. Поначалу фильм выглядит как обычная приключенческая комедия, два советских гражданина, прораб дядя Вова и студент Гедеван встречают странного незнакомца, больше похожего на бомжа, а затем оказываются на другой планете. Единственная нестандартная и необычная деталь во всем этом – герои совершили путешествие в другую галактику не с помощью космического корабля, как это были принято показывать в те годы, а при помощи неизвестного телепортирующего устройства.
Впоследствии выясняется, что они попали на планету Плюк, находящуюся в Галактике Кин-дза-дза. Жители планеты похожи на людей, но при этом умеют читать мысли.
«Ты совсем дурак? Кто же на Плюке правду думает?» - помните эту фразу?
Сама планета сильно опережает Землю в техническом развитии, но при этом видно общее запустение. Нет флоры и фауны, нет морей, озер и океанов, вся планета – огромная пустыня. А техника сплошь изношенная и ржавая, постоянно дающая сбои. Кроме того, в глаза бросается деградировавшее население. Для общения им достаточно пары простых звуков, одеты неприхотливо, моются редко. Кроме того, сами за себя говорят нравящиеся им развлечения – достаточно пару раз показать язык, повертеть попой или попрыгать, чтобы вызвать волну одобрения. Все это вместе говорит о сильной деградации. Но тогда откуда у них такие технологии?
Впрочем, дядю Вову и Гедевана все это не сильно беспокоит, во чтобы то ни стало им хочется вернуться домой. Кстати, в фильме с юмором подошли к вопросу ценности денег. Как оказалось, на Плюке самой ценной валютой являются КЦ – обычные земные спички. Через призму этого авторы на самом деле продемонстрировали, что деньги не имеют никакой ценности. Ты можешь долго вкалывать, зарабатывая миллиарды, а в следующую секунду окажешься там, где одна спичка будет стоить дороже чем то, на что ты положил свою жизнь.
Устройство общества на Плюке немного напоминает Америку 50-х годов. Общество делится на «чатлан» и «пацаков». Пацаки на Плюке считаются людьми второго сорта и подвергаются дискриминации. Кроме того, существует расовая сегрегация. Пацаки могут выступать только в клетках, должны носить колокольчики в носу и приседать перед чатланами. Внутри это общество разделено еще сильнее – по цвету штанов.
«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!» - знаменитая крылатая фраза из фильма.
В фильме много юмора, причем самого разного – комедия положений, игра слов, поведение персонажей и вытекающие из него последствия. Но также, через комедию нам часто показывают трагизм происходящего. И тут уже не поймешь, смеяться или плакать.
Честно, я был удивлен тем, что авторы не остановились на комедии и трагикомедии, а пошли дальше, развивая и углубляя созданную ими же вселенную. Так мы узнаем, что некогда у пацаков была своя планета – Хануд, но она была полностью опустошена войной с Плюком, именно поэтому у пацаков такое низкое положение. Но и для Плюка война не прошла даром, технический прогресс остановился, население деградировало. Тут уже просматривается вполне серьезный посыл – в войне не бывает победителей, одинаково страдают обе стороны.
Местные артисты, пацак Би и чатланин Уэф, как и все население планеты не отличаются особыми моральными принципами, и помочь соглашаются только ради полной пачки спичек у дяди Вовы.
«Скрипач не нужен» - так они объяснили, почему выкинули скрипача посреди полета. «Зачем нам лишний рот?» Фраза, кстати, стала крылатой.
После множества приключений и комедийных ситуаций главные герои попадают на третью планету – Альфу. Там в идеальном мире живут идеальные люди, которые просят дядю Вову и Скрипача надеть маски, чтобы они не портили их прекрасный чистый воздух. Пацаков и чатлан жители Альфы презирают за обуревающие их страсти, и превращают в растения, считая, что так будет лучше. И вот это смешно и страшно одновременно, через трагикомедию зрителю показывают, насколько холодной и безжалостной может быть красота. И тут уже непонятно, кто хуже, чатлане и пацаки, практически уничтожившие друг друга в межпланетной войне, или идеальные жители Альфы.
