[Ретроспектива] Анатомия супергеройских сериалов: от «Стрелы» до «Пацанов»

И немного в прошлое

6185
22

Начиная разговор о супергеройских сериалах, я, пожалуй, не буду погружаться слишком глубоко, возвращаясь ко временам Бэтмена Адама Уэста. Хотя многие начинали приобщаться к шоу Marvel и DC в 90-х с «Флэша», «Лоис и Кларка: Новые приключения Супермена», а позднее и «Мутантов Икс». На малых экранах супергерои DC обосновались давно и чувствуют себя куда увереннее. В те времена уровень развития технологий, конечно, не позволял особо разгуляться, но все-таки.

Своеобразным мостиком между эпохами стал «Смолвиль» с Томом Уэллингом, выходивший с 2001 по 2011 год, сначала на The WB, затем на The CW. За десять сезонов шоу стало одним из самых продолжительных научно-фантастических сериалов, а уж другим телекомиксам до него еще далеко. Популярность «Смолвиля» при всех его достоинствах и недостатках во многом обусловлена отсутствием конкуренции.

А ведь изначально к истории юности Кларка Кента создатели не относились так уж серьезно, боссы студии какое-то время вообще запрещали использовать, например, символ Супермена. Однако история становления изрядно затянулась и ушла в глубокие дебри мира DC. Так что эта версия Человека из Стали, еще ни разу не надев культовый костюм (Уэллинг, опасаясь проклятия, так его ни разу и не надел), успела одолеть Лекса Лютора, Брэйниака, Думсдэя, Дарксайда и других злодеев и даже основать Лигу справедливости. За эти годы зрители увидели Супергерл, Флэша, Марсианского Охотника, Зеленую Стрелу и не только. А приключения Супермена продолжились на страницах комиксов.

Современная история супергеройских сериалов началась в 2012 году, когда на The CW вышла «Стрела». Начало было не то чтобы многообещающим, но достаточно интригующим: Оливер Куин, Старлинг-Сити и фирменное «Ты подвел этот город». Но надолго авторов не хватило, шоу породило целую «Вселенную Стрелы», включающую «Флэша» и «Легенд завтрашнего дня» и уже постфактум поглотившую «Константина», «Супергерл» и «Черную Молнию». Недавно на замену подошедшей к концу истории Зеленой Стрелы пришла «Бэтвумен», на подходе «Супермен и Лоис» и спин-офф о Стар-Сити будущего.

По мере расширения франшиза задействовала многих популярных героев и злодеев, параллельно скатываясь на дно. Нет, дело вовсе не в том, что среди героев DC сплошь геи и лесбиянки, просто все это выглядит как косплей, дешевый, сопливый и несерьезный. И на этом фоне положительные аспекты (а они вообще-то есть, не надо так удивляться) как-то теряются. Некоторые, кстати, считают, что очередное дно пробила «Бэтвумен», но это весьма странное утверждение, шоу вполне укладывается в канву «Вселенной Стрелы».

Кстати, актерский состав подобран весьма неплохо, хотя особенно это заметно, если обратить внимание на второстепенных персонажей. Здесь и полюбившиеся зрителям после «Побега» Вентворт Миллер и Доминик Перселл, и былые звезды фильмов и сериалов - Дольф Лундгрен и Эдриан Пол, и даже Марк Хэмилл, жаль не в роли Джокера. Отдельно стоит упомянуть ветеранов сериалов DC: Лора Вандервурт, Супергерл из «Смолвиля», сыграла небольшую роль в «Супергерл», как и Линда Картер, известная по роли Чудо-Женщины в шоу 70-х. Ну и, конечно же, Джон Уэсли Шипп - Флэш из 90-х, на этот раз представший сначала в образе отца Барри, Генри Аллена, а затем и Джея Гаррика - еще одного Алого Бегуна. Кстати, Обманщика там тоже сыграл Хэмилл.

Параллельно, уже особняком, транслировались еще несколько сериалов. Например, весьма недурной «Готэм» о юности Брюса Уэйна и с детективом Джеймсом Гордоном в центре истории становления Бэтмена и его врагов, от Пугала до Джокера. Или более слабый «Криптон», повествующий о приключениях деда Кал-Эла на родной планете, включая столкновения с Брэйниаком, Думсдэем и Лобо. Еще есть «Люцифер», но его связь с комиксами столь мала, что, наверно, поминать его в таком контексте смысла нет. Даже про бурную молодость Альфреда Пенниуорта сняли сериал.

