[ГоХаниме] «Призрак в доспехах: СО_2045» - вкусная шоколадка в отталкивающей обертке
Аниме, Netflix и компьютерная графика
Когда речь заходит об экранизации очередного средненького ранобэ-исекая или оригинальном произведении, ставки не столь уж высоки, есть пространство для маневра и экспериментов. Придирчивый зритель, конечно, поворчит для проформы, но со временем все забудется. Однако нельзя просто так взять «Призрак в доспехах» и делать с ним все, что только вздумается. Сию простую истину до Netflix, в последние годы активно взявшегося за японскую анимацию, донести, видимо, забыли. Ghost in the Shell - не просто веха в мировой истории киберпанка, но один из столпов аниме в целом. И благодарить за это нужно как автора манги Широ Масамуне, так и режиссера ее экранизации Ошии Мамору, сместившего акценты и внесшего свою лепту в формирование популярной во всем мире вселенной.
За четверть века увидели свет сиквел оригинального фильма и два сериала: продолжение «Синдром одиночки» и приквел «Восстань», оба завершившиеся полнометражными картинами. Голливуд в лице Paramount Pictures тоже не смог остаться в стороне и выпустил в 2017 году свою версию с живыми актерами, в частности Скарлетт Йоханссон и Китано Такеши. Франшиза развивалась с переменным успехом, пока за дело не взялся Netflix. Новость о работе над «СО_2045», продолжением «Синдрома одиночки», дебютировавшем в апреле прошлого года, была воспринята поклонниками с воодушевлением, хотя участие стрим-сервиса и заставило некоторых переживать за новый сериал. Как выяснилось в итоге, скептики в своем дурном предчувствии не ошиблись.
На бумаге все выглядело вполне прилично: неизменная Production I.G, режиссер и сценарист Камияма Кенджи, работавший над «Синдромом одиночки», и дизайн персонажей от Ильи Кувшинова, чьи вполне достойные арты, увы, имеют мало общего с конечным результатом. Маленький пушистый зверек под названием песец подкрался тихо и незаметно, как и положено любому уважающему себя хищнику, со стороны Sola Digital Arts - японской студии, специализирующейся на компьютерной графике и ответственной за «Звездный десант: Вторжение» и «Звездный десант: Предатель Марса». Кстати, в этом году зрителей ждет новая работа Sola, решившей еще раз посягнуть на святые для всякого фаната киберпанка вещи, для чего объединилась с Crunchyroll и Adult Swim ради аниме «Бегущий по лезвию: Черный лотос».
Но вернемся к «СО_2045». События аниме разворачиваются спустя 11 лет после «Сообщества крепкого государства»: мир изменился, человечество вынуждено приспосабливаться к новым реалиям, а 9-й отдел Бюро общественной безопасности расформирован. Майор вместе с половиной сослуживцев подалась в наемники и перебралась в США, где оказалась втянута в тайную операцию АНБ. Однако сохранившему свое положение в МВД Арамаки при поддержке нового премьер-министра Японии, пусть и по указке президента США, удалось восстановить подразделение, столкнувшееся с новой угрозой для человечества. Содержательно это все тот же «Призрак в доспехах»: политика, экономика, социальные проблемы, интриги, противостояние правительств, корпораций и террористов. К сюжету и повествованию вопросов не возникает.
А вот визуальная часть с трудом поддается описанию в пределах норм литературного языка. При первом взгляде на происходящее на экранах сразу вспоминаются американские CGI-мультсериалы из середины нулевых, например про девчонку с дракончиком и Экскалибуром, что транслировали когда-то по «СТС». Само собой, технологии шагнули вперед, да и бюджет на проект явно выделили, потому в общем и целом смотрится все это непотребство куда лучше, хотя легче от этого не становится. Если описать картинку в двух словах, то я бы выбрал эпитеты «топорно» и «комично». Видеоряд вызывает острое чувство неприятие, что в статике, что в динамике. При этом над экшен-сценами, в частности рукопашным боем, неплохо поработали.
Взять хоть героев: рельеф лиц отрисовали так, что кажется, будто у всех шрамы, особенно заметно это на щеках. Кстати, Netflix и тут не преминул добавить в сценарий негра, благо хоть с точки зрения истории это обосновано. Ну а анимация второстепенных персонажей на заднем плане заставляет проводить параллели с зацикленными движениями NPC в какой-нибудь видеоигре, причем отнюдь не ААА. Как ни странно, у компьютерной графики нашлись свои сторонники, но большинство все-таки испытало лишь отторжение, едва взглянув на дебютный трейлер сериала. Называть подобное аниме даже язык не поворачивается. Кровотечения из глаз не вызывает разве что недурной опенинг.
И что в итоге? «Призрак в доспехах: СО_2045» мог бы стать достойным продолжением истории Кусанаги Мотоко и 9-го отдела. По большому счету именно им аниме и является со всеми плюсами и минусами. С другой стороны, ничем неприкрытая и уродливая компьютерная графика - явно не то, с чем можно свыкнуться, тем более за 12 эпизодов. Так или иначе, Netflix изначально запланировал два сезона, вторым займется уже Арамаки Шинджи, работавший с Sola Digital Arts над двумя анимационными фильмами по «Звездному десанту». Потому придется если не понять и простить, то смириться, ибо особого выбора у зрителей все равно нет. И да простят Netflix фанаты Koukaku Kidoutai.