Чемпионат мира League of Legends: пресс-конференция
18 октября 2014
3812
3
За день до чемпионата самые главные персоны Riot Games собрали пресс-конференцию, на которой рассказали о предстоящем мероприятии, его важности и, конечно, эпичности. (Как же в Азии и без эпичности, правда?) Дастин Бэк, вице-президент компании, Брендон Бэк, глава компании и сооснователь, а также Марк Меррилл, сооснователь Roit Games в течение полутора часов отвечали на вопросы журналистов со всего мира.
Мы не настолько круты, чтобы полтора часа рассуждать об особенностях выбора чампов в Китае, например, но ответы на показавшиеся интересными вопросы торжественно перевели.
В: В последнее время ходит много слухов о мировых соревнованиях, поэтому мне бы хотелось узнать о ваших планах на следующий год касательно этих соревнований.
О: Да, конечно. В следующем году мы планируем провести много мировых соревнований, но помимо них мы хотим провести и другие виды турниров, подобные тем, что были в этом году: турнир “All Stars” в котором будут участвовать наиболее сильные команды, ну а кроме него, мы хотим привести несколько фановых и развлекательных турниров во время перерыва между сезонами.
В: Не так давно мы общались о недостатке женских команд в турнирах Лиги Легенд, и и многие считают, что у женщин не всегда хватает рефлексов, необходимых для такой активной игры. Фактически есть мнение, что женщины уступают игрокам-мужчинам. Нам бы хотелось услышать официальную позицию Riot Games по этому вопросу.
О: Мы считаем, что женские команды обязательно появятся в дальнейшем: с ростом популярности игры увеличивается и количество девушек в игре, аудитория становится биполярной. Уровень таланта постоянно растет, так что в будущем будут появляться либо полностью женские команды или станут популярными опытные одиночные женщины-профессионалы.
В: Не могли бы вы более подробно рассказать о количестве чемпионатов и о том, в каких городах они будут проходить в следующем году?
О: Мы планируем проводить их в разных уголках света, чтобы как можно больше наших игроков смогли принять в них участие. Мы все еще обсуждаем места, в которых мы хотим проводить чемпионаты в следующем году, так как у нас есть много интересных и отличных вариантов. Кроме этого, в каждом регионе будет проводиться свой собственный региональный турнир - то есть будут турниры и в Турции в Северной Америке и в большей части других регионов. То есть в каждом регионе будет турнир, победители которого смогут принять участие в мировом чемпионате.
В: Большое количество профессиональных игроков решило уйти в отставку после мирового чемпионата. Вероятнее всего, по окончании чемпионата в этом году мы увидим еще несколько таких игроков. Имеются ли у Riot Games какие-либо планы по поддержанию карьеры этих игроков после того, как они уходят в отставку?
О: Мы надеемся, что в этом году не будет много “отставников”, но, тем не менее, данная ситуация неизбежна как в нашем виде спорта, так и в других: когда участники, посвятившие себя и свое время спорту, со временем устают и изматываются от него. Тем не менее, нас радует постоянный рост количества как молодых, так и более опытных профессионалов. Вместе с тем, растет и экосистема вокруг игры: появляются возможности стать игровым аналитиком, тренером, комментатором, шаут-кастером или просто известной личностью. Так что при выходе в отставку из спорта как такового у профессионалов имеется довольно много возможностей продолжить свою карьеру.
В настоящее время мета имеет определенную конфигурацию, которая довольно предсказуема. Будут ли Riot Games делать что-либо, чтобы это мета изменилась?
О: Да, нам всегда хочется чтобы мета изменялась и эволюционировала вместе с нашими игроками. Мы хотим, чтобы они могли выразить себя разными стратегиями и путями. Так что возможности команды ответить на основные стратегии других команд и показать свои, всегда являются важной частью нашей дизайнерской работы. Перед началом сезона в игре произойдут достаточно серьезные изменения в плане меты: уже сейчас мы тестируем разные новые решения, чтобы увидеть, как они показывают себя в игре. Так что большую часть устоявшихся стратегий в следующем сезоне, вероятно, придется пересмотреть.
В: Можете ли вы рассказать о своей работе с другими организациями?
О: Мы обсуждаем пути развития киберспорта, чтобы он стал стабильной соревновательной сценой, пригодной для мировых соревнований. На данный момент мы фактически обладаем монополией на профессиональной и полупрофессиональной сцене. Большое количество меньших конкурентов... по крайней мере, насколько мы это видим, они… сейчас они проводят меньшее количество турниров, чем раньше. В любом случае, нам очень хочется, чтобы участники меньших турниров тоже могли принять участие в турнирах с топовыми командами-участниками со всего мира.
О: Да отличный вопрос - за время существования, мы не только построили свою систему турниров, но и создали очень важные для нас партнерские связи с другими системами, такими как, например, IEM, в рамках которой проходят отличные турниры. Кроме того, мы стараемся поддерживать разного рода малые турниры, в которых нет профессиональных игроков, но в которых появляются перспективные новые лица. Так что мы постоянно готовы к сотрудничеству с новыми партнерами.
О: Нужно добавить, что у нас есть много замечательных партнеров, экосистема которых не управляется Riot Games, поэтому мы стараемся очень быть аккуратны в выборе тех, кто умеет проводить разного рода игровые события так, как хотелось бы нам, чтобы наши игроки получали от них удовольствие. Поэтому мы продолжаем сотрудничество с такими группами, как ESL и т.д.
Вопрос из Бразилии. У меня есть два вопроса: вы говорили о чемпионатах в разных регионах, но у Бразилии до сих пор нет своей отдельной лиги. Что вы думаете по этому поводу? Второй вопрос про “All Stars”: у каждого региона есть огромный турнир, но вот в Бразилии и Турции их до сих пор не было. Так что мне хочется узнать, будут ли они проводиться у нас?
О: Хочу начать со второго вопроса: мы проводим турниры не основываясь на каких-то цифрах или показателях, а глядя на то, насколько игроки в том или ином регионе страстно относятся к игре. У наших команд в развивающихся странах были очень интересные результаты, так что в ближайшие месяцы вас ждут интересные новости.
