ГоХаниме

Хронология лучших опенингов аниме, которые вызывают экстаз спустя годы и десятилетия

От «Евангелиона» через роботов, шиноби, грехи, причуды и богов к «Атаке на титанов» и далее

10232
56

Красивые вступительные титры под удачно подобранную музыку украшают любое произведение, но для аниме это и вовсе неотъемлемая часть, которой уделяется отдельное внимание. Давайте определимся с критериями оценки и вспомним лучшие образчики.

Сразу стоит отметить два важных факта. Во-первых, качество опенинга и самого аниме между собой особо не коррелируют. Да взять хотя бы «Провожающую в последний путь Фрирен» — достойно, но ничего такого уж особенного, как и в случае со многими популярными и действительно классными тайтлами. Во-вторых, в начале века на Западе практиковалась локализация с полной заменой песен и видеоряда. Кощунство за гранью... И все же каждый из нас с первых же нот узнает эти хиты из «Покемона» и «Короля шаманов» (тут уж даже полный текст многие помнят) и пускает скупую мужскую слезу.

Что же такое этот идеальный сферический опенинг в вакууме? Пожалуй, его можно описать тремя критериями:

  • Задает нужный тон и атмосферу перед просмотром;
  • Является не рандомной нарезкой кадров и звуков, но в сути своей рассказывает короткую и относительно законченную историю;
  • Построен на синергии между аудио- и видеорядом.

А теперь попробуем применить теорию на практике.

«Новый век: Евангелион»

  • [«Zankoku na Tenshi no These» («Тезис жестокого ангела») — Такахаши Йоко, Gainax, 1995 год]

Бессмертная классика и обязательная программа в японских караоке. Ну к чему разговоры, когда общепризнанный хит остается таковым на протяжении вот уже трех десятилетий? Не буду впустую сотрясать воздух.

«Бродяга Кеншин»

  • 1/2» — Кавамото Макото, Studio Gallop1997 год]
  • [«Kimi ni Fureru Dake de» («Просто прикасаясь к тебе») — Curio, Studio DEEN, 1998 год]

Согласен, графика очень простая, тем паче на фоне современных аниме, зато музыка такая, что ее помнишь даже спустя десятилетия после просмотра сериала на «СТС». За сим достойно упоминания.

«Призрак в доспехах: Синдром одиночки»

  • [«Inner Universe» («Внутренняя вселенная») — Origa, Production I.G, 2002 год]
  • [«Rise» («Восход») — Origa, Production I.G, 2004 год]

Поэтичный текст на русском, английском и латыни и красивый вокал Ольги Яковлевой отлично подчеркивают весьма глубокий философский контекст культового аниме, не говоря уже о выходе за привычные для японской анимации рамки. Такие вещи навсегда остаются в памяти.

«Стальной Алхимик»

  • [«Melissa» («Мелисса») — Porno Graffitti, Bones, 2003 год]
  • [«Undo» («Отменить») — Cool Joke, Bones, 2003 год]

Еще одна классическая вещь. Не сказать, чтобы открывающие титры в обеих версиях аниме так уж хороши, зачастую они не дотягивают до выхода из середнячков, но пара образчиков достойны попадания в подборку.

«Кровь триединства»

  • [«Dress» («Платье») — BUCK-TICK, Gonzo, 2005 год]

Пожалуй, не самый очевидный кандидат в подобный список. И все же есть в композиции некое вампирское очарование, нечто в голосе и интонациях, поэтому опенинг сам собой откладывается в памяти.

«Тетрадь смерти»

  • [«The World» («Мир») — Nightmare, Madhouse, 2006 год]

Мощный трек, мрачная, но стильная картинка с сильными образами и отсылками — самое то для предварения мистической детективной истории. Комментарии излишни, достаточно один раз увидеть.

«Гуррен-Лаганн»

  • [«Sorairo Days» («Небесно-голубые дни») — Накагава Шоко, Gainax, 2007 год]

Пожалуй, именно этим видео нужно иллюстрировать слово «опенинг» в словаре: огромные роботы, быстрая смена красивых кадров и цветомузыка под бойкие ритмы — чего еще от аниме ждет обыватель? Перед нами самый что ни на есть классический образчик, увлекающий с первых нот и удерживающий до последних. Внимательный читатель заметит, что я предпочел третью версию интро: да, первая аранжировка «Sorairo Days» предпочтительнее, зато здесь куда более сильная картинка.

«Семь смертных грехов»

  • Netsujou no Spectrum» («Спектр страсти»)  Ikimono-gakari, A-1 Pictures, 2014 год]
  • Seven Deadly Sins» («Семь смертных грехов»)  Man with a Mission, A-1 Pictures, 2015 год]
  • [«Classic» («Классический»)  Mucc, A-1 Pictures, 2016 год]
  • [«Howling» («Вой»)  Flow, Granrodeo, A-1 Pictures, 2018 год]
  • [«Ame ga Furu kara, Niji ga Deru» — Sky Peace, A-1 Pictures, 2018 год]
  • [«delete» («Удалить») — Sid, Studio DEEN, 2020 год]

Ну, вы уже поняли. Ни одного аниме с таким количеством годных вступлений в природе попросту больше нет. Да, каждый из них в отдельности уступает лучшим образчикам, но каждый достоин оказаться в списке лучших. Тут вам и грамотная подача истории, и хорошие песни, и красивые моменты.

