Ктулху: Смерть может умереть — хватит заговаривать Древнему зубы!
Я вообще обожаю остросюжетные блокбастеры, как, пожалуй, любой миллениал, и не отказался бы от возможности сняться в одном из них. Если вы чувствуете то же самое, то настольная игра “Ктулху: Смерть может умереть” создана для вас. В том смысле, что вы вместо запутанных детективных историй, замудренных диалогов, загадок и тайн получаете наполненный экшеном боевик. Здесь нет никакого более глубокого смысла — вы не прекращаете до тех пор, пока ваша команда или Древний не умрут. А кто сказал, что это плохо? Порой это все, что вам нужно – спасти мультивселенную, по одному клишированному хоррор-тропу за раз.
На Западе “Ктулху: Смерть может умереть” вышла в 2019 году, так что назвать эту игру “новинкой” не получится. Но для наших широт такой термин отлично подходит, ведь компания Hobby World локализовала эту настолку в 2023 году.
Что в коробочке?
Упаковка оформлена великолепно. Шикарный шрифт, великолепный Ктулху на лицевой стороне в черно-зеленых оттенках с добавлением красного. По атмосферности коробка даст фору многим записным хоррорам. Внутри все, как я люблю: много качественных миниатюр, солидное и детализированное поле для игры и прочее добро аж на 3 килограмма! Да, игра вышла весомой.
- Игровой планшет;
- 45 пластиковых фигурок;
- 17 двухсторонних фрагментов поля;
- 10 планшетов сыщиков;
- 64 карты Мифов;
- 90 карт находок;
- 12 карт безумия;
- 8 карт уровней Древних;
- 2 карты приспешников Древних;
- 6 карт эпизодов;
- 6 карт монстров эпизодов;
- 8 специальных кубиков;
- 5 цветных подставок под фигурки;
- 30 пластиковых фишек;
- 147 жетонов;
- Правила игры.
О чем игра
“Ктулху: Смерть может умереть” — это тематический праздник кубиков, в котором вы и ваши коллеги-следователи (при одиночной игре вам нужно играть двумя персонажами) пытаетесь сорвать ритуал группы культистов, стремящихся пробудить в этом мире Древнего. На деле это восхитительно причудливая «попкорновая» игра, включающая в себя известные для экшн-жанра ограничения, тропы и клише, даже высмеивающая их местами.
Это глоток свежего воздуха для всех, кто любит не болтать, а делать, который в очередной раз погружает в суровость попыток спасти мир и вселенную, в то время как все, что вы хотите сделать, это бросить кучу кубиков и убить кучу культистов и еще больше нечестивых отродий. В некоторых играх по мифологии Лавкрафта “победа без победы” над Древним может показаться разочарованием: когда вам достаточно прервать ритуал призыва, и вместо финального босса вы “смотрите титры” в вашем воображении.
“Ктулху: Смерть может умереть” гарантирует вам битву с боссом каждый раз, когда вы играете, независимо от того, нарушили вы ритуал или нет. То есть, если вам удастся продержаться так долго.
Как играется?
В базовой версии вы встретитесь с двумя Древними (Ктулху и Король в желтом) в одном из шести эпизодов. Выберите одного из них, перетасуйте карты Мифов, установите одну карту в соответствии с эпизодом, и вы готовы к игре! Возможно, вам предстоит расшифровать заклинание или найти культистов среди маскарада, пока влияние Древнего просачивается сквозь него. Победа — дело двух сторон: вам нужно сорвать ритуал, как описано в правилах эпизода, и победить Древнего, который появится в любом случае. Но он появится в меньшем воплощении, поскольку *кто-то* должен был пойти и сорвать ритуал. Не будьте глупцом — вы все равно не смогли бы даже поцарапать Древнего в его режиме “суперсайяна”.
