Iron Harvest - девочки с медведями и боевые роботы
Дизельпанк по мотивам картин Якуба Розальски
Совсем скоро, 1 сентября, кто-то снова переступит порог родной школы или университета, а кто-то пойдет захватывать Пол..анию, а не ту страну о которой вы подумали. Никакой пропаганды. Именно в этот день состоится релиз долгожданного долгостроя Iron Harvest - стратегии в реальном времени, созданной по мотивам вселенной польского художника Якуба Розальски.
Начало разработки игры было анонсировано еще в 2016 году. Затем последовала краудфандинговая кампания, во время которой было собрано порядка 1.5 миллиона долларов. Первоначально выход Iron Harvest был запланирован на 4 квартал 2019 года, но позже релиз был отодвинут на 2020 год. В марте этого года стала доступна бета-версия, в июне в Steam появилась демка игры, и вот, наконец, 1 сентября должен состояться полноценный релиз. Разработали Iron Harvest King Art Games, издателем выступили Deep Silver, ранее уже имеющие опыт в продвижении краудфандинговых проектов.
Действие Iron Harvest разворачивается в альтернативной Европе 1920-х годов. В этом мире развитие военной техники в конце XIX - начале XX века пошло несколько иным путем, чем в привычной нам вселенной. Вместо броневиков и гусеничных танков местный сумрачный военный гений изобрел гигантские шагающие бронированные боевые машины. Собственно говоря, эти дизельпанковые мехи и являются основной "фишкой" картин Якуба Розальски. По словам разработчиков и самого Розальски, который также принимал активное участие в создании игры, в процессе работы над проектом они черпали вдохновение в событиях Советско-польской войны 1919-1921 годов.
Кстати, интересный факт, Iron Harvest, или Железным Урожаем называли многочисленные боеприпасы, колючую проволоку, оружие и прочее "эхо войны", оставшееся на фермерских полях после Первой мировой.
Как всякое приличное игровое издательство, мы получили ключик на игру чуть раньше релиза, немного поиграли, и готовы поделиться своими первыми впечатлениями от этой стратегии с вами, дорогие читатели.
Итак, перед нами альтернативная Европа 1920-х годов. Только что отгремела мировая война, унесшая миллионы жизней, но о мире никто и не помышляет. Основным местом действия сюжетной части игры стала Республика Полания, зажатая словно котлета в бургере между двумя огромными державами - Саксонской Империей и Русветом.
Как уже понятно из названий, Полания - это местное название Польши, Саксонская Империя - альтернативная Германия, и Русвет - Российская империя, находящаяся на грани революции. Каждая из представленных трех сторон конфликта имеет свою сюжетную линию.
Начало польской кампании совмещено с обучением азам управления. Нам предстоит взять под свой контроль маленькую поланскую девочку и одержать победу в перестрелке снежками с группой недружелюбно настроенных мальчиков. По сюжету наша героиня Анна почти терпит поражение, однако на помощь ей приходит старший брат, который обучает ее стрельбе из винтовки, нет, не по мальчикам, а по оленю. Не буду вдаваться в подробности, но вскоре семейная идиллия прерывается сообщением о начавшейся войне. Брат героини уходит в армию, где и пропадает без вести.
Действие следующей миссии происходит спустя несколько лет. Полания оккупирована Русветом, однако местное население продолжает сопротивление. Анна выросла, обзавелась навыками снайпера и боевым медведем, а вскоре стала и одним из лидеров сопротивления. С этого и начинается ряд сюжетных миссий, в которых мы понемногу учимся управлять войсками, собирать ресурсы, и возводить постройки.