«Кин-дза-дза!» хороший фильм, веселый, добрый и в то же время очень грустный. Лично я считаю его одним из величайших произведений советского кинематографа, не уступающим по значимости тому же «Сталкеру». Я уверен, что все вы его уже видели, но, никто кто ведь не запрещает пересмотреть фильм еще раз? Именно этим я вам и советую заняться.
Письма мертвого человека
В результате незапланированного ядерного взрыва на американской военной базе погибла большая часть населения. Кругом выжженные мертвые пространства, опустевшие города. Но в катакомбах и подвалах люди, среди которых — и дети, пытаются как-то наладить свой быт — и им это отчасти удается. Главный герой фильма — ученый Ларсен пытается понять причины происшедшего и найти духовную точку опоры, чтобы обрести надежду на выживание…
Год выхода на экраны – 1986
Жанр – постапокалипсис, фантастика, драма
Режиссер - Константин Лопушанский
Сценарий - Вячеслав Рыбаков, Константин Лопушанский, Борис Стругацкий, Алексей Герман
Немного дополнительной информации о фильме:
«Письма мертвого человека» - это дебют режиссера Константина Лопушанского. Фильм, снятый в СССР, быстро завоевал не только всесоюзную известность, но и несколько премий на кинофестивалях в Европе. Режиссер при помощи картины показал ужасные последствия ядерной войны для человечества. Кинолента получилась особенно острой и актуальной, так как ее выход практически совпал с катастрофой в Чернобыле.
И еще, не будем забывать, что в 1980-е годы все еще продолжалась гонка вооружений между двумя сверхдержавами. В работе над сценарием, помимо режиссера, участвовал также Борис Стругацкий. Изначально сценарий был значительно больше, но в процессе съемок его пришлось сократить.
Фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986—1987 гг., получил ряд наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. Получил Государственную премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.
Личные впечатления:
Человек всю жизнь врет, но перед смертью говорит правду! (с)
За наводку на фильм отдельное спасибо Skuchniy. Я этот фильм не смотрел и о его существовании даже не догадывался. А между прочим, снял его режиссер, который впоследствии снял фильм «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких, о котором я писал в первой части статьи.
Очень мрачный и тяжелый фильм. В нем показан не мифический мир постапокалипсиса, который наступит спустя сто, двести или тысячу лет после атомной катастрофы. Нет, в фильме показано самое ближайшее будущее. В результате ошибки были выпущены и взорваны ракеты – и никто не был к этому готов. Никакие менеджеры не предлагали купить место в Убежище 76, смешные человечки в синей форме не вещали с экранов как выжить после атомного взрыва. Все произошло внезапно, и как итог - миллионы трупов, опустевшие города, земли, превратившиеся в радиоактивную пустыню, отравленная вода и почва. Еще вчера у людей была работа, семьи, счет в банке, планы на покупку нового холодильника. Кто-то хотел ребенка, кто-то собирался сделать предложение, кто-то поссорился или только-только помирился. А уже сегодня случайные выжившие своими глазами наблюдали, как сгорают их дети, жены, мужья, вся их жизнь. Именно отсюда черпает свои истоки атмосфера обреченности и, собственно, название фильма - случайные выжившие уже считают себя мертвыми. Умерли их души, исчез смысл жизни.
И вот тут хочется сказать пару слов об актерах. Конечно, Ролан Быков бесподобен, но и остальным актерам удалось сыграть и отобразить на лицах и, что самое главное, во взгляде все то, что с ними произошло. Я в реальной жизни лично знаю человека, у которого погибли жена и дочь, пьяный водитель КАМАЗа въехал в их двор на полной скорости, обе погибли мгновенно. Вот у него был такой взгляд, мертвый. На меня смотрел человек, который еще дышит, двигается, что-то говорит, принимает соболезнования, но на самом деле он уже умер и ему все равно.
Вот такие герои фильма «Письма мертвого человека». Их актерская игра органично дополняет атмосферу фильма. Реально, при просмотре складывается впечатление, что все персонажи - это живые мертвецы, которые вынуждены в костюмах химзащиты и противогазах выходить на поверхность, устланную мертвецами, которых некому хоронить.