Не так давно, после запуска стрим-сервиса DC Universe, начала было формироваться новая вселенная, состоящая из «Титанов», «Рокового патруля» и «Болотной Твари», но после «Кризиса на бесконечных Землях» все шоу разнесли по разным мирам. Сюжет «Титанов» строится вокруг группы молодых героев, ищущих свой путь. На долю Найтвинга, Робина, Рэйвен, Чудо-Девушки, Супербоя и других выпало немало испытаний, но позади первые победы, в том числе над Дэфстроуком. Ну а «Роковой патруль» - просто наркомания о покалеченных, как физически, так и морально, недогероях. Эти шоу уже не скатываются в мелодраму по первому же поводу, да и вообще смотрятся вполне достойно и, если можно употребить это слово по отношению к телекомиксу, реалистично. Жаль только, что мрачную и депрессивную «Болотную Тварь» прикрыли еще до премьеры. Именно такого подхода ждут фанаты вселенной DC, темной и суровой. Но максимальный охват прежде всего.

В эти дни идет показ новинки - «Старгерл». Школьница нашла космический посох и стала наследницей Общества справедливости Америки, некоторые из членов которого до сих пор в неплохой форме. Как, впрочем, и злодеи из Лиги несправедливости. В обозримом будущем на HBO Max увидят свет еще два проекта - о Зеленом Фонаре и Темной лиге справедливости. Судя по всему, это уже более высокобюджетные шоу, да и оба весьма перспективных пласта раньше по большей части обходились стороной. Неужели на этот раз мы увидим Константина и его коллег по магическому ремеслу в том виде, какого они достойны?

Заметьте, все это время мы говорим об экранизациях комиксов DC, а что же Marvel? С киновселенной у издательства все отлично, однако на малых экранах картина не столь радужная. Фактически присутствие Marvel на телевидении в данный момент сводится к «Агентам Щ.И.Т.», протянувшим достаточно долго, но не сумевшим удовлетворить запросы поклонников на 100%. Сериал не так плох, хотя от проекта под эгидой «КВМ» все ждали нечто большее, много большее. Да и без Кларка Грегга и Мин-На Вен он бы так долго не протянул. На том же уровне показал себя и спин-офф «Агент Картер» о зарождении организации с молодым Говардом Старком.

Остаются еще уже закрытые «Одаренные», «Плащ и Кинжал» и «Беглецы», однако тут и говорить не о чем. «Нелюди» больше одного сезона не протянули, а сольник Призрачного Гонщика прикрыли вместе с подразделением Marvel TV, так что после финала «Агентов Щ.И.Т.» останется лишь одно шоу - «Хелстром». История о детях серийного убийцы, охотящихся за отбросами человечества, выйдет на Hulu в конце года, если не придется пересмотреть график из-за коронавируса, хотя о мини-вселенной «Приключение в страхе» речь уже не идет.

На общем фоне выделяется «Легион» Ноа Хоули - достойная попытка объединить комиксы и психоделику, смелая, органичная и вполне успешная. История больного на голову сына Чарльза Ксавье и одного из сильнейших мутантов в истории, пусть даже суть его способностей не была раскрыта в полной мере, сумела привлечь к себе внимание и удерживать его на протяжении трех сезонов.

Однако приложиться к богатой на персонажей и события франшизе успел Netflix, представивший на суд зрителей «Сорвиголову», «Джессику Джонс», «Люка Кейджа», «Железного Кулака» и «Карателя», а также кроссовер «Защитники». Герои улиц, без костюмов и с типичными для простых смертных проблемами. С попыткой добавить в фантастический мир реализма вышел небольшой перегиб, но в целом результат более чем достойный, особенно в случае с Дьяволом Адской Кухни. Но Disney больше не намерен отдавать своих супергероев на откуп кому-либо, так что вселенная Marvel обосновалась на Disney+, а отвечает за съемки, как и в случае с фильмами, теперь Marvel Studios Кевина Файги. Каждый проект по бюджету сопоставим с полноценной картиной.

