МНЕНИЕ

Что будет с играми в России

А также с другим лицензионным контентом

35250
114

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Прошла неделя. Семь дней с того момента, как в один миг, точнее, в одну ночь наша страна вдруг стала изгоем для всего западного мира. Такое ощущение, что эти события длятся уже как минимум несколько месяцев. Люди эмоционально и психологически истощены. Никто не может спрогнозировать, что принесет еще с собой завтрашний день. 

Ни слова о политике. Честно. Мы — игровой портал. Игры вне политики, во всяком случае, я хочу в это верить. Хотя наш южный сосед просит западные и восточные игровые студии закрыть свои офисы в России и перекрыть доступ к играм россиянам. Выходит, что игры все-таки “в политике”. Или так хотят сделать. Как уже сделали с нашим спортом. Он фактически уничтожен на международной арене. Как и киберспорт. Теперь нашим командам запрещено вступать на кибераренах под национальным флагом — только в нейтральном статусе. А Electronic Arts удаляет все российские команды из NHL и FIFA. 

Что будет с играми в России

Список иностранных компаний, поддержавших экономические санкции, огромен. Остановлена продажа и производство в РФ иностранного автопрома. IT-компании и производители компьютеров, ноутбуков, смартфонов и прочей периферии либо заявили об уходе с рынка, либо остановили продажи своей продукции. Даже ”Кока-колы” теперь официально не будет. Вслед за ними прекратили прием платежей от наших геймеров и цифровые магазины с играми: Steam, GOG (эти, правда, в рублях перестали принимать платежи, а в долларах пока можно). На очереди Origin, Uplay и другие. 

К чему же приведет блокировка доступа к лицензионному контенту? Правильно, к пиратству. 

Пиратство лицензионного контента — вот о чем я хочу сейчас с вами поговорить. В 2016 году исполнительный директор Ubisoft Ив Гийемо, отвечая на вопрос, почему эта компания стала разрабатывать free-to-play игры, раскрыл занимательную статистику. 

"Только 5-7% игроков на ПК платят [во free-to-play играх], но вообще, в принципе, только 5-7 платят за игры, а все остальные — просто пираты”

Это сказал директор компании, внутри которой игры проходят полный цикл — от дизайн-документа до релиза. И речь шла о западной аудитории. 

В 2019 году телекоммуникационная компания Vocus Group NZ из Новой Зеландии пришла к выводу, что пиратство помирает само по себе. В один момент людям просто надоедает долгая рутина с поиском, установками, закачками, копированием и активацией кряков и NoCD. Или просто уныло смотреть на 4К-мониторе спираченный фильм с паршивым звуком и качеством изображения CAMRip. Потребителю гораздо удобнее заплатить небольшую сумму тому же Netflix, и получить весь лицензионный контент здесь-и-сейчас, в отличном качестве. А если речь идет о России, то и в профессиональном дубляже. 

А теперь… А теперь от нашего рынка отказались и все крупные западные киностудии. Да, прошла всего неделя. Какие-то долгосрочные прогнозы делать глупо. Но черт возьми, все мы помним на собственной шкуре “замечательные” времена конца 90-х, начала 00-х, когда словосочетание “лицензионная игра” было чуть ли не ругательством. 

Что будет с играми в России

Титан пиратства, легендарная студия “Фаргус”! Это название знал каждый геймер постсоветского пространства. “Акелла”, не отводи стыдливо взгляд, мы все помним. Да, были и другие, типа “7 Волка”. Все они занимались вполне себе благородным в геймерском понимании делом. Обходили лицензионную защиту игры и делали локализацию на русский язык. 

Она — со мной, Углепластик. Так охладите трахание. Я рассматриваю ее пользу”. Эта фраза-мем имеет под собой реальный факт. Именно такого качества был перевод в GTA 3: San Andreas. Как там качество перевода в GTA Trilogy сейчас, не подскажете? 

