Хронология лучших опенингов аниме, которые вызывают экстаз спустя годы и десятилетия
От «Евангелиона» через роботов, шиноби, грехи, причуды и богов к «Атаке на титанов» и далее
Красивые вступительные титры под удачно подобранную музыку украшают любое произведение, но для аниме это и вовсе неотъемлемая часть, которой уделяется отдельное внимание. Давайте определимся с критериями оценки и вспомним лучшие образчики.
Сразу стоит отметить два важных факта. Во-первых, качество опенинга и самого аниме между собой особо не коррелируют. Да взять хотя бы «Провожающую в последний путь Фрирен» — достойно, но ничего такого уж особенного, как и в случае со многими популярными и действительно классными тайтлами. Во-вторых, в начале века на Западе практиковалась локализация с полной заменой песен и видеоряда. Кощунство за гранью... И все же каждый из нас с первых же нот узнает эти хиты из «Покемона» и «Короля шаманов» (тут уж даже полный текст многие помнят) и пускает скупую мужскую слезу.
Что же такое этот идеальный сферический опенинг в вакууме? Пожалуй, его можно описать тремя критериями:
- Задает нужный тон и атмосферу перед просмотром;
- Является не рандомной нарезкой кадров и звуков, но в сути своей рассказывает короткую и относительно законченную историю;
- Построен на синергии между аудио- и видеорядом.
А теперь попробуем применить теорию на практике.
«Новый век: Евангелион»
- [«Zankoku na Tenshi no These» («Тезис жестокого ангела») — Такахаши Йоко, Gainax, 1995 год]
Бессмертная классика и обязательная программа в японских караоке. Ну к чему разговоры, когда общепризнанный хит остается таковым на протяжении вот уже трех десятилетий? Не буду впустую сотрясать воздух.
«Бродяга Кеншин»
- [«1/2» — Кавамото Макото, Studio Gallop, 1997 год]
- [«Kimi ni Fureru Dake de» («Просто прикасаясь к тебе») — Curio, Studio DEEN, 1998 год]
Согласен, графика очень простая, тем паче на фоне современных аниме, зато музыка такая, что ее помнишь даже спустя десятилетия после просмотра сериала на «СТС». За сим достойно упоминания.
«Призрак в доспехах: Синдром одиночки»
- [«Inner Universe» («Внутренняя вселенная») — Origa, Production I.G, 2002 год]
- [«Rise» («Восход») — Origa, Production I.G, 2004 год]
Поэтичный текст на русском, английском и латыни и красивый вокал Ольги Яковлевой отлично подчеркивают весьма глубокий философский контекст культового аниме, не говоря уже о выходе за привычные для японской анимации рамки. Такие вещи навсегда остаются в памяти.
«Стальной Алхимик»
- [«Melissa» («Мелисса») — Porno Graffitti, Bones, 2003 год]
- [«Undo» («Отменить») — Cool Joke, Bones, 2003 год]
Еще одна классическая вещь. Не сказать, чтобы открывающие титры в обеих версиях аниме так уж хороши, зачастую они не дотягивают до выхода из середнячков, но пара образчиков достойны попадания в подборку.
«Кровь триединства»
- [«Dress» («Платье») — BUCK-TICK, Gonzo, 2005 год]
Пожалуй, не самый очевидный кандидат в подобный список. И все же есть в композиции некое вампирское очарование, нечто в голосе и интонациях, поэтому опенинг сам собой откладывается в памяти.
«Тетрадь смерти»
- [«The World» («Мир») — Nightmare, Madhouse, 2006 год]
Мощный трек, мрачная, но стильная картинка с сильными образами и отсылками — самое то для предварения мистической детективной истории. Комментарии излишни, достаточно один раз увидеть.
«Гуррен-Лаганн»
- [«Sorairo Days» («Небесно-голубые дни») — Накагава Шоко, Gainax, 2007 год]
Пожалуй, именно этим видео нужно иллюстрировать слово «опенинг» в словаре: огромные роботы, быстрая смена красивых кадров и цветомузыка под бойкие ритмы — чего еще от аниме ждет обыватель? Перед нами самый что ни на есть классический образчик, увлекающий с первых нот и удерживающий до последних. Внимательный читатель заметит, что я предпочел третью версию интро: да, первая аранжировка «Sorairo Days» предпочтительнее, зато здесь куда более сильная картинка.
