Что почитать – Мартин Скотт, цикл «Фракс-ловкач»
Советы от Лофта и Дитрума
Алоха! Сегодня книжный вторник на Goha.Ru, а это значит, что пришло время для новой статьи. Изначально я планировал выложить текст, посвященный одному из недооцененных авторов, но затем планы изменились. Все дело в том, что пользователь Kabayahi, с форума Goha.Ru подкинул мне ссылку на интересную серию книг «Фракс-ловчкач», о которой я раньше вообще не слышал. Я начал читать, и так увлекся, что не заметил, как прочитал все десять книг цикла.
Что почитать – Мартин Скотт «Фракс-ловкач»
Как всегда, начну, пожалуй, с отзывов о серии «Фракс-ловкач», в которой написано 10 книг. Как я уже говорил, готовясь к обзору, я теперь внимательно изучаю отзывы о книге. В принципе ничего нового на этот раз я для себя не открыл, люди заходят в отзывы в основном для того, чтобы излить свою желчь или продемонстрировать полную некомпетентность. Ярость комментаторов на сей раз вызвало сходство «Фракса-ловкача» с серией Глена Кука «Приключения Гаррета». Одни пишут, что Фракс получился лучше, но все равно это плагиат, другие пишут, что он получился хуже и это плагиат. Вот только ни первые ни вторые не знают, что означает слово «плагиат». Книги написаны в пределах одного жанра – детективное фэнтези. В этом жанре написаны такие серии и книги как «Архивы Дрездена» Джима Батчера, «Сиятельный» Павла Корнева, «Джекаби» Уильяма Риттера, «Лабиринты Эхо» Макс Фрай и так далее. Так что, считать все эти книги плагиатом? Тогда весь жанр фэнтези это плагиат Властелина Колец. В общем, полезных отзывов я не обнаружил, зато нашел с чего посмеяться. Что ж, давайте знакомиться с детективом-волшебником – Фраксом.
Сюжет
Фракс – это самый толстый и дешевый детектив-волшебник среди всех детективов славного города Турай. Кроме того, он страдает хроническим алкоголизмом, магической импотенцией, а все заработанные деньги просаживает на скачках и за карточным столом. Если бы не постоянная нужда в деньгах, он бы вообще не работал, а так ему приходится идти на компромиссы, и брать дела, попутно хотя бы на время отказываясь от вредных привычек. Впрочем, в любых делах, касающихся расследований, Фракс первая спица в колесе. Он никогда не бросает своих клиентов, даже если они в чем-то действительно замешаны, а уж стремление докопаться до истины часто ставит его на самый край, за которым уже виднеются весла рабских галер или виселица. Все ненавидят Фракса, многие его презирают, но, когда огонь близко подбирается к их задницам, помощи ищут именно у него. Особенно если дельце намечается уж совсем поганое, а денег кот наплакал.
Фракс занимает две комнаты в портовой таверне «Секира мщения», которой владеет его старый боевой товарищ Гурд. Вместе с ним они прошли войну с Ниожем, а затем защищали стены города во времена Оркской войны. Конечно тогда Фракс был младше и стройнее, но боевых навыков не растерял, что не раз спасало ему жизнь при его-то работе. На нижнем этаже в таверне работает девица Макри, помесь орка, эльфа и человека. За это ее все ненавидят и в то же время обожают за невероятную красоту. Макри совершенно дикая, не подготовленная к жизни в городе девушка, которой привычнее махать мечами и топором, чем торговаться на базаре и угождать посетителям, демонстрируя шикарные формы под кольчужным бикини. Иногда Макри помогает Фраксу в его делах, как говорится, свежий взгляд и лишняя секира не помешают. Сам Фракс называет себя волшебником-детективом, но на самом деле магию изучать ему было лень, и он способен запомнить разве что пару простых заклинаний. Поэтому ему частенько приходится обращаться за помощью еще к одному боевому товарищу Астрату Тройной Луне, нечистому на руку сильному магу.
Такая вот теплая компания подобралась. Казалось бы, что может пойти не так? Но в жизни Фракса обычно все идет не так, как он планировал.
