Cyberpunk: Edgerunners — красивая история одного парня, который ничего не смог (18+)
Внимание, спойлеры!
Аниме — это искусство. Оно стоит вровень с кино или иной мультипликацией, ничем им не уступая. А как в любом искусстве, в аниме полно всякого шлака. В погоне за тенденциями и прибылью японские студии анимации последний десяток лет предпочитают экранизировать мангу или веб-новеллы определенных жанров, ключевая аудитория которых, если судить из опыта общения с нею, не отличается ни умом, ни сообразительностью. Снимается эдакая попсовая жвачка для глаз без какой-либо претензии на работу серого вещества в черепной коробке зрителя, которое часто называют “Мозг”.
Но, как и в любом искусстве, бывают приятные исключениях из массовых тенденций. Произведение, вызывающее мгновенный эмоциональный и чувственный отклик у зрителя. Да, этот отклик может быть не в пользу увиденного, но он искренний и честный. В такие моменты человек переживает бурю внутри себя, не важно, к чему это приведет в итоге. Вы отдаете себе отчет в том, что показанное имеет свои недостатки, но увиденное запало вам не только в душу, но и заставило задуматься над чем-то глубоким или высоким. И пусть даже это “что-то” будет банальным понятием “семьи”, “дружбы” и “любви”.
В годы мировых потрясений, когда Советский Союз доживал свои последние дни, а привычная жизнь сотен миллионов человек вот-вот будет разрушена, в США выходит настольная игра Cyberpunk 2020 от компании R.Talsorian Games за авторством Майка Пондсмита. События происходят в вымышленном городе Найт-Сити Новых Соединенных Штатов Америки, возникшем где-то между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско.
Глобальный экономический кризис вынудил правительство обратиться за помощью к межнациональным корпорациям, что в итоге дало им неограниченные полномочия. Очередные войны и последовавшие за ними хаос и беззаконие сделали жизнь за пределами огромных городов практически невозможной, отдав колоссальные территории на растерзание различным бандам рейдеров и прочих маргиналов.
Мир, описанный Пондсмитом, прекрасно иллюстрировал то возможное будущее, которое предсказывали многие писатели-фантасты 80-х годов XX века. Мир, где вся жизнь человека зависит исключительно от прихотей горстки богачей, возомнивших себя богами.
Польская студия CD Project RED смогла разглядеть огромный потенциал в Cyberpunk 2020, который можно успешно воплотить не только в литературе, но и в формате видеоигры. Итогом стал релиз Cyberpunk 2077 — отличной приключенческой игры с сильным уклоном в RPG. И пусть регулярная ложь со стороны дирекции компании и техническая составляющая продукта на релизе у многих вызвали разочарование (да и сейчас у игры множество багов), но вот за работу дизайнеров и нарративщиков поляков однозначно хочется хвалить.
И пусть геймеры до сих пор не получили обещанных сюжетных DLC, руководство CDPR понимает, какой сильный актив в их руках, и ему очень тесно в рамках одной игры. В итоге поляки заключили контракт с японской анимационной студией Trigger, результатом которого стало появление аниме-сериала Cyberpunk: Edgerunners ("Киберпанк: Бегущие по краю").
Дитя улиц
Действия аниме происходят примерно за год до событий видеоигры. Главным героем выступает 17-летний школьник Дэвид Мартинес. Внимательные геймеры, только услышав это имя, сразу догадались, чем аниме завершится, ведь в “Посмертии” есть одноименный коктейль, а бармен Клэр рассказывала, при каких обстоятельствах напитки получают свои имена.
Но это если говорить о фанатах игры, а для всех остальных история только начинается. Дэвид живет с матерью Глорией в одной из дешевых квартир улья-небоскреба, коих сотни в Найт-Сити. Мать работает на скорой помощи, и всеми силами старается заработать как можно больше денег ради сына — каким-то чудом он смог поступить в престижную академию корпорации “Арасака”. Но обучение в таком заведении стоит очень много, и пусть Дэвид показывает прекрасные результаты в учебе, но без вовремя внесенной необходимой суммы его отчислят.
Острая необходимость в средствах к существованию толкает женщину к нелегальным способам заработка. В частности, она сливает местной банде киберпанков информацию о ценных имплантах, которые остаются после смерти очередного неудачника. И одним из таких гаджетов становится военная экспериментальная технология “Арасаки”, дающая своему владельцу сверхчеловеческую скорость. Мать Дэвида похищает этот имплант, чтобы передать его Мейну — главарю банды.
Но сделать этого она не успела — во время разборок между очередными бандитами Глория получает тяжелое ранение. Прибывшие на место представители “Траума Тим” игнорируют и парня, и его мать (ведь у них нет медицинской страховки), а общественная больница не смогла вовремя обнаружить вирус, из-за которого Глория умирает.
После похорон Дэвид получает все личные вещи матери, среди которых обнаруживается необычный имплант. В порыве ярости и отчаяния парень решает установить его себе. Так начинается история обычного парня с улицы, которая в итоге завершится именно так, как должна была.
