Лучшие игры в жанре выживание. Часть 1
От истоков жанра до последних релизов
Видеоигры прекрасны по своей сути. Рассказанная авторами история, в которой вы — главный герой, и неважно, что на экране может бегать персонаж другого пола или летать боевой вертолет, вовлекает в происходящее гораздо сильнее, чем кино и даже книги. Но есть среди видеоигр жанр, процент вовлечения которого гораздо выше, чем у других. Речь идет об играх-выживалках, или survival, как он называется на английском. У них всех есть повторяющиеся практически один в один каноны, нарушение которых сразу приводит к тому, что игру, скорее всего, сообщество не примет.
Это как в “диаблоидах” — если вы не сможете выдержать правильный баланс между геймплеем, развитием персонажа и высокоуровневым контентом, то ваша игра обречена повторить судьбу Wolcen: Lords of Mayhem — взрывной взлет на короткий срок и резкое забвение.
Сегодня мы поговорим о выживалках, интерес к которым не пропадает спустя несколько месяцев (или даже лет) после релиза. А это значит, что авторы многое сделали правильно и сохранили баланс в механиках. А начнем мы с творений Дина Холла, известного геймдизайнера, заложившего в жанр, возможно, больше, чем все остальные игры вместе взятые.
DayZ
Дата выхода: 16 декабря 2013 года (ранний доступ).
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One.
Хронологически DayZ была второй игрой, после Rust, но разница между датами релизов настолько незначительная, что в данном случае все можно свести к аналогии, когда два близнеца спорят между собой, кто же старше. Изначально игра была глубокой модификацией хардкорного военного симулятора ArmA 2. Но продукт получился настолько самобытным, что очень скоро перерос в отдельную игру.
И именно Дин Холл популяризировал тему зомби-апокалипсиса среди видеоигр, превратив его в массовое сезонное явление, когда чуть ли не каждый первый продукт самых разных жанров рассказывал историю о том, как человечеству наступил абзац, а вокруг шныряют орды живой мертвечины.
Но в DayZ главная проблема для игрока вовсе не в зомби. А в таких же выживших, как и он сам, то есть, в других игроках. Вас могут пристрелить в любой момент просто потому что. Фактически, DayZ является прекрасной иллюстрацией того, что будет происходить в реальном мире, случись нечто подобное. И если вы наивно полагаете, что люди будут объединяться в сообщества ради общей цели, то мой вам совет — поскорее избавьтесь от таких радужных и откровенно опасных для вашей же жизни мыслей. Человек человеку волк, и поведенческие паттерны в DayZ это прекрасно иллюстрируют.
Но не только этим ценна игра. Фактически, находясь у истоков жанра, DayZ во многом на него повлияла. Игра смогла пройти проверку временем, и это несмотря на колоссальное количество багов на старте, многие из которых актуальны до сих пор. Онлайн в игре более чем достоин, и если вы ранее не играли в “День Z”, то можете смело начинать хоть сейчас — поверьте, вы очень быстро встретите тех, кто не раздумывая пустит вам пулю в голову ради банки тушенки.
Icarus
Дата выхода — 3 декабря 2021 года.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One.
Вторая выживалка от Дина Холла, но на этот раз речь идет не про выживание в зомбиапокалипсисе, а об исследовании далекой планеты, Икарус, которая очень похожа на родную Землю, но с одним важным отличием — воздух на ней непригоден для дыхания человеком. И вот почему.
Колонизация космоса идет полным ходом. Крупные корпорации находят планеты, на которых имеются большие залежи ценных ресурсов, и терраформируеют их, заселяя работниками. Но с Икарусом вышла накладка: благодаря неизвестным ранее материалам, процесс создания атмосферы дал сбой, нарушив баланс кислорода в воздухе. В итоге человечество приняло решение отказаться от массовой колонизации, но это не помешало заселить планету генетически измененными животными и растениями, практически идентичными земным. А ушлые корпорации начали нанимать независимых старателей для добычи редчайших и ценнейших ресурсов на планете. Вот таким вот трудягой являетесь и вы.
Icarus — это самая обычная выживалка, но с некоторыми нюансами. Главным из которых является то, что каждая миссия имеет свой таймер, тикающий в реальном времени. И если вы, начав операцию, вдруг бросите игру и не будете заходить в нее, то ваш персонаж умрет на планете. И придется начинать заново. А чтобы персонажа спасти, необходимо вернуть его на орбитальную базу, и уже тогда бросать игру.
Это оказалось настолько необычным шагом в геймплее, что множество игроков потеряло своих персонажей в первые недели после релиза. Их количество оказалось настолько велико, а число жалоб настолько массовым, что Дин Холл принял решение в одном из ранних патчей воскресить всех мертвецов, но только один раз, предупредив, чтобы игроки были внимательнее и не забывали о своих персонажах.
