[Гайд] Magic: The Gathering Arena - Колода типа Гриксис Контроль
Контроль в действии
Автор статьи Lexxx20.
!Я безмерно уважаю фанатов режима Best-of-Three (Бо3), но сам предпочитаю Бо1, поэтому данный материал посвящен именно этому формату. Для фанатов Бо3 есть секция с разбором сайдборда, но оговорюсь сразу, я профан в этом режиме, хоть в Бо1 и вложено порядка двух сотен часов в MTGA!
И снова здравствуйте, дорогие поклонники MtG Arena!
Главный контроль меты мы в прошлый раз уже разобрали, сегодня же перейдем к менее популярному, но все же победителю турнира, на этот раз - Grixis Control (архетип "контроль" в черно-сине-красных цветах) за авторством игрока MatiCheto. Ивент был финалом MTGO Competitive Standard League. В отличие от эспера, гриксис в данной сборке имеет аж 11 винконов (win con = win condition = "условий победы")! Да, имеются и ярко выраженные слабости - ограниченное действие массовых зачисток (2 действуют только на существ дешевле 4 маны, 2 отнимают у всех -2/-2, так что "жирных" существ колода может убирать только точечно) и - самое заметное - против чар. Если вам не посчастливится напороться на колоду, основанную на чарах, придется страдать вплоть до набора 6 маны и вытаскивания планоходца Угина :/
Однако вышедший в прошлом месяце сет War of the Spark "одарил" цвета гриксиса лучше всех остальных, подкинув колоду вверх по рейтингам. Стоит заметить, что осенью из стандарта выйдут такие критически важные для успеха эспер контроля карты, как Поиски Асканты и Тефери, Герой Доминарии, и тогда-то гриксис может зайти на трон как лучший контроль... Я вложился в эти цвета, и ничуть не жалею - колода играется активнее гриксиса и имеет немало ответов на самые распространенные угрозы сегодняшней меты. Давайте же разберем колоду MatiCheto по картам, и обсудим, в чем залог ее успеха.
4 х Стирание мыслей
Начинаем с той же карты, что была звездой в эспере :) Стирание может послужить началом вашего победного марша, если вам удастся на ранних ходах лишить оппонента самой заветной карты, на которую он возлагал надежды. Зайдет оно и ближе к концу матча, если оппонент вытащил карту, которую не смог разыграть в свой ход. Как и в случае эспера, Стирание нечасто окупает себя в матчах с аггро, но мидренж и - особенно - контроль боятся ее как огня.
Дорогие фанаты контроля, будьте аккуратны при игре против красных колод, которые могут содержать карту Сорвиголова Лютой Флотилии
т.к. если у оппонента свободны 2 маны, ждите, что в вас полетит собственное стирание мыслей. Месть аггро и мидренжа за все те угрозы, что мы скинули у них из руки
4 х Никол Болас, Опустошитель
Главная звезда колоды. Опустошитель был хорош и до выхода War of the Spark, но со всеми новыми игрушками он стал еще привлекательнее! Выход его на стол требует немедленного ответа, дает вам card advantage и летуна со статами 4/4. И если вам удастся дожить до 7 маны, есть все шансы получить одного из лучших планоходцев в игре (даже после появления в прошлом месяце 36 новых)! Все 4 копии и никак иначе! Без фул сета не стоит и браться за колоду - не сможете ощутить всей огневой мощи.
4 х Терзания
Прекрасная многофункциональаня карта. Ответ на любую ситуацию на столе за исключением чар :/ 4 копии могут быть перебором, но 3 в любой гриксис кладутся автоматом.
4 х Раскрытие // Распыление
Ещё одна универсальная "отмычка". Поможет найти нужную карту среди 3 верхних библиотек, или отзовет самую дорогую угрозу оппонента + сбросить с руки карту. Один из немногих способов побороться с чарами, хоть и очень ненадеждный. Но, имеем, что имеем.
4 х Никол Болас, Дракон-Бог
Да-да, в 4 копиях! Вот тут я могу не согласиться с автором колоды - и не потому что мне жалко мифического джокера (их у меня больше, чем редких), а потому что шансы дожить до 5 маны не так велики, чтобы вкладывать ее в планоходца, который в отличие от идентичного по стоимости Тефери не может ответить на 90% угроз нынешней меты. Да, Никол Болас, Дракон-Бог мастерски решит патовую ситуацию на столе и поможет взять вверх при небольшом отставании, но на большее он, к сожалению, не способен.