Вайб
Trigger известные мастера создавать потрясающую атмосферу, которая моментально охватывает зрителя и не отпускает до финальных титров. И на этот раз они выложились на полную. И пусть сакуга в Cyberpunk: Edgerunners не самая лучшая из возможных, а картинке часто не хватает детализации, благодаря частой смене кадров и общей динамике сериала на это обратят внимание разве что такие дотошные зрители, как я.
Благодаря яркой и красочной палитре и узнаваемым локациям (если вы играли в CP 2077), зритель быстро оказывается в плену мира будущего, где сидеть и маструбировать посреди улицы, используя для этого специально созданный аппарат, — совершенно обычное явление. А самым популярным развлечением является просмотр очередного “мозгопляса”, переживая эмоции какого-то маньяка или проститутки.
Да, именно таков мир вокруг Дэвида, и ни о каком другом он толком не знает. Бытие порождает создание, говорил один философ, и авторы Cyberpunk: Edgerunners отлично передали эту мысль в сериале.
Персонажи
Так как Ди плохо ладил со своими одноклассниками из-за разного социального статуса, а уличных друзей у него не было, то после смерти матери парень остался совсем один. Но это продлилось недолго — в городском метро он замечает прекрасную девушку. Барышня оказалась уличной воровкой, ловко изымающей персональные чипы у пассажиров. И если бы Люси (а именно так зовут девушку) не позарилась на чип Дэвида, то история бы прошла мимо. Но по какой-то причине воровка позарилась на чип 17-летнего пацана, что, признаться, очень странно, ведь по его внешнему виду было понятно, что деньги и молодой человек — понятия несовместимые. Но оставим это на совести сценаристов.
В итоге Люси предлагает Ди работать в паре — она находит клиентов, а парень благодаря импланту быстро их грабит. Парочка сближается, но лишь для того, чтобы Люси в один момент сдала Дэвида своим подельникам — тем самым киберпанкам, на которых работала и Глория. Эта информация спасет жизнь пацану. Мало того, в эмоциональном порыве он смог убедить Мейна оставить технологию у себя и принять его в банду. Так у Ди появляются товарищи. Помимо уже упомянутых Мейна и Люси, в банду входят:
- Ребекка — кровожадная маньячка-лоли, обожающая большие пушки. Судя по ее поведению, можно предположить, что Бекки взрослая, но предпочитающая навеки остаться в теле ребенка.
- Пилар — брат Ребекки, пошляк и любитель над кем-нибудь поглумиться. Естественно, Дэвид ввиду возраста и неопытности становится для него основной целью.
- Дорио — мужебаба, являющаяся правой рукой Мейна и по совместительству его девушкой. В целом, добродушная, хотя при необходимости в состоянии отвесить отрезвляющую оплеуху лидеру.
- Киви — девушка-нетраннер, которая в свое время привела Люси в банду. О ее прошлом вообще ничего не известно, а раскрытие подробностей станет уж совсем неприличным спойлером.
А дальше в аниме происходит… типичное аниме. Серии представляют собой локальные истории о противостоянии банд, работе на фиксеров и посиделках с разговорами “за жизнь” между Ди и Мейном. Очевидно, что в бугае парень нашел себе отца, стараясь во всем ему подражать.
Много крови, много сексуальных сцен, много стрельбы и различного безумия. И так происходит ровно до тех пор, пока киберпанки не решили взяться за задание, которое им оказалось не по зубам. Да еще и обострившийся киберпсихоз Мейна поставил жизни всей команды под угрозу.
Я не стану вам раскрывать детали второй половины сериала, но отмечу, что уровень драмы, хоть и локальной, камерной, сценаристы изрядно поднимают. Отношения Дэвида и Люси пусть за кадром и получили развитие, но это проходит мимо зрителя — из-за ограниченного хронометража у авторов на это просто не остается времени.
Итоги
Будь у сериала полноценные 24 серии, то, я уверен, Trigger показали и рассказали о героях больше, как и о напарниках Ди. Но им пришлось уместить все идеи лишь в десять серий, и на раскрытие второстепенных персонажей места совсем не осталось.
В этом и заключается моя основная претензия к сериалу — рассказывая локальную историю, авторы не потрудились уделить достаточно внимания развитию героя, предпочитая “тайм-скип” — так называется сюжетный ход в аниме, когда происходит промотка времени, и мы наблюдаем изменившихся персонажей, которые уже сильнее и умеют больше. Но это не делает Cyberpunk: Edgerunners плохим аниме, хотя и немного портит общее восприятие.
Стоит ли это аниме смотреть? Однозначно, да. Любители экшена так вообще останутся довольны, хотя ко многим сценам будут весьма объективные претензии. Сюжеты серий пусть и не блещут оригинальностью или глубиной, но в целом хорошо передают атмосферу и помогают зрителю понять, в каком хреновом мире живут простые люди уже не такого далекого будущего. Главное, в Cyberpunk: Edgerunners нет ненужных соплей и рассусоливаний о смыслах бытия, которые так часто не к месту любят запихивать в аниме. А еще сериал заканчивается именно так, как должен, исходя из принятых героями решений. Ди сорвался с края. Что является несомненным плюсом в оценке Cyberpunk: Edgerunners.
Ну а для фанатов Cyberpunk 2077 так вообще будет грехом пропустить такой парад отсылок и пасхалок к любимой игре.