[ГоХаниме] Sword Art Online Progressive - чистый концентрированный фансервис или квинтэссенция «Айнкрада»
И почему до сих пор не вышло аниме
История Sword Art Online началась 19 лет назад, а путь Кавахары Реки к всемирной известности и признанию был тернист. Лишь спустя годы веб-публикаций на него наконец обратили внимание не только поклонники, но и серьезные дяди из издательства Dengeki Bunko/ASCII Media Works/Kadokawa. Ну а там уж понеслось: ранобэ издают на разных языках («Истари Комикс» как раз недавно выпустило заключительные тома «Алисизации» на русском языке), манга, артбуки от abec и A-1 Pictures, фигурки и, конечно же, аниме, финал третьего сезона которого сейчас в эфире японских каналов в прайм-тайм и в топах стрим-сервисов (в России сериал доступен на Wakanim).
Можно долго пускать слюни на фигурки, спорить о качестве экранизации или застое в оригинале. Приключения Кирито и его гарема продолжаются уже 25 томов, так что сложно так долго держать марку. С другой стороны, «Алисизация» показала, что у Кавахары есть еще порох в пороховницах. Да и на размах уровня Кишимото Масаши или Оды Эйичиро он не претендует… хотя трехзначная нумерация книг намекает на обратное. И стоит ли вообще слишком уж завышать планку ожиданий? Ранобэ - все-таки жанр, скорее не предполагающий излишней глубины и рассчитанный на развлечение. Так или иначе, SAO по-прежнему и по праву находится на острие исекаев и произведений о VRMMORPG.
Оглянемся назад...
Однако, как известно, Кавахара написал «Айнкрад» под конкурс с жестким ограничением на количество символов, что имело долгоиграющие последствия. Именно эта арка - пик всей серии и залог ее успеха, но была ли история раскрыта в должной мере? За один том автор сумел раскрыть и персонажей, и мир SAO, не уходя в сторону и ухватив самую суть. Возможно, именно в лаконичной скоротечности и кроется та сила притяжения, нашедшая отклик у миллионов читателей и зрителей. Хотя она же и не дает покоя, причем как поклонникам, так и самому писателю.
Кавахара начал латать бреши в истории уже во втором томе, добавив новых персонажей, не забывая о Кирито и Асуне, и глубже погрузившись в нюансы игрового процесса Sword Art Online. Увы, дополнительные главы разбросаны по хронологии, отчего история выглядит весьма хаотично и непоследовательно. Вновь в Айнкрад читателей вернула восьмая книга, не говоря уже о целом ворохе рассказов, опубликованных в сети, артбуках или в качестве бонусов к дискам с аниме. Некоторые из них весьма важны для общей атмосферы и достаточно интересны (нет, я сейчас не о знаменитой 16.5, так что руки на стол), например «Сладкие дни», посвященные медовому месяцу Киритяна и Асуны в домике у озера на 22-м уровне. Все это разбросано по различным источникам и не всегда переведено (даже на фанатском уровне). А было бы весьма уместно выпустить отдельную книгу, включающую Material Edition и прочие публикации.
Возвращение к истокам
Но и этого писателю показалось мало, поэтому в 2012 году, в самый разгар «Алисизации», началось издание серии Progressive. Едва ли стоит утверждать, что у Кавахары есть четкий план, скорее уж все зиждется на остром и непреодолимом желании вернуться в Айнкрад, к тому самому Черному Мечнику и его длинному и извилистому пути к низвержению Каябы Акихико и его летающей крепости. И желание вполне понятное, его разделяют многие, наверно даже подавляющее большинство, фанатов. Вот только проект заведомо нереализуемый: расписать прохождение 100 (или пусть даже 75) этажей - задача непосильная для одного человека, как минимум на это уйдут годы. Пока все застопорилось на седьмом уровне (шестой том). Да и начинать было легче, ведь в основу легли написанные ранее и затем доработанные рассказы.
Однако есть еще один нюанс: Кавахара ступил на скользкую дорожку и сразу же свел Кирито и Асуну, причем всерьез и надолго. И тем самым фактически превратил все произведение в фанфик, чего, в общем-то, и не скрывает. Поначалу он, конечно, пытался минимизировать расхождения с оригиналом, но в итоге махнул на все рукой, ибо любые усилия в данном случае тщетны. Да и по духу Progressive - нечто более веселое и легкое, атмосфера постоянной угрозы и страха смерти из-за малейшей ошибки отошла на второй план.
При этом сюжетное наполнение не ограничивается лишь объединившимися в группу главными героями, место нашлось и для Крыски Арго, которой вполне заслуженно уделяется немало внимания, и для таинственной эльфики-NPC Кизмель и других новых персонажей, и для основания и противостояния первых гильдий - будущих Армии освобождения Айнкрада и Альянса священного дракона, а также козням группы плееркиллеров, позднее объединившихся под знаменами Веселого гроба. Ну а роль Кирито в прохождении смертельной игры доведена до абсолюта.
К тому же формат позволяет куда шире взглянуть на локации SAO (ведь каждый уровень имеет уникальную черту), игровые механики и даже предысторию, которой ранее практически не уделялось внимания. И что поделать, если эмоциональный накал и борьба за выживание уступили место принимающим ванны тянкам.
Манга, аниме и фигурки
Progressive выпускают и в формате манги, но уже с повествованием от лица Асуны. Вот только назвать ее удачной вряд ли можно: арты на обложках вообще не в тему, ничего общего с персонажами, рисовка на уровне, хотя уже с третьего тома, на мой взгляд, стала менее удачной в плане тех же лиц, да и сюжет передается не только в сжатом виде, но еще и с изрядной долей отсебятины, зачастую не слишком уместной. Я бы скорее рекомендовал пройти мимо.
А вот до аниме дело так и не дошло. Экранизация «Алисизации» скоро подойдет к концу, а до возвращения SAO с аркой Unital Ring всяко пройдет пара лет, которые не помешало бы чем-то скрасить. В качестве лирического отступления зрителям уже предложили спин-офф Gun Gale Online, и можно рассчитывать на второй сезон приключений Лленн в мире больших пушек. В Progressive также вполне хватит материала как минимум на один полноценный сезон из 24 эпизодов, хотя в конечном итоге сериал может повиснуть в воздухе. Хотя это не повод даже не попытаться. Начать можно с расширенного ремейка первой серии, дополнив его «Первым днем» и другими деталями. Тем паче аниме - ключ к новой волне фигурок. Не то, чтобы фигурок по SAO было мало, но уж больно хорошие варианты пропадают. Сложно себе представить ситуацию, при которой аниме-версия Progressive не зашла на ура по всем пунктам.
Что до перспектив, то программа максимум, описать прохождение всех уровней, - утопия, а вот довести историю как можно ближе к уже описанным событиям - куда более реалистичная возможность. Если говорить о минимальной программе, то Кавахара должен дотянуть до 10-го уровня, на котором остановился Кирито в бете. Тогда даже появится возможность более-менее нивелировать вышеописанный элемент фанфика: Кирито оттолкнет от себя Асуну, которая должна двигаться дальше, и вернется на путь одиночки. При всем благородстве поступка это объяснит натянутые отношения в основном повествовании. Не самый идеальный вариант, зато вполне логичный, ведь и в Progressive эта тема поднималась неоднократно.
Progressive - однозначно стоящая вещь, с которой необходимо ознакомиться каждому фанату Sword Art Online, пусть, возможно, серию и стоит рассматривать в некотором отрыве от основного повествования. Будет она доведена до некоего логического завершения или нет, роли не играет.