Хочется отметить, что команды из Бразилии в этом году очень неплохо показали себя, победив несколько опытных участников, и записи этих побед стали довольно популярны в нашем мировом сообществе. Игроков из Бразилии и игроков из Турции (как и еще из нескольких регионов) становится все больше - нас очень радует, что эти сцены взрослеют и увеличиваются, и могу с достаточной уверенностью сказать, что их ждут успехи.
В: В последнее время стала заметна разница между командами из разных регионов. И в дальнейшем ситуация с супер-сильными командами, без труда побеждающими более слабых (например, команда Кореи), будет только ухудшаться. Планируете ли вы делать что-то, чтобы минимизировать разницу между участниками?
О: Хм, ну… я не думаю, что наша роль состоит в том, что мы должны как-то искусственно разграничивать регионы-участники. Я считаю, что у регионов должно быть достаточно возможностей принять участие в соревнованиях. Но временами мы действительно замечаем появление доминирующих мета или каких-то команд.И тут я считаю, что все зависит от соревновательности меньших лиг, что ведет к улучшению талантов в регионе. В последнее время действительно появилось много корейских игроков и команд, но они принимают участие не только в корейских турнирах - мы видим профессиональных корейских игроков в китайских, американских и других лигах. Думаю, региональным командам нужно сосредоточиться на тренировке - ведь она помогает команде стать лучше. В дальнейшем я уверен, что сильные команды будут появляться в совершенно разных регионах.
О: Добавлю к этому, что пока что, команды из молодых регионов учатся тому, как быть профессионалами в той дисциплине, которая нужна для соревнования с игроками высшего уровня. В Корее сейчас сосредоточено большое количество профессиональных тренеров и игроков, и программа их подготовки очень сильная. Однако у многих регионов вполне есть потенциал для того, чтобы соревноваться с ними на равных, а для этого нужны тренировки и сражения с сильным противником. Именно поэтому мы не считаем правильным разграничивать регионы. Последние победители и звезды турниров показали, что это действительно так, и что случиться может что угодно.
В: Мне бы хотелось узнать, есть ли разница между тем, сколько билетов на свои турниры вы продали в прошлом году и в этом, и есть ли разница между размерами финальных годовых мероприятий - отмечаете ли вы стабильный рост?
О: Отличный вопрос. В прошлом году мы продали примерно 12 000 билетов, а на это мероприятие мы продали уже примерно 40 000 билетов. Так что рост в этом году очевиден. Второй вопрос - является ли этот рост постоянным? Три года назад мы проводили финал первого сезона в Dreamhack. На следующий год мы решили арендовать отдельное место, полностью посвященное игре, ну а сегодня мы собрались тут. Рост имеется, но я думаю, что дальнейшие его стадии будут касаться не только количества, но и качества - мы хотим расти не только в участниках, но и в том, насколько хорошо и комфортно зрителям будет наблюдать за нашими турнирами. Мы хотим сделать их доступными большему количеству игроков, в большем количестве мест.
В: В последних обновлениях мы видим, что в игре остается все меньше выбора героев поддержки - сейчас самыми популярными являются Трэш и Сона. Как вы думаете, почему это произошло, и что вы собираетесь с этим делать, чтобы привнести в игру больше разнообразия?
О: Думаю, что есть и другие чемпионы, которых можно с успехом использовать. Среди них можно отметить Нами или например, Зилеана, вокруг которого команда может строить всю свою стратегию. Хотя, конечно же, разнообразие тактик и героев остается для нас важным приоритетом, так что в новом сезоне вас ждут изменения, которые направлены на решение проблемы разнообразия. Кроме того, мы отмечаем, что роль Джанглера становится менее интересной, так что большое количество изменений будут направлены и на решение этой проблемы. Riot всегда внимательно следит за ситуациями, подобными этой, и затем исправляет их.
В: Как вы знаете, ваша игра пользуется большой популярностью в США, некоторые университеты даже вступают в университетскую лигу игры и предоставляют своим студентам-игрокам определенные льготы. Имеются ли у вас планы по расширению таких практик и перенесению их в Европу?
О: Да, мы были очень удивлены новостям о том, что предлагается в Университете Морриса, но мы не планируем подобных акций в Европе. Если какие-то университеты Европы захотят присоединиться к лиге, мы постараемся обеспечить им поддержку в начинаниях, но сейчас конкретных планов на это нет.
В: У меня два вопроса. За время итоговых соревнований было довольно много удивительных и драматических событий, хотя, вероятно, самые напряженные события будут завтра, во время финала. Мне хочется узнать, какой момент или схватка этого чемпионата был наиболее захватывающим и запоминающимся для вас? Могли бы вы сказать, какой регион-новичок, команда из него, был самым интересным для вас?
О: Да, одним из самых интересных моментов этого чемпионата я могу назвать победу KaBuM над Alliance. Это было шоком для многих - альянс на всех парах мчался к квалификации, как вдруг… кабум!Хотя конечно же, помимо этого было много других интересных команд и игр. Fnatic, вероятно, одна из самых опытных команд сезона. Очень сложно так просто выбрать - было очень много интересных игр и команд, хотя, думаю, все были шокированы свипом OMG, ну в смысле… это было круто. А что понравилось вам?
О: Ну, игра, во время которой я думал, что получу сердечный приступ - это схватка между Fnatic и OMG - они постоянно перетягивали первенство друг у друга.Так что, думаю - это один из самых запомнившихся мне моментов.
О: Ну а для меня одним из самых важных событий станет тот момент, когда начнется финал. Что касается второго вопроса… думаю, что самыми интересными командами этого чемпионата для меня являются Dark Passage и KaBuM.
В: Привет, ребята. Вы поддерживаете команды уже в течение двух сезонов. Скажите, вы планируете поддерживать их и дальше? Какие у вас планы? - становятся ли команды самодостаточными, развиваются ли они так, как запланировано?
