[Мнение] Блеск и нищета Star Citizen
Путешествие в неизведанное
Доброго дня, дорогие читатели. Данная статья не была запланирована, потому все, что будет написано ниже - чистейшая импровизация, родившаяся от навалившихся впечатлений и внутреннего позыва высказаться. В руки мне попал Star Citizen, и пройти мимо, не сказав свое веское слово я не мог.
Сразу оговорюсь, я не являюсь мастдайным фанатом этой игры, скорее отношусь к лагерю умеренных скептиков. Нет, я не хейтер, но весьма критически отношусь ко многим моментам, связанным с разработкой и продвижением этой игры. Так уж получилось, что один старый товарищ решил отдать мне старый долг весьма извращенным способом и подарил, оформленный на меня полноценный аккаунт SC+ Squadron 42 + Avenger Titan. Все это добро примерно тянет,примерно, на 100 вечно мертвых мурриканских президентов и я, находясь в трезвом уме и здравой памяти, такое точно не мог бы сделать сам.
Сперва я хотел устроить шкандаль и выбросить шутника в форточку, но потом меня заело любопытство, благо я уже дважды имел возможность ознакомиться с этой игрой. Первый раз - еще на самом старте, когда многие усиленно вкладывались в нее, предвкушая скорый релиз, а игра представляла из себя симулятор ангара. Второй же раз - на своем древнем четырехведерном феноме и r7 265, где мой древний хлам умудрялся выдавать вплоть до Лорвиля стабильные 30-40 ФПС c дропами до 10 и православными 3 ФПС на самом Лорвиле. Ну вы поняли, на фанбоя я тяну только в самых влажных снах хардкорных хейтеров.
И благо, любопытство умножилось на недавно обновленное железо, и я решил провести эксперимент. Клиент звездного гражданина был закачан и с двойным кликом по иконке я стартанул. Встретил меня весьма флегматичный экран загрузки. Да-да, SSD я еще не поставил, ну, простите. Словом, я успел подумать о жизни, заварить чашечку кофе, вырастить и воспитать детей и внуков, шучу, не настолько это было долго.
Словом, я таки попал на экран создания персонажа. Выбор был не скажу, что богатый, но по сравнению с недавно вышедшей Анафемой от SJWware, прямо даже дорого-богато. Создав бодрого белого мужчину неметросексуальной наружности, я таки очнулся в кровати на космической станции, болтающейся где-то в космосе. Что было заметно сразу невооруженным взглядом, по сравнению с прошлым разом - о-оптимизация. Я еще не докупил себе вторую пачку планок для полноценных 16 ГБ, но даже на двухканальных 8 GB и пятой ряженке, с 1060 с 6GB на борту (все, естественно, православно разогнано), игра стабильно выдавала 60-70 кадров в 1920 х 1080.
На кармане было 10.000 UEC, в ангаре томился новенький Титан, но я сперва решил погулять немного по станции, благо в кои-то веки у меня был вменяемый фпс, а текстуры не пытались изображать из себя первый Дум. Надо отдать дизайнерам должное. Меня не покидало стойкое чувство дежавю, что я играю в какой-то гибрид старого Винг коммандера и Масс эффекта. Гуляющие по станции NPC, обсуждающие свои дела, суровые охранники с пушками наперевес, деловито снующие игроки, словом, реально не покидает ощущение, что ты находишься не в театральных декорациях, а на полноценной космической станции.
Чувство массивности и вместе с ним ощущение замкнутого пространства присутствует. Кроме того, когда некоторые игроки-камикадзе пытались таранить станцию своими кораблями и бахать в нее из пушек и ракет, то станцию весьма так ощутимо потряхивало. Мысленно поматерив мамкиных пейлотоф, я решил сменить свою пижамку на что-то более мужественное и отправился искать бронника и оружейника.
Дорогу спросить было особо не у кого, все с суровыми рожами недобро посматривали в мою сторону, как будто я переспал одновременно со всеми их родственниками по женской линии от 18 и до 40 лет и выложил все это в холонет, а затем разбил любимый папин кабриолет. Но благо, повсюду прямо как в аэропорту были удобные указатели, оба магазина я с легкостью нашел сам. Цены меня конечно неприятно удивили, почти 3000 UEC за одну часть брони вернули меня с небес на землю. Но вздохнув, я философски заметил, что какая-никакая пукалка у меня уже есть, а вот бегать с крутым стволом и голой жопой -это уже называется нарываться на неприятности. И изрядно прохудив свой кошелек, я стал обладателем новенькой, поскрипывающей брони в стиле мастера Чифа.