«Твоя апрельская ложь»

  • [«Hikaru Nara» («Если ты будешь сиять»)  Goose House, A-1 Pictures, 2014 год]

Красивая картинка, грамотное повествование, вот бы еще саундтрек помощнее, более запоминающийся и оригинальный, с пиками посильнее в ключевых местах. И все-таки красиво.

«Моя геройская академия»

  • [«The Day» («День»)  Porno Graffitti, Bones, 2016 год]
  • [«Sora ni Utaeba» («Пою в небо»)  amazarashi, Bones, 2017 год]
  • [«Merry-Go-Round» («Карусель»)  Man with a Mission, Bones, 2021 год]
  • [«Bokurano» («Наш») — Eve, Bones, 2023 год]

Приключения Деку изрядно затянулись, так что по их ходу нашлось место сразу для нескольких красивых и заводных композиций, под которые самое то напялить трусы поверх обтягивающих штанов и пойти творить нечто причудливое и геройское, пусть картинка в открывающих титрах зачастую и средненькая.

«Любимый во Франксе»

  • [«Kiss of Death» («Поцелуй смерти»)  Накашима Мика, Trigger, CloverWorks, 2018 год]

Очень красивый с точки зрения и постановки и лирики опенинг с нотками «Гуррен-Лаганна». Идеальный пример того, как можно всего за полторы минуты рассказать целую историю, в данном случае трогательную историю любви сквозь тернии и потери.

Sword Art Online

  • [«Adamas»  LiSA, A-1 Pictures, 2018 год]

Наглядное доказательство того, что даже у самого классного аниме может быть туго с годными опенингами. Знаю, что LiSA крайне популярна, но общего восторга не разделяю: песня неплохая, однако раскрылась лишь благодаря графике, очень удачно отображающей ключевые моменты и эмоции «Алисизации», пусть и местами довольно топорной.

«Клинок, рассекающий демонов»

  • [«Gurenge» («Красный лотос»)  LiSA, ufotable, 2019 год]

Ну, куда уж без этого дела. К тому же опенинг действительно выражает трогательное, драматичное, боевое и приключенческое наполнение сериала. Как и само аниме в целом, вроде ничего такого, однако все элементы на своих местах, и в итоге не очередной сенен, но нечто большее.

«Бригада пылающего пламени»

  • [«Inferno» («Инферно»)  Mrs. Green Apple, David Productions, 2019 год]

А не добавить ли нам в подборку огоньку? Почему нет, хотя бы ради красивого экшена под конец, да к тому же под вполне себе подходящий трек.

«Межвидовые рецензенты»

  • [«Ikouze Paradise» («Пойдем в рай»)  Маджима Джунджи, Кобаяши Юске и Томита Мию, Passione, 2020 год]

Забавный видеоряд под задорную композицию в исполнении сейю трио главных героев, еще и так точно передающий всю суть сериала. Что тут еще сказать?

«Боруто»

  • [«Hajimatteiku Takamatteiku» («Начало взросления»)  Sambomaster, Pierrot, 2020 год]
  • [«Lonely Go!» («Одинокий, вперед!»)  Brian the Sun, Pierrot, 2018 год]
  • [«Golden Time» («Золотое время»)  Fujifabricis, Pierrot, 2019 год]

Первому хейтеру приготовиться! Всякие неприятные личности могут брызгать слюной хоть до второго пришествия, но классных опенингов у «Боруто» не отнять: красивая картинка, заводная музыка и, что важнее всего, внутренняя история, поданная лаконично и при этом в понятной форме. Ну а в «Hajimatteiku Takamatteiku» прекрасна каждая секунда, вступление не отпускает ни на миг. И не надо рассказывать, что Боромир выбрал бы «Наруто»: как показывает практика, большинство помнит лишь «Синюю птицу», которая звезд с неба не хватает. Ну а самый первый опенинг вызывает эмоциональную реакцию не сам по себе, а лишь как отголосок восторга от просмотра премьерных эпизодов. И вообще, Боромир словил стрелу, а Фарамир — не абы какую жену и титулы.

«ToniKawa: Унеси меня на Луну»

  • [«Koi no Uta» («Любовная песня»)  Кито Акари, Seven Arcs, 2020 год]

Простенькое аниме, простенькое вступление, но все гениальное как раз и просто. Песня в исполнении Цукасочки со все нарастающим темпом сделала свое дело, позволив опенингу отложиться в памяти.

«Атака на титанов»

  • [«Boku no Sensou» («Моя война»)  Каматтечан Шинсеи, MAPPA, 2020 год]
  • [«Feuerroter Pfeil und Bogen» («Guren no Yumiya», «Багровый лук и стрелы»)  Linked Horizon, Wit Studio, 2013 год]
  • [«Opfert eure Herzen!» («Shinzou wo Sasageyo!», «Отдай свое сердце!»)  Linked Horizon, Wit Studio, 2017 год]

Если брать среднюю температуру по больнице среди более или менее продолжительных сериалов, то лишь «Атака на титанов» способна побороться с «Боруто» в части опенингов. При этом первым я поставил именно «Мою войну», потому что как раз MAPPA выпустила лучшее интро: тревожная композиция, абстрактная картинка и яркие цвета, контрастирующие с происходящим на экране.

