Обзор Men of War 2 — глоток свежего воздуха в стратегическом жанре
Спустя более 80 лет после окончания конфликта Вторая мировая война остается — как и должно быть — важной темой для рассказов о победе и героизме. Игры, действие которых происходит в тот период, охватывают практически все жанры: от суровых шутеров до грандиозных стратегических игр. Это подводит нас к Men of War 2, продолжению первой части, вышедшей в 2009 году. Как и первая игра, Men of War 2 — это стратегия и тактика в реальном времени, в которой основное внимание уделяется небольшим отрядам и напряженным сражениям.
Поклонники серии ждали продолжения оригинальной игры Men of War после выхода различных дополнений и спин-оффов, удачных и не очень (Arena, помним тебя). Men of War 2 несколько раз переносилась, но в итоге сегодня игра увидит свет.
Учитывая актуальную культурно-политическую повестку, я обязан предупредить. Игру создала украинская студия Best Way. К счастью, команде хватило ума не делать абсурдных и откровенно глупых околополитических заявлений в процессе разработки. Также, к счастью, им хватило смелости не скатываться в махровую русофобию и не выставлять солдат Красной армии монстрами в людском обличии. Тем не менее общая западная пропаганда о том, что и среди солдат нацистской Германии были хорошие люди, а обычные солдаты страдали от абсурдных и убийственных приказов командующих, тут присутствует. Я вас предупредил.
Геймплей
Отличительная черта Men of War на фоне собратьев по жанру заключалась в великолепном микроменеджменте. Основная часть игрового процесса — это стратегия от третьего лица с изометрической камерой, где вы управляете подразделениями пехоты и техники, отправляя безымянных солдат на смерть. Но одновременно с этим каждый юнит, будь то человек или танк, являлся самостоятельной, детально проработанной единицей. И в любой момент вы могли взять эту единицу под прямой контроль, превратив таким образом стратегию в экшен от третьего или первого лица. Такой реализации вы вряд ли вспомните хоть где-то.
К радости, эта ключевая механика, которая по-настоящему вдыхает новую жизнь в уже откровенно стагнирующий жанр, тут сохранилась. Хотя и претерпела значительные упрощения. Если речь идет о солдате, то у него есть свой инвентарь, в котором можно найти полезные предметы, которые помогут справиться с поставленной боевой задачей, вроде саперской лопатки, чтобы вырыть окоп, или связки динамита, чтобы подорвать мост. А учитывая, что Men of War 2 претендует на историческую достоверность, то и каждый род войск снаряжен в соответствии с реальностью. И это — великолепно!
Учитывая, что речь у нас все-таки идет о RTS, перед разработчиками стояла сложная задача: сбалансировать эту механику прямого контроля так, чтобы она не мешала основному игровому процессу. Получилось? Да черта с два! В пылу боя у вас просто времени не будет на все эти действия. У вас не выйдет превратить стратегию в какой-нибудь War Thunder, взяв под управление “Тигр” и устроив кровавую баню а-ля one army man. Но определенную дозу фана вы точно от этого получите.
Men of War 2 включает в себя ошеломляющее количество типов юнитов, представляющих как настоящую, так и прототипную бронетехнику, артиллерию, авиацию и многое другое. Такое разнообразие дает возможность наглядно взглянуть, насколько огромной была военная машина разных стран в то время и сколько рабочей силы и ресурсов было затрачено на исследования, разработки и производство за очень короткое время.
Что касается игрового процесса, то он не изменился. Вы не строите базы, заводы и электростанции, и не сможете нанимать сотню “мамонтов”, а потом стальным катком пронестись по территории противника. Вместо этого у вас есть строго ограниченное количество очков, на которые вы нанимаете войска и призываете их на поле боя. И не думайте, что игровой баланс сводится к унылому “камень-ножницы-бумага”. Мол, пехота бьет авиацию, авиация — технику, а техника — пехоту, или что-то в этом роде. У всех отрядов есть свои сильные и слабые стороны. В некоторых случаях они очевидны, до других придется дойти своим умом и опытом.
