Оригинальная Mortal Online была одной из самых хардкорных ММОРПГ на рынке на момент выхода в 2010 году. В ней можно было напасть на кого угодно и забрать у него последние штаны (в прямом смысле — все части анатомии персонажей были прорисованы и анимированы). Творение шведской конторы Star Vault было песочницей в самом чистейшем ее проявлении. В Mortal Online не было классов, не было цепочек квестов, и игроку предоставлялась полная свобода идти куда угодно и делать все, что захочется. Весь игровой процесс проходил исключительно с видом от первого лица. В игре не было возможность захватить цель — ударами и заклинаниями нужно было целиться и попадать как в шутере.
Первая Mortal Online не сильно блистала в графическом плане. К счастью, технологии не стоят на месте. Новинка разрабатывается на движке Unreal Engine 4, на котором можно легко изобразить отличную картинку. Судя по видео, записанным во время тестирования, разработчикам удалось значительно поднять уровень графики, и проект будет выглядеть вполне достойно. К тому же, UE4 отлично подходит для ММО, что объясняет относительно невысокие системные требования.
К сожалению, с контентом в игре были проблемы — в ней было по большому счету нечем заняться, а разработка шла крайне медленно. К тому же, многочисленные аспекты игрового процесса были крайне сырыми, и весь проект долгое время больше походил на Альфу, нежели на законченный продукт. Именно поэтому практически все обзоры на Mortal Online были полны негатива. Надо отдать Star Vault должное, ведь они никогда не пытались пойти на поводу у казуальной аудитории и просто делали то, что считали нужным. Видимо, что-то они делали верно, ведь теперь у них оказалось достаточно ресурсов, чтобы взяться за сиквел.
В сердце Mortal Online 2 остается ПвП и полный лут поверженных игроков. Как и в первой части, все на теле убитого противника можно будет забрать себе. Поэтому ПвП столкновения будут опасным и прибыльным делом, которым лучше заниматься вместе в группой онлайн товарищей, объединившись в гильдию.
Классов тут не будет. Вместо этого у персонажа есть доступ к более чем 600 разнообразным навыкам. Чтобы стать умелым кузнецом придется взять в руки молот и попотеть у наковальни, а чтобы научиться более ловко обращаться мечом, будет необходимо отправиться в бой или найти соратника для спарринга. Стиль песочницы подразумевает отсутствие предопределенного пути развития персонажа. Игроку нужно самому определиться с тем, что он хочет делать, и придумать наилучший способ достигнуть поставленной цели.
События Мортал Онлайн разворачиваются в уникальном фентезийном мире под названием Нейв, населенного многими расами, обладающими своими сильными и слабыми сторонами. Сеттинг Mortal Online 2 нельзя назвать выдающимся, но он был придуман специально для нужд тайтла, и предоставляет разработчикам полную свободу в плане дизайна. Например, в нем есть город Кранеш, населенный бандитами, где могут укрыться игроки со статусом убийцы, которых в нормальный город не пустит стража.
В данный момент Mortal Online 2 находится на стадии Альфы, то есть в нее постоянно добавляются механики или новый контент. Разработчики выкатывают обширный патч примерно раз в месяц, вводя то новое подземелье, то прототип системы гильдий. Обычно такие базовые системы вводятся относительно рано в процессе производства игры, однако дата выхода Mortal Online намечена уже на конец 2021 года. Один год — крайне небольшой срок для такого большого проекта как ММОРПГ, хотя шведы достаточно шустро выпускают новые патчи.
Студия Star Vault упомянула, что планирует брать с игроков подписку за доступ к аккаунту. Такой подход обусловлен тем, что Mortal Online — проект сугубо нишевый, созданный для истинных любителей хардкорных ПвП и фулл лута, и альтернативы ему нет и в ближайшее время не предвидится.