О: Думаю, наши планы достаточно неплохо развиваются и по мере развития электронных видов спорта в Европе и Северной Америке должно появляться много внешних спонсоров, которые готовы предоставить командам поддержку. Та поддержка, что сейчас оказывается командам с нашей стороны - лишь часть от общего. Она включает в себя призовые фонды, поддержку спонсоров и так далее. так что мы надеемся и ожидаем, что объемы внешней поддержки от партнеров будут увеличиваться.
В: планирует ли Riot проведение игр в Китае, так как там уже сейчас сложилось очень большое сообщество фанов игры?
О: Да, Китай совершенно точно находится в списке стран, в которых мы хотим провести чемпионаты в дальнейшем, но пока нет.
В: Два коротких вопроса: не могли бы вы поделиться некоторыми фактами о подготовке к завтрашнему финалу? Например - вот этот экран выглядит огромным. Вы не могли бы рассказать о его размерах, о звуковой системе, и о том, сколько времени заняла установка всего этого? И второй вопрос тоже касается участие девушек в соревнованиях - вы поддерживаете много команд и фанатов, нет ли у вас планов о поддержке полностью женских команд?
О: Говоря об оснащении… Очевидно, что это самый дорогой и большой чемпионат, который мы когда-либо проводили. Мы начали работы с понедельника, и хотелось бы, чтобы времени было больше, но здесь проводились разного рода события и игры, так что нам приходилось прерываться. В любом случае, времени в этом году было больше чем в прошлом - там на все про все у нас было лишь 24 часа. Сделать что-то за такой короткий промежуток времени представлялось почти невозможным, и мы успели все закончить в самый последний момент. В этот раз мы успели больше. У меня, к сожалению, нет полных технических данных об оборудовании, но могу сказать, что экран огроменный =) Так что завтра вас ждет просто незабываемое зрелище. что могу сказать точно, так это то, что во всех подобных приготовлениях есть очень много “двигающихся частей”. И говорю не только о том, что команда e-sports провела в дороге примерно 5 недель - они уже успели соскучиться по своим семьям… есть разного рода беспокойства и волнения, но мы настолько возбуждены предстоящим завтра, чтобы чуть ли не парим от возбуждения. Я говорю о том, что у нас было очень много возможностей научиться на своих ошибках, большая часть которых пришлась на второй сезон: проблемы с соединением, и многие другие… в общем, мы постарались учесть все это, чтобы не повторить их. Так что теперь у нас всегда есть не только план Б, но и план В, и так далее. И мы относимся к этому очень серьезно, так как у нас было много возможностей увидеть, как что-то идет не так. Так что… очень много двигающихся частей, да. Но все равно - организация таких событий - крайне интересна!
О: отвечая на второй вопрос: мы постоянно отслеживаем ситуацию, и, как я знаю (хотя не могу точно вспомнить имя), уже есть игрок-девушка, близкий к профессиональному уровню. И, как уже говорилось раньше - игроков становится больше, так что появление женских команд - это только вопрос времени.
В: Что вы думаете делать со временем проведения чемпионатов и часовыми поясами?
О: Да, действительно, очень сложно выбрать время так, чтобы оно было удобно для всех часовых поясов. Как вы можете видеть, в этом турнире время его проведения несколько менее удобно для Северной Америки, чем для других регионов. То же самое было в прошлом году с Европой. Сложно угодить всем трем основным регионам сразу, но мы стараемся подобрать время так, чтобы оно было удобно как для Америки, так и для Европы. Например, мы стараемся выбрать время трансляций европейской лиги так, чтобы они приходились на вечер четверга или пятницы, так как это примерно середина дня для Северной Америки. И наоборот, время проведения матчей СА лиги мы стараемся распределить так, чтобы оно приходилось на полдень, так как это удобно для зрителей в Европе. Так что мы действительно планируем наши мероприятия, помня о часовых поясах по всему миру. Но между тремя основными регионами координировать время их проведения очень сложно.
Отвечая на вторую часть вопроса: мы считаем, что одним из ключевых навыков для того, кто хочет считаться профессионалом Лиги Легенд, является умение подстраиваться под условия изменяющейся меты, под меняющиеся ситуации. Потому что вместе с внедрением изменений, игроки будут реагировать на то, что делают другие участники игры. Так что умение адаптироваться не только в личной игре, но и в командной, должно быть одним из самых важных для профессионального игрока. Riot продолжит улучшать и игру и способствовать ее эволюции, добавлять в нее дополнительные стратегии, как было упомянуто раньше, мы хотим, чтобы все роли чемпионов были интересны и полезны. И в этом развитии адаптация игроков и профессиональных команд к изменениям - очень важный аспект.
Профессиональные игроки глубоко вовлечены в тестирование этих изменений, так что они получают возможность рассказать нам о них. И тут важным является то, что мы можем внести изменения в игру в любой момент - потому что мы тоже можем допускать ошибки и хотим, чтобы у нас была возможность их исправлять. В некоторых случаях изменения меты вполне ораничны, в других же они требуют пояснений и подготовки игроков.
Одним из примеров органичного изменения меты является противостояние болота джунглям. И даже мы не ожидали, что такая стратегия будет успешной, так что нам очень интересно наблюдать, как игроки и их стратегия эволюционируют вместе с игрой.
В: У меня два вопроса: Многие спорят о противопоставлении традиционных видов спорта электронным. Как вы думаете, может ли Лига Легенд стать более популярной, чем, скажем, футбол? И второй вопрос: как вы думаете, могут ли электронные виды спорта стать одной из дисциплин Олимпийских игр?
О: Ну, я уже говорил это, и я остаюсь верен своему мнению - я уверен, что еще при мне, электронные виды спорта войдут в программу Олимпийских игр. Говоря о том, станут ли они популярнее каких-то других, традиционных видов спорта… Это скорее предсказание, а не цель. А нашей целью является предоставление игрокам веселого и развлекательного времяпрепровождения - речь не о численном превосходстве или затмевании каких-то других видов спорта. Мы не концентрируемся на том, чтобы вытолкнуть электронный спорт за пределы его традиционной аудитории, потому что, на наш взгляд, это не является органической эволюцией. Если это произойдет само по себе - то это круто, но мы сосредоточены на том, чтобы сделать игру интересной и увлекательной для наших игроков, как старых, так и только что пришедших. Конечно же, база игроков стала очень обширной, и мы рады видеть такой рост, однако мы рады уже и тому, что можем провести игру на таком большом стадионе, причем все места на нем будут распроданы.
