К прочтению обязательно: многогранный Космер Брендона Сандерсона
И не только
Игры, сериалы и аниме - дело хорошее, но многие из нас все еще предпочитают провести вечер в уютном кресле в компании интересной книги. Желательно в печатном виде, пусть многие и переходят на электронные читалки, но ваш покорный слуга для этого слишком старомоден и предпочитает традиционный вариант, перманентно страдая от нехватки полок. Но это уже дело вкуса, вторичное по отношению к содержанию. Так или иначе, коронавирус COVID-19, кажется, уже поставил на колени киноиндустрию: съемочные площадки фильмов и сериалов закрываются на неопределенный срок, аналогичная судьба постигла и некоторые студии, работающие над аниме. Поговаривают, что и игры вскоре выходить перестанут, не все ведь можно делать удаленно. Такими темпами всем придется возвращаться к старому доброму чтению. С классикой все просто: Толкин, Лавкрафт, Азимов, Кларк и другие корифеи фантастики и фэнтези не нуждаются в представлении. Однако рано или поздно наступает момент, когда читателю в поисках новых жемчужин приходится глубоко нырять в океан современной литературы. А океан, как известно, люди активно и трудолюбиво загрязняют уже очень давно, так что не ошибиться с выбором бывает не так просто. Конечно, Стивена Кинга и Терри Пратчетта уже вполне можно записать в классику жанра, но остаются еще, скажем, Мартин и Сапковский, хотя с их творчеством многие все-таки знакомы далеко не по первоисточникам. Что уж говорить об огромном количестве авторов, куда менее известных широкой общественности, иногда совершенно незаслуженно. Об одном из них мы и поговорим сегодня.
Конечно, Брендона Сандерсона уж никак не назовешь безвестным писателем, но в ходе общения с местными аборигенами выяснилось, что не все понимают, о ком идет речь. Считаю своим долгом исправить сию вопиющую несправедливость и донести отличный образчик фэнтези до широких масс. Начнем, пожалуй, с краткой биографической справки: родился в 1975 году в Линкольне, Небраска; в 1994 году поступил в мормонский Университет Бригама Янга, чтобы изучать биохимию, но затем на два года прервал обучение и отправился в Южную Корею в качестве миссионера Церкви Иисуса Христа святых последних дней, а по возвращении переключился на английскую литературу; в 2000 получил степень бакалавра искусств по специальности «Английская словесность», а в 2005 году - степень магистра искусств по специальности «Творческое письмо»; преподает в своей альма-матер - раз в год ведет курс; женат, трое детей, живет в Американ-Форк, Юта.
Лауреат ряда премий, в том числе «Хьюго» за повесть «Душа императора», дебютировал в 2005 году с романом «Элантрис», появившимся в России под названием «Город богов» годом позже. С тех пор из-под пера Сандерсона вышли более двух дюжин романов, не говоря уже о повестях и рассказах. Хотя на русском языке активное издание автора усилиями «Азбуки» началось лишь в 2015 году и продолжается по сей день. Чтобы не портить удовольствие я не буду вдаваться в детали сюжетов и прочие подробности, но остановлюсь на ключевых аспектах.
В целом писатель тяготеет к фэнтези, но не чурается и фантастики, что и показал в цикле «Мстители», включающем три книги: «Стальное Сердце», «Огненный мститель» и «Звезда Напасть». В нем действие происходит в наши дни, но в мире, в котором люди начали получать сверхспособности. Правда, вылилось все это не в реальность супергероев и суперзлодеев, сражающихся друг с другом в цветастых костюмах, а в тиранию сверхлюдей - эпиков. Самые могущественные из них поделили между собой города, а прочим приходится выживать в более или менее удобоваримых условиях. Само собой, не все готовы смириться с таким положением, поэтому горстка простых людей пытается бороться с системой и убивать эпиков. В целом «Мстители» - динамичное и незатейливое подростковое чтиво о становлении героя, первой любви и с прочими характерными для жанра атрибутами, но достаточно качественное для ознакомления. Сейчас Сандерсон пытается развить затронутую в цикле концепцию мультивселенной в новом романе «Стража апокалипсиса» о группе героев, защищающих миры от различных угроз, но работа над ним еще далека от завершения.
Но истинный талант автора раскрывается именно в фэнтезийных произведениях. Их действие разворачивается в рамках единой мультивселенной, Космера, однако связи между отдельными циклами не лежат на поверхности, поэтому начать можно с любого. Аналогичный подход для своих произведений избрал, скажем, Стивен Кинг. И в центре творческого пути Сандерсона, конечно же, два мира - Скадриал из «Рожденного туманом» и Рошар из «Архива Буресвета». Работа над обоими продолжается и сейчас. Если «Архив Буресвета» представляет из себя классическое последовательное повествование, то с «Рожденным туманом» задумка более интересная: показать, как развивается мир на протяжении эпох. В первой трилогии в ход идут магия и мечи, но уже во второй холодное оружие уступает место огнестрельному, не говоря уже об электрификации, поездах и прочих достижениях прогресса.
«Последняя империя» и «Путь королей» положили начало двум разным историям, но при этом произведения имеют немало общих черт. Для писателя крайне важно уметь создавать не только интересных героев и забрасывать их в разнообразные ситуации, но и творить новые миры, живущие своей жизнью. Конечно, Сандерсон не идет по стопам профессора Толкина и не утруждает себя созданием новых языков, но его миры продуманы до мелочей: история, культура, религия, география, обычаи. Иллюстрации к «Архиву Буресвета» не ограничиваются лишь картами, из них можно почерпнуть сведения о местной флоре и фауне, да что там, даже о современной моде. И все это не просто фон для повествования. Никакого банального противостояния эльфов, гномов и орков, а вместо него социальные проблемы общества, разделенного на знать и простых людей. Успешно даются автору и герои, положительные или отрицательные. У каждого свое прошлое и сложный неоднозначный характер, без деления лишь на черное и белое.
Впечатляет и подход к магии, самобытной и оригинальной. В книгах Сандерсона она не сводится к метанию огненных шаров или тотальной аннигиляции целых армий одним мощным заклинанием. Магия Сандерсона зрелищна, динамична и заточена под ведение ближнего боя, обеспечивает мобильность, но не делает неуязвимым и способным уничтожать все на своем пути.
Увы, хотя кинокомпании и интересуются творчеством писателя, но до чего-либо конкретного дело пока так и не дошло, лишая потенциальных зрителей захватывающих и интересных фильмов и сериалов. Хотя, особенно если вспомнить специфику магии, экранизировать романы Сандерсона - удовольствие не из дешевых. Кстати, во время скандала с участием CD Projekt RED и некого кирпичномордого пана Сандерсон рассказал, что готов бесплатно отдать права тому, кто захочет превратить «Рожденного туманом» в игру. Вот только никто что-то не прислушался, а зря.
Напоследок упомяну и цикл «Колесо Времени» Роберта Джордана. После смерти писателя по решению его вдовы, впечатленной «Рожденным туманов», именно Сандерсону доверили закончить историю, основываясь на черновиках Джордана. На фоне всплеска интереса, вызванного предстоящим сериалом от Amazon, «Азбука» решила наконец переиздать цикл. Первый том даже при большом по нынешним меркам тираже в 7000 экземпляров начали раскупать столь рьяно, что он тут же был отправлен на второй круг. Так что имейте в виду и его.