«Baldur's Gate. Путешествие от истоков до классики RPG»
Книга, которую стоит прочесть
Как человека, который в равной степени одинаково любит и игры, и книги, меня несказанно радует тот факт, что в игры возможно не только играть, но и читать о них! Представьте ситуацию, вы прошли игру, которая оставила неизгладимый след в вашем сердце, вы пережили незабываемое приключение, полюбили ее персонажей, таких живых и человечных, прошли с ними взлеты и падения! И что же дальше? Нелегко просто взять и сказать себе: «Окей, это было здорово, но пришла пора прощаться!». Ведь так и хочется продолжить поддерживать ту или иную связь с полюбившимся миром!
В таком случае мы хватаемся за все возможные «соломинки», способные как можно дольше продлить сложившуюся «связь»: начинаем проходить различные DLC, если таковые имеются — маленькие окошки в желанные Вселенные, а когда и те заканчиваются, отправляемся в интернет на поиски и раскопки какой-либо ценной информации, что позволит нам узнать о наших фаворитах что-то новое и неизведанное. Как создавалась игра? Что вдохновило разработчиков на ее создание и что пришлось пережить на пути к успеху? Чем вдохновлен игровой мир и его персонажи? И что в итоге так и не вошло в проект, оставшись в тени?
И как же прекрасно, что есть источники, способные аккумулировать данную информацию и доносить ее до читателя предельно четко и ясно, не тратя сакральное время чтеца на сбор и сортировку сведений. Все верно, речь идет о книгах. О книгах про игры!
Думаю, ни для кого не секрет, что в интернете можно найти все, но не многое. Некоторые материалы и вовсе никогда не публиковались и покоятся в глубинах человеческой памяти или пыльных складах только лишь потому, что просто не было необходимости ее обнародовать. Именно поэтому так восхищают люди — писатели, журналисты или простые фанаты, готовые с горящим сердцем броситься на утомительные поиски данных, чтобы впоследствии представить читательскому вниманию результат своих трудов.
Сегодня мы поговорим об одном из них: Максансе Дегранделе и его детище «Baldur's Gate. Путешествие от истоков до классики RPG». Максанс, он же Avorpal — большой поклонник и знаток настольных ролевых игр. И по сути, вышеуказанное произведение написано фанатом для фанатов. Но давайте познакомимся с самой книгой поближе.
И тут сразу стоит обговорить одну деталь… К сожалению, физическую копию книги минула участь оказаться в моих руках (в отличие от электронной), поэтому мне так и не удалось в полной мере оценить по достоинству всю красоту и притягательность бумажного издания. Увы. Весьма прискорбно, так как это лишает меня возможности оценить то, как текст смотрится «вживую», качество и плотность материала, т.е. конечную работу издательства и то, как она будет восприниматься читателем. Именно по этой причине представленные тут сравнения сделаны мною «на глаз», а визуальное оформление позаимствовано из Всемирной паутины.
С введением покончено, настало время обозревать!
За выпуск русскоязычного издания книги ответственно нон-фикшн издательство БОМБОРА, которому хочется высказать благодарность за предоставленный материал для обзора.
«Baldur’s Gate. Путешествие от истоков до классики RPG» не первый продукт издательства, имеющий прямое отношение к игровым проектам и по праву занимающий свое место среди серии книг под названием «Легендарные компьютерные игры». Помимо «Baldur’s Gate», в нее входят произведения, посвященные таким жемчужинам игровой индустрии как «Mass Effect», «Zelda», «DOOM», «Silent Hill», «GTA» и другие.
Книгу судят по обложке
Первое, что бросается в глаза любому читателю это, конечно же, обложка, и как бы то ни было, это не последнее, чем руководствуется потребитель при принятии решения о покупке. Русскоязычное издание книги мало чем отличается по оформлению от своего «старшего» французского собрата, изданного в ноябре 2018 года с той лишь разницей, что наше издание выглядит чуть объемнее. Изображение на обложке и общий стиль оформления практически идентичны и отсылают к оригинальной иллюстрации самой игры «Baldur’s Gate».