В: Сегодня уже говорили о преодолении разрыва между регионами и увеличении организаций, занимающихся проведением турниров. Но не проще ли сделать так, чтобы лучшие команды встречались друг с другом регулярно, а не от турнира к турниру. Я имею в виду традиционные спортивные лиги, где команды играют в сезоны, а затем собираются вместе, чтобы определить, кто из них чемпион.
О: Да, хороший вопрос. Мы действительно много думали на эту тему, к сожалению, в следующем году этого не произойдет точно, однако мы постоянно помним о такой структуре и обсуждаем возможности ее адаптации под наши условия. Потому что иногда это может быть похожим на матч команды из премьер-лиги, против, скажем FIFA, потому что не все команды из разных уголков мира могут встречаться на регулярной основе. Так что сейчас у нас нет планов на что-то вроде… международной лиги. Пока что игрокам удобно встречаться в разных турнирах и, вероятно, в дальнейшем будут появляться новые лиги.
В: Такой вопрос: система Лиги легенд является одной из крупнейших и сильнейших в мире электронного спорта. Как вы думаете, какие вещи и преимущества она привносит в общую эко-систему электронного спорта?
О: Думаю, сейчас ведется очень много исследований и разработки того, как именно могут происходить соревнования электронных видов спорта. Мы сами были большими фанами того, как они проходят в Корее, так как, например, в Северной Америке такие турниры не показывают по телевизору. Я думаю, что мы можем пробовать новое и делиться удачными результатами с другими видами электронного спорта, точно так же мы тоже постоянно учимся у других и перенимаем положительный опыт. Я считаю, что в дальнейшем, большее количество спонсоров и партнеров будут понимать, что им выгодно принимать участие в этом виде спорта. И мы являемся одними из пионеров привлечения таких партнеров. Надеюсь, что затем они обратят внимание и на другие сферы киберспорта.
В: У меня для вас два вопроса: каковы ваши ожидания по результатам завтрашнего финала? И второй вопрос, можете ли вы более подробно рассказать о своей PR-стратегии?
О: Мы надеемся на пять игр. Мы очень хотим, чтобы матчи были напряженными. Так как именно такие матчи оставляют у наблюдателей и участников самые яркие впечатления. Так что я очень надеюсь, что команды покажут хорошую игру и до последней минуты будет непонятно, кто станет победителем.
Точно. Я, со своей стороны, не хочу лезть в головы участникам команд, им и так несладко, но нужно сказать, что команды очень сильные. Одни из самых сильных в технике команд, которые нам доводилось видеть. У них очень высокие показатели, и игроки в командах очень сильные, так что возможно все. Ну а кто выиграет… мне бы очень хотелось, чтобы я мог сказать TSM.
О второй части вопроса, про нашу PR-стратегию… мы просто хотим быть доступными вам, помогать вам в обсуждении всего этого, чтобы журналисты и зрители понимали, что происходит.
Сиротин В: У меня вопрос о командах, которые представляют брэнды. В этом сезоне играли команды, носящие имя крупного брэнда. Не пугает ли вас, что в следующем году может сложиться ситуация, когда противниками будут команды, с названием какой-то компании в своем имени? Ну типа Sony против Microsoft
О: Это интересный вопрос, как мы относимся к крупным спонсорам и их именам в названиях команд. Я думаю… что нам предстоит еще подумать об этом. Потому что потенциально в этом вопросе могут быть разного рода вызовы. Названия команд могут стать длиннее или придется просто отдавать дань внимания организации, спонсирующей команду… Мы хотим прийти к решению, которое бы было наиболее удобным и равильным в долгосрочной перспективе для нашего вида спорта и для спонсоров. Причем я думаю, что этот вопрос не менее важен и для спонсоров. Так что могу сказать, что над этим вопросом нам еще предстоит подумать.
В: Мне хотелось бы узнать, видите ли вы другие платформы, такие как консоли, в качестве еще одного направления развития электронных видов спорта и Лиги Легенд.
О: Одной из наших целей является сделать электронный спорт как можно более доступным для игроков, многие из них пользуются такими платформами как xbox, playstation, apple TV и так далее… и мы действительно хотим, чтобы эти платформы в будущем были доступны для наших игроков. Я знаю, что наша финальная игра будет транслироваться на части из них, и мы очень рады этому. Так что повторюсь, мы хотим сделать так, чтобы электронный спорт был максимально доступен по всему миру и это - отличный способ достигнуть нашей цели. Оговорюсь однако, что в ближайшее время Лига Легенд не выйдет на консолях, если это было частью вопроса, так как она, на наш взгляд, недостаточно хорошо подходит для игры с геймпадом.
В: Два вопроса: в последнее время вы приложили немало усилий для развития джунглей. Есть ли у вас какой-то генеральный план по их продвижению? И второй вопрос: несмотря на то что в игре есть очень много разных чемпионов, видим, начиная с первого сезона, что лишь малая часть из них профессионально используется в чемпионатах. Есть ли у вас какие-то планы по улучшению разнообразия в игре.
О: Мы будем рассказывать о Джунглях больше, и многие изменения будут проверены перед началом сезона, и возможно что-то будет исправлено, но основной нашей целью во всем этом является предоставление игрокам возможности выразить себя в плане стратегий. Так что будет больше вариантов выбора. Частью этого является работа над тем, чтобы чемпионы становились более эффективными. Как мы уже упоминали раньше, сейчас роль джанглера стала не настолько привлекательной, но мы хотим, чтобы она стала куда более глубокой и стратегически интересной - чтобы игрокам нужно было продумывать ее в течение всей игры. Переходя ко второй части вопроса: лишь очень небольшое количество персонажей никогда не видело соревнований, и для нас, как и для наших зрителей, всегда очень интересно, когда игроки разыгрывают странные комбо, наподобие того, что мы недавно видели. В целом, большая часть пула наших чемпионов более чем конкурентоспособна, но не все команды и игроки хотят играть чемпионами, менее привычными для них. Мы не считаем, что с точки зрения дизайна, каждый чемпион обязан быть конкурентоспособным в турнирах, однако многие из них могут быть использованы и порой с непредсказуемыми результатами - все зависит от игрока, который ими управляет.