Конечно, для фанатов Shingeki no Kyojin — это «Guren no Yumiya», а скорее «Shinzou wo Sasageyo!» от все той же Linked Horizon (на сей счет единства нет, даром что обе песни перекликаются друг с другом). Само собой, обе композиции действительно мощные, а вот видео все же подкачало, ну нет в нем ничего такого особенного.

«Король шаманов»

  • [«Soul salvation» («Спасение души»)  Хаяшибара Мегуми, Bridge, 2021 год]

У новой версии культового аниме оказался более чем достойный опенинг, настраивающий на новое духовное путешествие, приключения, встречи с друзьями и битвы с врагами. Как и в оригинальном аниме, за вокал отвечала голос Анны.

«SSSS.Диназенон»

  • [«Imperfect» («Несовершенный»)  Ооиши Масаеши, Studio Trigger, 2021 год]

Опять Trigger, опять огромные роботы, опять детишки, опять приятный опенинг. Все понятно.

«Боги-стражники не ведали войны»

  • [«Seija no Koushin» («Парад святых»)  Китани Тацуя, MAPPA, 2021 год]

Абстрактный видеоряд в духе «смерть эпилептика» в сочетании с бодрой песней — вышло очень стильно. И к тому же более чем подходит к не самому обычному аниме, которое выделяется на общем фоне в том числе визуальным стилем.

«Киберпанк: Бегущие по краю»

  • [«This Fffire» («Этот о-о-огонь»)  Franz Ferdinand, Studio Trigger, 2022 год]

Нестандартная вещь, чего уж тут: английские буковки и трек, психоделика киберпанка на фоне (на картинке решили сэкономить). С другой стороны, в этом что-то есть.

«Провожающая в последний путь Фрирен»

  • [«Anytime Anywhere» («В любое время в любом месте»)  Milet, Madhouse, 2023 год]

Несмотря на написанное в самом начале и тот факт, что на фоне многих других опенингов из подборки этот не особо впечатляет, я все же решил его добавить — есть таки в нем нечто приятное. Да и это интро все же куда лучше большинства прочих.

«Я переродился седьмым принцем, так что буду совершенствовать свою магию, как захочу»

  • [«Kyunrious»  Хигучи Каеде, Tsumugi Akita Animation Lab, 2024 год]

Сильная постановка в плане картинки с красивыми ракурсами и экшеном, музыкальное сопровождение тоже вполне себе в тему, но до совершенства не ему не хватило мощного пика — вышло слишком ровно.

«Mushoku Tensei: Реинкарнация безработного»

  • [«On the Frontline» («На передовой»)  Hitorie, Studio Bind, 2024 год]

Как и в случае с «Фрирен» — просто приятное и на уровне: тут вам и смысл с переходом от домашнего и семейного к эпическому, и сильная аудиовизуальная кульминация под конец.

На вкус и цвет все фломастеры разные, но как-то так. Ну и маленький бонус напоследок.

Реклама: ООО «НОВОСТИ АЙТИ» ИНН: 7806620193 erid: 2VtzqvtqL6X

Реклама: ООО «НОВОСТИ АЙТИ» ИНН: 7806620193 erid: 2VtzqvtqL6X

Другие публикации по теме
Еще больше персонажей «Девушка, в которую я влюбился на Окинаве, говорит на слишком сильном диалекте, и с ней трудно иметь дело» в трейлере
Еще больше персонажей «Девушка, в которую я влюбился на Окинаве, говорит на слишком сильном диалекте, и с ней трудно иметь дело» в трейлере
У аниме «Девушка, в которую я влюбился на Окинаве, говорит на слишком сильном диалекте, и с ней трудно иметь дело» появился свежий трейлер, в котором показали новых героев истории.
Вчера в 11:50
390
3
Форум
Прямо перед своим 25-летием аниме One Piece... ушло на перерыв до апреля — Toei нужна «подзарядка»
Прямо перед своим 25-летием аниме One Piece... ушло на перерыв до апреля — Toei нужна «подзарядка»
Toei Animation внезапно прервала показ One Piece посреди арки «Яичная Голова» и объявила, что аниме вернется на экраны лишь в апреле 2025 года: команде требуется «подзарядка».
14 октября в 16:23
2342
1
Форум
Тизер-трейлер и постер второго сезона аниме «Ветролом». Премьера в апреле
Тизер-трейлер и постер второго сезона аниме «Ветролом». Премьера в апреле
CloverWorks («Обещанный Неверленд», «SPY×FAMILY: Семья шпиона») напомнила, что корпит над вторым сезоном аниме «Ветролом» (Wind Breaker), публикацией тизер-трейлера с премьерным окном и постера с героями.
13 октября в 16:13
1299
1
Форум