Обзор
Final Fantasy XV
28 ноября 2016
35611
99
Невероятно сложно придумать, с чего бы не банального начать свой обзор Final Fantasy XV. Одна из самых ожидаемых новинок года, главный долгострой для фанатов JRPG последних лет, продолжение культовой саги — все эти фразы уже давно набили оскомину у людей, которые следили за тем, как черепашьим шагом этот проект двигался к неминуемому релизу. Сейчас затянувшееся ожидание подошло к конку, скоро все желающие сами окунуться в мир новой «Последней Фантазии», и мне остается лишь рассказать тем, кто все еще сомневается, почему вам тоже стоит сесть на этот «хайп-трейн» и начать играть вместе со всеми.
Сразу нужно сделать несколько замечания. Проходил я пресс-версию игры, в которой не было финального патча, так что в моем билде могли быть некоторые недоработки, которых не должно быть в релизной версии. Игру я изучал на PlayStation 4 (обычной, не Pro). О сюжете я писать не буду ничего — он играет ключевую роль в этом проекте, так что все желающие должны будут ознакомиться с ним сами, тем или иным способом. И хоть у меня была почти неделя времени, изучить игру полностью я не смог — слишком много всего удалось дизайнером уместить в проект.
Сюжетная линия игры рассказывает нам о принце Ноктисе, который вместе с тремя помощниками едет навстречу своей невесте, леди Лунафрейе. Это предложение скажет многое тем, кто посмотрел-таки полнометражный анимационный фильм Kingsglaive, и если вы этого еще не сделали, то вам нужно срочно исправить этот пробел. Желательно или до знакомства с Final Fantasy XV, или сразу после прохождения начальной игровой фазы — дальнейшие события учитывают, что вы понимаете, что именно происходит вокруг вас. А пара минут со сценами из фильма, которые используются в игре, не дадут достаточно информации, чтобы вы могли понять, что происходит. Если вы принципиально решили эту CG-анимацию пропустить, то будьте готовы к тому, что пол игры вы будете собирать ее события по обрывкам разговоров и новостям. И все равно не составите полного впечатления.
Игровой мир оказался большим. Не огромным, конечно, но и не маленьким — даже езда на авто из одной точки в другую занимает от пары до десятка минут, а пешком на это вообще тратится уйма времени. И пользоваться быстрым перемещением не очень хочется, так как есть шанс пропустить что-то важное, из необязательного. Например, в каждом населенном пункте после разговора с определенным NPC на прилегающей территории откроются все интересные точки, включая сундуки и ресурсы. Но если пойти исследовать все это пешком, то окажется, что на самом деле интересного тут гораздо больше, и есть шанс найти не только какой-то секрет или полезную вещицу, но и открыть даже подземелья. Где игрока ждет немало испытаний — если подземелье не сюжетное, то есть вы не должны будете его обязательно пройти во время квеста, то и противники там будут нетривиальными, а боссы станут отдельной головной болью. Тем интереснее их проходить. И что важно — все они нормально вписаны в игровой лор. То есть если по сюжету вам могут обосновать прохождение любого участка игрового мира, то несюжетные подземелья объясняются логикой. К примеру, вы в начале игры найдете заброшенную шахту, которую облюбовала разная нечисть. А это полностью вписывается в лор игрового мира.
Четверка героев, управлять в которой напрямую мы будем только Ноктисом, покажется весьма странной для всех, кто не любит аниме и не следит за японскими играми. Главный герой, конечно, не представлен обычным для сеттинга «нытиком», но он все время «превозмогает» и растет в духовном плане, а мы следим за его становлением. Игнис очень серьезен, педантичен, на привалах готовит пищу для команды, а также может делать достаточно специфические замечания — к примеру, после боя он видит у Ноктиса оторванную пуговицу и предлагает исправить эту проблему, а затем еще и напоминает об этом. Промпто постоянно то веселиться, то паникует, то оказывается втянут в какие-то неприятности, везде бегает с фотоаппаратом и не может усидеть на месте, жалуясь периодически то о неудобной кровати, то об отсутствии еды. И только Гладиолус, «мускулы» команды, и ведет себя на редкость «правильно», и в нужные моменты может дать физического или морального пинка Ноктису.
