Обзор

Final Fantasy XV

36068
99

Невероятно сложно придумать, с чего бы не банального начать свой обзор Final Fantasy XV. Одна из самых ожидаемых новинок года, главный долгострой для фанатов JRPG последних лет, продолжение культовой саги — все эти фразы уже давно набили оскомину у людей, которые следили за тем, как черепашьим шагом этот проект двигался к неминуемому релизу. Сейчас затянувшееся ожидание подошло к конку, скоро все желающие сами окунуться в мир новой «Последней Фантазии», и мне остается лишь рассказать тем, кто все еще сомневается, почему вам тоже стоит сесть на этот «хайп-трейн» и начать играть вместе со всеми.

Сразу нужно сделать несколько замечания. Проходил я пресс-версию игры, в которой не было финального патча, так что в моем билде могли быть некоторые недоработки, которых не должно быть в релизной версии. Игру я изучал на PlayStation 4 (обычной, не Pro). О сюжете я писать не буду ничего — он играет ключевую роль в этом проекте, так что все желающие должны будут ознакомиться с ним сами, тем или иным способом. И хоть у меня была почти неделя времени, изучить игру полностью я не смог — слишком много всего удалось дизайнером уместить в проект.


Сюжетная линия игры рассказывает нам о принце Ноктисе, который вместе с тремя помощниками едет навстречу своей невесте, леди Лунафрейе. Это предложение скажет многое тем, кто посмотрел-таки полнометражный анимационный фильм Kingsglaive, и если вы этого еще не сделали, то вам нужно срочно исправить этот пробел. Желательно или до знакомства с Final Fantasy XV, или сразу после прохождения начальной игровой фазы — дальнейшие события учитывают, что вы понимаете, что именно происходит вокруг вас. А пара минут со сценами из фильма, которые используются в игре, не дадут достаточно информации, чтобы вы могли понять, что происходит. Если вы принципиально решили эту CG-анимацию пропустить, то будьте готовы к тому, что пол игры вы будете собирать ее события по обрывкам разговоров и новостям. И все равно не составите полного впечатления.

Игровой мир оказался большим. Не огромным, конечно, но и не маленьким — даже езда на авто из одной точки в другую занимает от пары до десятка минут, а пешком на это вообще тратится уйма времени. И пользоваться быстрым перемещением не очень хочется, так как есть шанс пропустить что-то важное, из необязательного. Например, в каждом населенном пункте после разговора с определенным NPC на прилегающей территории откроются все интересные точки, включая сундуки и ресурсы. Но если пойти исследовать все это пешком, то окажется, что на самом деле интересного тут гораздо больше, и есть шанс найти не только какой-то секрет или полезную вещицу, но и открыть даже подземелья. Где игрока ждет немало испытаний — если подземелье не сюжетное, то есть вы не должны будете его обязательно пройти во время квеста, то и противники там будут нетривиальными, а боссы станут отдельной головной болью. Тем интереснее их проходить. И что важно — все они нормально вписаны в игровой лор. То есть если по сюжету вам могут обосновать прохождение любого участка игрового мира, то несюжетные подземелья объясняются логикой. К примеру, вы в начале игры найдете заброшенную шахту, которую облюбовала разная нечисть. А это полностью вписывается в лор игрового мира.


Четверка героев, управлять в которой напрямую мы будем только Ноктисом, покажется весьма странной для всех, кто не любит аниме и не следит за японскими играми. Главный герой, конечно, не представлен обычным для сеттинга «нытиком», но он все время «превозмогает» и растет в духовном плане, а мы следим за его становлением. Игнис очень серьезен, педантичен, на привалах готовит пищу для команды, а также может делать достаточно специфические замечания — к примеру, после боя он видит у Ноктиса оторванную пуговицу и предлагает исправить эту проблему, а затем еще и напоминает об этом. Промпто постоянно то веселиться, то паникует, то оказывается втянут в какие-то неприятности, везде бегает с фотоаппаратом и не может усидеть на месте, жалуясь периодически то о неудобной кровати, то об отсутствии еды. И только Гладиолус, «мускулы» команды, и ведет себя на редкость «правильно», и в нужные моменты может дать физического или морального пинка Ноктису.

