Master of Orion - Покоряя звезды
28 августа 2016
41393
26
Возвращение легендарных игровых серий всегда вызывает множество самых противоречивых ощущений. С одной стороны, хочется, чтобы все получилось и надеешься, что новая игра будет достойна своего громкого имени. С другой же стороны, всегда боишься, что вместо хорошего проекта под известным именем выпустят проходную однодневку, которая попытается собрать денег с доверчивых игроков, которых привлечет название. Но в случае с Master of Orion у меня не было никаких завышенных ожиданий — я видел игру год назад на ИгроМире в действии, так что прекрасно представлял, что за проект меня ждет. И терпеливо ждал полноценного релиза, чтобы окунуться в этот хорошо знакомый, но в то же время новый игровой мир.
После первого же часа игры становится понятно, что проект должен идеально подойти тем, кому Stellaris кажется слишком сложным и не самым очевидным, а хочется чего-то похожего, масштабного и с космосом, но без сотен табличек и стен текста, в которых можно потеряться. И Master of Orion успешно заполняет собой эту игровую нишу, предлагая достаточно глубокий геймплей и обилие игровых возможностей, завернутых в простую и понятную для большинства оболочку. Освоиться можно сходу, и разобраться в происходящем не составит ни малейшего труда.
Как и полагается хорошей глобальной космической стратегии, нам предлагают в начале партии определиться с той расой, за которую мы будем играть. Тут есть все знакомые фанатам серии (или, к примеру, книг Лукьяненко из цикла «Линия грез») расы, а кроме обычных людей добавлены еще и злобные милитаристы-терраны (если вы покупали коллекционное издание). Игра не делает различий и не дает определения «хорошие-плохие», зато каждая раса имеет свои особенности и бонусы, исходя из которых вы будете определять развитие своей межгалактической империи.
В комплекте идет и редактор рас для тех, кому изначальных вариантов будет мало. Возможности его достаточно скромные, так как нам дают только выбрать расу из списка (что повлияет на внешний вид кораблей, юнитов и советников) и назначить ей из списка различные бонусы. Но при этом ни настроить дополнительно внешний вид, ни даже выбрать пол вашего представителя не дают, к сожалению.
Для игры можно задать ряд параметров, определяющих звездную карту вокруг нас. Поскольку «сюжетного» режима как такового нет, то мы сами определяем для себя тип и размер вселенной, задаем количество противников (я предпочитаю, чтобы они выбирались случайным образом, но есть вариант и с назначением рас для каждой противоборствующей стороны вручную), и после этого начинается сам игровой процесс.
Мы начинаем с небольшим флотом (пара разведчиков, боевой корабль и судно с колонистами) и одной планетой, но это лишь первый шаг к созданию огромной империи, контролирующей все космическое пространство. Поначалу нашей задачей будет исследование новых технологий, застройка планет и грамотное распределение людских ресурсов, чтобы население каждой колонизированной планеты было довольно и приносило звонкую денежку в казну.
Планетарный вид позволяет перераспределить имеющееся население по трем основным отраслям — производственной, научной или продовольственной. Развитие планет происходит по-разному, исходя из имеющихся ресурсов и особенности игровой расы, которой вы управляете. Так, например, Силикоиды не потребляют пищевых ресурсов, поэтому и для пополнения населения использовать тактику постройки большого количества различных зданий, обеспечивающих питанием планету, не выйдет. Зато в производстве и скорости исследования они дадут фору многим другим расам. А вот Людям, да и многим другим расам, на начальной стадии приходится делать акцент именно на продовольственных мощностях, и только затем, когда позволит население и количество вырабатываемых жизненно важных ресурсов, можно будет заняться чем-то еще, более интересным. Хотя никто не мешает перебрасывать с помощью специальных кораблей единицы населения с развитых планет в новые колонии, чтобы ускорить процесс развития аванпостов на окраинах обжитого вами сектора.
Приятно, что есть и возможность просто посмотреть на планету с орбиты, и увидеть все постройки, которые мы возвели, своими глазами. Не то, чтобы это как-то влияло на геймплей, но тем не менее сама возможность так сделать радует. Хороший маленький штрих к общей картине.
Исследования распределены по нескольким основным веткам и определяют, к каким технологиям и когда мы получим доступ. Приятно, что в меню исследований четко указаны, какие технологии к чему приведут и какие здания, космические станции или улучшения будут открыты. А также есть фильтры, позволяющие отсортировать все технологии по какому-то одному критерию и определить для себя кратчайший к ним путь — например, приверженцы силового взаимодействия могут отобрать только милитаристские улучшения и следовать к ним кратчайшими путями.
После развития технологий мы получаем множество дополнительных инструментов для успешной космической экспансии в свои руки. И это не только различные улучшения, которые позволят вашей расе чувствовать себя как дома даже на самых негостеприимных планетах, и здания, позволяющие создать на бесплодной почве райские условия для жизни. Основу успешной галактической империи будет составлять грозная армия или же защитные космические структуры, не пускающие врагов на ваши планеты.