Формат также претерпел изменения: зрителей ждут мини-сериалы, тесно связанные с «Кинематографической вселенной Marvel», в которых будут сниматься те же актеры, что и в полнометражных лентах. Уже в этом году фанаты увидят «Сокола и Зимнего Солдата» и «ВандаВижен», а затем «Локи», «Соколиного Глаза», «Женщину-Халка», «Лунного Рыцаря» и «Мисс Марвел» (про Камалу Хан, увы). Слухи о будущих проектах появляются регулярно, да и очевидно, что в работе их еще немало, например «Юные мстители».

Зачастую именно про DC и Marvel вспоминают, когда речь заходит о супергеройских сериалах, но в последние годы оказалось, что не Суперменом и Железным Человеком едиными живы комиксы. В качестве примера приведу два шоу, которые показали супергероику под новым и непривычным углом, причем качественно и со вкусом.

Во-первых, «Академия Амбрелла» от Netflix с Эллен Пейдж. В основе сериала удостоенная премии Айснера одноименная серия комиксов бывшего вокалиста группы My Chemical Romance Джерарда Уэя и художника Габриэля Ба, изданная Dark Horse. Дети со сверхспособностями, воспитанные одиозным миллиардером во имя спасения мира. Их пути разошлись, у каждого свои странности и причуды, но спустя десятилетия, после смерти наставника, им пришлось вновь собраться вместе и найти общий язык, чтобы предотвратить конец света. Никакого облегающего латекса и плащей, привычных героев и злодеев, зато в наличии юмор, а также выверенные дозы треша и угара.

Во-вторых, «Пацаны» от Amazon с Карлом Урбаном в главной роли, основанные на комиксах создателя «Проповедника» Гарта Энниса и Дерека Робертсона. Мир, в котором супергерои спасают людей лишь под прицелами видеокамер, ради славы и денег. А в свободное время предаются собственным порокам. «Великая сила налагает великую ответственность?» Нет, с этим вы не по адресу. Но не все ослеплены сиянием своих кумиров, остались и те, кто на собственной шкуре прочувствовал истинную суть так называемых супергероев во главе с Семеркой и Патриотом. И эти обычные люди, не наделенные особым даром, готовы дать отпор зарвавшимся выскочкам с заготовленными для селфи лицемерными улыбками. При всех отличиях хороши и оригинал, и адаптация. Наверно, «Пацаны» тянут не только на лидерство в жанре, но и вообще являются одним из лучших сериалов последних лет, да и десятилетий, чего уж тут.

Как видите, супергерои и суперзлодеи представлены на малых экранах весьма многогранно, но крайне редко на достойном уровне. Где-то не хватает бюджета, где-то мастерства, но иногда все-таки появляются жемчужины вроде «Сорвиголовы» или «Пацанов».

Другие публикации по теме
Соколиный Глаз в Ваканде — игровой процесс Marvel Rivals
Соколиный Глаз в Ваканде — игровой процесс Marvel Rivals
Едва NetEase представила Соколиного Глаза из онлайн-шутера Marvel Rivals, как включились журналисты IGN и показали игровой процесс за меткого лучника Клинта Бартона.
Вчера в 18:07
253
0
Форум
Персонажи Marvel Rivals: Соколиный Глаз — непревзойденный стрелок
Персонажи Marvel Rivals: Соколиный Глаз — непревзойденный стрелок
NetEase вернулась к знакомству с персонажами онлайн-шутера Marvel Rivals и показала в деле самого бесполезного Мстителя и ну очень меткого стрелка из лука Соколиного Глаза.
21 ноября в 16:07
732
0
Форум
Дэниел Крэйг захотел в DC в образе сержанта Рока — фильм снимут авторы «Квира»
Дэниел Крэйг захотел в DC в образе сержанта Рока — фильм снимут авторы «Квира»
По информации Deadline, Дэниел Крэйг решил податься в DC и предстать перед зрителями в неожиданном образе — сержанта Рока, который дебютировал на страницах комикса Our Army At War #83 в 1959 году.
21 ноября в 14:07
714
2
Форум