Нет никакой романтики в постапокалипсисе, нет загадочных аномальных зон, нет мутантов, нет мужичка в фуфайке, исследующего зараженные пустоши. А еще оставшимся у власти людям приходится делать чудовищный выбор – в единственное убежище пускают только здоровых, сильных, с семьями и т.д. Дети сироты, больные, инвалиды – всех оставят догнивать вместе с умершим миром. Просто потому, что нет ресурсов и сил тащить их на себе, наоборот, это они могут утянуть на дно остатки человечества. Страшный выбор, продиктованный целесообразностью и законом выживания.
Очень сильный момент в фильме, я бы даже сказал самый сильный – это кадры взрыва. В современных фильмах и даже играх нам пытаются показать некую, пусть и страшную, но красоту. В реальности – это разверзнувшийся ад и крики сгорающих заживо людей. Я все вспоминаю, с каким весельем в синематиках Fallout 76 герои воспринимали атомный взрыв.
Вы видите на этом лице хотя бы каплю веселья? Вот такими будут лица людей, когда они увидят, как взрываются ракеты над их головами. Я не знаю, что именно читает девочка шепотом на фоне кадров произошедшей катастрофы, но пробирает до костей. Одна из самых сильных сцен в кино, которые я видел. И, поверьте, атомному взрыву в «Терминаторе» до этого очень далеко. Там – зрелищность, здесь – реальность.
«Письма мертвого человека» - это не фильм ужасов. А скорее предостережение, поэтому он не лишен философии, ведь в подвалах музея выжили достаточно умные и образованные люди. Они пытаются понять, что же произошло, что будет дальше, и есть ли у человечества шанс? А поняв – уходят, кто-то - в могилу, кто-то - в общее убежище, где планируется построить новый мир.
«Идите, пока хватит сил, ибо пока человек в пути, всегда остается надежда» - фраза, которая мне больше всего запомнилась из фильма.
Конечно же, я рекомендую фильм к просмотру, иначе его бы здесь не было. Да, он мрачный, тяжелый, но при этом глубокий и сильный, заставляющий задуматься о важных для всех нас вещах.
Акванавты
"Быть впереди, но никогда не возвысить себя над человечеством" - таков девиз и присяга акванавтов-исследователей. В результате экспериментов профессора Керома матрица памяти его погибшей дочери Лотты оказалась в самолете, который в результате крушения затонул в океане, неподалеку от океанологической станции. А там свои проблемы: детеныш глубоководной рыбы - королевской манты - не дает покоя станции. Ученым предстоит раскрыть эту тайну...
Год выхода на экраны – 1980
Жанр – фантастика
Режиссер - Игорь Вознесенский
Авторы сценария - С. Павлов, И. Вознесенский
Личные впечатления:
Для меня этот фильм примечателен тем, что он посвящен не тайнам космоса, а загадкам нашего земного океана. Действие фильма целиком и полностью проходит на Земле, большая часть съемок проходила в Крыму. Фильм примечателен качественными подводными съемками, для которых был построен специальный подводный обитаемый модуль с иллюминаторами, обеспечивающими круговой обзор.
Мне не очень понравилась немного «рваная» манера подачи сюжета. Периодически фильм как-то быстро перескакивает с одной темы на другую, и связь не всегда очевидна. Кроме того, в общем-то неплохой, сюжет был довольно сильно скомкан, то ли ради хронометража, то ли изначально таким задумывался. Чувствуется в фильме некое слишком быстрое и не естественное нагромождение событий, причем в паре мест, я бы даже сказал, вопреки логике или без пояснения, как именно тот или иной предмет оказался в том месте, или почему произошло вот это событие.
Но при всем при этом фильм легкий, спокойный, можно даже сказать в каком-то смысле камерный. Его приятно смотреть лежа на диване и попивая хороший коньяк. Я бы даже сказал, что его так нужно смотреть.
Для меня стало неожиданностью, что такой, казалось бы легкий фильм, поднимает довольно серьезный вопрос – допустимо ли копирование воспоминаний человека на отдельный носитель? Ведь воспоминания несут отпечаток личности, эмоции, переживания. А что если вместе с ними копируется часть сознания? Имеем ли мы вообще право вторгаться в область разума и сознания? На эти вопросы придется ответить героям фильма.