Эта разношерстная команда неплохо уживается вместе. Они болтают, катаются на Регалии (красивом автомобиле, в котором вы проведете огромное количество времени), перешучиваются во время сражений, помогают друг другу и даже обсуждают разные события. Хотя темы для этих самых обсуждений выбираются порой весьма странные — например, платье Лунафрейи это несколько не та тема, которую бы обсудили 4 взрослых мужчины перед грядущей свадьбой одного из них. Или разговоры о том, как герои относятся к Чокобо…


Хотя напрямую нам не дают переключиться на другого героя из четверки в любой момент, но косвенно управлять ими мы можем — например, у нас есть возможность использовать их специальные умения во время боя, да и экипировка особенных предметов тоже полностью на нашей совести. Например, для Промпто мы можем найти и надеть специальный предмет, позволяющий получать больше фотографий, и тем самым быстрее прокачивающий его способности.

Умений очень много, и все они поделены на разные деревья. Очки Способностей, за которые покупаются умения, мы получаем за самые разные действия, включая набор уровней, но если первые ступени в каждом дереве мы берем быстро, то дальше уже нужно попотеть, собирая ОС, чтобы купить максимальное улучшение. Каждое дерево умений завязано на что-то из наших возможностей — например, чтобы надеть несколько вспомогательных предметов на каждого из персонажей, нужно прокачивать их отдельно. А взаимодействие в бою и активные умения героев находятся совсем не там, где прокачка и получение опыта от пассивных умений. Так что не думаю, что за одно прохождение удастся прокачать все вообще, но при этом есть ощущение, что даже если сильно не углубляться в прокачку чего либо, можно все равно пройти игру. Хотя это будет сложно.


Сражениям отведена огромная роль в Final Fantasy XV. Боевых режимов два, и по умолчанию установлен вариант экшен-игры, где нужно много и быстро драться. Есть также возможность включить режим активной паузы, когда в нужные моменты игра будет замирать и ждать наших действий, давая сориентироваться, выбрать следующую цель и вообще тактически разобраться с противником. Но, к сожалению, это не работало в превью-версии, если врагов больше 5-6 человек — PS4 просто начинает тормозить, пытаясь просчитать все действия всех бойцов на карте. Но это обещали исправить уже к релизу, так что надеюсь, когда вы читаете эти строки, таких проблем у вас в игре нет. А вот в сражениях с боссами этот режим переоценить сложно, так как без него убить врага на 10-15 уровней выше, чем ваша команда, почти невозможно. Поскольку переключаться можно в любой момент, то с мелкими вражинами я расправлялся так, в активном режиме, а затем переключался на тактический вариант и разбирал боссов на части. Или они меня, что было очень обидно из-за системы сохранения и смерти.

Боевая часть крайне динамичная. Ноктис может варпаться в лицо врагу, нанося урон, но он не слишком «толстый» в плане количества хитпоинтов, и ему приходится уклоняться от атак, контратаковать, искать тактические решения и пользоваться разными уловками, чтобы не только выжить, но и победить. Арсенал возможностей в начале игры достаточно скромный, но когда прокачка идет полным ходом (одно из самых лучших умений игры есть у Игниса, которое позволяет бесплатно подлечиться в критических ситуациях), у вас появляется все больше инструментов для уничтожения живой силы противника. Улучшение оружия, получение легендарных предметов и тому подобные прелести только добавляют интереса к исследованию и поиску предметов для прокачки.


Несмотря на то, что вы набираете уровни быстрее, чем нужно (особенно если делать побочные задания, ходите на охоту за монстрами для гильдии и участвуете в соревнованиях), ситуации, когда вам не нужно напрягаться в сражении, бывают не так часто. Обычно это какие-то мелкие монстры, от которых можно было бы убежать, но все равно захочется их убить и получить ингредиенты для создания блюд на привале. Но если что-то спавнится где-то недалеко от вас, то это будет противник вашего уровня или выше. А ночью, когда на охоту выходят демоны, встречаются и вообще страшные монстры, способные весь ваш отряд отправить на загрузку с одного удара. Именно поэтому Игнис не хочет по ночам управлять автомобилем, и вся ответственность ложится на Ноктиса, то есть на игрока.

