„Эксплойт, эксплойт!“ или „Интернету нужны свои суды… и полиция?“
2 сентября 2012
28341
221
Авторская статья
Такие статьи выражают искльючительно субьективное мнение автора, они не являются обзорами или рецензиями. Они могут быть сознательно заострены и провaкативны, чтобы стимулировать обсуждение наших читателей.
„Эксплойт, эксплойт!“ или „Интернету нужны свои суды… и полиция?“
В пятницу по Guild Wars 2 прокатилась первая волна банов. Торговцы броней продавали редкую экипировку за тысячную долю предполагаемой цены. Ушлые игроки накинулись на нее, покупая сотнями, и спавляя на крафтовой станции, чтобы получить редкое оружие максимального уровня. Все это работало несколько часов, потом посыпались баны. 3000 перманентных, и 1000 на 72 часа. Правда подумав, и прислушавшись к шумихе, разработчики заменили постоянный бан временным. Вся эта история вряд ли стоила бы отдельной колонки на главной странице GoHa.Ru, если бы не то, что она как нельзя лучше раскрывает психологию игроков и разработчиков любых ММО и заставляет нас задуматься. А что делать в таких ситуациях-то? И что это говорит о правовой практике в интернете в целом? Поэтому, давайте таки разберемся.
Перво-наперво я должен сказать. Я не считаю забаненых невинными овечками. Они знали на что шли. Они получали преимущество, которые другим игрокам (не знавшим про волшебный магазин) не светило. Так что они осознанно совершали поступок, который принято считать эксплойтом. Часть поддалась стадному инстинкту (“ща у всех будут пушки, а у меня нет“), часть просто неверно рассчитала риски („ну отнимут пушки, ОК, но не бан же?“), но все это не оправдания. Многих, конечно, удивляет мера наказания. Часто вспоминают похожий случай в WoWe, когда в конце 2008 года продавцы бесплатно раздавали PvP оружие. Тогда Blizzard просто потерли все оружие, без всяких банов. Забаненые негодуют, говоря, что если б Arena.net могла потереть все оружие быстро и сама, банов бы не было, а их дали просто потому, что в игре не оказалось нужного скрипта. Они, наверное, правы, ибо иначе разработчики бы не требовали после временного бана стирать все нажитое вручную. Но забывается одна вещь. Халявная PvP-экипировка WoW‘a была BoP’овой. Тут же Mystic Forge выплевывает BoE вещи максимального уровня, которыми можно было бы обрушить всю игровую экономику. Потенциальный ущерб игре несопоставим. Это скорее похоже на недавние массбаны в Аллодах, когда игроки использовали баг с астральной торговлей и получили недельные баны. Так что формально все корректно, ибо каждый подписался под обещанием не эксплойтить. Да, и 72-часовой бан кажется жестковатым, учитывая, что игроки использовали даже не баг, а банальную опечатку какого-то несчастного разработчика (на ценнике стояло „21“ вместо „21 000“), но все-таки они знали, что получают очень серьезное преимущество по отношению к тем, кто опоздает к раздаче, и покупали это оружие сотнями.
Другое дело (и тут все становится интереснее не только для игроков GW2), что если перевести всю эту историю на нашу обиходную правовую практику, все будет выглядеть несколько иначе. Нет, я не имею ввиду оправдания вроде „если разработчики делают ошибки, это их проблемы, мое право их использовать“. Нет, это ерунда. Но есть более серьезные аргументы. Ведь игроки не убивали монстров, заглючивая их багом в текстурах, нет, они совершали сделку с игровым продавцом. Представьте, что вы заходите в магазин, а продавщица вместо 1000 рублей пробивает вам 100. Вы забираете мешок с продуктами и идете домой. И что, за вами побежит весь магазин говоря, что вы проэксплойтили кассовый автомат? Нет, просто уволят продавщицу. Вы скажете, что в этом случае не было сознательного действия покупателя. Ок, договорились. Но с тем, что NPC-продавец мало чем отличается от продавца в магазине, вы согласны? Ведь реальный продавец торгует от имени компании-владельца, а продавец-NPC от имени разработчика. Разницы не видно. Согласны? Тогда другой пример. Вы приходите в автосалон, и видите, что перед новеньким Jaguar X351 стоит ценник – 10$. Вы не верите своим глазам, подзываете продавца, спрашиваете “что, действительно десять баксов?“. „Да, десять долларов“, с серьезным видом отвечает продавец. Что вы сделате? Естественно отдадите десять баксов, возьмете Ягуар и поедете на нем домой. Сделка абсолютно законна, что было на уме у продавца – не ваше дело. Этим, кстати, снимается и аргумент про преимущество. Вы ведь отлично понимаете, что покупая Ягуар за 10$ вы получаете огромное преимущество перед тем, кто купит его в другом салоне за 200.000€. Но ваше-то какое дело? И даже если вы, решив подзаработать, скупите все Ягуары в автосалоне и попросите пригнать вам еще сотню, это будет не ваша проблема, а того, кто согласился их вам продать.
