[Киберспорт] Почему стоит обратить внимание на «24 часа Ле Мана»
Лучшая гонка на выносливость
Совсем скоро стартует большой киберспортивный ивент «24 часа Ле Мана» в гоночном симуляторе iRacing. Примечательно, что принять участие в нем может любой желающий, однако минимальным набором для старта для вас будет следующее:
- подписка на симулятор
- купленный контент - трасса и машина
- руль и педали
- компьютер
Да, может показаться, что траты слишком высокие для участия в одном ивенте, но без этого минимального набора вы не сможете соревноваться на равных с другими пилотами. Это необходимый инвентарь. Приведем аналогию с велоспортом. Для участия в соревнованиях вам нужен сам велосипед, экипировка (шлем, памперс, перчатки), инструменты для ремонта велосипеда, чехлы и прочее.
Фото с сайта lemans.org
Так что же такое виртуальные «24 часа Ле Мана»? Прежде всего - это марафонская гонка, требующая особой подготовки и знаний, в которой участвуют большое количество команд и пилотов. Победить в ней очень престижно, ведь это показатель высокого мастерства всей команды, начиная от пилотов и заканчивая механиками. В виртуальном автоспорте тоже есть механики, однако, в отличие от механиков реальных, они не осуществляют ремонт, а только помогают с настройками болидов потому, что, как правило, они лучше осведомлены и имеют опыт настройки, чем обычные пилоты.
Немного о самой гонке
Гонка «24 часа Ле Мана» является старейшей из ныне действующих гонок на выносливость. Ее история начинается с 1923 года, когда недалеко от города Ле Ман была проведена первая гонка, из-за этого она и получила свое название. Соревнование проходит на Circuit de la Sarthe - части автодрома «Бугатти» с присоединенными к нему дорогами общего пользования. Несколько мест на этих выделенных участках трассы, конечно, оборудованы специальными зонами безопасности и шиканами. На данный момент общая протяженность круга составляет 13.626 км.
«24 часа Ле Мана» входят в так называемую серию гонок Большого шлема - «24 часа Ле Мана», Indy500 и Гран-При Монако. Тот пилот, который сможет выиграть в этих трех гонках получает образный Большой шлем. Пока это удалось только Грэму Хиллу в 1972 году. «24 часа Ле Мана» - это сложный гоночный марафон, где на износ работает не только техника, но и пилоты с механиками команд. Это большое спортивное состязание, которое проходит каждый год в начале июня. Перед самой гонкой организаторы проводят множество мероприятий, начиная от парада пилотов и заканчивая различными развлекательными шоу для посетителей автодрома. Однако, подготовка к гонке начинается задолго до ее начала. Помимо основной стадии подготовки на самой трассе, некоторые команды участвуют в чемпионате гонок на выносливость, где они практически в таком же формате, как и «24 часа Ле Мана» соревнуются в 6-часовых марафонах на трассах всего мира.
Фото с сайта lemans.org
Марафон длится целых 24 часа, каждый экипаж, как правило, состоит из 3 пилотов, которые пилотируют одну машину. Категорий болидов в Ле Мане на данный момент 4 - LMP1 (сейчас данных класс собираются изменить на класс гиперкаров LMH), LMP2, GTE-Pro, GTE-Am. У каждой категории свои требования к гоночным болидам, каждая категория обладает своей максимальной скоростью на трассе, поэтому во время гонки быстрым категориям приходится обгонять более медленнее, что повышает требования к опыту пилотов, выступающих за тот или иной коллектив. Пилоты должны не только соревноваться между собой в рамках одной категории, но и работать в трафике, аккуратно обгоняя более медленные болиды, что порою сделать довольно сложно, особенно, когда на трассе спускаются сумерки.
Конечно, самое красивое время во время гонки - это ночь. Зрители имеют возможность пойти на какую-либо вечеринку, посвященную старту легендарного марафона, рядом с трассой. Те, кто предпочитает более спокойное времяпрепровождение, могут отправиться в прогулку по автодрому для получения уникальных фотографий несущихся на высокой скорости болидов в ночи. Чаще всего зрители также, как и пилоты с механиками, не спят всю ночь, и наблюдают за происходящим на трассе. Чтобы ощутить всю атмосферу Ле Мана рекомендуем к просмотру фильм «Ле Ман» Ли Х. Кацина, где в главной роли снялся известный актер Стив МакКуин. Примечательно, что фильм снимали во время реальной гонки 1970 года.
Фото с сайта lemans.org
«24 часа Ле Мана» в iRacing
В iRacing проводится суточный марафон для всех желающих в нем поучаствовать. С каждым годом число участников растет. К примеру, в прошлом году в основной гонке приняло участие около 1500 команд. Стоит отметить, что в отличие от реального марафона, в виртуальном разрешено участвовать до 16 пилотов в одном экипаже. Как правило, средним числом пилотов в экипажах является 4.
