[ГоХанимe] Sword Art Online. История успеха хейтерам назло
Link Start
Sword Art Online - одна из самых популярных и успешных аниме-франшиз, включающая ранобэ, мангу, аниме, фигурки и прочий мерч. Она стабильно занимает высокое положение во всевозможных рейтингах и успела обзавестись миллионами поклонников по всему миру. И при этом остается излюбленной мишенью для рядового и офицерского состава диванных войск, самозабвенной критикой демонстрирующего свою элитарность и отличность от окружающих мух. Как это, впрочем, бывает с любым популярным фильмом, сериалом, книгой и т. д.
В 2001 году начинающий 27-летний японский писатель Кавахара Реки взялся за SAO, дабы поучаствовать в конкурсе, проводимом издательством ASCII Media Works, и побороться за Dengeki Game Novel Prize, однако не уложился в установленные лимиты. Но не пропадать же добру, так что он начал публиковать романы в сети под псевдонимом Кунори Фумио. Так началась эпоха SAO. В 2008 году Кавахара предпринял еще одну попытку и все-таки взял гран-при в рамках 15th Dengeki Novel Prize, но уже с Accel World. Тогда же ASCII Media Works обратило внимание и на SAO.
В 2009 году закончилась эпоха веб-публикаций, и началось официальное издание ранобэ, с некоторыми изменениями и иллюстрациями за авторством abec. Спустя пять лет романы появились сначала на английском, а затем и на русском языке (в России и по сей день их издает «Истари Комикс»). Параллельно Кавахара публикует в сети небольшие рассказы, включая знаменитую главу 16.5. Некоторые из них посвящены второстепенным персонажам, другие рассказывают о днях, которые Кирито и Асуна провели в домике у озера на 22-м уровне Айнкрада (сначала как Material Edition, а затем под заголовком «Сладкие дни»). Также рассказы, более глубоко раскрывающие героев и игровые миры, идут, например, в качестве бонуса к Blu-ray и артбукам. И некоторые из них действительно крайне рекомендованы к прочтению, что, увы, не так просто, ведь на русском языке можно найти далеко не все, не говоря уже об официальном издании.
Не стоит забывать о манга-адаптациях, более или менее удачных, и спин-оффе Sword Art Online Alternative Gun Gale Online от Сигсавы Кеиичи и Куробоши Кохаку, также, кстати, экранизированном. Отдельно можно упомянуть серию видеоигр для различных платформ, хотя в этом направлении смотреть особо и не на что, ведь рассчитаны игры зачастую лишь на фанатов, да и то не слишком разборчивых. К сожалению, до реальной MMO Sword Art Online дело так и не дошло. А уж количество разнообразных фигурок с главными героями франшизы просто зашкаливает. Хотя на фоне какой-то камасутры с Асуной и прочими тянками поклонников весьма печалит отсутствие хоть одной вменяемой фигурки Кирито, если не брать в расчет чиби-линейку Nendoroid и пару более-менее вменяемых призовых экземпляров.
Наконец в 2012 году студия A-1 Pictures представила фанатам SAO аниме-экранизацию, также мгновенно ставшую хитом. Зачастую, и вполне справедливо, принято разделять первую часть первого сезона, основанную на арке «Айнкрад», и все остальное. Именно «Айнкрад» по праву считается жемчужиной SAO, на голову превосходящей прочие арки, по крайней мере до «Алисизации». Кавахара, и сам геймер, решил выбрать в качестве бэкграунда для своей истории мир VRMMO, что стало одним из важнейших факторов успеха с учетом популярности темы и удачной реализации. Конечно, нужно признать, что ничего реально оригинального и нового автор не придумал, но все элементы подобраны отлично и складываются в невероятно притягательный конечный продукт. А отдельные прорехи в сюжете и логике повествования нынче при желании можно найти где угодно, благо в данном случае обошлось без явного криминала, опять же по крайней мере до «Алисизации», в которой можно подметить ряд вызывающих вопросы моментов.
Некоторые пеняют как раз на недостаточную проработку ММО-элементов. Но почему? Мобы, NPC, квесты, боссы, прокачка, навыки, дуэли, PvP, сбор ресурсов и крафт, группы, рейды, экипировка, карты, интерфейс и т. п. Полный спектр соответствующих атрибутов, разве этого мало? Не стоит забывать и о том, что речь не о какой-то очередной MMORPG, но о первой игре с технологией полного погружения. Т. е. успех ей был обеспечен при любом раскладе, а разработчикам и не нужно было задумываться о каких-либо изысках и конкуренции. И ММО служит лишь фоном для разворачивающихся событий, так что излишне заострять внимание на подобных технических моментах нет необходимости. Да, в последующих арках внимание таким деталям уделяют все меньше, в «Алисизации» перед нами уже скорее типичный фэнтезийный мир в духе «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире», «Разве плохо искать себе пару в подземелье?» или «Гримгар пепла и иллюзий». Увы, при этом теряется и изюминка SAO.
Что до героев… Да, Кирито - превозмогающий все и вся одиночка, спаситель миров, завладевающий сердцами и умами окружающих, вдохновляющий их двигаться дальше невзирая ни на что. Да, опять гарем, включая даже двоюродную сестру. Но а чего еще ждать от исекая? Трагического героя в духе Эндера Виггина? Издержки жанра никто не отменял. И романтическая линия вписана вполне органично, оттеняя и дополняя повествование. Даже столь часто критикуемая история с Юи этой самой критики особенно и не заслуживает, хотя ход действительно несколько нестандартный и спорный. Реакции персонажей на окружающую среду, например, в случае с заточением в Айнкраде вполне адекватны, каждый по-своему справляется с новой реальность: кто-то ломается, кто-то находит силы двигаться дальше, преодолевая вся тяготы и невзгоды, в одних пробуждается худшее, другие растут над собой.
Еще одной составляющей успеха аниме стала качественная рисовка, анимация и саундтрек. Как и выверенный баланс между экшеном, включая отличные боевые сцены, и простыми человеческими отношениями. Конечно, в «Танце фей» и «Призрачной пуле» напряжение и драматизм в сюжете спадают, что и немудрено, но заточение Асуны или судьба Юки все еще цепляют за живое. А в «Алисизации» мы видим своего рода возвращение к истокам, ведь на кону вновь тысячи жизней и будущее целого мира.
Многие фанаты сожалеют, что арка «Айнкрад» столь скоротечна, но мог ли Кавахара предположить, во что выльется его творчество. Он и сам пытался вернуться к оригинальной идее в нескольких рассказах, а затем и в отдельной серии Progressive. Однако это уже немного другая история, воспринимаемая несколько иначе, хотя, как знать, однажды экранизировать могут и ее. С другой стороны, именно лаконичность «Айнкрада» усилила эффект.
В апреле зрители увидят финал «Алисизации» - всеобъемлющую битву за судьбу Андерворлда, но на этом приключения Кирито и его гарема не заканчиваются, ведь в декабре вышел второй том новой арки, посвященной очередной игре - Unital Ring. А у Netflix в загашнике лицензия на адаптацию Sword Art Online уже с живыми актерами. Правда, о состоянии проекта информации давно нет, да и запороть дело крайне легко. Но при грамотном подходе лайв-экшен версия SAO может составить конкуренцию даже «Ведьмаку» и «Мандалорцу».
При всех возможных недочетах Sword Art Online идеально сочетает в себе драму и юмор, любовь и ненависть, действие и диалоги, чем франшиза и снискала всеобщую любовь.
С вами был Либрис из специально построенного бункера, который позволит пережить атомную бомбардировку комментариями и последующую ядерную зиму.