В начале нулевых пиратство на игровом рынке было повальным. Дошло до того, что находчивые флибустьеры стали переводить игры для консолей PlayStation. И надо отметить, что качество текстов росло с каждым годом. То есть, в игру добавился уже не просто машинный “промт”, а видна была работа корректоров, запятые даже стояли перед союзами “чтобы” и все в таком духе. 

Что будет с играми в России

За прошедшие десять лет цифровая дистрибуция практически полностью выдавила розничные продажи. Только консольщики все еще сопротивляются, но совсем скоро и этот фронт падет. Диски уже никому не нужны давно. Даже современные корпуса выпускаются без заготовок под “резаки” — так в народе называют CD/DVD/Blu-ray-приводы. Небось, уже выкинули их давно? А вот мой лежит в тумбочке. Как и большое количество дисков с играми, фильмами, аниме и даже картинками. Не могу я просто так взять и отказаться от десятилетий истории собственной жизни. 

Вы уже наверняка забыли историю о том, как силами нескольких издательств в России геймеров приучали к лицензионному контенту. “1С”, “Софтклаб”, “Бука” — вот пионеры лицензионных игр в нашей стране. Сперва “джевел-боксы”, а потом даже в лицензионную “цифру” пошли. Как они смогли убедить уже на тот момент могучего, но еще не всемогущего Габена в том, что в России за игры не платят только потому, что зарплаты у трудяг ниже западноевропейских и американских. И убедили же! Кстати, спасибо за это лично Сергею Галёнкину. 

И вдруг оказалось, что игорьки из Россиюшки могут приносить доходы ничуть не меньше, чем геймеры из Франции, Италии и других западных стран, уступая лишь Англии и Германии в этом вопросе. Да, мы получали региональный блок в Steam на запуск игры, но это вообще не плата за то, что игру стоимостью 60 долларов мы брали за 20 по курсу. 

Что будет с играми в России

А сейчас уже не можем. Курс рубля постоянно нестабилен, за последнюю неделю он вообще вырос до 110 рублей за один доллар. И цифровым игровым магазинам не оставалось выбора, как закрыть прием платежей в рублях. Либо вообще запретить оплачивать что-то из России. Такова сегодняшняя реальность. 

Что будет завтра?

Очень вероятно, я бы сказал, почти наверняка мы лишимся рынка локализации. Не только игр, но и фильмов для кинотеатров. Да, сейчас полно любительских студий озвучки и даже дубляжа, все мы смотрим сериалы от Lost Films или других команд. А вот с играми не так-то все просто. Конечно, нас не отключат от мирового Интернета, если Россия сама не примет решение запустить “Чебурнет”, как в свое время это сделали товарищи из Китая (в смысле, локализовали свою Сеть, поставив большой китайский фаервол). Так что пока мы можем еще получить доступ к интересующему нас контенту. Но вот приобрести его — официально — с каждым днем становится все сложнее. 

Что будет с играми в России

Кто-то скажет, что это временные неудобства. Возможно. Мало того, судя по новостям, прозападные азиатские страны — Япония и Южная Корея — не очень-то торопятся поддерживать экономические санкции и блокировки. Глядишь, и не заберут у My.com (Mail.ru которые) свои корейские MMORPG, типа ArcheAge или Lost Ark. А вот дадут ли новые, — загадка. Конечно, тем издателям, кто делает упор на китайский рынок игр, например, 101XP, особо беспокоиться не о чем. Хотя их нынешний флагман, спортивная F2P-игра FIFA Online 4, как раз принадлежит Electronic Arts. 

Хотя чего я переживаю? Все они — киприоты. Как и Wargaming. В том смысле, что зарегистрированы на Кипре. Или еще в каких офшорах. Просто издают игры на территории СНГ. А к примеру, компания “Иннова”, ах простите, 4GAME, теперь вообще принадлежит шведам, а зарегистрирована в Люксембурге. 

