[Мнение]Закат империи ММОРПГ

"Короли не правят вечно, сын мой" - также не могут вечно существовать и игровые жанры

21118
112

Всем доброго времени суток, и я вновь с вами, вместе со своим печальным разбором. ММОРПГ умирают, дамы и господа. В том виде, в котором они находятся сейчас – немногие избранные продержатся еще десяток лет, а потом все, финита ля комедия. World of Warcraft постепенно теряет своих подписчиков, создает все более и более спорные дополнения, которые уже не поднимают такую волну новых игроков, популярности и прибылей, как раньше. Да, игра все еще имеет достаточную базу, чтобы считаться одной из самых многочисленных по количеству игроков: 3,2 млн игроков на старте Battle for Azeroth, и менее 1,7 млн игроков на конец 2018 года. И ведь это чертовски мало – в период расцвета в WOW играло порядка 12 млн игроков. Самая крупная и одна из старейших ММОРПГ потеряла 45% игроков с момента старта последнего обновления и до конца 2018 года, а ведь это всего лишь полгода. Настолько провальных дополнений у компании Blizzard не было со времен Warlords of Draenor.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

А если брать другие примеры? The Elder Scrolls Online, которая не то, чтобы потерять – ей и получить своих существующих игроков удалось только с огромным трудом. На старте ее могли позволить лишь самые богатые: базовая стоимость больше 5 тысяч, и еще подписка, без которой невозможно играть, ну и не забываем про любимый наш донат. Со временем пришлось многое выкинуть – базовая версия изрядно скинула в цене, подписка теперь не обязательна для игры — только дает дополнительные преимущества, словно премиум-статус в какой-нибудь бесплатной мобилке. Зато дополнения теперь стали все как на подбор – от тысячи и больше, а самих дополнений и расширений накопилось уже с десяток точно.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

О самобытных клонах WOW я даже вспоминать боюсь: каждый с разной степенью клонирования, хотя разработчики добавляли и собственные идеи. Star Wars: The Old Republic имела замечательную систему компаньонов, и полноценные ветки сюжета для каждого из классов, Lord of the Rings Online больше была похожа на WOW, но имела и множество собственных идей, некоторые из которых потом внезапно оказались и в большом брате – вроде артефактного оружия. Уникальными в Lord of the Rings Online были только бои на лошадях, которые были введены с дополнением «Всадники Рохана». И это все не говоря уже о Perfect World и Аллоды Онлайн. Там и вовсе атмосфера была невероятно уникальной: анимация персонажей в Perfect World могла заставить дергаться даже инвалида, а семечки и беррррезки русские... Эх, аж случайно напел голосом Безрукова.

Это только одна обобщенная группа ММОРПГ – WOW и ее клоны. Другой пачкой я бы выделил азиатские ММОРПГ. Как мне кажется, эти ребята решили вообще ни на что не опираться. Взяли типичную новеллу, которых у них там тысячи – и нацепили на нее геймплей прямо поверх диалогов, взяв за основу описание. Получилось много криков, абсолютно сюрреалистичные образы персонажей, тысячи способностей, еще больше способов гринда.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

Поэтому адекватно играть в такие игры могут только сами азиаты – вы просто попробуйте на выходных все 48 часов гриндить одну точку в Black Desert Online, причем вообще без перерывов. Для нас и европейцев это просто пытка, ну а для китайцев – расслабленные два дня фарма. И так вообще в каждой игре, и все из-за их невероятного желания стать самыми лучшими, самыми сильными или самыми популярными – выбирайте что лучше подойдет тому или иному азиату. И самое страшное – это даже не стереотип. Посмотрите на количество турниров по ММОРПГ в Корее, или на количество внутренних ММОРПГ в Китае. Такого количества во всей остальной части мира в десятилетие не появляется, как у них за год, а то и за месяц.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

Хотя, к моему превеликому удовольствию, есть и исключения из общих правил: излишняя WOW-ость или излишняя “азиатщина”. Правильно, EVE Online. Не смотрите на меня так сквозь текст – я знаю, что компания Pearl Abyss купила CCP с потрохами, но это не дает оснований считать теперь EVE корейской ММОРПГ. Если честно – сам смысл и геймплей игры не дает оснований считать ее вообще ММОРПГ. Да, это ММО-игра, но скорее не РПГ, а космический симулятор. Некоторые элементы ролевых игр там присутствуют – прокачка, кастомизация, снаряжение, квесты, социальная составляющая, гильдии. Хм, ладно, забыли. Пока моя идеально построенная логика не сломалась окончательно. Короче говоря – EVE Online стоит сравнения. В игре есть одна из самых уникальных черт ММО, которая чуть ли не автоматически позволяет причислить игру к лику святых игропрома – ты можешь заниматься абсолютно чем угодно, и быть абсолютно кем угодно.