Эта разношерстная команда неплохо уживается вместе. Они болтают, катаются на Регалии (красивом автомобиле, в котором вы проведете огромное количество времени), перешучиваются во время сражений, помогают друг другу и даже обсуждают разные события. Хотя темы для этих самых обсуждений выбираются порой весьма странные — например, платье Лунафрейи это несколько не та тема, которую бы обсудили 4 взрослых мужчины перед грядущей свадьбой одного из них. Или разговоры о том, как герои относятся к Чокобо…
Хотя напрямую нам не дают переключиться на другого героя из четверки в любой момент, но косвенно управлять ими мы можем — например, у нас есть возможность использовать их специальные умения во время боя, да и экипировка особенных предметов тоже полностью на нашей совести. Например, для Промпто мы можем найти и надеть специальный предмет, позволяющий получать больше фотографий, и тем самым быстрее прокачивающий его способности.
Умений очень много, и все они поделены на разные деревья. Очки Способностей, за которые покупаются умения, мы получаем за самые разные действия, включая набор уровней, но если первые ступени в каждом дереве мы берем быстро, то дальше уже нужно попотеть, собирая ОС, чтобы купить максимальное улучшение. Каждое дерево умений завязано на что-то из наших возможностей — например, чтобы надеть несколько вспомогательных предметов на каждого из персонажей, нужно прокачивать их отдельно. А взаимодействие в бою и активные умения героев находятся совсем не там, где прокачка и получение опыта от пассивных умений. Так что не думаю, что за одно прохождение удастся прокачать все вообще, но при этом есть ощущение, что даже если сильно не углубляться в прокачку чего либо, можно все равно пройти игру. Хотя это будет сложно.
Сражениям отведена огромная роль в Final Fantasy XV. Боевых режимов два, и по умолчанию установлен вариант экшен-игры, где нужно много и быстро драться. Есть также возможность включить режим активной паузы, когда в нужные моменты игра будет замирать и ждать наших действий, давая сориентироваться, выбрать следующую цель и вообще тактически разобраться с противником. Но, к сожалению, это не работало в превью-версии, если врагов больше 5-6 человек — PS4 просто начинает тормозить, пытаясь просчитать все действия всех бойцов на карте. Но это обещали исправить уже к релизу, так что надеюсь, когда вы читаете эти строки, таких проблем у вас в игре нет. А вот в сражениях с боссами этот режим переоценить сложно, так как без него убить врага на 10-15 уровней выше, чем ваша команда, почти невозможно. Поскольку переключаться можно в любой момент, то с мелкими вражинами я расправлялся так, в активном режиме, а затем переключался на тактический вариант и разбирал боссов на части. Или они меня, что было очень обидно из-за системы сохранения и смерти.
Боевая часть крайне динамичная. Ноктис может варпаться в лицо врагу, нанося урон, но он не слишком «толстый» в плане количества хитпоинтов, и ему приходится уклоняться от атак, контратаковать, искать тактические решения и пользоваться разными уловками, чтобы не только выжить, но и победить. Арсенал возможностей в начале игры достаточно скромный, но когда прокачка идет полным ходом (одно из самых лучших умений игры есть у Игниса, которое позволяет бесплатно подлечиться в критических ситуациях), у вас появляется все больше инструментов для уничтожения живой силы противника. Улучшение оружия, получение легендарных предметов и тому подобные прелести только добавляют интереса к исследованию и поиску предметов для прокачки.