Так что с онлайн-играми в России все будет в порядке. Не переживайте за них, все равно российских компаний тут нет. Кто подскажет, а где зарегистрированы ребята из Gaijin Entertainment? Сам глянул в “Википедии” — Венгрия, Будапешт. 

Перенесут серверы на Запад, ну пинг повысится на 10-20 мс, делов-то. Зато сможем продолжить играть в любимые MMO. Если Россия сама не отгородится от мировой Сети. 

Что будет с играми в России

А вот с офлайновый играми все гораздо печальнее. Не важно, есть она в Steam или нет, если вы не можете ее купить. Повторю мысль: сейчас рубль крайне нестабилен, и издатели прекрасно понимают, что “региональные цены” в национальной валюте давно уже не такая хорошая идея, какой она была 10 лет назад. Так что не сомневайтесь: скоро мы будем платить столько же, сколько платит весь мир. Владельцы Nintendo Switch и PlayStation 4-5 уже к этому привыкли. Скоро придет время привыкать и ПК-боярам. Это при условии, что возможность покупки игры в магазинах вернется. 

Либо придется вспоминать адреса торрент-трекеров. А тут еще как назло две крупные пиратские команды по взлому игр объявили о роспуске. Но это место пустым не будет, не одни — так другие. 

Можно еще выждать недельку-другую, и, коль ситуация не изменится (а я сомневаюсь, что по данному вопросу она изменится в ближайший год? Два?), придется вспоминать, что такое Hamachi, Nero Burning Rom, как быстро достать винчестер, чтобы отнести его к другану, у которого 500 ГБ анимах, и надеяться, что все это не понадобится и все как-то само собой наладится. 

Что будет с играми в России

Но разум понимает, что ничего уже не исправить. Как в той замечательной рок-опере “Последнее испытание”. В песне “Властелин ничего” есть такие строки:

Ещё не поздно настроить скрипку
Взять верную ноту, исправить ошибку!
Не поздно зажечь солнце, новое небо и новые звезды
Не поздно! Послушай! Я так не хочу быть один… в пустоте
Ещё не поздно решить проблему, взять мажорный аккорд, красивую тему
Не поздно жить без фальши, создать новый мир, лучше, чем раньше
Не поздно! Послушай! Я так не хочу быть один… властелин ничего

Поздно. 

Подключай тариф со скоростью до 900 Мбит/с и бонусами в «Мире танков» и «Мире кораблей»

Подключай тариф со скоростью до 900 Мбит/с и бонусами в «Мире танков» и «Мире кораблей»



Другие публикации по теме
Свежий финансовый отчет Nintendo раскрыл продажи Switch, игр и дал намек на дату появления Switch 2
Свежий финансовый отчет Nintendo раскрыл продажи Switch, игр и дал намек на дату появления Switch 2
Компания Nintendo опубликовала финансовый отчет за прошедший квартал. По традиции, японский издатель и разработчик видеоигр поделился и точными цифрами продаж консолей и игр.
Вчера в 21:00
514
1
Форум
Серия Persona стала третьей по прибыльности для Sega, разойдясь тиражом более 23 миллионов копий
Серия Persona стала третьей по прибыльности для Sega, разойдясь тиражом более 23 миллионов копий
В финансовом отчете за 2024 год Sega сообщила о новом рубеже продаж серии Persona, заявив, что за все время существования серии было продано более 23,5 миллионов копий, как физических, так и цифровых
Вчера в 20:00
669
3
Форум
Западная игровая пресса хором обеляет Sweet Baby в глазах геймеров, но у них плохо получается
Западная игровая пресса хором обеляет Sweet Baby в глазах геймеров, но у них плохо получается
Повесточные игровые порталы совместно с мерзкой компанией-шантажистом Sweet Baby разворачивают активную медиавойну против тех, кто не согласен мириться с навязыванием woke, DEI и SJW-культуры.
Вчера в 16:00
9220
87
Форум