Кроме обычных боевых техник и оружия в игре есть и магия. Мы собираем в специальных точках на карте энергию, или же получаем ее во время сражений (изначально выданное Ноктису оружие, например, собирает ее из убитых врагов) и накапливаем ее, чтобы затем создать на отдельном экране заклинания. Есть 3 стихии — огонь, лед и молнии. В зависимости от того, как много мы использовали одной из стихий при создании заклинания, будет определяться его тип. Если мы используем слишком много всех 3 типов энергии, получаем нестабильное заклинание со случайным эффектом. К тому же, можно добавить предмет из инвентаря в момент создания спелла, и добавится еще какой-то дополнительный эффект. Каждое созданное заклинание можно использовать только трижды, оно обычно задевает и ваших друзей, поэтому ко всему этому нужно подходить достаточно осторожно — я в основном пользовался ими для убийства больших групп монстров или для уничтожения боссов.


Я боялся, что в игре будет очень много гринда, но этого не случилось. Здесь куда больше беготни, разговоров и адекватных, продуманных сражений, чем всего остального. Нет, конечно, когда выйдут все гайды по игре и будет понятно, что для получения определенных самых крутых предметов придется хорошенько погриндить, этим все и займутся — но если следовать лозунгу на начальной заставке, который убеждает нас, что игра рассчитана и на новичков, ранее с FF не сталкивавшихся, то особо гриндить нигде не придется. И когда тебе нужно что-то сделать и кого-то убить, то всегда за этим следует какая-нибудь награда. Иногда денежная, но может быть и возможность кастомизации автомобиля, визуальные стили или даже звуковая дорожка какой-то из предыдущих игр серии. Чтобы поставить ее в плеер и слушать, пока бегаешь по локациям или ловишь рыбу для ужина.

Каждое действие, даже самое бесполезное на первый взгляд, в рамках игры имеет смысл. Например, на ловлю рыбы, любимое занятие Ноктиса, завязаны квесты и активности (к счастью, не сюжетные, так как это занятие на любителя). Пойманная рыба идет на блюда, которые готовит Игнис — это дешевле, чем покупать их, и проще, чем убивать монстров высоких уровней, чтобы получить достойное мясо или добраться до стоящих растений. По пути к рыбным местам будет сделано немало фотографий, а пассивный скилл Гладиолуса прокачивается просто по мере путешествий, и позволяет, к примеру, больше предметов собирать во время странствий — очень полезная на самом деле вещь.


Уровни героев не прокачиваются, кстати, сами по себе. Мы набираем опыт, но переходит в уровни он только в момент отдыха. И бесплатные стоянки на специально отведенных для этого местах помогают просто получить этот опыт — стоит все же добраться до платных кроватей, чтобы получить бонус. Например, в хорошем отеле ваш опыт увеличится в 2 раза, а в фургончике на стоянке всего лишь в 1.2 раза. Но заночевать в фургоне будет значительно дешевле, так что только вам решать, как распоряжаться деньгами — их всю игру будет не хватать.

Final Fantasy XV подкупает количеством деталей, которые в других играх обычно остаются где-то за кадром. При поездке на авто, если она длится несколько минут, герои начинают переговариваться, могут передать друг другу баночку с напитком или указывают на какие-то достопримечательности. Каждый костюм и предмет в игре обладает огромным количеством мелких деталей, застежек и рисунков. Населенные пункты тоже радуют кучей предметов и даже намеков на другие игры серии. Да и мини-игр и различных текстов, которые позволяют расширить границы мира, тоже достаточно. Но в то же время сами населенные пункты достаточно статичны и те же задания можно сдавать круглосуточно, через половину кустов в городе нельзя перепрыгнуть, во времени вы особо не ограничены, а персонажи могут повторять одни и те же фразы раз за разом. Когда находишь очередной новый ингредиент и слушаешь стандартный диалог из 3 фраз про готовку нового блюда (в 20, или даже в 50 раз), хочется куда-то убежать или хотя бы отключить звук.