Хороший легкий фантастический фильм для семейного просмотра. Очень рекомендую.
Планета бурь
На планету Венера отправляется первая советская космическая экспедиция из трех кораблей. При подходе к Венере один из кораблей гибнет. Экипажи двух других кораблей, среди которых находятся иностранец и робот «железный Джон», благополучно совершают посадку.
Две группы движутся по направлению друг к другу. При этом на орбите остается один корабль с космонавтом на борту. Прежде чем герои найдут друг друга и улетят на Землю, их застигнет извержение вулкана, они погрузятся на морское дно, встретят неведомых животных и достойно перенесут все психологические проблемы малых коллективов в экстремальных ситуациях
Год выхода на экраны – 1962
Жанр - фантастика
Режиссер - П. Клушанцев
Авторы сценария - Александр Казанцев, П. Клушанцев
Фильм снят по мотивам одноименной повести Александра Казанцева.
Личные впечатления:
Планета бурь спасибо за науку,
И за приют прими поклон земной.
Корабль ждет и путь у нас прямой,
Стучат сердца домой, домой, домой, домой – ребята.
Конечно же, я не мог обойтись без упоминания этого фильма, поскольку он был одним из первых советских фильмов, посвященных теме космических путешествий. Кроме того, в нем использовалась уникальная технология комбинированной съемки, которой на тот момент не было больше нигде в мире. Уж одно то, что право на прокат «Планеты бурь» приобрели 28 стран, многое может сказать о фильме. Кроме того, этот фильм оказал влияние на всю мировую кинофантастику и был признан одним из важнейших этапов в мировом фантастическом кинематографе. Но что там мир, главное, что он дал толчок для развития направления фантастических фильмов в самом СССР. Возможно, именно благодаря ему впоследствии появились такие фильмы, как «Туманность Андромеды», «Солярис», «Через тернии к звездам», «Москва-Кассиопея» и т.д.
В плане спецэффектов и показанных технологий фильм для того времени выглядел более чем хорошо. Я бы сказал, что равных ему не было. Съемки космоса, пейзажи Венеры, фантастические существа (похожие на динозавров), даже сцена боя с мелкими хищниками, похожими на тираннозавров - все выглядит очень хорошо. В то время подобные съемки были реальной инновацией в кинематографе.
А вот герои подкачали. В 1962 году было два популярных характера персонажей - рабочий и колхозница. Все мужчины в фильме – типичные рабочие, литейщики, крановщики или комбайнеры. Сними с них скафандр, помести за станок завода – подойдут идеально, даже диалоги сильно менять не придется. Причем выбран срез всех возрастов, от молодого поколения до среднего возраста и эдакого умного, все понимающего руководителя в летах, всегда готового помочь подрастающему поколению. «Директор колхоза и его подчиненные» - как-то так они выглядят. Ну и американец, в целом показан неплохо, да по фильму он явно моральным обликом проигрывает советским гражданам, но в целом, сейчас в 2019 году в РФ американцев пропаганда изображает куда хуже, не стесняясь в выражениях, угрозах и оскорблениях. В 1962 году СССР при съемке фильма отнесся к такому персонажу очень терпимо.
Примечателен робот, который путешествует вместе с американским космонавтом. Его играл мастер спорта Прудовский, потому что подобный костюм мог носить на себе только хорошо подготовленный атлет, и то недолго. Кроме того, американец слишком сильно полагается на робота, считая, что им можно заменить людей, но затем на собственном опыте он убеждается, что это не так. И не только убеждается, но и принимает позицию советских космонавтов, что техника должна дополнять людей, но не более того.
Помимо множества трудных испытаний и приключений, выпавших на долю главных героев, в фильме нашлось место и для философии. Они размышляют на тему появления жизни во Вселенной, откуда она взялась, и не может ли она распространяться, как семена растений, переносимые ветром. Обнаружив следы разумной жизни на Венере, они начинают строить различные теории, откуда здесь могли появиться разумные существа, похожи ли они на людей или может быть они вообще являются предками или дальними родственника человечества. В конце концов, герои делают вывод, что развитие цивилизации невозможно без освоения космического пространства. А это значит, что земляне не единственные, кто бороздит просторы космоса.
