[ГоХаниме] Манга, ранобэ и аниме в России: удар лицензией по пиратам
Цифровые просторы без флибустьеров - миф и утопия или светлое будущее?
Пиратство - привычное явление во многих странах, в том числе и в России. На торрент-трекерах можно найти все: фильмы, сериалы, музыку, книги, игры. А бороться с этой напастью крайне сложно, ведь стремление к халяве неистребимо. Конечно, некоторые вещи, особенно в нашей стране, легально не купить при всем желании, иногда правообладатели делают свою работу так, что у потребителя возникает неодолимое желание наказать их рублем (увы, отечественные прокатчики выпускают на дисках звук слишком низкого качества, когда энтузиасты делают самопальные дорожки куда более высокого уровня, игнорируют режиссерские версии или попросту не выпускают тот или иной фильм, а уж с книгоизданием вообще все сложно). И все-таки в общем и целом пираты заслуживают порицания, даже если не от хорошей жизни подались на эту стезю.
А ты платишь за аниме?!
Затронуло это явление и аниме. Еще несколько лет назад количество легально доступных тайтлов было более чем скромным, да и то речь в основном о показах на различных каналах и некотором количестве дисков. Однако с развитием стрим-сервисов ситуация радикально изменилась: классика и новинки доступны на любых устройствах в день премьеры в несколько кликов. Стоимость подписки на Crunchyroll или Wakanim не пробьет дыру в бюджете (хотя платформ так много, что в сумме выходит уже прилично, нет бы аналог Steam запустить), а с рекламой или в SD-качестве они доступны и вовсе бесплатно.
Именно французская Wakanim подмяла под себя практически все самое вкусное, включая Sword Art Online, «Обещанную страну грез», «Разве плохо искать себе пару в подземелье?» и различные новинки вроде «BOFURI: Я не хочу, чтобы меня ранили, так что вложу все в защиту» и Infinite Dendrogram. Выходят они практически одновременно с премьерой в Японии и в дубляже. А вот Crunchyroll может похвастаться «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» и «Боруто: Следующие поколения Наруто», вот только американская компания куда реже снисходит до озвучания, выдавая в основном субтитры.
Правда, отаку не слишком удобно оплачивать подписку сразу на два сервиса. Подискутировать можно о качестве перевода, подборе голосов и т. д. Но все это - тема для отдельного большого разговора, ибо на вкус и цвет все фломастеры разные. Не всем по душе, что их любимую и ставшую привычной и родной за долгие годы релиз-группу преследуют и планомерно выпиливают из интернета. Для многих важно и качество видео: онлайн-трансляция - все-таки не Blu-ray, ни в плане битрейта, ни по части возможной цензуры или доработок видеоряда. С другой стороны, никто не мешает отстегивать денежку в пользу легальных площадок для очистки совести и параллельно пиратить при необходимости. Хотя лучше бы иметь возможность кидать денежку напрямую студиям.
Что может быть лучше книги?..
А вот с печатной продукцией дело обстоит иначе. Аниме можно смотреть и так и этак, без особой разницы, а вот мангу или ранобэ должно быть приятно держать в руках и ставить на полочку. Конечно, некоторые предпочитают электронные читалки, а в сети полно сканов, в том числе того, что еще официально не издано. Однако в этом плане я весьма консервативен: цифра хороша для документов, учебников или отдельных жизненных ситуаций, книга же должна быть книгой, а не тем или иным гаджетом. Издательств в стране хватает: два мастодонта и дюжина контор поменьше. Увы, количество в качество в данном случае не переходит, касается это книгоиздания как такового, хотя есть и приятные исключения.
В мангу российские издательства в лице Comix-ART и «Эксмо» пытались еще в конце нулевых, позарившись разом на «Тетрадь смерти», «Короля-шамана», «Наруто» и «Стального алхимика». Результат при неплохих продажах оказался плачевным, ибо практически ни одна серия, за исключением Death Note, так и не была доведена до логического завершения. А неисполнение обязательств сладкой парочкой до сих пор аукается при общении с японцами на тему покупки прав. Что же сейчас на рынке? А на рынке сейчас все очень даже хорошо. И вновь вопрос о качестве переводов на этот раз оставим за скобками (отмечу лишь, что кругом на официальном поле сплошь адепты Поливанова, не утруждающие себя разработкой вменяемой системы вместо чего-то в духе «синоби Утиха Саске с сяринганом»).