Особенности стиля
Скажу честно, первая книга у меня вызвала некий легкий ступор. Тут все дело в авторском стиле, повестование ведется от первого лица, но главный герой периодически прямо или косвенно обращается к читателю. К примеру:
«Если вы думаете»- это уже обращение к читателю или слушателю. Такой стиль повествования встречается довольно редко и сейчас считается несколько устаревшим, поэтому вначале мне было слегка непривычно читать. Но, прочитав треть книги, я оценил все преимущества авторского стиля. Впечатление от текста, как вроде бы я сижу за столом в теплой компании Макри, Гурда, Астрата Тройной Луны и Фракс рассказывает нам о своих похождениях. Благодаря этому книги получились очень душевными и атмосферными.
Персонажи
Персонажи прописаны хорошо. Причем автор разделяет персонажей на тех, кто уже прошел войну, им всем уже под сорок лет, это взрослые состоявшиеся люди, со своими взглядами на жизнь, и на тех, кто родился после войны.Контраст хорошо виден между Фраксом и его помощницей и подругой Макри. Она достаточно молода, для нее все в новинку, город, интриги, торговля, умение врать, свидания. Макри постоянно меняется, адаптируясь под новое окружение и обстоятельства. Она учится и постоянно делает открытия. Фракс же смотрит на это с известной долей скепсиса и цинизма. Он практически не меняет своих взглядов, точно зная, что и почем в этой жизни. Но при этом его опыт служит хорошим подспорьем для Макри, а ее новый и временами необычный взгляд изредка заставляет Фракса изменить свое мнение либо отношение к чему-то.
Персонажей в книгах не так уж много, некоторые прописаны очень поверхностно, но в основном это касается тех, которые появляются ненадолго, либо не играют значительной роли в событиях. Логично ведь, если Фракс поплыл на Острова Эльфов, то там он встретит множество новых персонажей, но не все они будут важны для сюжета.
А вот все, что касается центральных и второстепенных персонажей, реализовано очень хорошо. Биографии, история, общие знакомые и пересечения во времена Оркской Войны, отношение друг к другу – все выписано отлично, но при этом без излишних подробностей на десять страниц. Кратко и ярко, вот так бы я охарактеризовал стиль автора в отношении создания персонажей.
Особенности жанра
У авторов детективного фэнтези, либо детективного городского фэнтези разный подход к сюжету. Одни делают упор на детективную составляющую, для этого, конечно же, нужен определённый талант. Другие же, наоборот, делают упор на фэнтези либо приключенческую составляющую, а детективной линии уделяют меньше внимания. Но есть и третий вариант, который лично мне нравится больше всего – это золотая середина. Детективная линия сюжета получается не слишком запутанной, это точно не уровень Эркюля Пуаро либо Коломбо. Но, это компенсируется захватывающими приключениями и фэнтези. Главный герой не сидит на месте, занятый построением логических цепочек, он постоянно в движении.
Сегодня он сражается с драконом, завтра на него нападет злобный маг, а тут еще проблемы с Гильдией Убийц, да и друзья подкинули парочку параллельных дел, из-за которых у него неприятности с чиновниками и влиятельными людьми. И вот на фоне всех этих приключений и ведется расследование. А в тот момент, когда кажется, что хуже ситуации уже и быть не может, судьба преподносит главному герою еще один сюрприз.
Именно в таком стиле и выдержана серия Мартина Скотта «Фаркс-ловкач». Правда есть одно «но», первые три книги - это больше приключения и фэнтези, чем детектив, зато следующие две это уже больше детектив, чем приключения и фэнтези. Т.е. от книги к книге детективная линия сюжета то становится ведущей, то отходит на второй план, продолжая при этом играть важную роль в сюжете.
Лично мне такой подход нравится, читать интересно.
Дитрум и Loft рекомендуют
Серию «Фракс-ловкач» Мартина Скотта мы рекомендуем к прочтению. И неважно, что вам больше нравится, детективы или фэнтези и приключения, и того и другого здесь в избытке. А с вами был Дитрум, до следующих встреч!