В свой ход вы можете совершить любое из трех действий, среди которых перемещение, бой, отдых и действия по сценарию (например, разоблачение завсегдатаев бала). Бой происходит с помощью трех обычных (черных) кубиков, которые могут быть дополнены более мощными зелеными кубиками. На это могут влиять способности, союзники и предметы, которые вы находите.
Вы начинаете с базового уровня следователя, но можете развивать свои способности по трем различным направлениям. Каждый раз, когда вы бросаете символ, то получаете ментальный урон. Когда вы достигаете порога на треке здравомыслия, вы получаете повышение уровня на одном треке. Однако пороги также вызывают у вас особый недуг : возможно, вы пироман, поджигающий комнату, или клептоман, ворующий у своих коллег-следователей. Вы же не думали, что здравомыслящий человек способен справиться с Древним? Однако за такую огромную силу приходится платить — если вы позволите своему безумию выйти из-под контроля, то выйдете из игры.
После своих действий вы тянете и решаете карту Мифов. Часто это означает, что появляются монстры, или они перемещаются, или происходит что-то, связанное с конкретным эпизодом. После этого вы либо проводите расследование, либо сражаетесь. Если в вашем пространстве нет монстров, вы тянете карту конкретного эпизода — они похожи на карты предметов, но имеют конкретную (и тематическую) функцию в текущем эпизоде. Если вы находитесь в пространстве с монстрами, они нападут на вас. Как они это делают, показано на одной из справочных карт сценария или Древнего.
Бросок кубиков очень прост: бланк — это бланк, щупальце соответствует потере рассудка (будь то ваш бросок или атакующего), восклицательный знак — успех, а Знак Древнего — бланк, если только у вас нет карты или способности, которая говорит иначе. Вы можете перебросить любой кубик за счет стресса (это ресурс, который у вас есть помимо общего количества жизней, и который вы можете восстановить, отдыхая, в отличие от здравомыслия).
В конце хода вы проверяете разные показатели, в первую очередь то, есть ли в стопке сброса Мифов три символа Древнего. Если да, вы делаете перестановку, и босс продвигается по треку за пределами доски. Как только он достигнет определенной точки (или когда вы успешно сорвете ритуал), он появится на свет. Вам придется пройти через три итерации, в каждой из которых на вас будут бросать все больше и больше костей, чтобы попытаться убить. Побеждает последний выживший (или нечто).
Общее впечатление
Первое, что бросилось в глаза, — это легкость, с которой я смог приступить к игре, и то, как в игре отлично реализован каждый сценарий в тематической манере. Да, Древние взаимозаменяемы, но оболочка, в которой вы можете это делать, очень тематична и кажется более целенаправленной, чем, скажем, в “Особняках безумия”.
Легкость игры также является частью этого. Как только вы начнете, вам, по сути, понадобится только задняя часть книги правил для структуры хода, в противном случае она понадобится вам только для ссылки в некоторых крайних случаях. Механизмы отходят на второй план по отношению к тематическому опыту. Никаких сложных блок-схем, никаких модификаторов характеристик, никаких «если», «но» — просто бросайте кости и подсчитывайте успехи.
В одиночной игре вы управляете двумя персонажами. Поскольку управление сыщиком не требует полного списка технических характеристик, чтобы проверить то или иное, играть двумя руками относительно легко, а это означает, что вы можете посвятить свое внимание опыту, частью которого являетесь. Это даже открывает тактические возможности, например, использование одного сыщика для отвлечения монстров от другого.
Итоги
Настольная игра “Ктулху: Смерть может умереть” — это смелый и дерзкий вызов жанровым стереотипам, клише и прочим ограничениям, которые уже давно стали мемами в сообществе любителей настолок по вселенной Лавкрафта. А еще великолепно то, что в одиночном режиме вы не испытываете типичные для таких случаев ограничения. А если вы предпочитаете действовать, а не болтать, то эта игра вам определенно зайдет.
А мы выражаем благодарность компании Hobby World за предоставленную на обзор игру.