Режимы
Men of War 2 включает в себя огромное количество контента как для одиночной игры, так и для мультиплеера. Для начала вас ждет основная сюжетная кампания за три стороны — СССР, США и Третий Рейх. Также существует второстепенная историческая кампания, состоящая из шести миссий, действие которых происходит во время определенного сражения. Например, “Блицкрига” 1941 года или битвы за Нормандию. Еще есть режим под названием “Завоевание”, который представляет собой, по сути, глобальную стратегию, в который играют на карте мира с участием крупных сил. Наконец, режим схваток под названием «Рейд» объединяет серию из 16 коротких сражений.
Что действительно радует, так это осознание того, что весь однопользовательский контент является вишенкой на торте, приятным дополнением к основной игре. Настоящая цель Men of War 2 — многопользовательский режим. Для этого предусмотрены три режима. Батальоны сосредотачиваются на более масштабных матчах до 5х5. “Комбинированный бой” — более “интимный” режим, от 1×1 до 3×3.
Классический многопользовательский режим предстает перед игроками с широчайшим набором модификаторов и способов настройки параметров матча.
Но сперва — идите в “Обучение”. Оно строго обязательно, ведь никто на миссиях вам ничего пояснять не будет, а интерфейс игры достаточно громоздкий, и в нем десятки разных иконок и меню. К тому же разработчики предусмотрели дополнительные награды за завершение обучения.
За исключением режима “Завоевание”, сражения в Men of War 2 не связаны с огромным количеством ресурсов и неограниченным количеством солдат. Гибель или уничтожение любого юнита имеет огромное значение. Очень сложно суммировать игровой процесс Men of War 2, потому что здесь очень много переменных и наборов правил. В упрощенном описании можно отметить, что во время каждой миссии выполнение задач и уничтожение вражеских подразделений приносит командные очки. Они используются для приобретения дополнительного личного состава и техники.
В игре представлено более 400 различных типов юнитов, включая наземную технику, самолеты и всевозможные наступательные и вспомогательные машины. Важно понимать, что у каждого юнита есть цель и задача, и в этом нет ничего нового.
Хотя кампании длинные и достаточно сложные (есть несколько вариантов сложности), цели отдельных миссий относительно компактны. Уничтожение снайперов, окопавшихся отрядов или серии зенитных орудий — знакомые задачи типа RTS. В Men of War 2 никогда не бывает одного способа выполнить задачу. Все миссии требуют таланта решать головоломки и максимально эффективно использовать имеющееся оборудование.
И пусть в Men of War 2 не самая фотореалистичная графика даже в рамках жанра, тем не менее там, где это важно, есть реализм: укрытие, различные типы боеприпасов, прямая видимость, юниты и окружающая среда — все работает вместе, на игрока или против него.
Графика и звук
Я играл в дублированную версию на русском языке, хотя войска США и Германии говорят на своих языках, пусть и не всегда. И, увы, актеры, озвучивающие персонажей в сюжетных кампаниях, вообще не старались. Конечно, это не так кошмарно, как в “Смуте”, но все равно страшно режет слух. Ответственные за звук люди не всегда даже чистили студийный фон при монологе персонажа, слышно, в том числе, и эхо помещения. Да и актеры явно читали по бумажке без репетиции, что огорчает.
На среднем расстоянии Men of War 2 выглядит и звучит убедительно, с выдающимися эффектами взрывов и стрельбы, а также резким звуком. При увеличении все выглядит несколько менее впечатляюще, с довольно корявой анимацией и низкодетализированными текстурами. Зато при максимальном зуме вы можете насладиться детализацией моделей пехоты и техники. И пусть движок игры далек от совершенного, и в целом, картинка выглядит бюджетно, она не раздражает. Уже спустя десяток минут вы перестанете обращать внимание на графические недочеты. Но все-таки хотелось бы картинку покрасивее и сочнее.
Итоги
Чтобы получить высший балл, студии Best Way нужно было прыгнуть выше собственной головы. Увы, у них этого сделать не получилось. Особенно это касается графической и звуковой части. Но в остальном у команды вышла добротная стратегия с уникальным для жанра режимом прямого контроля, что добавляет впечатлений и эмоций. То, что разработчики сделали упор на многопользовательский режим, является верным решением. Но на этом пути им предстоит титаническая работа по оперативным балансным правкам, ведь сражения с упором на качество, а не на количество, требует филигранной точности и баланса. Надеюсь, что у разработчиков все получится.