Консольные шутеры - зло?
Шутеры на консолях - это одна из тех вещей, которая с одной стороны вызывает у многих противоречивые чувства. Кто-то рассказывает об удобстве игры на большом экране в удобной позе, без необходимости торчать в не самом удобном положении перед монитором. Противоположная же фракция контраргументирует костылями в прицеливании для консольных игроков и большей привычности связки в виде клавиатуры с мышкой.
Здравые доводы при желании могут приводить обе стороны, хотя чаще всего такие дискуссии превращаются в измерения длины аргументов оппонентов и взаимный обмен опытом общения с матерями собеседников. Так на самом ли деле консольные шутеры это ужасный кадавр и они не заслуживают право на жизнь? Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно. С чем же столкнется ПК-боярин при попытке поиграть в шутер на чуждой ему шайтан коробке, будь она белая или черная?
Прежде всего это непривычность органов управления. Чтобы ни говорили любители первого DOOM и адепты-трактористы, именно поддержка мышки в Quake произвела натуральную революцию в жанре. Сейчас уже сложно представить себе шутер на ПК, не требующий наличия мышки - это стало константой. При переходе же на консоль отчасти мы делаем шаг назад. Какая бы ни была плавная наводка с помощью стиков, мышка все еще обеспечивает более точное прицеливание с минимальными затратами времени. Частично этот недостаток решает нелюбимое многими автоприцеливание, по сути являющееся скорее автодоводкой, но опять же качество последней сильно разнится в разных играх и критически зависит от разработчиков, которые могут предложить как гибко настраиваемую систему, так и откровенный шлак, сделанный для галочки.
Простейший пример. Есть довольно популярная игровая консоль Switch и на ней существует весьма бодрый и динамический шутер Splatoon, в котором на отлично реализована автодоводка и прицеливание, в том числе и с помощью гироскопов, все настроено и не вызывает нареканий. С другой стороны, на том же Switch имеется портированный Overwatch - командный шутер примерно схожей направленности, но вот качество адаптации его для консоли просто ниже всякой критики. Ужасающая настройка прицеливания с гироскопом, убогая автодоводка и полное отсутствие плавной наводки на цель. Одна консоль, два похожих проекта, но благодаря разному подходу разработчиков к решению задачи результаты отличаются кардинально.
Так что нельзя утверждать, что консольный шутер это игра-инвалид. В данном вопросе очень многое зависит от разработчика игры и издателя. Утверждение о неприспособленности шутеров для консолей разбивается при взгляде на серию Call of Duty, которая прекрасно чувствует себя на консолях Sony и показывает стабильно высокие продажи. А умение игроков в консольной CoD делать квикскопы вообще стало легендарными. Но неужели достоинства шутера на консоли исчерпываются лишь этим? Отнюдь нет. Игра в шутеры с геймпада помимо прочего весьма неплохо способствует погружению. Вибрация и использование триггеров в качестве спускового крючка позволяют по-новому ощутить стрельбу и во многих игровых проектах изменяет восприятие кардинально. Но вообще здесь опять же многое зависит от разработчика и реализации. Плюс те же адаптивные курки на Dual Sense открывают неплохой простор для экспериментов и реализации интересных идей. Хотя сейчас это скорее вотчина внутренних студий Sony.
Кроме того, нельзя забывать еще об одной проблеме консольных шутеров в виде кроссплатформы и ее антипода с отдельным загоном обладателей отдельно взятой консоли. В первом случае консольные игроки сталкиваются с обладателями ПК, которые обладают мышкой и клавиатурой, а также крайне любят запрещенные программы для получения игрового преимущества. На консолях конечно тоже имеются читы, но это более трудоемкий процесс, да и величина проблемы по сравнению с тем морем софта и возможностей, что есть на ПК, это капля в море. С другой же стороны ограничение игроков рамками одной платформы отчасти позволяет решить проблему нагибания консольных игроков любителями персональных компьютеров, с другой стороны при недостаточной популярности игры начинают возникать проблемы с поиском матчей и иные трудности, связанные с ограниченным в своих размерах замкнутым сообществом.
К слову, частично проблему непривычного управления в шутерах с геймпада можно решить не только постепенным привыканием и постоянной игрой, но и подключением к вашей консоли клавиатуры и мышки. Современные консоли, при условии, что разработчики добавили в консольную версию игры такую возможность, вполне себе воспринимают подключение клавиатуры и мышки и позволяют играть во многие проекты как на персональном компьютере, не испытывая неудобств без весьма болезненного процесса адаптации к непривычным органам управления. Против консольных шутеров можно возразить, приведя в пример высокую стоимость игр. Но в свете актуальных цен на видеокарты и процессоры, а также непрекращающегося дефицита, к которому присовокупляется повышение цен на игры, догоняющие семимильными шагами консольные, преимущество персонального компьютера перед консолями начинают постепенно таять.
В любом случае в настоящее время приходится играть на том, что удается достать, и быть чрезмерно разборчивым не выйдет. А потому вопрос выбора платформы для игры в шутеры переходит в плоскость личных предпочтений и финансовых возможностей. Так что однозначно утверждать об удобности консольного управления в шутерах невозможно. Каждый решает для себя, что ему ближе.
А как вы считаете, так ли плохи консольные шутеры? Где вам удобнее играть? Не стесняйтесь говорить свое мнение и не забывайте играть в хорошие игры.