Больше всего же вопросов в игре вызывает система сохранения. Она очень странная. Автоматически FFXV сохраняется редко и не всегда в нужные моменты. Ручное же сохранение обычно работает только до тех пор, пока ты не вошел в зону выполнения задания. Потом уже нужно играть до конца, и варианта подстраховать себя в середине подземелья или во время выполнения сюжетной миссии уже не будет. Поэтому иногда ты тратишь 40 минут на поход до босса, оказываешься у него без зелий лечения и воскрешения, всю команду убивают — и нужно начинать с самого последнего сохранения, которое вообще может оказаться непонятно где. Так что сохраняйтесь часто, и особенно — перед каждым новым заданием. А то мало ли что.

Графика на PlayStation 4 оказалась отличная. Почему-то Xbox One на ИгроМире не выдавал такую же хорошую картинку, а вот дома PS4 всем обрадовала. Есть некоторые огрехи в прорисовке волос (видны лесенки), но это настолько незначительный нюанс, что через пол часа игры о нем забываешь начисто. Во всем остальном картинка просто отличная и смотрится сочно, ярко, качественно. Хотя CG-ролики показывают еще более крутое качество картинки, конечно, но именно поэтому каждая сюжетная сцена смотрится так шикарно. В общем, это все выглядит очень круто, и уверен, на PS4 Pro графика будет еще лучше. Думаю, в следующем году придется в этом убедиться самостоятельно.


В игре сразу можно выбрать из 4 вариантов озвучки (очень неплохая английская, самая лучшая - японская), а возможностей по переключению интерфейса еще больше. Есть, конечно же, полностью русский вариант, и он получился качественным. Можно смело играть на русском и не бояться, что где-то что-то потеряется или вы не поймете, что делать дальше.

Final Fantasy XV - настоящий хит. Для меня она полностью оправдала все возложенные на нее ожидания. Тут есть небольшие огрехи и недоработки, но на фоне всей игры они так незначительны, что о них вспоминаешь только тогда, когда пытаешься анализировать игру после финальных титров. А пока сюжетная линия бежит вперед, четверка главных персонажей идет навстречу новым испытаниям, и где-то там маячит тень новых открытий, об этом не задумываешься совершенно. Как и об отдыхе, перерывах на сон и даже еду. Последний раз в такое состояние из JRPG меня вводила только любимая Final Fantasy IX, вышедшая очень давно.

Final Fantasy XV можно смело советовать всем и каждому, эту игру стоило ждать. А я с чистой совестью ставлю ей заслуженные, с моей точки зрения, 9.5 из 10.


PS: Обычно после того, как игра закончилась, я откладываю геймпад в сторону и забываю о проекте, если в нем нет мультиплеера. После окончания FFXV я загрузился на более ранее сохранение, специально оставленное для этих целей, и пошел исследовать игровой мир подробно, выполняя все квесты. А заодно заказал из США себе коллекционный гайд по игре, чтобы точно ничего не пропустить и собрать все, что только можно. Так что до выхода DLC у меня будет масса занятий.
Другие публикации по теме
Авторы Final Fantasy XV и  Clair Obscur: Expedition 33 обсудили разницу между JRPG и западными RPG
Авторы Final Fantasy XV и Clair Obscur: Expedition 33 обсудили разницу между JRPG и западными RPG
Во Франции произошла знаковая встреча Хадзимэ Табаты, режиссера Final Fantasy XV, и Гийома Броша, креативного директора Clair Obscur: Expedition 33. В
17 апреля в 11:43
2980
9
Форум
Final Fantasy 15, одна из худших частей франшизы, скоро получит ремастер
Final Fantasy 15, одна из худших частей франшизы, скоро получит ремастер
Слухи гласят, что компания Square Enix активно работает над ремастером Final Fantasy 15, одной из последних частей популярной франшизы. По некоторым источникам, выход обновленной версии игры ожидается в ближайшее время.
10 февраля в 17:00
12718
21
Форум
Стартовали предзаказы на экшн-фигурку Ноктиса из Final Fantasy XV
Стартовали предзаказы на экшн-фигурку Ноктиса из Final Fantasy XV
Экшн-фигурка Ноктиса из Final Fantasy XV от Play Arts Shin уже доступна для предварительного заказа. Ее можно приобрести ее как в японском, так и в североамериканском магазине.
25 января в 15:00
745
3
Форум
Пользователи:
9.5/10
Оценка редакции: