Jagged Alliance 3 — лучшая тактическая RPG последних лет
Завтра состоится релиз третьей части культовой серии пошаговых ролевых игр про нелегкую жизнь наемников в выдуманных экзотических странах — Jagged Alliance 3. Если вы родились в то счастливое время релиза первых частей JA и играли в них, или вы еще молоды, но являетесь фанатами тактиксов, то у вас есть всего сутки на то, чтобы купить игру со скидкой в 20%. Не упустите эту возможность, ибо Jagged Alliance 3 — это тот редчайший случай, когда у разработчиков ПОЛУЧИЛОСЬ!
Получилось передать дух жанра, у истоков которого сами же эти разработчики и стояли. Они были первыми, а все остальные были уже после. Единственная серия, кто может оспорить первое место у Jagged Alliance, — это X-COM. Но им нет смысла соперничать, так как они совсем про разное. Разве что ради спортивной конкуренции на благо друг другу.
Короче, Jagged Alliance 3 — это “мастбай”, “мастхэв” и все прочие выражения геймерского сленга, обозначающего высшую степень одобрения продукта.
А для тех, кто хочет подробностей, — вот обзор.
Жизнь наемника
Гранд-Чиен. Тропический регион, находящийся где-то в районе Африки. Представлен несколькими крупными островами с постоянным населением. Особо никакой промышленности в регионе не наблюдается, но присутствует добыча алмазов. А это значит, это Гранд-Чиен является лакомым куском для мерзавцев всех мастей и калибров.
Игрок выступает в роли командира группы наемников (термин “Частная военная компания” (ЧВК) после недавних памятных событий в нашей стране не в почете, так что обойдемся без него), которого пригласили выполнить тяжелую задачу — спасти легитимного президента из лап таинственного майора, главы местной ОПГ “Легион”. Кто скрывается за личностью лидера бандитов, не известно до поры, но стартовый брифинг от дочери президента даст вам общее представление, что творится в Гранд-Чиен в целом, и что нужно делать в первую очередь.
Конечно же, нанимать солдат удачи! Всего в игре представлено три с половиной десятка (даже чуть больше) наемников обоих полов и множества национальностей. Команда Haemimont Games не мудрствуя лукаво решила сразу жахнуть по ностальгии олдов, объявив, что события игры будут происходить в 2001 году, а это значит, что некоторые персонажи прошлых частей Jagged Alliance перекочевали в третью серию. И самым простым примером является Иван Долвич (его озвучка — это отдельный фан!) — ярый коммунист, презирающий капиталистов и не терпящий демонстративного проявления людской тупости (прям в зеркало смотрюсь). Конечно, одним Иваном дело не ограничилось, но пусть остальные персонажи останутся для вас приятным сюрпризом.
Ну куда же без новичков! К примеру, Игорь Долвич, бывший ВДВшник, является племянником Ивана. И немного комплексует на фоне легендарного родственника, стремясь показать себя перед ним с лучшей стороны.
Все наемники разделены на четыре группы — новички, ветераны, элита и легенда. Причем, последняя группа на старте будет недоступна — чтобы получить право найма этих бойцов, вам придется заплатить за премиальную подписку. Благо, игровой валютой. Разработчики в целом несколько раз открыто простебут мобильную систему монетизации, которую активно пихают в различные игры современные издатели ААА-игр.
Но увы, даже если вам хватит денег, нанять вообще всех не получится. Имеется лимит в 15 бойцов, который можно обойти лишь одним способом — пригласить к себе в отряд наемника через квесты. Да, такие встречаются.
Как и ранее в серии, каждый боец — это личность, со своим характером и предпочтениями. Каждому нарративщики прописали биографию и мотивацию. Причем, некоторые взаимоотношения сценаристы прописали более подробно. Например, при найме одного бойца он может вам посоветовать пригласить другого — мол, они знакомы. А в процессе игры вы будете частенько слушать небольшие диалоги между членами отряда — кто-то философствует, кто-то ругается, а кто-то пытается затащить подругу в постель (причем, удачно).
Геймплей
Jagged Alliance 3 — это далеко не типичная пошаговая стратегия. В игре имеется очень сильный уклон в ролевую сторону, который выражается не только через развитие персонажей и выбор новых пассивок при получении уровня, но также через множество ситуаций, когда вам приходится принимать судьбоносные решения. Отпустить бандита, который обещает “больше так не делать”, или прикончить его на месте? А к чему это приведет? А что, если сперва пойти вот в этот угол карты, а не туда, куда меня ведут? Такие элементы обязаны присутствовать в любой уважающей себя RPG.
У наемников имеются характеристики, отвечающие за силу, ловкость, интеллект и различные умения. Естественно, чем показатель выше, тем эффективнее он будет справляться с поставленной задачей. Но также некоторые параметры важны для диалогов — к примеру, сможете ли вы распознать симптомы болезни? Для этого нужна высокая медицина. Или хотя бы ума палата. Так что настоятельно рекомендую тщательно подходить к подбору наемников в отряд — они должны компенсировать слабости друг друга. Даже если Фаза не очень хорошо обращается с оружием, игнорировать ее 85 баллов в технике на старте игры будет крайне глупым решением.
Получая опыт и новый уровень, вы можете выбрать новую пассивку для своего бойца. Основные характеристики также поднимаются, а еще более опытные наемники могут обучать молодняк, хотя для этого потребуется много времени.
В игре огромная карта, разделенная условно на три региона. Первый — стартовый остров. Тут вас познакомят с основными механиками и научат сражаться. Бой особо нового не предлагает — в те же три позиции “стоя-сидя-лежа” со своими бонусами, пять зон поражения (голова, руки, торс, пах и ноги), и возможность выбрать режим стрельбы, если оружие это позволяет.
В режиме прицеливания вы видите, какая зона у противника бронирована, какая вообще скрыта за препятствием (некоторые можно разрушать), а также сколько очков действия у вашего бойца на выстрел. Как и обещали разработчики в одном из дневников, процент эффективного действия в игре скрыт, то есть, вы не знаете заранее, насколько удачным будет ваше решение, будь-то стрельба или попытка обезвредить бомбу. Но шансы удачного попадания можно увеличить сконцентрировавшись. Это потребует больше ОД, но и результат получится более предсказуемый.
Территория Гранд-Чиен разбита на квадраты-сектора. Каждый из них (если речь идет о земле) — это отдельная локация, на которой обязательно что-то есть или что-то происходит. Посмотрите на всю карту и оцените масштаб проработки. Да, не обязательно это будет населенный пункт, полный жителей (общаться с которым нужно, ведь можно узнать интересные слухи или получить разведданные о регионе). Это может быть какая-нибудь заброшенная остановка, на которой вы найдете записку “Это территория такой-то банды. Если мы вас тут найдем, то сразу же убьем”. Само собой, надо таких смелых подождать и объяснить, что у остановки теперь новые хозяева.
Вообще, новый квест может встретиться буквально на каждом шагу. Уже через пару-тройку часов игры у вас “заметки” (так называется журнал) будут весьма солидно забиты различными данными, что тому-то надо это, а вот там есть тайник.
Если вы потрудились провести разведку местности или подслушать разговоры местных, то перед дислокацией у вас на игровом экране появится больше информации о значимых местах территории и нахождении противников. Полезно знать перед боем. А вот заход в какой-нибудь форт без разведки чреват попаданием под перекрестный огонь противника на первом же ходу.
Вообще, торопиться в этой игре не особо-то нужно. Кроме случаев, когда задание называет конкретные дату и время, вроде нападения на порт с весьма веселыми бабульками. Так что не стоит особо спешить, играйте в спокойном ритме и собирайте больше информации.
Во многих секторах, особенно в населенных пунктах, вашим наемникам доступно несколько стратегических заданий. Например, вы можете создать местное ополчение, чтобы местные давали отпор “Легиону”, который непременно попробует вернуть территорию под свой контроль, как только ваши отряды разойдутся по своим делам. Да, мир игры живет своей жизнью, а также активно реагирует на значимые события, причиной которых стали ваши наемники. А еще можно грабить корованы.
Снаряжение
Так как события происходят в начале XXI века, то и амуниция с оружием “тех времен”. Особенно, учитывая, что действия происходят в какой-то банановой стране без бананов. На выбор довольно обширный арсенал стрелкового оружия разного калибра — от классического “Кольта 1911” и АК-47 до переносного 120-мм миномета. А вот с холодным оружием все не так хорошо — да, можно играть “от стелса” с ножом в зубах, но сами разработчики говорят, что игра не подразумевает такой вид геймплея на постоянной основе. То есть, тихо устранить одного противника (особенно на высоком уровне сложности) — дело полезное, и Игорь справится, но пытаться так вырезать всех врагов — оно вам надо вообще?
Почти каждый ствол можно улучшить. Но тут при кажущемся разнообразии обвесов на самом деле выбор невелик — бонусы дают понять, что лучше всего копить запчасти (в игре есть несколько ресурсов для крафта) на самый лучший апгрейд, не размениваясь на мелочи. А вот при разборе оружия почему-то обвесы не сохраняются — это странно.
Кроме пушек в игре присутствует и броня — шлема, бронежилеты и штаны. Но вот досада — если пушки в руках визуально меняются при их апгрейдах (появляется глушитель, меняется прицел и тому подобное), то внешний вид ваших наемников всю игру остается без изменений, даже если на полуголое тело Лиски напялить тяжелую противоосколочную броню. Считаю это недостатком со стороны дизайнеров.
Также наличие брони никак не сказывается на мобильности персонажа — это вызывает недоумение. Вроде бы само собой напрашивается механика, но разработчики ее упустили.
Графика и звуки
Визуально игра не блещет новомодными спецэффектами и лучиками, но этого и не требуется. Картинке немного не хватает детализации в мелочах, но при этом она выглядит очень приятно, особенно когда на локации день и джунгли.
Музыка в игре выполняет исключительно номинальную функцию, и если вы ее отключите, то ничего не потеряете. А вот со звуками все получилось очень круто, особенно если речь идет о стрельбе и взрывах. В конце концов, команда разработчиков посещала боевые полигоны и записывала стрельбу вживую.
Заключение
Не обошлось в игре и без косяков. Хотя назвать это ошибками трудно, скорее, недосмотром игровых дизайнеров. К примеру, механика стрельбы по разным зонам тела не оправдывает себя (кроме случаев, когда речь идет либо о конкретном задании, вроде “Убивайте врагов только в пах” — такие миниквесты дают сами наемники).
Да, попадание в руку вызовет у противника кровотечение, а в ногу — замедлит врага, но при этом вы теряете в потенциальном уроне. Гораздо эффективнее как можно скорее врага убить, чем пытаться его “задебафать”, особенно если речь идет о хардкоре.
Логичнее было, раз уж ввели зональное повреждение, ввести отключение конечностей. Например, попадание в руку не позволяло бы стрелять из тяжелого оружия, а в ногу — не позволяло бы передвигаться в полный рост.
Также вопросы есть к людям, ответственным за интерфейс игры. То, что он не очень удобный, — это очень мягко говоря. В конце концов, какого фига в игре нет кнопки “автосортировки” инвентаря? Вы поймете, почему это серьезная проблема, когда решите почистить карманы ваших бойцов сразу трех отрядов и перераспределить амуницию. Часика на полтора “менеджмента” вам обеспечено.
И как обычно бывает в жанре, довольно быстро вы найдете “идеальный сетап” для отряда. В моем случае им стала пара “СВД + любой пулемет”, выданные лучшим стрелкам. Удачно залегший пулеметчик будет превращать врагов в фарш ротами еще до того, как бой толком начнется. А снайпер отстреливает подобных себе у противника. Остальные бойцы в таких ситуациях выступают в роли статистов и прикрытия тыла.
Но это совсем не критично, а главное, не портит впечатление от геймплея. Игра чертовски увлекает, не желая вас отпускать на сон, еду и работу. Я очень давно не засиживался до четырех утра, решая, какой отряд бойцов куда отправить и к чему это может привести. А это лучший показатель качества.
В недавнем дневнике разработчики пообещали добавить кооператив и полную поддержку модификаций, а это значит, что игра получит много фан-контента, что значительно повысит ее рентабельность.
Спасибо, Haemimont Games, за отличную игру! Желаем много миллионов продаж!