Цены на штурмовые винтовки вызвали у меня глубокую грусть, но как бы то ни было, Звездный гражданин - игра не только про броню и пушки. Нас же ждал верный корабль. Знакомый по прежней встрече терминал вызова корабля, и вот, спустя несколько секунд корабль доставлен на площадку. Что ж, как человек, немало полетавший в Опасной Элите, замечу, что с точки зрения подхода к дизайну кораблей, философия Криса мне больше по нраву. Да и товарищ, выбравший мне эту лоханку для апгрейда Авроры, явно знал мои вкусы.
Словом, передо мной стояла дикая помесь космического шаттла, небольшого транспортника и истребителя F22. Корабль был весьма красивым и минуты полторы я потратил на банальное гуляние вокруг. Затем стоило попасть внутрь. Что же, как я и думал, усадить свое седалище можно было как по классической истребительной схеме через фонарь, так и через транспортный отсек. Внутри оказалось примерно то, что я и предполагал. Кокпит истребительного типа с каплевидным фонарем, небольшой грузовой отсек и буферный жилой модуль между кокпитом и грузовым отсеком. Кровать была в меру удобная и по сравнению с той же Авророй, просто люкс, а вот туалета на борту не было, но понадеявшись на то, что уж в будущем-то явно есть системы рециркуляции отходов жизнедеятельности, встроенные в скафандры, я решил, что пора искать на пятую точку приключений.
Список доступных для выполнения заданий был весьма немал. Причем, как я заметил, игроки сами активно создают порой весьма любопытные задания с достойной наградой. Одним словом, песочница намечалась любопытная. Да, конечно, взглянув на карту, я несколько поумерил свой энтузиазм, все-таки после Элиты с ее кучей звездных систем, иметь одну звездную систему, которую еще допиливают... Словом, я немного приуныл. Но что же, раз уж решил быть героем, значит надо изучать то, что имеем. В конце концов, куча пустых систем - тоже не показатель.
Выполнив парочку забавных квестов с доставкой ящиков на богом забытые фермы, я решил, что пора попробовать что-то более драйвовое. Благо, в разделе охотников за головами было много любопытных контрактов. Разработчики обещают в одном из обновлений подтянуть ИИ кремниевых NPC-болванчиков и научить их навыкам пилотирования. Но на данный момент это больше похоже на избиение младенцев. С другой стороны, UEC не пахнут и я с энтузиазмом взялся за дело. Нафармив кредитов и настреляв нескольких отбитых пиратов, я решил, что пора бы устроить веселье и взялся за более элитные контракты.
->
Круглая сумма награды, ценная посылка и никаких лишних вопросов. Быть перевозчиком оказалось довольно интересно. В процессе сперва скучного перелета у меня случился гоп стоп. Выскочив из варпа неподалеку от поля астероидов, я увидел весьма странного молодого человека с явно недружелюбными намерениями. Ну, собственно, так и оказалось. Да уж, скажу вам, господа и дамы, догфайт с ботами и с живыми человеками - абсолютно две различных активности. Благо, парень явно не рассчитывал нарваться на поехавшего на всю голову летуна, который на форсаже любит летать по густому полю астероидов, проводя экскурсию и заодно закладывая дикие маневры для выхода на шесть. Словом, спустя секунд 50 уже я был в роли догоняющего с некоторыми повреждениями корпуса и без части крыльев и таки подорвал засранца.
Чадя дымом и искря как новогодняя гирлянда, я дотелепехал до пункта выдачи посылки. Разработчики подкорректировали полетную модель в условиях силы тяжести и атмосферы планеты, не DCS конечно с Prepar3D, но весьма достойно. Поэтому моя птичка с дырявыми полуоторванными крылышками управлялась примерно как среднестатистический кирпич, брошенный в окно. С помощью большого летного опыта, синей изоленты, молотка и такой-то матери мне удалось приземлиться, если так можно назвать управляемое крушение, и сдав посылку, уж хз, что там ценного было, полутать четыре тысячи UEC.