Выложил бы 1 копию в пользу таких карт, как Презрение Враски или Бешенство Анграта.
2 х Бешенство Анграта
Кстати, вот и оно. Видимо, автор колоды, MatiCheto, не любит цифру 3, потому что у него нет в 3 копиях ни одной карты :)
Мне очень нравится Бешенство. Да, оно ситуативно и рискует оказаться бесполезным, но когда вы встаете перед одной трудно удаляемой угрозой - будь то бессмертное или порчеустойчивое существо, планоходец или надоедливый артефакт (которых, к слову, сейчас не много). Я катал гриксисы, где было по 3, и даже 4 копии этой карты, но доверимся автору колоды - результат тут говорит сам за себя.
2 х Рев Карнариума
Обязательная контрмера против контроля, без которой сейчас практически не обходится ни один контроль, моментальная перезагрузка и разрушение планов врага. Берем 2 копии не раздумывая.
2 х Явление Вековечных Богов
Я честно пытался полюбить эту карту, но спустя три недели после выхода нового сета, наши с ней отношения не сложились. На первый взгляд, 4 эффекта по цене 5 маны - это очень сильно. Даже самый бесполезный из них, что скидывает карты с библиотеки, в определенных обстоятельствах может оказаться решающим в игре (оппонент положил наверх библиотеки нужную ему карту, а вы бросаете ее в кладбон), не говоря уже об уроне существам и отхиле против аггро. Но! Я честно заплатил бы 6 маны или даже 7, будь это заклинание мгновенным. Часто бывает, что заплатив 5, вы выкладываете все карты перед оппонентом - как бы намекая ему, "перед тобой существо 4/4 и больше у меня ничего нет".
Может быть, дело тут в том, что против аггро вы дожив до 5 маны обычно хотите очистить стол, а не удалять 1 существо, пусть и с призывом 4/4. А у мидренжа сейчас либо существа жирнее, чем 4/4, либо вовсе бессмертные, как звезда груллов Разгорающийся Феник. В общем, я бы заменил 1 копию карты на что-то другое. Но MatiCheto взял колодой главный трофей турнира, так что ему виднее :)
2 х Ритуал Сажи
Как мы уже обсуждали ранее, гриксису крупно не везет с массовым удалением. Всё оно ситуативно и негарантировано. И если Рёв Карнариума (см. выше) хотя бы имеет приемлимую стоимость в 3 маны, Ритуал сажи - просто мошеничество. Ведь за 2-бесцветных-2-черных у нас были такие сумашедшие вещи, как Проклятие Ада; Угасание; Увечье
т.е. настоящие звезды форматов своего времени, то Сажа по сравнению с ними - просто хлопушка рядом с новогодними фейерверками. Но, имеем, что имеем... Продолжаем молча завидовать эсперу и надеяться на репринт какой-нибудь из этих жемчужин в летнем сете.
2 х Украшение // Изумление
Ещё одна монетка в копилку универсальных карт. Части карты диаметрально противоположенны - первая призвана разбираться с бессмертными существами и убирать всех прочих за 2 (гибридных!) маны, вторая же - инструмент более тонкий. Да, уничтожение земли - фактор очень приятный, но стоит заметить, что к землям мы относим и перевернутую Асканту! И высадку легиона! И прочие чары/земли сета "Иксалан". Вишенка на торте - 2 урона оппоненту или его планоходцу. Да, цена в 6 маны кусается, но это мгновенная скорость и гибкость.
2 х Нарсет, Раздвинувшая Завесы
В прошлом материале мы уже обсудили могучий потенциал, что скрывает для всех форматов эта хрупкая девушка, поэтому повторяться я не стану. Нарсет ломает контрольные колоды об колено, и игроки контролем бояться ее сейчас не меньше Асканты или обоих Тефери. Резко теряет эффективность против аггро, но может впитать немного урона, если оппонент опасается давать вам возможность вытащить из колоды ответ.
2 х Лилиана, Генерал Орды Ужаса
Лилиана тут играет ту же роль, что и в рассмотренном ранее эспере. Карта, которая закрывает игру за пару ходов и может кардинально поменять ситуацию на поле в вашу пользу. Да, дорого. Но действенно!