Хороший фильм, и сейчас, к сожалению, российский кинематограф не способен выдать ничего даже близко похожего. Впрочем, как и украинский, и белорусский и т.д. Поэтому всем любителям фантастики советую его посмотреть.
Большое космическое путешествие
«Большое космическое путешествие» — советский детский фантастико-приключенческий фильм, поставленный в 1974 году Валентином Селивановым по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й…». Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.
История о трех друзьях, которые решают завоевать на конкурсе среди подростков право на космический полет.
Год выхода на экраны – 1975
Жанр – приключения, фантастика, фильм для детей и подростков
Режиссер - Валентин Селиванов
Автор сценария - Сергей Михалков при участии В. Селиванова
Личные впечатления:
Любимый фильм детства. Среди моих друзей в 1985-1990 годах было мало таких, кто не хотел бы как Света Ишенова из Бухары, Саша Иваненко из Донецка и Федя Дружинин из Москвы полететь в космос на настоящей космической ракете. И мы строили эти ракеты из фанеры и ящиков, которые выпрашивали у тети Светы в магазине, из веток, травы и всякого ненужного хлама. Строили даже из снега, причем однажды построили такую ракету, которая всю зиму простояла, и в нее помещалось шесть человек. Лоток из-под яиц, перевернутый вверх дном и кусок сломанного руля от Жигулей служили пультом управления на капитанском мостике. И конечно же у нас была собственная схема тяжелейших испытаний, пройдя которые можно было попасть в ракету. Хотя, стоит признаться, девчонок просто так пускали, напускали, конечно, на себя суровый вид, но пускали. Девчонкам очень нравилась песня оттуда «Веришь, или нет»:
Помню, нас заставляли заучивать наизусть слова песни. А пацанам, в свою очередь, больше нравилась:
Музыка, конечно, в этом фильме бесподобная. Ее слушали, слушают и будут слушать еще не одно поколение. И, отчасти, именно музыка и песни создают ту неповторимую атмосферу большого космического приключения, которой нам так запомнился фильм. В школе, помню, исполняли хором на какой-то праздник:
В целом фильм содержит в себе хороший посыл – ничто не дается даром. Нельзя вот так просто взять и стать космонавтом. Для этого придется не один год учиться, работать и тренироваться. В космосе, как и в жизни, ничто не дается даром.
Я вчера пересматривал этот фильм, и для меня в буквальном смысле стали ударом слова Алексея Леонова, летчика-космонавта СССР, главного консультанта фильма, которые он сказал в конце. Тогда, в 1975 году они вызывали оптимизм и гордость за свою страну, а сейчас - только горькую усмешку. И все, что я, человек из 2019 года могу ответить, это: «Простите нас Алексей и Юра, мы все растеряли по пути в будущее».
Конечно, я мог бы закончить эту статью на оптимистичной ноте, но, тогда я был бы совсем не я. Поэтому вот вам на закуску, мультфильм.
Будет ласковый дождь
«Будет ласковый дождь» — короткий рассказ Рэя Брэдбери в постапокалиптическом жанре из цикла «Марсианские хроники», впервые изданный журналом Collier’s 6 мая 1950 года. Считается одним из самых известных научно-фантастических рассказов.
Одно из самых сильных и пронзительных произведений на тему постапокалипсиса. Оказывается, за 9 минут мультфильма так много можно сказать без слов. Особенно сильна финальная сцена с птицей. Это шедевр, когда одной фразой, одним абзацем или парой кадров можно сказать больше, чем целой книгой. Смотреть нужно только в оригинале, на Ютубе какие-то умники решили, что все нужно переозвучить и на фоне мультика читать рассказ – не вздумайте ЭТО смотреть, портит атмосферу.
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
***
На этом я заканчиваю вторую часть статьи. Если честно насчет третьей части я ничего определенного сказать не могу. Подборка фильмов уже готова, но по личным причинам я пока не могу писать на гоха.ру. Это не финальная точка, скорее троеточие.
(с) Дмитрий Загривый aka Дитрум
Специально для Goha.ru
29.01.19