Есть ли настольным играм место в 2022 году?
Разбираемся в ходу ли сейчас настольные игры или уже изжили себя
Свершилось! Грянул 2022. Старый год выходит за порог и на смену ему приходит Новый, с новыми надеждами и ожиданиями. И пока большинство доедает прошлогодние салатики, мы с Вами можем обсудить нечто нетривиальное.
В канун Нового года было подведено множество итогов, теперь настала очередь строить предположения. Сегодня мы поговорим о настольных играх в 2022 году.
Верно ли утверждение, что настольные игры изжили себя и в ближайшем будущем канут в небытие?
Давайте разбираться.
История настольных игр насчитывает не менее семи тысячелетий (!) и среди исследователей бытует мнение, что первые игры появились раньше столов. Ученые до сих пор расходятся во мнении о том, какая же и из игр была придумана самой первой и по сей день выдвигают разнообразные предположения и гипотезы. Однако многие сходятся во мнении, что настольные игры дарят игрокам уникальный опыт, который можно запросто разделить с близкими и друзьями.
Помимо прочего, настолки позволяют не только весело проводить время, но еще и развивают интеллект. Осваивая новую для себя игровую механику, участники действа тренируют не только умение ориентироваться в понимании правил конкретной настольной игры, но и заставляют свой мозг развиваться в различных направлениях. Коротая вечера за настольными играми можно улучшить такие немаловажные навыки, как:
- память;
- математические способности;
- стратегическое мышление;
- логику;
- пространственное мышление;
- координацию;
- мелкую моторику;
- речь;
- социальный интеллект;
- концентрацию внимания;
- волевые аспекты.
И в целом, настольные игры способствуют качественному и всестороннему развитию личности.
Удачно подобранная игра позволяет игрокам узнать друг друга поближе, а также позволяет раскрыть лучшие качества собравшихся за игрой. Настолки способны сплачивать людей разнообразных профессий и возрастов с различным кругом интересов.
А теперь немного истории.
Первые настольные игры появились еще в Древнем Египте. Самым простым способом развлечься для древних людей были различные варианты игры в кости. Первые игральные кубики вытачивали из камня или из кости, и в целом те были неотличимы от нынешних аналогов — игральных костей. В наше время кубики по большей части используются как вспомогательный элемент самих настольных игр, позволяющий имитировать элемент случайности, однако ранее кости существовали как отдельная азартная игра. Помимо костей, аналогичную функцию в Древнем Египте выполняли и плоские деревянные палочки, их окрашивали и подобно костям кидали на пол. Побеждал тот игрок, у кого было большее число палочек, упавших окрашенной стороной вверх.
В третьем тысячелетии до нашей эры в мире появилась еще одна популярная и хорошо известная современному человечеству игра — нарды — настолка шашечного типа, была придумана на Ближнем Востоке и сохранилась до сих пор, хотя и в измененном виде.
Чуть позже — в конце первого тысячелетия до нашей эры — в Индии был изобретен новый вид досуга, включающий в себя взаимодействие с плоскими табличками, изображающими стороны игральных кубиков — домино. Игровой инвентарь изготавливали из слоновой кости, со вставками из черного дерева.
Еще один не менее популярный вид настольных игр возник в Китае в XII веке — игральные карты. В качестве первых карт выступали плоские таблички и фишки. В том же Китае около 1870года появился ныне востребованный в восточных странах маджонг.
Уже позже, в XII веке появилась самая известная и узнаваемая во всем мире игра — шахматы, правила для которых затем были упрощены, в результате чего в том же столетии появились так любимые всеми детьми шашки. Однако свой современный вид они приобрели лишь спустя пару веков — в XVI столетии. Вскоре, в 1743 году, людская фантазия пошла дальше — англичанин Эдмондом Хойл переосмыслил игру и придумал современный вариант нард.
В XVIII—XIX веке распространение получили картонажные настольные игры, отличительной особенностью которых являлось наличие картонного поля, напечатанного типографским способом. Поля могли похвастаться широкой тематикой и разнообразным оформлением с различного рода детализацией. В данные игры играли передвигая фишки по полю, с целью скорейшего достижения финишной прямой.
Всем известная «разрушительница семей» — монополия, появилась в первой половине XX века благодаря труду американца Чарльза Дэрроу. А в последнее десятилетие стали востребованы настольные ролевые игры, ярким представителем которых и по сей день остается изданная в 1974 году Dungeons and Dragons. Вместе с тем широкое распространение получила первая представительница карточных коллекционных игр — Magic: The Gathering, созданная Ричардом Гарфилдом в 1993 году.
Конец двадцатого столетия ознаменовал собой пик популярности настольных игр, ввиду того, что повсеместно появлялись новые оригинальные игры с различной тематикой и уникальными механиками, ранее не известными миру. Сеттинг игр прорабатывался тщательнее, у многих настолок появился свой интересный и запоминающийся сюжет.
Настольные игры были популярны тысячелетиями и являлись основным развлекательным досугом среди людей. И вот, двадцатый век дарит человечеству новый вид развлечений — видеоигры, покорившие игроков по всему миру за счет того, что предоставляли возможность получить совершенно новый индивидуальный опыт.
Широкий круг лиц начал отдавать предпочтение новому увлечению… а что же настольные игры? Означает ли это, что отныне настолки находятся под угрозой стать пережитком прошлого?