Затем я сконтачился с отважными исследователями, которые оказались теми еще контрабандистами, поучаствовал в транспортировке наркотических и психотропных препаратов, затем занялся пиратством, потроша торгашей и даже умудрился подружиться с членами команды разработчиков и благодаря навыкам дипломатии получить на халяву доступ к PTU. Там по сравнению с лайв-серверами дикий ужас, ад и содомия. Но на лайв по большей части выходит продукт без критических багов.
На данный момент практически все силы разработчиков брошены на допиливание одиночной компании Squadron 42 и песочница доделывается по остаточному принципу, но даже там я не могу не признать, что прогресс виден невооруженным взглядом. Да, у игры без издателя есть большая проблема, что без дяди с палкой, бьющего по рукам, выход игры откладывается на длительный срок, ибо разработчики могут, если им не напоминать о сроках разрабатывать игру вечно, но потенциал виден невооруженным взглядом. Не стоит ожидать от игры чего-то сверхъестественного, это компиляция уже существующих жанров, которые в меру органично попытались совместить вместе. Это игра-мечта.
Да, я не буду касаться всей этой движухи вокруг разборок с Crytek, оффшорами, инвесторами и прочим. По этому поводу я возможно в рамках отдельной статьи пройдусь, состоящей из нескольких частей. Я все откладывал ее написание, но видимо придется начать. На данный же момент я вижу ладно скроенную демоверсию игры, с работающими по большей части механиками, квестами и прочими фичами. Заняться при желании есть чем, но это скорее как полигон для тренировки.
Что же могу сказать после некоторого количества времени, проведенного в игре. Я был настроен более скептично, но стал по итогу более лоялен. Я по-прежнему не верю в 100+ разномастных систем на релизе песочного режима. Дай Хемуль, если их наберется хотя бы 10. Но я отдаю должное, что меньшее количество может выехать за счет качества проработки и наполнения. Насколько стало заметно по скорости выхода контента, основные инструменты у разработчиков созданы и механики отработаны и, собственно, по скорости выхода того же Арккорпа по сравнению с Лорвиллем и новыми лунами, заметно явное ускорение процесса.
Сама игра стала более оптимизированной, в частности на лайве, и с меньшим числом багов. ФПС стабильно выдавал 50-60 кадров с редкими дропами до 30-40 в особо загруженных зонах, а-ля большой город-мегаполис. Под текстуры не проваливался, торговля работала корректно, как и квесты. На PTU же - старый добрый ЗГ с лагами багами)). 3.5 обещают до конца месяца на лайве, но глядя на его нынешнее состояние, ну я даже не знаю.
Что касаемо Squadron 42, то нас ожидает Масс Эффект Андромеда здорового человека с нормальной графикой, кат-сценами, любопытным сюжетом и по совместительству это получается этакий тьюториал, подводящий игрока к песочнице. При условии, конечно, что игра выйдет в релиз. Но пока что, несмотря на все перипетии, связанные с ее разработкой, я больше склоняюсь к тому, что она все-таки выйдет, но явно не в том виде, в каком ее представляют себе самые мастдайные фанбои.
Но если Крис сможет, допилив имеющиеся на данный момент механики, реализовать обещанное хотя бы процентов на 10 - будет весьма любопытная игра, рекомендуемая к ознакомлению. Но не ожидайте игры на 200+ миллионов долларов. В лучшем случае в разработку вбухано миллионов 50-70, оставшиеся деньги ушли на зарплаты сотрудникам, аренду офисов, железа, программного обеспечения и прочие издержки.
У Star Citizen нет издателя с бездонными карманами, а-ля EA, потому деньги и на разработку, и на рекламное агентство, и на зарплаты - все берется из общей кучи. Поэтому игра с издателем за 200+ миллионов и игра без оного - это разные весовые категории.
Подытоживая все вышесказанное, я не могу советовать всем обязательно к приобретению данную игру, с другой стороны, многие аргументы хейтеров уже давно не актуальны. Обернется ли Звездный Гражданин успехом или провалом, я могу пока с уверенностью сказать только одно - эта игра однозначно повлияет на дальнейшее развитие игровой индустрии. Поэтому остается наблюдать и ждать. Если есть желание, могу вам периодически публиковать наблюдения со стороны, если вам интересен в целом нейтральный взгляд на Star Citizen.