Интересные факты о тех, кто донатит на стримах
QIWI оценила рынок игрового стриминга в России и СНГ в 21,6 млрд рублей
Много кто любит стримы, у нынешних стримеров имеется многомиллионная армия поклонников, и их деяния и жизненные ситуации обсуждаются не меньше, чем жизнь голливудских звезд. Самые успешные из них уже давно связаны контрактами с известными брендами, но и звезды Twitch, Youtube и Mixer начинали с простых донатов. И известная многим компания QIWI решила провести исследование по этому любопытному вопросу, а именно донатам на стримах и опросить самих зрителей стримов. И результаты получились весьма любопытными.В таком тонком вопросе нельзя пороть отсебятину, потому я обращусь непосредственно к документу исследования. Чтобы не вызывать разночтения, или противоречий.
По оценке QIWI, объем рынка игрового стриминга составляет не менее 21,6 млрд рублей с потенциалом роста в 20% ежегодно в ближайшие 3 года. С точки зрения бизнеса ниша стриминга в России развивается и имеет большой потенциал в части рекламной и маркетинговой коллаборации. Особенно интересной она может быть брендам, взаимодействующим с взрослеющим поколением Z – она поможет бизнесу наладить контакт с менее восприимчивым к традиционным каналам взаимодействия с ними digital natives.Результаты исследования QIWI показали, что треть респондентов (33%) отправляет донаты регулярно – раз в 2-7 стримов, а 63% – только в особых случаях. Средний чек доната составил в этом году 356 рублей, половина пользователей при этом отправляют донаты в диапазоне 100-299 рублей, а четверть – в размере от 300 до 999 рублей.Более половины зрителей (57%) перечисляют донаты с помощью банковских карт, из них 73% пользуются «Сбербанком», 8% – ВТБ, по 5% и 4% приходятся на «Тинькофф банк» и «Альфа банк». Почти треть донатеров (31%) пользуются QIWI Кошельком для перечисления средств. Третье место (по 17%) делят между собой «Яндекс.Деньги» и платежи со счета мобильного телефона.
Основной мотивацией отправлять донаты большинство участников опроса (85%) назвали желание поддержать любимого стримера. Еще половина респондентов (49%) отметили, что для них донат – это возможность пообщаться со стримером. На третьем (18%) и четвертом (16%) оказались варианты «почувствовать единение с другими» и «почувствовать себя организатором стрима». По 14% получили варианты «желание выделиться среди зрителей» и «потому что так принято».Исследование показало, что почти половина респондентов (47% донатеров и 45% зрителей) смотрит стримы ежедневно. На втором месте расположились категории донатеров и зрителей, смотрящих стримы 2-3 раза в неделю – их в опросе 39% и 35% соответственно. При этом по 10% респондентов приходится на категории зрителей, смотрящих стримы раз в неделю – и 3 раза в месяц и реже. Похожие показатели у аудитории донатеров – 8% и 6%.
Четверть опрошенных отметили, что предпочитают смотреть стримы с 19 до 22 часов – то есть после работы. 18% выбрали остальное время для просмотра. Пятая часть опрошенных отметила, что подстраивается под определенного стримера. Почти половина респондентов (47%) смотрит стримы более двух часов в день, чуть больше трети (36%) – 1-2 часа в день, а 17% – меньше часа.
При этом аудитория игрового стриминга лояльна: 48% опрошенных заявили, что смотрят стримы уже более трех лет. Практически в равных долях – по 18% и 17% – у тех, кто смотрит стримы 1-2 года и 2-3 года соответственно.
В рамках исследования QIWI также выяснила мотивацию пользователей к просмотру стримов. Самым популярным ответом и у донатеров (78%), и у зрителей (82%) оказалось желание развлечься и отдохнуть. Ненамного от него отстает вариант о привлекательности личности стримера – его отметили 72% донатеров и 61% зрителей. На третьем месте расположился ответ «возможность посмотреть на игру перед покупкой» – его отметили 43% донатеров и 31% зрителей. Среди остальных ответов – мотивация улучшить свои игровые навыки (34% донатеров, 28% зрителей), пообщаться с единомышленниками (34% донатеров, 24% зрителей), а также увлечение киберспортом (28% донатеров, 24% зрителей).
Среди качеств, которые зрители ценят в стримере, самыми популярными оказались чувство юмора и эмоциональность – его отметили 51% донатеров и 57% зрителей, а также общительность и внимание к зрителям (54% донатеры, 47% зрители). Харизму в стримере ценят 34% пользователей, которые отправляют донаты, и 39% всех зрителей. Оригинальная подача стримера также важна – ее отметили 31% донатеров и 27% зрителей. На высокопрофессиональную игру стримера сослались 15% донатеров и 13% зрителей.Среди жанров стримов у пользователей популярны как игровые, так и неигровые. Из последних абсолютное большинство – 77% опрошенных – отметили разговорные. Творческие, музыкальные и кулинарные жанры стримов нравятся 39%, 35% и 27% респондентов соответственно. Среди игровых жанров половина опрошенных отметили сразу три – RPG (51%), хорроры (49%) и шутеры (48%). Еще 27% пользователей назвали себя приверженцами жанра MOBA.
В качестве платформы для просмотра стримов большинство опрошенных (58%) выбирает ПК. На втором месте с результатом в 53% оказались смартфоны на Android. Со смартфонов на iOS стримы смотрят всего 13% зрителей, а с ноутбука – 32%.
Опрос показал, что основа аудитории стримеров – жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов: на них приходится 39% и 16% анкет соответственно. 10% респондентов опроса оказались жителями СНГ и Европы. Также оказалось, что у мужчин стримы пользуются вдвое большей популярностью, чем у женщин: на первых приходится 66%, на вторых – 34%.
Наиболее популярен стриминг у возрастных групп 19-24 года и 14-18 лет – их доли ответов в опросе составили 42% и 31% соответственно. При этом немалая часть этих категорий вносит донаты при просмотре стримов – таких пользователей в каждой группе 38% и 25% соответственно. На третьем месте возрастная категория 25-34 года – их доля в опросе составляет 21%, а донаты вносит 29% этой аудитории.
Как видим, результаты исследования получились довольно любопытными и возможно даже некоторые бытующие на просторах интернета легенды о стриминге оказались не так уж и правдивы. Но портрет среднестатистического донатера на стримах плюс-минус возможно составить. Высокий уровень профессионализма в игре у стримера также оказался вопреки ожиданиям не решающим фактором для получения денежной поддержки и поощрения.
В современное время мало уже кто недооценивает влияние стримеров на продвижение игровых продуктов и их влияние в целом на индустрию. Ведь эти новоявленные пророки вполне могут при желании разбить в пух и прах даже самую распиаренную игру, если при каждом удобном случае будут давать негативную оценку тайтлу и их многочисленная аудитория, привыкшая полагаться на мнение своих кумиров будет вторить их точке зрения. Поэтому сейчас издатели предпочитают задабривать крупных стримеров, ведь по сути это пусть и не явная и скрытая, но весьма продуктивная реклама продукта, которая отобьет свои затраты сполна.
Но это тема уже совсем другого материала. А на этом у меня все. Надеюсь, вам было интересно узнать что-то новое про стримеров и тех, кто поддерживает их не только морально. До новых встреч и смотрите только хорошие стримы и стримеров, достойных поощрения.