«Семь смертных грехов»
- [«Netsujou no Spectrum» («Спектр страсти») — Ikimono-gakari, A-1 Pictures, 2014 год]
- [«Seven Deadly Sins» («Семь смертных грехов») — Man with a Mission, A-1 Pictures, 2015 год]
- [«Classic» («Классический») — Mucc, A-1 Pictures, 2016 год]
- [«Howling» («Вой») — Flow, Granrodeo, A-1 Pictures, 2018 год]
- [«Ame ga Furu kara, Niji ga Deru» — Sky Peace, A-1 Pictures, 2018 год]
- [«delete» («Удалить») — Sid, Studio DEEN, 2020 год]
Ну, вы уже поняли. Ни одного аниме с таким количеством годных вступлений в природе попросту больше нет. Да, каждый из них в отдельности уступает лучшим образчикам, но каждый достоин оказаться в списке лучших. Тут вам и грамотная подача истории, и хорошие песни, и красивые моменты.
«Твоя апрельская ложь»
- [«Hikaru Nara» («Если ты будешь сиять») — Goose House, A-1 Pictures, 2014 год]
Красивая картинка, грамотное повествование, вот бы еще саундтрек помощнее, более запоминающийся и оригинальный, с пиками посильнее в ключевых местах. И все-таки красиво.
«Моя геройская академия»
- [«The Day» («День») — Porno Graffitti, Bones, 2016 год]
- [«Sora ni Utaeba» («Пою в небо») — amazarashi, Bones, 2017 год]
- [«Merry-Go-Round» («Карусель») — Man with a Mission, Bones, 2021 год]
- [«Bokurano» («Наш») — Eve, Bones, 2023 год]
Приключения Деку изрядно затянулись, так что по их ходу нашлось место сразу для нескольких красивых и заводных композиций, под которые самое то напялить трусы поверх обтягивающих штанов и пойти творить нечто причудливое и геройское, пусть картинка в открывающих титрах зачастую и средненькая.
«Любимый во Франксе»
- [«Kiss of Death» («Поцелуй смерти») — Накашима Мика, Trigger, CloverWorks, 2018 год]
Очень красивый с точки зрения и постановки и лирики опенинг с нотками «Гуррен-Лаганна». Идеальный пример того, как можно всего за полторы минуты рассказать целую историю, в данном случае трогательную историю любви сквозь тернии и потери.
Sword Art Online
- [«Adamas» — LiSA, A-1 Pictures, 2018 год]
Наглядное доказательство того, что даже у самого классного аниме может быть туго с годными опенингами. Знаю, что LiSA крайне популярна, но общего восторга не разделяю: песня неплохая, однако раскрылась лишь благодаря графике, очень удачно отображающей ключевые моменты и эмоции «Алисизации», пусть и местами довольно топорной.
«Клинок, рассекающий демонов»
- [«Gurenge» («Красный лотос») — LiSA, ufotable, 2019 год]
Ну, куда уж без этого дела. К тому же опенинг действительно выражает трогательное, драматичное, боевое и приключенческое наполнение сериала. Как и само аниме в целом, вроде ничего такого, однако все элементы на своих местах, и в итоге не очередной сенен, но нечто большее.
«Бригада пылающего пламени»
- [«Inferno» («Инферно») — Mrs. Green Apple, David Productions, 2019 год]
А не добавить ли нам в подборку огоньку? Почему нет, хотя бы ради красивого экшена под конец, да к тому же под вполне себе подходящий трек.
«Межвидовые рецензенты»
- [«Ikouze Paradise» («Пойдем в рай») — Маджима Джунджи, Кобаяши Юске и Томита Мию, Passione, 2020 год]
Забавный видеоряд под задорную композицию в исполнении сейю трио главных героев, еще и так точно передающий всю суть сериала. Что тут еще сказать?
«Боруто»
- [«Hajimatteiku Takamatteiku» («Начало взросления») — Sambomaster, Pierrot, 2020 год]
- [«Lonely Go!» («Одинокий, вперед!») — Brian the Sun, Pierrot, 2018 год]
- [«Golden Time» («Золотое время») — Fujifabricis, Pierrot, 2019 год]
Первому хейтеру приготовиться! Всякие неприятные личности могут брызгать слюной хоть до второго пришествия, но классных опенингов у «Боруто» не отнять: красивая картинка, заводная музыка и, что важнее всего, внутренняя история, поданная лаконично и при этом в понятной форме. Ну а в «Hajimatteiku Takamatteiku» прекрасна каждая секунда, вступление не отпускает ни на миг. И не надо рассказывать, что Боромир выбрал бы «Наруто»: как показывает практика, большинство помнит лишь «Синюю птицу», которая звезд с неба не хватает. Ну а самый первый опенинг вызывает эмоциональную реакцию не сам по себе, а лишь как отголосок восторга от просмотра премьерных эпизодов. И вообще, Боромир словил стрелу, а Фарамир — не абы какую жену и титулы.