Всего в Iron Harvest представлено три режима игры, таких как Кампания, Задания, и сетевая игра. Если с Кампанией, думаю, все понятно, то Задания представляют собой обычные сражения с ИИ противником, одним или несколькими (от 2 до 6 игроков на карте). Кроме того, в Заданиях можно выбрать режим Испытания. От игрока в нем требуется продержаться на позиции, отражая волны противников. В сетевую игру, к сожалению, сыграть не удалось, видимо из-за слишком малого количества игроков.За прохождение сюжетных миссий, Задания и бои в сетевой игре игрок получает различные награды косметического характера, позволяющие индивидуализировать его профиль. Кроме того, в дальнейшем разработчики обещали ввести систему рангов для сетевой игры.
Как в сражениях Кампании, так и во время игры в режиме Заданий, основной задачей игрока становится сбор ресурсов, постройка укреплений и зданий и создание собственной армии с целью уничтожить вражеский штаб. Думаю для тех, кто знаком с жанром RTS это не является новинкой.
Ресурсов в Iron Harvest всего два вида, это железо и нефть. Добыть их можно захватывая расположенные по всей карте железные рудники и нефтяные вышки, либо просто собирая их запасы или же разбирая остатки поверженных мехов.
В начале каждого сражения в нашем распоряжении оказывается команда инженеров и пехоты, независимо от выбранной фракции. Вообще следует сказать, что несмотря на внешние различия, по сути юниты всех трех фракций одинаковые. Это инженеры, отряды пехоты, бойцы с гранатами или тяжелыми штурмовыми орудиями, минометы, артиллерия, пулеметчики и т.д. Ну и конечно, мехи, главная особенность игры.
Мехи делятся на несколько групп в зависимости от своего вооружения и брони. Есть легкие машины, вооруженные пулеметами, которые будут эффективны против вражеской пехоты, есть огнеметные мехи и совсем тяжелые бронированные монстры, оснащенные огромными орудиями. Некоторые из боевых машин довольно оригинальны, например подвижный бункер у Полании или совершенно безумная машина саксонцев, выпускающая самонаводящиеся взрывчатые заряды.
Первым делом игрок должен возвести свою базу. Однако разнообразием построек Iron Harvest похвастаться не может. Для возведения игрокам доступны только здание штаба, казармы, где проходит набор пехотных частей, и мастерской, где собирают мехов. Кроме того, инженеры имеют возможность возводить еще различные укрепления, типа бункера, или вооруженных пулеметами и пушками ДОТов, устанавливать заграждения из колючей проволоки и минные заграждения. Здания могут получать улучшения и прокачиваться до следующего уровня при наличии ресурсов, что позволяет производить более мощные виды войск.
Кроме обычных отрядов, в армии каждой из фракций, Полании, Саксонии и Русвета, имеются по три героя. Это уникальные боевые единицы, обладающие большим запасом здоровья, колоссальным уроном и индивидуальными умениями. Так, у Полании имеется та самая девушка-снайпер с медведем, суровый кавалерист и предводитель повстанцев в собственном мехе. За Саксонцев мы можем получить среди прочих огромную боевую машину, вооруженную тяжелыми орудиями. У Русвета среди героев также есть девушка, на этот раз с ручным тигром.
Непосредственно во время сражения, находясь под огнем или нанося урон вражеским отрядам, боевые единицы, в том числе и герои, накапливают опыт и получают уровни и статусы, ветеранский или, например, элитный. Это иногда открывает доступ к новым умениям, как например у инженеров.
Если вражеский или наш отряд был уничтожен, то после него на поле сражения остается оружие, которое может экипировать другой отряд, тем самым полностью изменив свою специализацию. Кроме того, оружие может быть найдено и в ящиках, раскиданных по карте. Чтобы было понятнее, приведу пример. Мы имеем отряд обычной пехоты, находим ящик с гранатами, приказываем бойцам экипировать новое оружие и вуаля, получаем отряд гренадеров. Это довольно интересная механика, позволяющая сэкономить ресурсы на производстве специализированных отрядов.
