[ГоХаниме] Пять лучших фильмов в жанре аниме. Объективный рейтинг и истина в последней инстанции
И почему «Клинку, рассекающему демонов: Бесконечный поезд» не место в списке
Как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные, а любые попытки определить лучших из лучших порождают бурные дискуссии, идет ли речь о книгах или смартфонах. И все-таки давайте попробуем вспомнить самые выдающиеся аниме-фильмы, которые навсегда врезались в нашу память и нашли отклик в глубинах души. За прошедшие десятилетия мэтры японской анимации успели создать немало интересных картин, но сколь многие из них можно назвать подлинными шедеврами?
«Призрак в доспехах»
Тот редкий случай, когда эпитет «культовый» применяется без каких-либо оговорок и малейших сомнений, а сам фильм стал одним из столпов столь популярного сейчас киберпанка. За адаптацию манги Широ Масамуне, которую «Азбука» недавно наконец издала на русском языке, режиссер Ошии Мамору и Production I.G взялись в 1995 году, спустя пять лет после ее публикации, и позволили себе значительно изменить общий тон повествования, отказавшись от юмористических элементов в пользу суровой действительности мира будущего, пребывающего во власти высоких технологий, коррупции, преступности и противостояния правительств, спецслужб и прочих власть имущих. Историю 9-го отдела Бюро общественной безопасности МВД Японии и возглавляющей опергруппу майора Кусанаги Мотоко отличает глубокий, многоуровневый и местами запутанный сюжет, требующий времени на полное осмысление, ведь любая деталь может иметь потаенный смысл. Отдельной похвалы заслуживает постановка и далеко не только за знаменитую открывающую сцену. При создании картины использовался органичный симбиоз традиционной анимации и компьютерной графики. Хотя в прокате «Призрак в доспехах» фактически провалился, пусть и компенсировал это в домашнем прокате, влияние ленты на сердца и умы отрицать нельзя, будь то многочисленные продолжения и перезапуски или «Матрица» тогда еще братьев Вачовски.
«Акира»
И еще один представитель жанра киберпанк, не столь известный, однако крайне важный. Свою мангу (кстати, также сейчас издающуюся в России XL Media) ее создатель Отомо Кацухиро переложил на новый формат лично в качестве режиссера и сценариста, еще до того, как увидела свет последняя глава. «Акира», на тот момент, в 1988 году, самый дорогой аниме-фильм, особо не проявил себя в кинотеатрах, зато пришелся ко двору на малых экранах. И вновь Япония будущего, с еще более мрачной атмосферой. История с акцентом на мутантов со сверхспособностями вместо продвинутых компьютерных технологий, менее впечатляющая и более поверхностная, если сравнивать с «Призраком в доспехах», уступающая первоисточнику, зато сложно переоценить влияние «Акиры» на восприятие и принятие аниме как такового на Западе.
«Унесенные призраками»
Невозможно представить себе подобный список без живого классика Миязаки Хаяо, подарившего зрителям немало пронзительных, трогательных и удивительных картин, с которыми знакомы даже те, кто далек от аниме. Рисовка, анимация, персонажи, сюжет - все на высшем уровне, не просто так режиссер и сценарист стал настоящей легендой индустрии. Ну а квинтэссенция его творчества и самое известное произведение - «Унесенные призраками», снискавшие всеобщее признание и любовь вместе с «Оскаром» и титулом самого кассового аниме как в Стране восходящего солнца, так и во всем мире. Лишь недавно лента была низвергнута с этого пьедестала. У мэтра невероятный талант создавать волшебные миры, а работы основанной им Studio Ghibli занимают половину мест в десятке лучших аниме-фильмов.
«Дитя погоды»
Синкая Макото часто называют новым Миязаки. До столь громкого и почетного звания он, может, пока и не дотягивает, однако продолжает расти над собой. Обычно в подобном контексте бездумно включают в рейтинг «Твое имя.», вот только последняя работа режиссера и сценариста, «Дитя погоды», оставаясь все той же историей первой любви с налетом мистики, куда более достойна упоминания: стройный и продуманный сюжет, сверхъестественная составляющая, которая через визуальный ряд становится полноправным действующим лицом, главные герои вызывают неподдельную и искреннюю симпатию, за ними наблюдаешь с интересом, сопереживаешь. При этом повествование не зациклено на Ходаке и Хине, внимание уделено и второстепенным персонажам, раскрытым в должной мере и органично дополняющим линию протагонистов. Картинка у Синкая традиционно на высшем уровне, хотя вторая половина фильма все-таки вышла несколько смазанной, но в общем и целом «Дитя погоды» лишь немного не дотянуло до лавров подлинного шедевра.
«Боруто: Наруто»
А вы уже было подумали, что обойдется без нежданчика? Держите карман шире. Фильмов по «Наруто» выпустили достаточно, однако то были лишь красивые, но пустые филлеры, которых и в сериале хватает. А вот «Боруто» - нечто знакомое и вместе с тем свежее: герои, ставшие родными за столько лет, передают эстафету новому поколению, да и Коноха за десятилетие претерпела серьезные метаморфозы. Новая Команда 7 во всех отношениях не уступает, а во многом даже превосходит родителей, Кишимото Масаши ответственно подошел к проработке вселенной со всеми изменениями, произошедшими после окончания Четвертой мировой войны шиноби. В картине, ставшей фундаментом для новой эпохи мира ниндзя, сочетается экшен, незатейливая, однако приятная история и развитие персонажей. Позднее показанные события переложили на мангу и еще раз адаптировали, уже в сериале. Зато в полнометражном формате можно в кои-то веки насладиться визуальной частью, ведь в этом вопросе приходится идти на компромисс с учетом выхода эпизодов без перерывов.
С учетом рекордных сборов, переваливших за $340 миллионов, и титула самого кассового аниме в истории японского проката (а скоро и мирового, осталось всего ничего до абсолютного рекорда) среди лучших фильмов все чаще называют «Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный поезд». Едва ли это корректно. Конечно, для начала картину стоит посмотреть, однако при любом раскладе это лишь еще одна серия аниме, только более продолжительная и с несколько лучшей рисовкой и анимацией. Как можно столь превозносить то, что стало фильмом в последний момент и только из-за случайной инициативы продюсера. Безусловно, «Истребитель демонов: Kimetsu no Yaiba» - крепкий и добротный сенен, а «Бесконечный поезд» - удивительный и невероятный феномен. При этом нельзя забывать, что это так лишь в силу стечения обстоятельств, но не какого-то исключительного качества ленты.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.