Кто во что горазд
Пройдемся по основным игрокам. Печально известное часто применяемым даже в достаточно дорогих сериях подходом «тяп-ляп и в продакшн» (пользуясь случаем, передаю привет всем поклонникам Джорджа Мартина) издательство «АСТ» к манге пока относится настороженно, что не помешало ему совместно с «Реанимедиа» издать в твердом переплете и увеличенном формате мангу «Созданный в Бездне», остался крайний (девятый) том.
А вот «Азбука» в свою очередь за это направление ухватилась основательно. И как ведущий игрок на рынке может радовать отаку наиболее популярными лицензиями в достойном исполнении и браться за рискованные в коммерческом плане проекты. При этом издательство, подхватившее Comix-ART, старается ответственно подходить к выбору проектов, чтобы не буксовать и оперативно выпускать мангу (двойными томами в твердом переплете и увеличенном формате). Одновременно и цена на томики, даже коллекционных серий, не переходит границ разумного. «Азбука» успела издать Black Edition «Тетради смерти», добраться почти до середины кадзебан-версии «Стального алхимика» на мелованной бумаге, активно выпускает One-Punch Man, недавно принялась за «Мою геройскую академию» и представила после всех переносов долгожданный первый том «Призрака в доспехах». Не убоялось издательство даже взяться за One Piece, хотя растянется процесс явно лет на десять. Голосование во «ВКонтакте» или нет, но не забуду, не прощу, что взялись именно за «Один кусок» вместо «Наруто», еще и в год 20-летия творения Кишимото Масаши… Дело дошло уже и до ранобэ, например «Тетради смерти. Другая тетрадь. Дело о серийных убийствах В. В. в Лос-Анджелесе».
В свою очередь «Истари Комикс» изначально несет в массы не столь привычный для нашей страны жанр - ранобэ. Флагманом в этом начинании стало Sword Art Online, сначала основная серия с доработанным фанатским переводом (затем от него отказались), а теперь и Progressive. На прилавках как раз оказались заключительные тома «Алисизации», успев раньше финала аниме-адаптации. Также издательство выпускает столь горячо любимый на GoHa.Ru исекай «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» и постепенно расширяет список лицензий, прибрав к рукам мангу «Обещанная страна грез», нашумевшее ранобэ «Убийца гоблинов» и Evangelion. Увы, издательство не очень дружит с книжными сетями, что несколько осложняет покупку и минимизирует возможность сэкономить, особенно на фоне регулярного повышения цен. Ну а задержки и срывы сроков - вещь вполне обыденная.
Остается XL Media - издательство весьма разноплановое и с внушительным активом франшиз. К сожалению, оно предпочитает зачастую стандартные маленькие томики в мягком переплете, они же танкобоны, более бюджетные, но менее привлекательные в плане исполнения. Даже в случае с ранобэ («Без игры жизни нет»). XL Media снабжает российских отаку мангой «Бездомный бог» и «Семь смертных грехов» (для разнообразия двойными томиками увеличенного формата в твердом переплете). Отдельно стоит отметить делюкс-вариант классики высочайшего калибра - «Акиры».
Да, правообладатели иногда слишком усердствуют с выпиливанием всего и вся из интернета, включая вещи, которые пока не приобрести легально. Одновременно с этим уровень изданий растет, как и ассортимент. В бумажном сегменте пиратство постепенно должно сойти на нет, хотя бы в силу специфики. А вот аниме еще долго будут выкачивать из сети, прежде чем сформируется определенная культура. Хотя любителей музыки постепенно приучают исправно платить за нее (впрочем, музыка в цифре - тоже такое себе при наличии физических носителей).