Мы не настолько круты, чтобы полтора часа рассуждать об особенностях выбора чампов в Китае, например, но ответы на показавшиеся интересными вопросы торжественно перевели.
В: В последнее время ходит много слухов о мировых соревнованиях, поэтому мне бы хотелось узнать о ваших планах на следующий год касательно этих соревнований.
О: Да, конечно. В следующем году мы планируем провести много мировых соревнований, но помимо них мы хотим провести и другие виды турниров, подобные тем, что были в этом году: турнир “All Stars” в котором будут участвовать наиболее сильные команды, ну а кроме него, мы хотим привести несколько фановых и развлекательных турниров во время перерыва между сезонами.
В: Не так давно мы общались о недостатке женских команд в турнирах Лиги Легенд, и и многие считают, что у женщин не всегда хватает рефлексов, необходимых для такой активной игры. Фактически есть мнение, что женщины уступают игрокам-мужчинам. Нам бы хотелось услышать официальную позицию Riot Games по этому вопросу.
О: Мы считаем, что женские команды обязательно появятся в дальнейшем: с ростом популярности игры увеличивается и количество девушек в игре, аудитория становится биполярной. Уровень таланта постоянно растет, так что в будущем будут появляться либо полностью женские команды или станут популярными опытные одиночные женщины-профессионалы.
В: Не могли бы вы более подробно рассказать о количестве чемпионатов и о том, в каких городах они будут проходить в следующем году?
О: Мы планируем проводить их в разных уголках света, чтобы как можно больше наших игроков смогли принять в них участие. Мы все еще обсуждаем места, в которых мы хотим проводить чемпионаты в следующем году, так как у нас есть много интересных и отличных вариантов. Кроме этого, в каждом регионе будет проводиться свой собственный региональный турнир - то есть будут турниры и в Турции в Северной Америке и в большей части других регионов. То есть в каждом регионе будет турнир, победители которого смогут принять участие в мировом чемпионате.
В: Большое количество профессиональных игроков решило уйти в отставку после мирового чемпионата. Вероятнее всего, по окончании чемпионата в этом году мы увидим еще несколько таких игроков. Имеются ли у Riot Games какие-либо планы по поддержанию карьеры этих игроков после того, как они уходят в отставку?
О: Мы надеемся, что в этом году не будет много “отставников”, но, тем не менее, данная ситуация неизбежна как в нашем виде спорта, так и в других: когда участники, посвятившие себя и свое время спорту, со временем устают и изматываются от него. Тем не менее, нас радует постоянный рост количества как молодых, так и более опытных профессионалов. Вместе с тем, растет и экосистема вокруг игры: появляются возможности стать игровым аналитиком, тренером, комментатором, шаут-кастером или просто известной личностью. Так что при выходе в отставку из спорта как такового у профессионалов имеется довольно много возможностей продолжить свою карьеру.
В настоящее время мета имеет определенную конфигурацию, которая довольно предсказуема. Будут ли Riot Games делать что-либо, чтобы это мета изменилась?
О: Да, нам всегда хочется чтобы мета изменялась и эволюционировала вместе с нашими игроками. Мы хотим, чтобы они могли выразить себя разными стратегиями и путями. Так что возможности команды ответить на основные стратегии других команд и показать свои, всегда являются важной частью нашей дизайнерской работы. Перед началом сезона в игре произойдут достаточно серьезные изменения в плане меты: уже сейчас мы тестируем разные новые решения, чтобы увидеть, как они показывают себя в игре. Так что большую часть устоявшихся стратегий в следующем сезоне, вероятно, придется пересмотреть.
В: Можете ли вы рассказать о своей работе с другими организациями?
О: Мы обсуждаем пути развития киберспорта, чтобы он стал стабильной соревновательной сценой, пригодной для мировых соревнований. На данный момент мы фактически обладаем монополией на профессиональной и полупрофессиональной сцене. Большое количество меньших конкурентов... по крайней мере, насколько мы это видим, они… сейчас они проводят меньшее количество турниров, чем раньше. В любом случае, нам очень хочется, чтобы участники меньших турниров тоже могли принять участие в турнирах с топовыми командами-участниками со всего мира.
О: Да отличный вопрос - за время существования, мы не только построили свою систему турниров, но и создали очень важные для нас партнерские связи с другими системами, такими как, например, IEM, в рамках которой проходят отличные турниры. Кроме того, мы стараемся поддерживать разного рода малые турниры, в которых нет профессиональных игроков, но в которых появляются перспективные новые лица. Так что мы постоянно готовы к сотрудничеству с новыми партнерами.
О: Нужно добавить, что у нас есть много замечательных партнеров, экосистема которых не управляется Riot Games, поэтому мы стараемся очень быть аккуратны в выборе тех, кто умеет проводить разного рода игровые события так, как хотелось бы нам, чтобы наши игроки получали от них удовольствие. Поэтому мы продолжаем сотрудничество с такими группами, как ESL и т.д.
Вопрос из Бразилии. У меня есть два вопроса: вы говорили о чемпионатах в разных регионах, но у Бразилии до сих пор нет своей отдельной лиги. Что вы думаете по этому поводу? Второй вопрос про “All Stars”: у каждого региона есть огромный турнир, но вот в Бразилии и Турции их до сих пор не было. Так что мне хочется узнать, будут ли они проводиться у нас?
О: Хочу начать со второго вопроса: мы проводим турниры не основываясь на каких-то цифрах или показателях, а глядя на то, насколько игроки в том или ином регионе страстно относятся к игре. У наших команд в развивающихся странах были очень интересные результаты, так что в ближайшие месяцы вас ждут интересные новости.
Хочется отметить, что команды из Бразилии в этом году очень неплохо показали себя, победив несколько опытных участников, и записи этих побед стали довольно популярны в нашем мировом сообществе. Игроков из Бразилии и игроков из Турции (как и еще из нескольких регионов) становится все больше - нас очень радует, что эти сцены взрослеют и увеличиваются, и могу с достаточной уверенностью сказать, что их ждут успехи.