Для войны вам потребуется флот, а значит необходимо развивать технологии так, чтобы открылись несколько дополнительных типов кораблей, так как с имеющимися на начальной фазе игры «бойцами» после 100-го хода в космосе каши уже не сварить. Вы изучите новые модули, позволяющие поднять эффективность уже изначально открытых кораблей, а заодно сможете пересобрать их в редакторе так, как вам угодно (редактор очень простой и возможностей там не так уж много, но кое-что интересное собрать получится даже там). И затем отправитесь или охранять узловые точки, соединяющие звездные системы, чтобы к вам не пробились враги, или же пойдете в атаку на новые горизонты.
Боевая часть игры выглядит на удивление хорошо и позволяет даже включить кинематографичный режим, где каждое сражение вообще превращается в красочный видеоролик. Но после определенного игрового этапа ты все равно ограничиваешься тем, что нажимаешь кнопку автоматического боя, не включая режим ручного управления, в котором можно задать паттерны атаки и определить, к примеру, радиус поражения корабля, заставляя его сосредоточиться в бою на малых или больших дистанциях (а это может привести к трате боеприпасов без особой необходимости). Перед сражением ваши шансы компьютер оценивает весьма трезво, так что автоматический бой, когда вам просто покажут финальную статистику, я включал всегда, когда шансы на победу были выше среднего. А вот если все плохо, то можно попробовать и как-то уклониться от лишнего урона в ручном режиме.
Когда игра переваливает за 60-80 ходов, встреченные расы противников начинают активную фазу действия. Иногда это происходит раньше, иногда они «просыпаются» где-то на 200 ход, но в среднем где-то в районе 60 хода отношения с кем-то из встреченных рас начинают стремительно ухудшаться. Система дипломатии позволит объединиться с другими расами, заключить альянсы, откупиться от агрессии и даже заслать куда-то шпиона, попутно казнив одного-двух лазутчиков на своих планетах. Но сводится она к тому, что пока у вас с кем-то хорошие отношения, то вы можете смело меняться технологиями, а как только с вас начинают требовать деньги за дружбу, нужно или искать кого-то нового, чтобы «дружить против» определенной расы, или же прекращать строить на астероидах добывающие предприятия и начинать ставить на всех важных узлах боевые станции, подкрепляя их мощь с помощью висящего неподалеку флота. Это позволит избежать ковровых бомбардировок ваших колоний и даст надежду на светлое будущее.
Пока ваши корабли в режиме разведки открывают все новые и новые звездные системы, может произойти все, что угодно. И далеко-далеко на окраинах космоса могут начаться и закончиться войны, и могут быть открыты большие базы пиратов (которые, почему-то, выбирают почти всегда планеты игрока как потенциальную основную цель), и появятся новые союзы и рухнут многовековые империи. За всеми новостями помогает следить регулярное «ТВ-шоу», которое включается, когда что-то важное происходит или у вас в колониях, или где-то еще, где есть ваши интересы. Наблюдать за ведущими достаточно забавно, но в итоге, в большинстве случаев, ты уже во второй партии просто смотришь на заголовки и бегущую строку с новостями, и все.
Визуально игра выглядит очень привлекательно. Достаточно ярко и красиво, хотя и без излишнего количества эффектов. Особенно удались планеты. Арт-стиль выдержан. Интерфейс очень удобный, не перегружен информацией и интуитивно понятен. Все шрифты читаются с легкостью на любом языке, русский текст качественный и на нем играть, понятное дело, можно без вопросов и желания переключиться на какой-то еще. Музыка неплохо подобрана тоже, голоса же мне лично не очень нравятся, но это дело вкуса. Тем более, что голосовой озвучки достаточно мало.
Отдельно хочется отметить отличные ролики, как выполненные с применением CG-вставок, так и те, что на движке.
Минусом могу назвать только какие-то непонятные проседания в производительности. Если одна сессия (со средним и выше размером мира и максимальным количеством игроков) затягивается на моем РС больше, чем на 80-100 ходов, игра начинает достаточно серьезно «тормозить», и приходится перезапускать ее или хотя бы выходить в меню и загружать последнее сохранение. Тогда все становится на свои места. Я играю в GOG-версию проекта, поэтому не исключаю, что Steam-версия может быть без этого недостатка. Надеюсь, это поправят патчем.
Особенностью, которую можно считать как плюсом, так и минусом игры, является относительная простота Master of Orion, о которой я уже говорил в начале статьи. Благодаря этому можно сразу начать играть, попасть в кучу интересных ситуаций за первые пол часа игровой сессии, получить море удовольствия от процесса, но прочитать при этом максимум страничку текста. Для комфортной игры в MoO нет никакой необходимости читать какие-то руководства и долго разбираться, что, зачем и как делается. Но проблема в том, что такой подход в долгосрочной перспективе может привести к тому, что недостаточное количество теоретически возможных ситуаций может через какое-то время сделать игру однообразной. Впрочем, сейчас, в момент выхода, играть в МоО очень интересно, поэтому не будем строить далеко идущих выводов и подождем будущих патчей и, возможно, контентных дополнений.
Master of Orion 2016 года оказался на удивление интересной, качественной и очень сильно затягивающей игрой, которая позволила мне «потерять» пару ночей жизни, потому что я садился поиграть на полчасика перед сном и к утру пытался собрать в единое целое руины собственной империи, чтобы пронести на другие расы возмездие… во имя Луны. Ну или что-то в этом духе. Так что, пока кто-то готовится к началу учебного года, а кто-то прощается с уходящим летом, я продолжаю формировать флотилии и посылать их на поиски новых союзников и противников. Империи нужно место для роста.