Как ни странно, ответ предельно прост — нет. Настольные игры продолжат быть одним из видов увеселительного времяпрепровождения и в 2022 году, более того, в настоящее время настолки заново обретают популярность. Причиной роста спроса на всеми привычный вид досуга стала пандемия коронавируса.
Запертые в бетонных клетках собственных квартир, в попытках скрасить одинокие тоскливые вечера, люди принялись искать новые, а точнее сказать — давно позабытые старые способы развлечь себя и своих близких. Тут-то и пригодились настольные игры!
Для большинства россиян временное развлечение переросло в постоянное увлечение, некоторые даже умудрились обрести новое хобби. По данным исследовательского агентства NPD Group, сегмент настольных игр ощутимо вырос по сравнению с предыдущими годами: в январе - мае 2021 г. на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2020 и на целых 43% к январю - маю 2019 г.
Компания The NPD Group исследует и анализирует российский рынок игр с января 2014 года, изучает онлайн и офлайн продажи крупных розничных сетей. Исследование охватывает все российские города с развитой розничной сетью, данные по которым анализируются каждый месяц.
Результаты исследования NPD Group подтверждаются данными таких интернет-магазинов, как Ozon и Wildberries:
В Ozon за январь – июнь 2021 года купили на половину больше настольных игр, чем в тот же период 2020 года. Также отмечается рост и расширение ассортимента настолок — в целых пять раз по сравнению с 2020. В 2021 году самыми популярными детскими играми были «Дженга», «Морской бой» и карточная игра «Спящие Королевы», а в 2020 году потребители отдавали предпочтение таким играм, как: «Монополия», «Соображариум» и «Спутник Гения». Взрослые в свою очередь интересовались карточными играми наподобие «Я никогда не» и классическими шахматами.
В Wildberries продажи за период январь – май 2021 года увеличились в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 — рост составил 23%.
В 2021 году покупатели выбирали классические настольные игры: «Uno», «Монополию», «Дженгу» «Имаджинариум» и «Морской бой», указанные предпочтения не отличаются от тех, что были свойственны потребителям в 2020 году.
Помимо настольных игр, чаще всего являющихся коллективным видом развлечения, популярными в 2021 году стали пазлы, скоротать вечерок над которыми всегда можно и в одиночестве. Указанный сегмент вырос на 24% в первые 5 месяцев 2021 по сравнению с тем же периодом 2019 г.
Люди вспомнили, что помимо компьютеров, телевизоров и смартфонов есть и другой вид интересной и веселой деятельности, в который могут быть вовлечены все члены семьи от мала до велика, при всем при том, настольные игры способствовали единению и вызывали разобщенных сожителей на конструктивный и оживленный диалог. Таким образом множество семей в период пандемии стали сплоченнее и дружнее.
Смена потребительских предпочтений также связана с тем, что культура настольных игр весьма стабильна и не перестает развиваться — появляются разнообразные новые игры с интересными механиками, увлекательными сюжетами. Помимо прочего, настолки в период эпидемии, как средство развлечения, являются более доступными и экономичными, нежели кинотеатры и рестораны. К ним можно вернуться в любой момент, не тратя на это дополнительные денежные средства.
Согласно исследованиям, в настольные игры в большинстве своем играют взрослые люди. Самый большой процент приходится на лиц 25-34 лет — примерно 83%, далее следуют лица, достигшие 35-44 лет — примерно 13%, затем — 18-24 лет — примерно 3%; остальные проценты распределяются между людьми младше 18 и старше 45 лет.
Интерес к настольным играм также поддерживается появлением специальных клубов, фестивалей и соревнований, связанных непосредственно с настолками — например «Игрокон» и «Ролекон».
Увлечение указанным видом игрового досуга вместе с тем не исключает интерес, например, к видеоиграм. Как показывает практика, в настольные игры чаще всего играют люди, интересующиеся компьютерными играми, что верно и в обратном случае. Указанные виды досуга не исключают друг друга, в связи с чем между ними отсутствует прямая конкуренция.
Прекрасный пример: Tabletop Simulator — компьютерная игра в жанре симулятора настольных игр, разработанная и изданная независимой компанией Berserk Games. Благодаря ей любители настольных игр могут встречаться за виртуальным столом не выходя из дома. Tabletop Simulator включает в себя широкий перечень игр — позволяет игрокам играть в различные настольные, карточные и подобные им игры. Вместе с тем игроки имеют возможность взаимодействовать с окружением, подчиняющемся законам игровой физики. Tabletop Simulator содержит такие известные игры, как го, домино, шахматы, шашки, китайские шашки, нарды, маджонг, реверси, пасьянс, покер и другие.
Что имеем в итоге? Настольные игры являются развлечением доступным на все времена, для лиц различных возрастов и с разным кругом интересов; могут быть коллективными и одиночными; как правило, не требуют дополнительных материальных затрат и зачастую всегда находятся под рукой; вместе с тем всесторонне развивают личность и способствуют эмоциональному сближению. Разве может быть позабыто то, что является столь полезным? Подобный исход был бы весьма кощунственным. Благо сейчас настолки снова находятся на пике своей популярности, которая навряд ли спадет и в 2022 году, несмотря на кризис печатных мануфактур.