«ToniKawa: Унеси меня на Луну»
- [«Koi no Uta» («Любовная песня») — Кито Акари, Seven Arcs, 2020 год]
Простенькое аниме, простенькое вступление, но все гениальное как раз и просто. Песня в исполнении Цукасочки со все нарастающим темпом сделала свое дело, позволив опенингу отложиться в памяти.
«Атака на титанов»
- [«Boku no Sensou» («Моя война») — Каматтечан Шинсеи, MAPPA, 2020 год]
- [«Feuerroter Pfeil und Bogen» («Guren no Yumiya», «Багровый лук и стрелы») — Linked Horizon, Wit Studio, 2013 год]
- [«Opfert eure Herzen!» («Shinzou wo Sasageyo!», «Отдай свое сердце!») — Linked Horizon, Wit Studio, 2017 год]
Если брать среднюю температуру по больнице среди более или менее продолжительных сериалов, то лишь «Атака на титанов» способна побороться с «Боруто» в части опенингов. При этом первым я поставил именно «Мою войну», потому что как раз MAPPA выпустила лучшее интро: тревожная композиция, абстрактная картинка и яркие цвета, контрастирующие с происходящим на экране.
Конечно, для фанатов Shingeki no Kyojin — это «Guren no Yumiya», а скорее «Shinzou wo Sasageyo!» от все той же Linked Horizon (на сей счет единства нет, даром что обе песни перекликаются друг с другом). Само собой, обе композиции действительно мощные, а вот видео все же подкачало, ну нет в нем ничего такого особенного.
«Король шаманов»
- [«Soul salvation» («Спасение души») — Хаяшибара Мегуми, Bridge, 2021 год]
У новой версии культового аниме оказался более чем достойный опенинг, настраивающий на новое духовное путешествие, приключения, встречи с друзьями и битвы с врагами. Как и в оригинальном аниме, за вокал отвечала голос Анны.
«SSSS.Диназенон»
- [«Imperfect» («Несовершенный») — Ооиши Масаеши, Studio Trigger, 2021 год]
Опять Trigger, опять огромные роботы, опять детишки, опять приятный опенинг. Все понятно.
«Боги-стражники не ведали войны»
- [«Seija no Koushin» («Парад святых») — Китани Тацуя, MAPPA, 2021 год]
Абстрактный видеоряд в духе «смерть эпилептика» в сочетании с бодрой песней — вышло очень стильно. И к тому же более чем подходит к не самому обычному аниме, которое выделяется на общем фоне в том числе визуальным стилем.
«Киберпанк: Бегущие по краю»
- [«This Fffire» («Этот о-о-огонь») — Franz Ferdinand, Studio Trigger, 2022 год]
Нестандартная вещь, чего уж тут: английские буковки и трек, психоделика киберпанка на фоне (на картинке решили сэкономить). С другой стороны, в этом что-то есть.
«Провожающая в последний путь Фрирен»
- [«Anytime Anywhere» («В любое время в любом месте») — Milet, Madhouse, 2023 год]
Несмотря на написанное в самом начале и тот факт, что на фоне многих других опенингов из подборки этот не особо впечатляет, я все же решил его добавить — есть таки в нем нечто приятное. Да и это интро все же куда лучше большинства прочих.
«Я переродился седьмым принцем, так что буду совершенствовать свою магию, как захочу»
- [«Kyunrious» — Хигучи Каеде, Tsumugi Akita Animation Lab, 2024 год]
Сильная постановка в плане картинки с красивыми ракурсами и экшеном, музыкальное сопровождение тоже вполне себе в тему, но до совершенства не ему не хватило мощного пика — вышло слишком ровно.
«Mushoku Tensei: Реинкарнация безработного»
- [«On the Frontline» («На передовой») — Hitorie, Studio Bind, 2024 год]
Как и в случае с «Фрирен» — просто приятное и на уровне: тут вам и смысл с переходом от домашнего и семейного к эпическому, и сильная аудиовизуальная кульминация под конец.
На вкус и цвет все фломастеры разные, но как-то так. Ну и маленький бонус напоследок.