Несмотря на то, что вы набираете уровни быстрее, чем нужно (особенно если делать побочные задания, ходите на охоту за монстрами для гильдии и участвуете в соревнованиях), ситуации, когда вам не нужно напрягаться в сражении, бывают не так часто. Обычно это какие-то мелкие монстры, от которых можно было бы убежать, но все равно захочется их убить и получить ингредиенты для создания блюд на привале. Но если что-то спавнится где-то недалеко от вас, то это будет противник вашего уровня или выше. А ночью, когда на охоту выходят демоны, встречаются и вообще страшные монстры, способные весь ваш отряд отправить на загрузку с одного удара. Именно поэтому Игнис не хочет по ночам управлять автомобилем, и вся ответственность ложится на Ноктиса, то есть на игрока.
Кроме обычных боевых техник и оружия в игре есть и магия. Мы собираем в специальных точках на карте энергию, или же получаем ее во время сражений (изначально выданное Ноктису оружие, например, собирает ее из убитых врагов) и накапливаем ее, чтобы затем создать на отдельном экране заклинания. Есть 3 стихии — огонь, лед и молнии. В зависимости от того, как много мы использовали одной из стихий при создании заклинания, будет определяться его тип. Если мы используем слишком много всех 3 типов энергии, получаем нестабильное заклинание со случайным эффектом. К тому же, можно добавить предмет из инвентаря в момент создания спелла, и добавится еще какой-то дополнительный эффект. Каждое созданное заклинание можно использовать только трижды, оно обычно задевает и ваших друзей, поэтому ко всему этому нужно подходить достаточно осторожно — я в основном пользовался ими для убийства больших групп монстров или для уничтожения боссов.
Я боялся, что в игре будет очень много гринда, но этого не случилось. Здесь куда больше беготни, разговоров и адекватных, продуманных сражений, чем всего остального. Нет, конечно, когда выйдут все гайды по игре и будет понятно, что для получения определенных самых крутых предметов придется хорошенько погриндить, этим все и займутся — но если следовать лозунгу на начальной заставке, который убеждает нас, что игра рассчитана и на новичков, ранее с FF не сталкивавшихся, то особо гриндить нигде не придется. И когда тебе нужно что-то сделать и кого-то убить, то всегда за этим следует какая-нибудь награда. Иногда денежная, но может быть и возможность кастомизации автомобиля, визуальные стили или даже звуковая дорожка какой-то из предыдущих игр серии. Чтобы поставить ее в плеер и слушать, пока бегаешь по локациям или ловишь рыбу для ужина.
Каждое действие, даже самое бесполезное на первый взгляд, в рамках игры имеет смысл. Например, на ловлю рыбы, любимое занятие Ноктиса, завязаны квесты и активности (к счастью, не сюжетные, так как это занятие на любителя). Пойманная рыба идет на блюда, которые готовит Игнис — это дешевле, чем покупать их, и проще, чем убивать монстров высоких уровней, чтобы получить достойное мясо или добраться до стоящих растений. По пути к рыбным местам будет сделано немало фотографий, а пассивный скилл Гладиолуса прокачивается просто по мере путешествий, и позволяет, к примеру, больше предметов собирать во время странствий — очень полезная на самом деле вещь.
Уровни героев не прокачиваются, кстати, сами по себе. Мы набираем опыт, но переходит в уровни он только в момент отдыха. И бесплатные стоянки на специально отведенных для этого местах помогают просто получить этот опыт — стоит все же добраться до платных кроватей, чтобы получить бонус. Например, в хорошем отеле ваш опыт увеличится в 2 раза, а в фургончике на стоянке всего лишь в 1.2 раза. Но заночевать в фургоне будет значительно дешевле, так что только вам решать, как распоряжаться деньгами — их всю игру будет не хватать.
Final Fantasy XV подкупает количеством деталей, которые в других играх обычно остаются где-то за кадром. При поездке на авто, если она длится несколько минут, герои начинают переговариваться, могут передать друг другу баночку с напитком или указывают на какие-то достопримечательности. Каждый костюм и предмет в игре обладает огромным количеством мелких деталей, застежек и рисунков. Населенные пункты тоже радуют кучей предметов и даже намеков на другие игры серии. Да и мини-игр и различных текстов, которые позволяют расширить границы мира, тоже достаточно. Но в то же время сами населенные пункты достаточно статичны и те же задания можно сдавать круглосуточно, через половину кустов в городе нельзя перепрыгнуть, во времени вы особо не ограничены, а персонажи могут повторять одни и те же фразы раз за разом. Когда находишь очередной новый ингредиент и слушаешь стандартный диалог из 3 фраз про готовку нового блюда (в 20, или даже в 50 раз), хочется куда-то убежать или хотя бы отключить звук.