Любопытным фактом, касающимся оригинала является то, что первое печатное издание книги выглядело совершенно иначе.
Наиболее существенные визуальные изменения заметны, когда мы открываем книгу. К сожалению, русскоязычное издание лишено некоторых «приятных мелочей», среди них элементы графического оформления и закладка-ляссе. В этом плане наше издание слегка, но не критично уступает французскому, отчего второе смотрится выигрышнее с позиции стороннего наблюдателя.
И подобное визуальное решение со стороны русскоязычного издателя оказывается довольно-таки просто обоснованно: БОМБОРА стремится выдержать все книги серии «Легендарные компьютерные игры» в едином стиле, в этом случае теряется некая оригинальность книги в угоду читательскому комфорту восприятия. Ведь серия на то и серия: коллекционирующему ее читателю будет приятнее читать всю линейку, выполненную в едином стандарте, а не пестрый ворох разнообразных стилей и форматов.
И что касается формата — он у всей серии идентичный — 138x212 мм, что не может не радовать заядлых книгоманов. Книги прекрасно будут смотреться на полке, стоять ровненьким рядком. Единственное, что вносит небольшой хаос в эту идиллию перфекционизма — разный тип обложек. В серии встречаются как твердые, так и мягкие. Приятное преимущество лично для меня — «Baldur’s Gate» относится к первым и рассчитана на долгосрочное использование.
В моей библиотеке присутствует иная книга серии — «Кодзима — гений. История разработчика, перевернувшего индустрию видеоигр», поэтому сравнения проводились непосредственно с ней. Так как книги не сильно отличаются друг от друга по характеристикам (не считая количества страниц и обложки).
Что можно сказать о качестве печати? Оно стандартное — офсетная бумага, как я могу подразумевать, не сильно отличающаяся от той, что использована для печати моего экземпляра «Кодзимы». А это означает, что бумага обладает приятным для глаз белым цветом и не сильно просвечивает, что в целом говорит о комфортном восприятии. Текст читабелен, глаза не устают в процессе чтения. Цитаты разбавляют большие пласты информации, акцентируя внимание на главном.
Так что же внутри?
Настало время заглянуть в саму суть книги и выяснить какой же посыл она несет своему читателю.
Максанс Деграндель издал книгу еще в далеком 2018 году. Avorpal хотел поделиться с читателями историей создания вселенной «Baldur’s Gate», истоками, что повлияли на ее возникновение, а также наследием, что серия игр оставила после себя.
В глаза сразу бросается безграничная любовь автора к деталям и франшизе в целом. Ни один элемент не выпадает из целостной картины, вся информация заботливо прописана от «А» до «Я». Читателю, не знакомому с основными «столпами» игры будет легко и просто ориентироваться в большом количестве лиц и студий, причастных к созданию легенды, равно как и в хронологии событий. Деграндель мастерски проведет по судьбоносным хитросплетениям, благодаря которым выход игры стал возможен, а также пояснит ключевые моменты тех или иных решений, что не всегда понятны и видны стороннему наблюдателю.
Максанс препарирует историю культовой игры и раскладывает ее по полочкам, чтобы в конце вновь соединить всю полученную информацию в голове читателя. Пишет автор доступно без лишней витиеватости, не нагружает терминологией, а если таковая и имеется, то внизу страницы всегда будут заботливо оставлены сноски, поясняющие новую информацию.
Avorpal расскажет обо всем: о системе Dungeons & Dragons, на которой базируется игра, и даже об ее возникновении; о компаниях, занимающихся разработкой двух частей «Baldur’s Gate», а также ее дополнений и спин-оффов; о музыке и озвучке; мире и дизайне игры и даже об ее модах. В этой книге найдется чем поживиться и ярому фанату игровой серии.