В: В последнее время стала заметна разница между командами из разных регионов. И в дальнейшем ситуация с супер-сильными командами, без труда побеждающими более слабых (например, команда Кореи), будет только ухудшаться. Планируете ли вы делать что-то, чтобы минимизировать разницу между участниками?
О: Хм, ну… я не думаю, что наша роль состоит в том, что мы должны как-то искусственно разграничивать регионы-участники. Я считаю, что у регионов должно быть достаточно возможностей принять участие в соревнованиях. Но временами мы действительно замечаем появление доминирующих мета или каких-то команд.И тут я считаю, что все зависит от соревновательности меньших лиг, что ведет к улучшению талантов в регионе. В последнее время действительно появилось много корейских игроков и команд, но они принимают участие не только в корейских турнирах - мы видим профессиональных корейских игроков в китайских, американских и других лигах. Думаю, региональным командам нужно сосредоточиться на тренировке - ведь она помогает команде стать лучше. В дальнейшем я уверен, что сильные команды будут появляться в совершенно разных регионах.
О: Добавлю к этому, что пока что, команды из молодых регионов учатся тому, как быть профессионалами в той дисциплине, которая нужна для соревнования с игроками высшего уровня. В Корее сейчас сосредоточено большое количество профессиональных тренеров и игроков, и программа их подготовки очень сильная. Однако у многих регионов вполне есть потенциал для того, чтобы соревноваться с ними на равных, а для этого нужны тренировки и сражения с сильным противником. Именно поэтому мы не считаем правильным разграничивать регионы. Последние победители и звезды турниров показали, что это действительно так, и что случиться может что угодно.
В: Мне бы хотелось узнать, есть ли разница между тем, сколько билетов на свои турниры вы продали в прошлом году и в этом, и есть ли разница между размерами финальных годовых мероприятий - отмечаете ли вы стабильный рост?
О: Отличный вопрос. В прошлом году мы продали примерно 12 000 билетов, а на это мероприятие мы продали уже примерно 40 000 билетов. Так что рост в этом году очевиден. Второй вопрос - является ли этот рост постоянным? Три года назад мы проводили финал первого сезона в Dreamhack. На следующий год мы решили арендовать отдельное место, полностью посвященное игре, ну а сегодня мы собрались тут. Рост имеется, но я думаю, что дальнейшие его стадии будут касаться не только количества, но и качества - мы хотим расти не только в участниках, но и в том, насколько хорошо и комфортно зрителям будет наблюдать за нашими турнирами. Мы хотим сделать их доступными большему количеству игроков, в большем количестве мест.
В: В последних обновлениях мы видим, что в игре остается все меньше выбора героев поддержки - сейчас самыми популярными являются Трэш и Сона. Как вы думаете, почему это произошло, и что вы собираетесь с этим делать, чтобы привнести в игру больше разнообразия?
О: Думаю, что есть и другие чемпионы, которых можно с успехом использовать. Среди них можно отметить Нами или например, Зилеана, вокруг которого команда может строить всю свою стратегию. Хотя, конечно же, разнообразие тактик и героев остается для нас важным приоритетом, так что в новом сезоне вас ждут изменения, которые направлены на решение проблемы разнообразия. Кроме того, мы отмечаем, что роль Джанглера становится менее интересной, так что большое количество изменений будут направлены и на решение этой проблемы. Riot всегда внимательно следит за ситуациями, подобными этой, и затем исправляет их.
В: Как вы знаете, ваша игра пользуется большой популярностью в США, некоторые университеты даже вступают в университетскую лигу игры и предоставляют своим студентам-игрокам определенные льготы. Имеются ли у вас планы по расширению таких практик и перенесению их в Европу?
О: Да, мы были очень удивлены новостям о том, что предлагается в Университете Морриса, но мы не планируем подобных акций в Европе. Если какие-то университеты Европы захотят присоединиться к лиге, мы постараемся обеспечить им поддержку в начинаниях, но сейчас конкретных планов на это нет.
В: У меня два вопроса. За время итоговых соревнований было довольно много удивительных и драматических событий, хотя, вероятно, самые напряженные события будут завтра, во время финала. Мне хочется узнать, какой момент или схватка этого чемпионата был наиболее захватывающим и запоминающимся для вас? Могли бы вы сказать, какой регион-новичок, команда из него, был самым интересным для вас?
О: Да, одним из самых интересных моментов этого чемпионата я могу назвать победу KaBuM над Alliance. Это было шоком для многих - альянс на всех парах мчался к квалификации, как вдруг… кабум!Хотя конечно же, помимо этого было много других интересных команд и игр. Fnatic, вероятно, одна из самых опытных команд сезона. Очень сложно так просто выбрать - было очень много интересных игр и команд, хотя, думаю, все были шокированы свипом OMG, ну в смысле… это было круто. А что понравилось вам?
О: Ну, игра, во время которой я думал, что получу сердечный приступ - это схватка между Fnatic и OMG - они постоянно перетягивали первенство друг у друга.Так что, думаю - это один из самых запомнившихся мне моментов.
О: Ну а для меня одним из самых важных событий станет тот момент, когда начнется финал. Что касается второго вопроса… думаю, что самыми интересными командами этого чемпионата для меня являются Dark Passage и KaBuM.
В: Привет, ребята. Вы поддерживаете команды уже в течение двух сезонов. Скажите, вы планируете поддерживать их и дальше? Какие у вас планы? - становятся ли команды самодостаточными, развиваются ли они так, как запланировано?
О: Думаю, наши планы достаточно неплохо развиваются и по мере развития электронных видов спорта в Европе и Северной Америке должно появляться много внешних спонсоров, которые готовы предоставить командам поддержку. Та поддержка, что сейчас оказывается командам с нашей стороны - лишь часть от общего. Она включает в себя призовые фонды, поддержку спонсоров и так далее. так что мы надеемся и ожидаем, что объемы внешней поддержки от партнеров будут увеличиваться.
