[ГоХаниме] Аниме нашего детства: от «Трансформеров» и «Покемона» до «Бродяги Кеншина»
Великая сила! Трансформируюсь! Активация!
В наши дни рынок аниме перенасыщен: каждый год выходят десятки сериалов самых разнообразных и необычных жанров, от эпического Sword Art Online до, прости Ктулху, «Обозревателей проституток». Да и с просмотром проблем нет, ведь в распоряжении зрителей не только отдельные каналы, но и стрим-сервисы, например, Wakanim и Crunchyroll, не говоря уже о физических носителях. Но так было далеко не всегда, тем более в России.
В нашей стране аниме-бум пришелся на середину нулевых, когда по телевизору, например, на возрожденном «2х2» показывали «Призрака в доспехах: Синдром одиночки», «Тетрадь смерти» и прочие менее значимые тайтлы, скажем, «Кровь триединства» и «Кровь+», а Jetix взялся за трансляцию «Наруто». Все это по большей части выпускалось и на дисках, в то же время была предпринята первая и в общем-то неудачная попытка взяться за публикацию манги, последствия которой издательства расхлебывают до сих пор. Аниме добралось даже до центральных каналов: в 2007 году культового «Призрака в доспехах» Ошии Мамору показали на «Первом канале», как и «Акиру» Отомо Кацухиро.
Однако стоит копнуть глубже. Для многих это может оказаться новостью, но первое аниме жители тогда еще СССР увидели в кинотетарах в 1969 году, а его показ продолжался целое десятилетие. Речь, конечно же, о «Летающем корабле-призраке», среди создателей которого и Миязаки Хаяо. Это были скорее отдельные фильмы и сериалы, но к середине девяностых это явление японской культуры обрушилось на Россию с новой силой. Для многих знакомство с ним началось с «Сейлор Мун» (у нас к названию добавили подзаголовок «Луна в матроске»), при этом показ на канале «2х2» шел без цензуры, в отличие от многих стран, включая США. Но на тот момент аниме воспринималось лишь как японские детские мультики, во многом из-за крайне ограниченного знакомства с этим феноменом и преобладания рассчитанной на широкую аудиторию продукции. Но какие же сериалы заложили основу популярности аниме в нашей стране? Давайте же вспомним, как все начиналось.
Одним из основных оплотов аниме, в том числе рассчитанного на более взрослую аудиторию, а не только маленьких детей, стали каналы «СТС», Jetix и «MTV Россия». Последний, кстати, как раз и был предшественником «2х2» в деле показа более серьезных сериалов, рассчитанных не на привычную на тот момент аудиторию, например, «Хеллсинга» и Neon Genesis Evangelion. А для «СТС» одним из последних аниме стал «Стальной алхимик». По разным каналам показывали культовые и всеми любимые фильмы Миязаки.
«Трансформеры»
Для поколения социальных сетей и смартфонов «Трансформеры» - серия фильмов Майкла Бэя, в которых каждую секунду что-то взрывается. Но мы-то помним других «Трансформеров». Начало франшизе положила одноименная серия игрушек - разумных роботов с планеты Кибертрон, способных, соответственно, трансформироваться в машины, самолеты и прочие средства передвижения. Две фракции, автоботы и десептиконы, ведут непрекращающуюся войну, полем битвы для которой в итоге стала и Земля. Выпускала невероятно популярную линейку американская компания Hasbro, а основана она в свою очередь на наработках японской Takara Tomy. Hasbro быстро смекнула, что наткнулась на золотую жилу, и решила выпустить мультсериал при поддержке студии Sunbow и Marvel.
На этом месте многие задаются вопросом, а при чем тут аниме? Ну, во-первых, за анимацию отвечали японские студии Toei и ACOM. Однако большинству запомнилось именно японское продолжение «Поколения 1», в частности «Воины великой силы». То самое аниме от Toei, в котором люди превращались в трансформеров при помощи двух браслетов. Транслировали «Трансформеров» на «СТС» (в то время еще только начавшем вещание «Шестом канале») в середине девяностых. Франшиза неплохо себя чувствует и в наши дни, но это уже другая история.
«Покемон»
Само собой, повествуя об истории аниме в нашей стране, нельзя пройти мимо одной из главных вех - «Покемона». Еще один мастодонт из начала нулевых, доживший до наших дней. Популярная серия игр, включая ККИ, обзавелась не менее успешным сериалом, пусть и с ориентацией на юных зрителей. О покемонах знал и стар, и млад. Дети, возвращаясь из школы, бросались к телевизорам и включали тогда еще «ОРТ», чтобы посмотреть новую серию, собирали карточки с информацией о покемонах и прочую атрибутику (а ну, признавайтесь, у кого висел на стене плакат с первой сотней карманных монстров?), а бабушки обсуждали на скамейках у подъездов японский мультик, от которого у детей припадки.
Ситуацию с 38-й серией первого сезона «Электронный воин Поригон» (685 японских детей тогда были госпитализированы с эпилептическими припадками, злополучный эпизод больше ни разу не показывали, а аниме вернулось в эфир лишь спустя четыре месяца) довольно широко освещали и в России, обвиняя Японию то в испытании оружия массового поражения, то в передаче закодированного сообщения и внушении при помощи 25-го кадра.
«Соник Икс»
Спустя пару-тройку лет на малых экранах появился еще один популярный персонаж видеоигр - Соник, да еще и в компании друзей. Показывали аниме, кстати, единственное о приключениях скоростного ежа, на многих каналах, начиная с Jetix и «НТВ». И популярен он был, как это ни странно, именно на Западе, а не на родине.
«Король-шаман»
Аниме о шаманах и духах, связанных между собой, а также проводимом каждые 500 лет турнире, основанное на популярной манге Такеи Хироюки. Правда, создатели сериала не дождались окончания оригинала, так что в определенный момент пошло расхождение. Однако «Король-шаман» все равно полюбился зрителям, как и его персонажи, а Такеи успел выпустить и продолжение манги, повествующее о новом поколении шаманов. Но, увы, автор отказался от предложения выпустить новую экранизацию из-за невозможности привлечь оригинальных сэйю. Довольно странное решение, разочаровавшее многочисленных фанатов.
«Бродяга Кеншин»
В отличие от других аниме того периода, знакомящих зрителей с современным японским укладом жизни или мифологией, «Бродяга Кеншин» раскрывает перед нами историю Страны восходящего солнца. Конечно, мангу Вацуки Нобухиро нельзя назвать исторической, но соответствующих элементов в ней с избытком. Сериал, известный у нас как «Самурай Икс», повествует о странствиях в поисках искупления бродячего воина Кеншина Химуры, бывшего наемного убийцы, вооруженного мечом с заточкой на обратной стороне. У протагониста есть и реальный прототип. И все это на фоне событий середины XIX века, после Реставрации Мэйдзи, когда была восстановлена власть императора, а Япония отказалась от политики самоизоляции.
Увы, в большинстве случаев российские каналы показывали цензурированные версии, купленные на Западе. Это затронуло видеоряд, диалоги, имена (например, Эша вообще-то зовут Сатоши), опенинги и эндинги (хотя можно сказать, что в случае с «Королем-шаманом» вышло здорово, эту песню до сих пор некоторые помнят наизусть), иногда вырезались целые серии. Особенно, когда дело доходило до сексуального подтекста, например, шуток про грудь. В Стране восходящего солнца к таким вещам иное отношение. Хотя цензура - штука такая, ведь не без давления со стороны Запада в Японии засилье лолей и столь популярен соответствующий жанр. Но именно так началось в России повальное увлечение аниме.
Пикачу, я выбираю тебя!