Логично? Логично. Одна загвоздка. Все это не действует в ММО. Это для нас нет разницы между продавцом в игре и в реальности. А с точки зрения разработчика это все игра, симуляция. Симуляция продавца продает симулированный товар симулированному персонажу в симулированной вселенной. Какие уж тут права? И если симуляция не удалась, цена не та, то все обнуляется, а с симулированным персонажем можно поступить как угодно. Мы ведь вообще не имеем права собственности не только на покупаемые в игре товары, но и на сам аккаунт. Не верите? Прочитайте соглашение любой ММО. Мы покупаем не аккаунт, а лицензию, которая позволяет нам одним глазком заглянуть в симулированный разработчиком мир. Все в этом мире – продавцы, товары, персонажи и даже наш аккаунт – принадлежит разработчику. У нас только лицензия, на которую мы подписываемся по произвольным правилам разработчика и которую тот может отнять в любой момент. И поэтому бесполезно спорить о том, что такое „эксплойт“. Эксплойтом, загляните в любое лицензионное соглашение, считается то, что разработчик хочет считать эксплойтом. Не нравятся такие правила? Не покупайте лицензию, вот и все, что вы можете сделать. Приходя в ММО, мы как бы заходим не в магазин, а к разработчику домой, на частную территорию. Ему не нравится, что мы громко общаемся или распеваем песни? Так он, как и любой хозяин дома, может вышвырнуть нас в любой момент.
Это, кстати, касается не только ММО. Ведь и ваш аккаунт в Стиме, по сути, не ваша собственность. Более того, ровно по той же причине вы не можете перепродать купленную сингл-игру. “Ведь это моя собственность, что хочу, то и делаю“, заявляют покупатели. Но нет, это не собственность, а лишь лицензия на использование, которую можно отозвать в любой момент. ММО игры в частности и интернетный мир в целом вообще в значительной степени существуют вне правого поля. Ровно по этому, решение суда о разрешении на перепродажу игр почти не оставляет реальных следов и ровно по этому так редки случаи, когда суды наказывают кого-то за кражу „собственности“ у другого игрока (если в суд подаст потерпевший, конечно, если разработчик – тут другое дело, ведь все что есть в игре его собственность). Именно поэтому мало шансов и у забаненых, даже если кто-то из них подаст на NCsoft в суд. И все это по простой причине, которую мы отлично знаем – Интернет до сих пор является свободной, малорегулироемой законами зоны. В Интернете у государств с их правоприменительными системами большие проблемы. А там, где исчезают государства, приходят кто? Правильно, корпорации. Вам может показаться это сценкой из дешевой антиутопии, но это правда. Конечно, корпорации где-то зарегестрированы и подчиняются законам (даже иногда проигрывают суды по интернетным делам). Но отсутствие, вернее, недоприсутствие государства ведет к тому, что корпорации обставляют свои правила так, что у них есть все права, а у пользователей нет никаких. Что все их творение – частная территория, где они хозяева, закон, суд и полиция в одном лице. Вам не нравится прекрасный новый мир? Не покупайте игры. А какие есть альтернативы? Пустить в интернет государство? Нет уж, увольте, оно и так пролезает туда из всех щелей и пока ничего кроме цензурных списков и абсолютно нереалистичного регулирования не придумало. И это абсолютно любое государство, я уж не говорю про конкретно наше. Нет уж, лучше свободный интернет, пусть и с перегибами корпораций. Так что придется смириться с подобными банами и с тем, что эскплойт это то, что разработчику кажется эксплойтом.
Хотя, может быть, есть и третий выход? Может нам всем не помешала бы некая общая, негосударственная, чисто интернетная инстанция? Скажем, арбитражный интернетный суд с присяжными, случайно набираемыми поровну от компаний-производителей (не только игр, естественно) и от потребителей? И пусть бы он решал, что является эксплойтом, а что нет? И отрегулировал бы правила так, чтобы у игрока появились законные права хотя бы на свой аккаунт и собственность на нем? Но, постойте, ведь это означает, что тогда нам будут нужны интернет-законы, интернет-полиция, интернет-прокуратура…. Не, не, не, это все надо еще раз обдумать. А что думаете вы?