1 х Уджин, Невыразимый
Я далеко не сразу понял весь потенциал нового Уджина (примерно так же я недооценил Сорина, но о нем в другой раз), однако по истечении 3 недель, Уджин неоднократно доказал свою важность в качестве финишера у контрольных дек и карты, которая переворачивает игру похлеще Лилианы. Более того, я частенько думаю о том, чтоб заменить всехй Лилей на Уджинов, а в мире найдется немного столь преданных фанатов Лилечки, как я :)
Пассивка Угина нам бесполезна. Звучит грустно, но это факт. Зато дальше начинается смак! Лиля тоже умеет вызывать защитников, но в случае Угина вы сразу видите карту, которая придет вам в руку в случае его смерти (и можете решить - стоит бросать его на абразуру, или нет), а также получаете карту в любом случае - если 2/2 вернут вам в руку или изгонят. Лиля же дает вам карту только в случае обычно смерти. Ну а "минусовая" абилка - наш редчайший способ избавиться от чар - или - как альтернатива, от планоходцев, если нет более дешевых способов под рукой. Затрагивает он и земли, любые ;)
Манабаза
"Всё гениальное просто" (с). Те же 24 двуцветных земли + два болота для гарантии каста таких карт, как Ритуал сажи, Терзания, Карнариум или 5-мановый Болас. Стабильно и надежно. Зачем ломать что-то, что и так хорошо работает?
Сайдборд
4 х Воевода Легиона
Не ждали?! Да-да, в отличие от эспера мы можем удивить аггро не только массовым удалением после сайд борда :) Воевода спасает нас от урона, генерирует токены и попутно дает лишний винкон против контроля. Неожиданно? Да, но попробовать стоит!
3 х Насилие
2 х Вспыхнувшая Жажда
1 х Рев Карнариума
Когда и двух копий мало! Смело кладём из сайдборда против любого аггро, особенно белых и марду (красно-бело-черных).
1 х Явление Вековечных Богов
"Баба Яга против!" Даже 2 копии я считаю избыточными, не говоря о третьей. Но... Хозяин-барин.
2 х Презрение Враски
Эх, вот мы и дожили до времен, когда контроль не кладет в основную колоду Презрение... Вполне логичный шаг, учитывая, сколько у гриксиса инструментов для точечного удаления существ и/или планоходцев.
2 х Отброшенная личность
Самое вкусное я оставил напоследок. Карта-бомба в определенных матчапах, и совершенно бесполезная в большинстве других. Поможет навсегда избавиться от таких неприятных угроз, как Тефери, Асканта, Нексус Судьбы и т.д. и т.п. Готовьтесь к тому, что противник ливнет, как только вы скастуете эту карту в матче с контролем. Жалко, что у нас нет контр-спеллов, чтобы прикрыть ее каст...
Чего в колоде нет:
контр-спеллов - тут мой главный камень преткновения с автором. Ну что за синий контроль без контр-спеллов! Но задумка мне понятна - колода следует принципу tapped out, когда мы стараемся в свой ход максимально эффективно потратить всю имеющуюся ману, чтобы обрушить на врага шквал угроз. С одной стороны, такая тактика выглядит проще - не надо думать, что оставить на ход врага, а что - развернуть/скастовать в свой. С другой - в контрольном матчапе надо ОЧЕНЬ грамотно определять порядок каста своих карт, от меньшего приоритета к большему. Чтобы вынудить оппонента потратить контр-спеллы на расходные карты и уберечь от этого остальные.
чистого дрова - автор решил не класть ни Откровение химика, ни его аналоги. В принципе, понятно, почему - есть способы отсеивать карты, есть куча планоходцев для тех же целей.
безусловного массового удаления - т.н. "свиперов", но про это уже шла речь в статье. К сожалению, в цветах гриксиса нет таких жемчужин как Гнев Кайи или Очистительная вспышка, так что будьте очень аккуратны с точечными удалениями: заставляйте врага жертвовать существ, которые не получится зачистить вместе со всеми, или боритесь с ними другими способами - возвращением в руку и сбросом оттуда, например.
Итог
Если вы устали от эспера и хотите попробовать другой тип контроля, гриксис - самый подходящий вариант. Он имеет доступ к одним из лучших планоходцев нынешней меты, лучший ремувал существ и планоходцев в игре, а так же кучу способов победить. Да, некоторые матчапы будут для вас проблематичнее, для эспера, но в матче с эспером вам есть чем заставить себя уважать.
В голосовалке следующим по популярности шли марду аристократы, но у меня уже практически готова статья по банту, так что выложу ее через одну. От контроля сделаем перерыв, чтобы покопаться в других архетипах.