Единственным «минусом» книги является слегка устаревшая информация. Как помним, выпущена она была еще в 2018 году, а переведена соответственно только сейчас, когда весь мир застыл в ожидании выхода третьей части Baldur’s Gate, разработкой которой сейчас занимается бельгийская компания Larian Studios. Многие таинственные проекты, получившие упоминание в книге на сегодня уже известны, а неясность касательно судьбы Baldur’s Gate III окончательно разрешена.
Положение спасает жизненно необходимое в данном случае «Предисловие к российскому изданию», которое призвано как раз-таки расставить все точки над «I» и закрыть все «пробелы» касательно последующих событий, затронувших франшизу уже после написания оригинальной книги. И вот тут, на мой субъективный взгляд, не обошлось без проблем, да-да, с первых страниц книги! Хочу отметить, что никаких личных и предвзятых претензий к Уланкину Сергею, написавшему предисловие я не имею, но ложку дегтя в бочку меда все же добавлю.
Так уж вышло, что Baldur’s Gate III даже на этапе раннего доступа зародила в моем сердце глубокую любовь к проекту, что впоследствии привело к появлению активного интереса к самому миру Врат и к данной книге соответственно. Я не претендую на звание всезнающего гуру, способного и самостоятельно написать книгу про указанную франшизу, но и не слышу об игре впервые… Мне повезло оказаться подкованным новичком, этаким середнячком, у которого уже есть некая информационная основа, но которому также интересно узнать что-либо новое об интересующем его мире. Признаюсь, у меня с самого начала были высокие ожидания по поводу книги, наряду с немалым запасом благосклонности.
Поэтому со своей позиции хотелось бы кое-что сообщить по поводу начальных страниц.
Фанаты ролевых игр и франшизы Baldur’s Gate по большей части уже будут знать содержащуюся в тексте информацию, а новички, ранее не знакомые с серией и открывающие для себя новый и увлекательный мир, потонут в информационном потоке событий и названий проектов, которые в большинстве своем имеют косвенное отношение к Baldur’s Gate.
Основная проблема заключается в том, что Максанс Деграндель в своей книге плавно и поэтапно знакомит нас с понятиями, проектами и разработчиками, давая осознать и запомнить «действующих лиц», чтобы после, когда те снова будут упоминаться в тексте книги, читатель мог их узнать и припомнить, а затем соотнести с новой информацией, чтобы понять суть происходящего. Увы, предисловие напротив старается вывалить довольно большой пласт информации на неподготовленного читателя, ограничившись малым количеством страниц. Отчего возникает ощущение сумбурности и легкого отторжения на старте. Посыл автора охватить все и вся понятен и похвален, но вместе с тем вносит диссонанс при чтении. Между тем, незнакомый с ранней версией Baldur’s Gate III читатель даже рискует поймать парочку неприятных сюжетных спойлеров, что как минимум может привести в недоумение, максимум — в негодование.
Впрочем, автор и сам понимает, что ходит по тонкому льду…
ВНИМАНИЕ! ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Подобная информация прекрасно смотрелась бы в заключительной части книги, где читатель с легкостью смог бы сориентироваться в ее потоке, так как большинство понятий и «действующих лиц» ему уже давно знакомо, в результате чего ему не составит особого труда понять что происходит.
Осознанно вникнуть и по достоинству оценить введение мне помогло его повторное прочтение после окончания книги как таковой. Оттого и мой совет читателям «Baldur's Gate. Путешествие от истоков до классики RPG» — отложите предисловие «на десерт», оно раскроется совершенно иначе.
В заключение хотелось бы отметить, что мои ожидания оправдались и я хочу посоветовать данную книгу как фанатам серии, так и новичкам, только начинающим открывать для себя чарующий мир «Baldur's Gate». Издание весьма содержательно и, надеюсь, понравится вам так же сильно, как и мне. Что до меня, то я в дальнейшем обязательно приобрету печатное издание в свою личную библиотеку.