Десять самых узнаваемых саундтреков к фильмам и сериалам
Или рейтинг лучших работ композитора и легенды Голливуда Джона Уильямса?
Так ли важна музыка в фильмах и сериалах? Ведь зачастую вся слава уходит актерам и режиссерам, а вот композиторов мало кто знает по имени и в лицо, будь это хоть Ханс Циммер. При этом удачно подобранная песня может сделать ту или иную сцену незабываемой. Вспомнить, скажем, «Welcome to the Machine» Pink Floyd в «Подозреваемом» или «Saturday Night’s Alright» Элтона Джона в «Kingsman: Золотое кольцо». И как можно представить себе «Сверхъестественное» без «Carry On My Wayward Son» в исполнении Kansas? А помните, как Скотт Бакула поет «Imagine» Джона Леннона в «Квантовом скачке»? Хотя это другая история, ведь куда сложнее не взять уже готовое и удачно вставить, но написать нечто оригинальное, что будет вызывать восторг у нескольких поколений. Как бы это ни было забавно, за большую часть культовых саундтреков благодарить нужно одного человека.
Имя ему Джон Таунер Уильямс. 90-летний композитор и верный соратник Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга удостоен пяти премий «Оскар» (по числу номинаций же он уступает лишь Уолту Диснею), четырех «Золотых глобусов», семи премий BAFTA, трех «Эмми» и 25 «Грэмми». Вклад Уильямса в кинематограф сложно переоценить. Впрочем, в списке далеко не только его работы.
«Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда»
[Star Wars: Episode IV – A New Hope, 1977 год, Джон Уильямс]
45 лет назад тогда еще просто «Звездные войны» Джорджа Лукаса обернулись хитом, впоследствии оказав огромное влияние на всю популярную культуру. А музыка из-под пера Джона Уильямса в исполнении Лондонского симфонического оркестра стала эталоном для саундтреков: романтика, приключения, драма, сражения — у мэтра найдутся ноты на любой случай жизни, будь то главная тема или «Имперский марш» из «Империя наносит ответный удар». Можно ли представить себе далекую-далекую галактику без этих звуков?
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
[Raiders of the Lost Ark, 1981 год, Джон Уильямс]
Посмотрев «Звездные войны» и взявшись за «Индиану Джонса», Стивен Спилберг решил, что ему нужны Харрисон Форд и Джон Уильямс. Маэстро и Лондонский симфонический именитого режиссера не подвели: может ли настоящее приключение с азартом, романтикой и опасностями звучать иначе?
«Назад в будущее»
[Back to the Future, 1985 год, Алан Сильвестри]
Алан Сильвестри не может похвастаться россыпью наград, однако успел поработать над десятком известных картин (взять хотя бы последних «Мстителей»), включая «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Вышло одновременно весьма эпично и задорно, что соответствует духу самой известной истории о путешествиях во времени.
«Охотники за привидениями»
[Ghostbusters, 1984 год, Рэй Паркер — младший]
Вообще-то композитором «Охотников за привидениями» был Элмер Бернстайн, однако ту самую заводную композицию в духе рекламы «Ghostbusters» для фильма написал и исполнил Рэй Паркер-младший. Без плагиата и суда дело не обошлось, зато постановщик ленты Айвен Райтман даже снял музыкальное видео, в котором засветились не только исполнители главных ролей, но также Чеви Чейз, Дэнни ДеВито и Питер Фальк. Клип тоже стал хитом, уже на MTV.
«Парк юрского периода»
[Jurassic Park, 1993 год, Джон Уильямс]
И вновь Уильямсу удалось ухватить самую суть — масштабность, величественность, восторг и трепет от лицезрения доисторических ящеров, вновь вернувшихся на Землю спустя десятки миллионов лет, равно как амбициозность грандиозного замысла, начало которому положил кусок янтаря с комаром внутри.
«Гарри Поттер и философский камень»
[Harry Potter and the Philosopher’s Stone, 2001 год, Джон Уильямс]
Крис Коламбус уже успел поработать с Уильямсом над «Один дома», так что знал, к кому обратиться. Композитор воплотил в музыке ту самую атмосферу чародейства и волшебства с нотками таинственности и напряжения. Именно так должен звучать «Волшебный мир», полный загадок и чудес, пусть и подчас весьма опасных.
«Горец»
[Highlander, 1986 год, Queen]
Какой же саундтрек подойдет к истории про брутальных парней с большими мечами, которые живут веками, чтобы отрубать друг другу головы? Майкл Кэмен просто позвал Queen, а композиции из фильма легли в основу альбома «Kind of Magic». Песни «Princes of the Universe» и «Who Wants to Live Forever» идеально передали кредо бессмертных и личную драму Коннора МакЛауда.
«Миссия невыполнима»
[Mission: Impossible, 1966 год, Лало Шифрин]
Главная музыкальная тема боевика с Томом Крузом, которую зрители узнают, едва лишь начинается звон, была написана аргентинским пианистом Лало Шифриным еще за три десятилетия до выхода фильма для одноименного шпионского сериала. Фанаты шоу Адам Клейтон и Ларри Маллен-младший из U2 записали для картины новую версию.
«Секретные материалы»
[The X-Files, 1993 год, Марк Сноу]
Открывающие титры «Секретных материалов» с их тревожными нотками, пожалуй, самое известное и удачное интро на телевидении. На первый взгляд простое, но запоминающееся и задающее тон перед началом просмотра очередного эпизода. И в первую очередь благодаря саундтреку, который давно и прочно ассоциируется с НЛО и мистикой.
«Игра престолов»
[Game of Thrones, 2011 год, Рамин Джавади]
Рамин Джавади, вероятно, самый известный композитор на телевидении. Среди его работ и «Мир Дикого Запада», однако всемирную известность ему обеспечила музыка к стильной заставке «Игры престолов», которую перенял и «Дом дракона» — уж больно она удачная и спустя столько лет тесно ассоциируется с «Песнью льда и пламени». В конце концов, и близко не у каждой музыкальной темы есть отдельная страница на «Википедии».
Кого-то может смутить отсутствие саундтрека к «Смертельной битве», но культовая «Techno Syndrome» в исполнении The Immortals была написана еще для продвижения игр, а уже затем использована в фильме. Осталась за кадром и бондиана с ее фирменной главной темой и более или менее удачной музыкой к конкретным лентам, от песни «GoldenEye», написанной Боно из U2 для Тины Тернер, до «Skyfall» в исполнении Адель. Да и, пожалуй, не лишним будет вспомнить в мгновение ока ставшую вирусной «Toss a Coin to Your Witcher» из «Ведьмака», которая хороша что в оригинале, что в русской версии: «Ведьмаку заплатите чеканной монетой…»