Больше всего же вопросов в игре вызывает система сохранения. Она очень странная. Автоматически FFXV сохраняется редко и не всегда в нужные моменты. Ручное же сохранение обычно работает только до тех пор, пока ты не вошел в зону выполнения задания. Потом уже нужно играть до конца, и варианта подстраховать себя в середине подземелья или во время выполнения сюжетной миссии уже не будет. Поэтому иногда ты тратишь 40 минут на поход до босса, оказываешься у него без зелий лечения и воскрешения, всю команду убивают — и нужно начинать с самого последнего сохранения, которое вообще может оказаться непонятно где. Так что сохраняйтесь часто, и особенно — перед каждым новым заданием. А то мало ли что.
Графика на PlayStation 4 оказалась отличная. Почему-то Xbox One на ИгроМире не выдавал такую же хорошую картинку, а вот дома PS4 всем обрадовала. Есть некоторые огрехи в прорисовке волос (видны лесенки), но это настолько незначительный нюанс, что через пол часа игры о нем забываешь начисто. Во всем остальном картинка просто отличная и смотрится сочно, ярко, качественно. Хотя CG-ролики показывают еще более крутое качество картинки, конечно, но именно поэтому каждая сюжетная сцена смотрится так шикарно. В общем, это все выглядит очень круто, и уверен, на PS4 Pro графика будет еще лучше. Думаю, в следующем году придется в этом убедиться самостоятельно.
В игре сразу можно выбрать из 4 вариантов озвучки (очень неплохая английская, самая лучшая - японская), а возможностей по переключению интерфейса еще больше. Есть, конечно же, полностью русский вариант, и он получился качественным. Можно смело играть на русском и не бояться, что где-то что-то потеряется или вы не поймете, что делать дальше.
Final Fantasy XV - настоящий хит. Для меня она полностью оправдала все возложенные на нее ожидания. Тут есть небольшие огрехи и недоработки, но на фоне всей игры они так незначительны, что о них вспоминаешь только тогда, когда пытаешься анализировать игру после финальных титров. А пока сюжетная линия бежит вперед, четверка главных персонажей идет навстречу новым испытаниям, и где-то там маячит тень новых открытий, об этом не задумываешься совершенно. Как и об отдыхе, перерывах на сон и даже еду. Последний раз в такое состояние из JRPG меня вводила только любимая Final Fantasy IX, вышедшая очень давно.
Final Fantasy XV можно смело советовать всем и каждому, эту игру стоило ждать. А я с чистой совестью ставлю ей заслуженные, с моей точки зрения, 9.5 из 10.
PS: Обычно после того, как игра закончилась, я откладываю геймпад в сторону и забываю о проекте, если в нем нет мультиплеера. После окончания FFXV я загрузился на более ранее сохранение, специально оставленное для этих целей, и пошел исследовать игровой мир подробно, выполняя все квесты. А заодно заказал из США себе коллекционный гайд по игре, чтобы точно ничего не пропустить и собрать все, что только можно. Так что до выхода DLC у меня будет масса занятий.
Другие публикации по теме
Бывший арт-директор студии Square Enix Eidos-Montréal, ныне проданной Embracer Group вместе с франшизами, рассказал изданию True Achievements, что его команда работала над многострадальной Final Fantasy XV
23 мая 2022
1828
4
Square Enix сообщила о том, что ее JRPG Final Fantasy XV продалась уже 10 миллионами копий по всему миру.
17 мая 2022
1284
5
Разработчики MMORPG Gran Saga опубликовали 11-минутное видео, которое демонстрирует весь контент коллаборации с Final Fantasy XV.
7 апреля 2022
1186
0