В: планирует ли Riot проведение игр в Китае, так как там уже сейчас сложилось очень большое сообщество фанов игры?
О: Да, Китай совершенно точно находится в списке стран, в которых мы хотим провести чемпионаты в дальнейшем, но пока нет.
В: Два коротких вопроса: не могли бы вы поделиться некоторыми фактами о подготовке к завтрашнему финалу? Например - вот этот экран выглядит огромным. Вы не могли бы рассказать о его размерах, о звуковой системе, и о том, сколько времени заняла установка всего этого? И второй вопрос тоже касается участие девушек в соревнованиях - вы поддерживаете много команд и фанатов, нет ли у вас планов о поддержке полностью женских команд?
О: Говоря об оснащении… Очевидно, что это самый дорогой и большой чемпионат, который мы когда-либо проводили. Мы начали работы с понедельника, и хотелось бы, чтобы времени было больше, но здесь проводились разного рода события и игры, так что нам приходилось прерываться. В любом случае, времени в этом году было больше чем в прошлом - там на все про все у нас было лишь 24 часа. Сделать что-то за такой короткий промежуток времени представлялось почти невозможным, и мы успели все закончить в самый последний момент. В этот раз мы успели больше. У меня, к сожалению, нет полных технических данных об оборудовании, но могу сказать, что экран огроменный =) Так что завтра вас ждет просто незабываемое зрелище. что могу сказать точно, так это то, что во всех подобных приготовлениях есть очень много “двигающихся частей”. И говорю не только о том, что команда e-sports провела в дороге примерно 5 недель - они уже успели соскучиться по своим семьям… есть разного рода беспокойства и волнения, но мы настолько возбуждены предстоящим завтра, чтобы чуть ли не парим от возбуждения. Я говорю о том, что у нас было очень много возможностей научиться на своих ошибках, большая часть которых пришлась на второй сезон: проблемы с соединением, и многие другие… в общем, мы постарались учесть все это, чтобы не повторить их. Так что теперь у нас всегда есть не только план Б, но и план В, и так далее. И мы относимся к этому очень серьезно, так как у нас было много возможностей увидеть, как что-то идет не так. Так что… очень много двигающихся частей, да. Но все равно - организация таких событий - крайне интересна!
О: отвечая на второй вопрос: мы постоянно отслеживаем ситуацию, и, как я знаю (хотя не могу точно вспомнить имя), уже есть игрок-девушка, близкий к профессиональному уровню. И, как уже говорилось раньше - игроков становится больше, так что появление женских команд - это только вопрос времени.
В: Что вы думаете делать со временем проведения чемпионатов и часовыми поясами?
О: Да, действительно, очень сложно выбрать время так, чтобы оно было удобно для всех часовых поясов. Как вы можете видеть, в этом турнире время его проведения несколько менее удобно для Северной Америки, чем для других регионов. То же самое было в прошлом году с Европой. Сложно угодить всем трем основным регионам сразу, но мы стараемся подобрать время так, чтобы оно было удобно как для Америки, так и для Европы. Например, мы стараемся выбрать время трансляций европейской лиги так, чтобы они приходились на вечер четверга или пятницы, так как это примерно середина дня для Северной Америки. И наоборот, время проведения матчей СА лиги мы стараемся распределить так, чтобы оно приходилось на полдень, так как это удобно для зрителей в Европе. Так что мы действительно планируем наши мероприятия, помня о часовых поясах по всему миру. Но между тремя основными регионами координировать время их проведения очень сложно.
Отвечая на вторую часть вопроса: мы считаем, что одним из ключевых навыков для того, кто хочет считаться профессионалом Лиги Легенд, является умение подстраиваться под условия изменяющейся меты, под меняющиеся ситуации. Потому что вместе с внедрением изменений, игроки будут реагировать на то, что делают другие участники игры. Так что умение адаптироваться не только в личной игре, но и в командной, должно быть одним из самых важных для профессионального игрока. Riot продолжит улучшать и игру и способствовать ее эволюции, добавлять в нее дополнительные стратегии, как было упомянуто раньше, мы хотим, чтобы все роли чемпионов были интересны и полезны. И в этом развитии адаптация игроков и профессиональных команд к изменениям - очень важный аспект.
Профессиональные игроки глубоко вовлечены в тестирование этих изменений, так что они получают возможность рассказать нам о них. И тут важным является то, что мы можем внести изменения в игру в любой момент - потому что мы тоже можем допускать ошибки и хотим, чтобы у нас была возможность их исправлять. В некоторых случаях изменения меты вполне ораничны, в других же они требуют пояснений и подготовки игроков.
Одним из примеров органичного изменения меты является противостояние болота джунглям. И даже мы не ожидали, что такая стратегия будет успешной, так что нам очень интересно наблюдать, как игроки и их стратегия эволюционируют вместе с игрой.
В: У меня два вопроса: Многие спорят о противопоставлении традиционных видов спорта электронным. Как вы думаете, может ли Лига Легенд стать более популярной, чем, скажем, футбол? И второй вопрос: как вы думаете, могут ли электронные виды спорта стать одной из дисциплин Олимпийских игр?
О: Ну, я уже говорил это, и я остаюсь верен своему мнению - я уверен, что еще при мне, электронные виды спорта войдут в программу Олимпийских игр. Говоря о том, станут ли они популярнее каких-то других, традиционных видов спорта… Это скорее предсказание, а не цель. А нашей целью является предоставление игрокам веселого и развлекательного времяпрепровождения - речь не о численном превосходстве или затмевании каких-то других видов спорта. Мы не концентрируемся на том, чтобы вытолкнуть электронный спорт за пределы его традиционной аудитории, потому что, на наш взгляд, это не является органической эволюцией. Если это произойдет само по себе - то это круто, но мы сосредоточены на том, чтобы сделать игру интересной и увлекательной для наших игроков, как старых, так и только что пришедших. Конечно же, база игроков стала очень обширной, и мы рады видеть такой рост, однако мы рады уже и тому, что можем провести игру на таком большом стадионе, причем все места на нем будут распроданы.