Виртуальные команды соревнуются в трех категориях - LMP1, LMP2 и GTE. В 2020 году разрешенными болидами для участия являются:
- LMP1 - Audi R18, Porsche 919
- LMP2 - HPD ARX 01c
- GTE - BMW M8 GTE, Porsche 911 RSR, Ford GT GTE, Ferrari 488 GTE
«24 часа Ле Мана» в iRacing (2018 год) - Старт гонки
Все участвующие команды в день гонки делят на несколько сплитов до 53 экипажей в каждом. Таких сплитов может быть достаточно больше количество, однако, из-за большой популярности класса GTE, в некоторых сплитах едет только один класс гоночных болидов, так как в других классах участников гораздо меньше. Чаще всего в подобном ивенте принимают участие также и реальные гонщики - для них это, как правило, дополнительный опыт для подобных гонок на выносливость.
Подготовка к виртуальным «24 часа Ле Мана» начинается также задолго до старта, как и к реальной гонке. Пилоты организовывают команды, тестируют и выбирают машину, стараются создать свой собственный сетап (настройки), чтобы смочь без ошибок проехать всю дистанцию, при этом удерживая хороший тем - у каждого пилота свой стиль вождения, поэтому необходимо грамотно проработать все настройки машины, чтобы всем гонщикам было комфортно. Каждый год в iRacing меняются расстановки баланса - вводят новые машины, изменяют некоторые технические характеристики болидов. Поэтому каждый год команды сталкиваются с новыми испытаниями.
«24 часа Ле Мана» в iRacing (2018 год)
В этом году на болидах класса GTE была введена новая шинная модель и теперь еще больше влияет на поведение машин факт износа покрышек. В NASCAR уже сейчас тестируются наборы комплектов покрышек и, скорее всего, данное нововведение будет доступно в «24 часа Ле Мана» 2021 года. Кроме того, за несколько дней до старта будет введен BoP (Balance of Performance), поэтому командам еще предстоят завершающие тесты своих сетапов.
В этом году первый этап третьего сезона серии гонок на выносливость iRacing Endurance Le Mans Series практически совпал с неделей проведения 24-х часовой гонки. Первый этап iELMS, где дистанция равна 6 часам, проходил также на кольце Сартэ, что дало возможность командам провести дополнительные тесты. К слову, команда нашего портала заняла первое место в 6 часовой гонке первого этапа. Мы также активно готовимся к «24 часа Ле Мана», как и другие команды, и победа в 6 часовой гонке еще ни о чем не говорит. За 24 часа может случиться все что угодно.
«24 часа Ле Мана» в iRacing (2018 год) - Финиш
В отличие от Indy500, где квалификация достаточно важна для завоевания хорошего места на финише гонки и поэтому она проводится в течение недели до старта основной гонки, чтобы можно было добиться самого лучшего результата, в «24 часах Ле Мана» квалификация будет проведена в день гонки перед ее стартом - за 20 минут команды должны будут проехать быстрый круг, на что у них отводится 2 попытки (или 4, зависит от заданных разработчиками настроек). Команды будут ехать быстрые круги в закрытой друг от друга сессиях, поэтому пилоты друг другу мешать не будут. Стартовать с первого места, конечно, хорошо, но в суточном марафоне гонка длится 24 часа, за которые первое место в квалификации легко может превратиться в последнее в общем протоколе соревнований. Основная гонка начнется 20 июня в 16:40 по московскому времени и закончится 21 июня также в 16:40.
Виртуальный круг по кольцу Сартэ от GOHA.RU RACING TEAM
«24 часа Ле Мана» в других симуляторах
Реальная гонка «24 часа Ле Мана» обычно проводится в начале июня. В этом году из-за пандемии коронавируса гонка была перенесена на сентябрь, а вместо нее 13-14 июня 2020 года была проведена виртуальная гонка на базе симулятора rFactor 2. rF2 обладает многими особенностями, которые позволяют проводить гонки подобного масштаба - наличие нескольких классов в автопарке, возможность смены пилота, динамическая погода, динамическая смена дня и ночи, наличие серверов и возможность организации трансляции. Конечно, здесь не обошлось без помощи самих разработчиков симулятора, чтобы можно было на должном уровне провести данное мероприятие, ведь в гонке принимали участие реальные пилоты и представители из сообщества симрейсеров. Хотя и не обошлось без сложностей и недочетов - два раза сервер приходилось перезапускать, что крайне нежелательно во время подобных мероприятий, не говоря уже о тех проблемах, с которыми столкнулись сами участники.