Сам игровой процесс требует довольно большого внимания. Тактика зерга в Iron Harvest является отнюдь не самой эффективной. На поле боя часто находятся многочисленные здания, где мы можем разместить наш отряд, или более простые укрепления, заборы, окопы и блиндажи, где пехота может укрыться от вражеского огня. Большим плюсом игры является полная разрушаемость всего окружения. Так, мы можем выкурить засевшего в обороне противника, сконцентрировав на нем артиллерийский огонь. К тому же воистину эффектно смотрится огромная боевая машина, прокладывающая себе путь прямо сквозь здания.
Но это все в идеале. На деле же во время боев у меня нередко случались довольно комичные ситуации, напоминающие эпизод с перестрелкой из "Голого пистолета", когда мои бойцы занимали одну сторону укрытия, а вражеские другую. Видимо, местный ИИ считает это наиболее эффективным решением. Попадалось и еще несколько мелких багов, например застывшие на одном месте и одной позе вражеские бойцы.
Кроме того, не очень мне понравилась система размещения бойцов на поле боя. При выборе нескольких отрядов сразу совершенно непонятно какую именно позицию они займут. Вообще, откровенно говоря, в глаза сразу бросается то, что игра пытается подражать, а местами и напрямую копирует Company of Heroes, при этом упрощая некоторые моменты.Не очень понравился и тот факт, что при довольно большом разнообразии за весь бой я успевал использовать всего несколько видов войск, причем основной упор делался на мехи, поскольку пехота в большинстве случаев - это просто пушечное мясо, за исключением, пожалуй, пехоты в экзоскелетах.
Минусом можно назвать и то, что несмотря на свою, несомненно, уникальную внешность, мехи по сути являются просто обычными юнитами с большим количеством здоровья. Не хватает отдельной системы повреждений, когда, например, можно было бы повредить вражеской машине ногу, тем самым лишив ее подвижности. Нет возможности у боевых машин и тактического отступления "задним ходом", при приказе отступать они поворачиваются, получая урон в кормовую часть.
Возвращаясь к положительным моментам отдельно хочется выделить звуковое сопровождение игры. Музыка в начальном меню очень запоминающаяся, и прямо-таки пропитывает тебя польским духом, о, курва. Кстати, настоятельно рекомендую включить реалистичный режим. В этом режиме бойцы каждой из фракций начинают говорить на своем языке - поляки - на польском, саксонцы - на немецком, и русские - на русском, естественно с субтитрами для всех вариантов. Это позволяет поддерживать в игре незабываемую атмосферу. Особенно порадовали фразы у русских бойцов: "Надеюсь, в этот раз у нас есть план?" и саксонское "Für den Kaiser und Vaterland!". А от звуков польской речи захотелось еще раз перепройти "Ведьмака".
По ходу игры было замечено даже несколько интересных пасхалок, в виде картин самого Розальски, висящих на стенах зданий.
Что касается визуальной части, то графика довольно приятная, но устаревшая. На мой вкус ей не хватает некоторой резкости, из-за чего при близком приближении все выглядит несколько пластмассово. Оптимизация игры в полном порядке, на максимальных настройках были замечены лишь небольшие фризы при большом скоплении войск и эффектов на экране.
Что можно сказать, подводя итог. Перед нами упрощенный вариант Company of Heroes, но в самобытном сеттинге. Если вы любите RTS, дизельпанк и боевых мехов, или просто фанат альтернативной истории, обязательно поиграйте. Хотя бы ради сюжета и мира игры. В плане механик, к сожалению, вы тут практически ничего нового не увидите.
Плюсы
- Уникальный мир игры, альтернативная Европа 1920-х с дизельпанковыми мехами
- Интересный сюжет с внезапными поворотами
- Красивая музыка и отличная озвучка
- Полная разрушаемость объектов на поле боя
- Довольно простая в освоении
Минусы
- Игровые механики скопированы с Company of Heroes
- Часто тупящий ИИ
- Одинаковые армии, отличающиеся только униформой
- Потенциал мехов полностью не раскрыт
- Устаревшая графика
По моему скромному мнению, игра заслуживает оценки в 6 баллов. Это хороший средний продукт, который, надеюсь, займет свое место среди других стратегий.