В: Сегодня уже говорили о преодолении разрыва между регионами и увеличении организаций, занимающихся проведением турниров. Но не проще ли сделать так, чтобы лучшие команды встречались друг с другом регулярно, а не от турнира к турниру. Я имею в виду традиционные спортивные лиги, где команды играют в сезоны, а затем собираются вместе, чтобы определить, кто из них чемпион.
О: Да, хороший вопрос. Мы действительно много думали на эту тему, к сожалению, в следующем году этого не произойдет точно, однако мы постоянно помним о такой структуре и обсуждаем возможности ее адаптации под наши условия. Потому что иногда это может быть похожим на матч команды из премьер-лиги, против, скажем FIFA, потому что не все команды из разных уголков мира могут встречаться на регулярной основе. Так что сейчас у нас нет планов на что-то вроде… международной лиги. Пока что игрокам удобно встречаться в разных турнирах и, вероятно, в дальнейшем будут появляться новые лиги.
В: Такой вопрос: система Лиги легенд является одной из крупнейших и сильнейших в мире электронного спорта. Как вы думаете, какие вещи и преимущества она привносит в общую эко-систему электронного спорта?
О: Думаю, сейчас ведется очень много исследований и разработки того, как именно могут происходить соревнования электронных видов спорта. Мы сами были большими фанами того, как они проходят в Корее, так как, например, в Северной Америке такие турниры не показывают по телевизору. Я думаю, что мы можем пробовать новое и делиться удачными результатами с другими видами электронного спорта, точно так же мы тоже постоянно учимся у других и перенимаем положительный опыт. Я считаю, что в дальнейшем, большее количество спонсоров и партнеров будут понимать, что им выгодно принимать участие в этом виде спорта. И мы являемся одними из пионеров привлечения таких партнеров. Надеюсь, что затем они обратят внимание и на другие сферы киберспорта.
В: У меня для вас два вопроса: каковы ваши ожидания по результатам завтрашнего финала? И второй вопрос, можете ли вы более подробно рассказать о своей PR-стратегии?
О: Мы надеемся на пять игр. Мы очень хотим, чтобы матчи были напряженными. Так как именно такие матчи оставляют у наблюдателей и участников самые яркие впечатления. Так что я очень надеюсь, что команды покажут хорошую игру и до последней минуты будет непонятно, кто станет победителем.
Точно. Я, со своей стороны, не хочу лезть в головы участникам команд, им и так несладко, но нужно сказать, что команды очень сильные. Одни из самых сильных в технике команд, которые нам доводилось видеть. У них очень высокие показатели, и игроки в командах очень сильные, так что возможно все. Ну а кто выиграет… мне бы очень хотелось, чтобы я мог сказать TSM.
О второй части вопроса, про нашу PR-стратегию… мы просто хотим быть доступными вам, помогать вам в обсуждении всего этого, чтобы журналисты и зрители понимали, что происходит.
Сиротин В: У меня вопрос о командах, которые представляют брэнды. В этом сезоне играли команды, носящие имя крупного брэнда. Не пугает ли вас, что в следующем году может сложиться ситуация, когда противниками будут команды, с названием какой-то компании в своем имени? Ну типа Sony против Microsoft
О: Это интересный вопрос, как мы относимся к крупным спонсорам и их именам в названиях команд. Я думаю… что нам предстоит еще подумать об этом. Потому что потенциально в этом вопросе могут быть разного рода вызовы. Названия команд могут стать длиннее или придется просто отдавать дань внимания организации, спонсирующей команду… Мы хотим прийти к решению, которое бы было наиболее удобным и равильным в долгосрочной перспективе для нашего вида спорта и для спонсоров. Причем я думаю, что этот вопрос не менее важен и для спонсоров. Так что могу сказать, что над этим вопросом нам еще предстоит подумать.
В: Мне хотелось бы узнать, видите ли вы другие платформы, такие как консоли, в качестве еще одного направления развития электронных видов спорта и Лиги Легенд.
О: Одной из наших целей является сделать электронный спорт как можно более доступным для игроков, многие из них пользуются такими платформами как xbox, playstation, apple TV и так далее… и мы действительно хотим, чтобы эти платформы в будущем были доступны для наших игроков. Я знаю, что наша финальная игра будет транслироваться на части из них, и мы очень рады этому. Так что повторюсь, мы хотим сделать так, чтобы электронный спорт был максимально доступен по всему миру и это - отличный способ достигнуть нашей цели. Оговорюсь однако, что в ближайшее время Лига Легенд не выйдет на консолях, если это было частью вопроса, так как она, на наш взгляд, недостаточно хорошо подходит для игры с геймпадом.
В: Два вопроса: в последнее время вы приложили немало усилий для развития джунглей. Есть ли у вас какой-то генеральный план по их продвижению? И второй вопрос: несмотря на то что в игре есть очень много разных чемпионов, видим, начиная с первого сезона, что лишь малая часть из них профессионально используется в чемпионатах. Есть ли у вас какие-то планы по улучшению разнообразия в игре.
О: Мы будем рассказывать о Джунглях больше, и многие изменения будут проверены перед началом сезона, и возможно что-то будет исправлено, но основной нашей целью во всем этом является предоставление игрокам возможности выразить себя в плане стратегий. Так что будет больше вариантов выбора. Частью этого является работа над тем, чтобы чемпионы становились более эффективными. Как мы уже упоминали раньше, сейчас роль джанглера стала не настолько привлекательной, но мы хотим, чтобы она стала куда более глубокой и стратегически интересной - чтобы игрокам нужно было продумывать ее в течение всей игры. Переходя ко второй части вопроса: лишь очень небольшое количество персонажей никогда не видело соревнований, и для нас, как и для наших зрителей, всегда очень интересно, когда игроки разыгрывают странные комбо, наподобие того, что мы недавно видели. В целом, большая часть пула наших чемпионов более чем конкурентоспособна, но не все команды и игроки хотят играть чемпионами, менее привычными для них. Мы не считаем, что с точки зрения дизайна, каждый чемпион обязан быть конкурентоспособным в турнирах, однако многие из них могут быть использованы и порой с непредсказуемыми результатами - все зависит от игрока, который ими управляет.