Вторым важным отличием является полное отсутствие PvP. Только кооператив, только совместное с друзьями исследование и добыча ресурсов. И знаете, это хорошо! “Икарус” стал тем самым продуктом, в который вы будете возвращаться после тяжелого рабочего дня, чтобы отдохнуть, полюбоваться красивыми пейзажами (да, оптимизацию поправили, хотя и не до конца) и построить очередной домик-коробочку, не проявив ни грамма фантазии.
Да, вы можете заметить, что онлайн этой игры разочаровывает по сравнению с другими играми из подборки, и будете полностью правы. Но все дело в том, что Icarus ни на что не претендует, но и ни капли не разочаровывает. Просто комфортная камерная выживалка.
Raft
Дата выхода: 23 мая 2018 (ранний доступ).
Платформа: PC.
Raft — это прекрасный пример того, как игра, вышедшая в ранний доступ, смогла добраться до релиза, не растеряв свою аудиторию. Мало того, выйдя в релиз 20 июня 2022 года, этот симулятор выживания на плоту попал в верхние строчки еженедельных топов продаж, не выпадая из них до сих пор!
А все благодаря тому, что разработчики, изначально заложив интересную концепцию в свое детище, не бросили игру в процессе, а кропотливо, а главное, планомерно ее улучшали, добавляя новый контент, а на релизе вывалили настолько огромный патч со всяким новым, что легче было игру начать с нуля, чтобы не запутаться. И это отлично зашло игрокам!
По сюжету вы (лучше в команде с друзьями) терпите крушение, но спаслись на небольшом плоту. В руках у вас крюк на веревке, а вокруг полно всяких разных ящиков с ресурсами. А еще голодные акулы в гости заглянули. Подтягивая эти самые ящики и другие предметы, вы начинаете обустраивать ваше плавательное средство всяким полезным, увеличивая его в размерах. В итоге, ваш плот превратится чуть ли не в плавучий город. Можно и исследованием окружающего пространства заняться.
Valheim
Дата выхода: 2 февраля 2021 года (ранний доступ).
Платформа: PC.
А завершу сегодняшнюю подборку игрой-феноменом, которую чуть ли не боготворил после выхода в ранний доступ, но которую уже готов проклясть спустя полтора года. Выше, говоря о Raft, я отметил, что игра не просто не потеряла свою аудиторию, а увеличила ее благодаря грамотной и продуманной стратегии развития игры.
Так вот, Valheim является полной противоположностью в этом вопросе. Нет, игроков хватает, онлайн легко превышает 10к каждый день, но дело-то вот в чем. Пять талантливых шведов, сделав игру весом в 1 ГБ, порвали все возможные чарты. Но вот прошло уже полтора года, и ничего значимого продукт не получил, хотя сразу после выхода разработчики выкатили подробную дорожную карту контентных обновлений. Но ошеломительный успех, к которому команда была явно не готова, внес свои коррективы. Настолько, что (повторю) за ПОЛТОРА ГОДА игра не получила ничего из того, что разработчики обещали предоставить в течение первого года после выхода! А в планах было четыре крупных контентных обновления!
Если вы вдруг подумали “Ну и что? Чуваки трудятся”, то я постараюсь вас переубедить. Следите за мыслью. До старта игры командой утверждается график контента на год, который формируется с учетом ВСЕХ имеющихся данных — количество работников, сложность создания контента, возможные форс-мажоры и так далее. Так происходит в любой игровой студии. Этот план в виде дорожной карты публикуется студией сразу после старта раннего доступа. Он четкий и понятный.
Но миллионы долларов от продаж игры вносят в эти планы коррективы. Нет, выпуск контента не ускоряется, несмотря на то, что студия объявила о РАСШИРЕНИИ ШТАТА, наоборот, все без исключения задумки переносятся на неопределенный срок вперед! Так в чем же логика? Повторю еще раз — уже были сформулированы планы разработки из расчета “работает пять человек”. Теперь человек стало больше, но контента нет уже полтора года!
Возможно, студии все-таки пора прекращать нюхать кокаин, вагоны которого они заказали, что и является реальной причиной переноса графика обновлений? Это шутка, если кто не понял, но чутье мне подсказывает, что зерно истины в этой шутке есть.
А почему я про игру ничего толком не рассказал? А потому, что ее мы часто добавляем в самые разные топы, и описали уже все, что можно и нельзя. Важного же ничего не добавили!
На этом первую часть лучших выживалок я заканчиваю. Да, будет вторая, и в ней вы увидите ваш Rust, Ark, Conan Exiles и другие популярные выживалки.
Играйте только в хорошие игры!