Команда Porsche готовится к гонке в rFactor 2
Хорошо, что проводятся подобные мероприятия, однако, чтобы они стали популярными, необходимо давать возможность всем принять участие в подобной марафонской гонке. Частные организаторы могут дать возможность участвовать в подобных ивентах только ограниченному количеству команд, обычно равному вместимости сервера. В случае с iRacing, все команды, желающие принять участие в гонке, делятся на разные сплиты, условно говоря сервера, и их может доходить до 30 - 40. На данный момент только в iRacing проведена работа по построению подобной архитектуры, не говоря уже о возможности создания независимых лобби для проведения частных гонок на 24 часа.
Почему же тогда организаторы реальной гонки выбрали не iRacing, а rFactor 2? Скорее всего из-за некоторых лицензионных ограничений. В виртуальные гонке принимали участие многие заводские команды, в iRacing класс LMP1 представлен только двумя производителями - Audi и Porsche. Посадить гонщиков TOYOTA GAZOO RACING в болид конкурентов не представляется возможным. LMP2 класс в iRacing представлен устаревшей моделью HPD (2008 год), когда в rFactor 2 LMP2 болиды были представлены Oreca 07 LMP2 2017 года. Очевидно, что Oreca 07 новее HPD и это частный производитель гоночной техники, поэтому посадить гонщиков заводских команд в подобную машину вполне реально. Кроме того, возможно для организации подобной гонки были заявлены такие технические особенности, которые не могли предоставить разработчики iRacing (из-за своей архитектуры), а разработчики rFactor 2 смогли. Однако, все вышеизложенное лишь предположение. Но факт остается фактом. В гонке на базе rFactor 2 могут принять участие ограниченное количество команд. Да, в реальном автоспорте тоже существует определенные ограничения - регламент, вместимость боксов на автодроме и прочее. Но в виртуальном мире, чтобы ваш продукт имел популярность, он должен быть массовым.
У iRacing все же есть минусы, даже с учетом архитектуры, которая позволяет проводить большие ивенты на большое количество участников - отсутствие смены погоды, несколько дорогая для жителей СНГ система монетизации (подписка и платный контент) и отсутствие нового парка болидов для гонок на выносливость, хотя уже было объявлено, что сейчас находится в разработке новая машина класса LMP2. Рассуждать о стоимости подписки и контента в iRacing можно долго. Да, цены не из дешевых, но, если сравнить с некоторыми MMORPG проектами и вычесть стоимость «экипировки» (кокпит, руль, педали), то в iRacing вы будете тратить намного меньше, а если будете активно участвовать в чемпионатах, то сможете бесплатно получать некоторые трассы и машины (за участие в большинстве этапов серии вы сможете получить бонусные доллары, которые сможете потом потратить на трассы или машины). Хотя по началу вам придется вложить определенную сумму денег на покупку контента для одной из серий. Не думаю, что вы сможете совмещать сразу несколько серий, поэтому покупку, скажем, контента для ралли-кросса вполне можете отложить на потом.
rFactor 2 не может похвастаться такой архитектурой, как в iRacing поэтому официальным и частным организаторам приходится выходить из этой ситуации самостоятельно, ведь возможности одного сервера ограничены. И хочется подчеркнуть, что именно частным организаторам. Хорошо это или плохо? С одной стороны хорошо, разработчики rFactor 2 предлагают инструмент, а частные организаторы с использованием своих правил организовывают соревнования. С другой стороны, качество организации и PR соревнований лежит напрямую на частных организаторов, поэтому часто бывает, что чемпионаты и серии популярны только у определенного круга лиц, соответственно, из-за этого «хромает» медийная часть данного действия. Да, в iRacing тоже есть частные организаторы соревнований, которых также поддерживают разработчики, но и сами разработчики не стоят на месте, а каждый год проводят крупные соревнования, аналоги реальных гонок, для всех желающих, не говоря уже о чемпионатах с призовым фондом.
База команды Porsche
Если говорить о других симуляторах, то в нет некоторых принципиальных особенностей для проведения подобных мероприятий - необходимы возможность смены пилотов, возможность организации лобби на большое количество пилотов и команд, возможность прохождения дистанции, равной 24 часам без вылетов и других неприятных технических проблем. Поэтому лидерами в сфере проведения гонок на выносливость остаются iRacing и rFactor 2. Forza Motorsport 7, в которой проводились некоторые официальные ивенты, посвященные гонке «24 часа Ле Мана», нет принципиальных возможностей для проведения гонок на выносливость, поэтому те события, которые были в ней проведены можно рассматривать только, как развлекательные мероприятия, а не настоящие состязания.
Что будет дальше? Покажет только время. Хотелось бы, чтобы популярность гонок на выносливость только возрастала, ведь это тоже большая часть виртуального автоспорта, которая интересна по многим аспектам - здесь не так важна скорость, как слаженные действия всей команды и быстрое реагирование на ситуацию на трассе. Здесь могут принять участие пилоты достаточно зрелого возраста, когда как молодым легче удаются короткие дистанции в формульных или кузовных сериях, где гонки проходят максимум за 2 часа.