Вор, политик, разведчик, вояка, торговец, банкир, приманка, суицидник – это лишь малая часть «профессий», которые ты сам на себя можешь примерить. А если добавить сюда еще несколько десятков тысяч игроков, которые тоже не прочь побыть тем, кем не могут в реальной жизни – получится настоящий праздник жизни. Не зря современные СМИ так часто уделяют внимание игре, причем не только игровые – но и обычные. Казалось бы, это смотрелось бы нелепо, но бывают случаи, когда рядом с новостью о подписанном законе красовались очередные истории из EVE о том, как кто-то кого-то ограбил, убил, отомстил или сделал еще что-нибудь интересное и в захватывающей манере.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

Еще есть моя любимая изометрия. Изометрические ММОРПГ тоже имели свои исключительные особенности. Одна из самых популярных ММОРПГ – это изометрическая Path of Exile. Разработчики создали такую уникальную систему экономики и прокачки, что не любить это нельзя. Валюты нет – вся торговля на обмене. Полноценной прямой прокачки нет – игрок волен превратить свою нежную и хрупкую ведьму с палочкой в могучую воительницу с двумя топорами, огромной дубиной или щитом и мечом. То же самое, только в обратном варианте, можно сделать с огромным варваром – вы видели варвара, который в балетной пачке и с оголенной грудью носится по лесам, джунглям и болотам, и из своей волшебной палочки посылает лучи добра и молний в окружающую живность? Вот и я не видел, до захода в этот рассадник сатанизма. Конечно, не все такие билды могут быть актуальны, адекватны или попросту хорошо работать – но никто не запрещает их делать, вдруг получится что-то невероятно ужасное и удивительное?

И по итогу у нас получается три группы ММОРПГ:

  1. Клоны WOW, которые копируют у своего оригинала большую часть механик, лишь изредка добавляя что-то свое, да и то – в небольших количествах;
  2. Азиатские самобытные ММОРПГ, направленные исключительно на неадекватный гринд и прокачку, причем зачастую – без возможности достичь максимума;
  3. И редкие исключения из правил, которые пытаются создать что-то свое, необычное, либо пытаются создать «одиночную игру с онлайном», и тем самым выходит что-то особенное.

И такая ситуация лично меня печалит. ММО в стагнации, выходят только представители первых двух групп, а столь желанные «уникумы» выходят настолько редко, что быстрее Half-Life 3 выйдет, чем новая ММОРПГ с действительно необычными механиками и геймплеем. Но если отбросить все существующие тренды, что игроки хотят видеть в своем идеальном проекте? Как бы отдельные игроки не плевались – хороший и качественный открытый мир. Если обе игры сделаны одинаково хорошо, предпочтение отдается игре с открытым миром – существует не так много игроков, которые хотят ютиться в тесных коридорах и идти вперед по тонкой кишке. Даже если локации настолько обширные, что невозможно даже поверить в их ограниченность – это не такой открытый мир, который игроки желают видеть в идеальной игре. Самый лучший выбор – аналог Elite Dangerous. В этой игре мир достаточно бесшовный, чтобы считать его практически полностью открытым. А загрузки и подгрузки при переходах максимально затонированы, чтобы не привлекать внимание.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

Дальше должен быть сюжет – какая хорошая игра без сюжета? Фанаты Overwatch, Team Fortress и разных МОБА, только прошу вас не кидаться в меня. Сюжет действительно важен, особенно в ММОРПГ – он позволяет игроку погрузиться напрямую в этот мир, прочувствовать его и лучше понять. Даже не обязательно создавать полноценный сюжет, нет. Можно сделать лучше - не все игроки любят просто красивую и интересную историю, в которой ты не можешь принять участие. Такие игры, как The Last of Us или God of War абсолютно линейны – это как книга, где читатели или игроки являются сторонними наблюдателями. Они не могут влиять на персонажей, события, мир, только могут насладиться историей. Но для ММО это не столь хороший, как по мне, подход. Гораздо лучше другой вариант – создать завязку сюжета. События, предшествующие появлению игрока в мире – а дальше он и еще тысячи других будут сами влиять на сюжет.

У меня всегда в голове висела одна идея – полноценная VR-ММОРПГ по вселенной «Звездных Войн». За временной отрезок можно взять момент шестого фильма, и начать от него отсчет. Игроки заходят, создают персонажа, выбирают фракцию: Повстанцы, Империя, Нейтральные фракции, и все. Они вольны делать все, что они пожелают. Могут из Империи перейти на сторону Повстанцев, или побывать в шкуре пирата, контрабандиста, торговца или и вовсе стать фермером на отдаленной планете. Возможность таких выборов идеально вписалась бы в любую ММОРПГ.

Геймплей и боевая система тоже должны быть кардинально изменены. Текущая система с множеством способностей, которые тебе необходимо использовать давно устарела. Современные игроки больше любят активный и подвижный геймплей, с небольшим количеством способностей или их грамотным распределением по комбинациям. К примеру – Black Desert Online. У каждого класса очень много способностей, при этом большая их часть – абсолютно бесполезна. Но из остальных разработчики выстроили комбинации, которые можно легко использовать, и тем самым создавать хотя бы видимость агрессивной игры, наподобие одиночных игр серии DMC или мультиплеерного Warframe. Отрицательный момент в таком стиле тоже есть – он крайне противопоказан эпилептикам, беременным женщинам и неженкам, зато киберспортсмены и простые геймеры без проблем со здоровьем или казуальностью, будут довольны.

[Мнение]Закат империи ММОРПГ

И вот мы заканчиваем самым печальным, и моим самым нелюбимым. И это несмотря на то, что мне приходится упоминать это каждый раз. Монетизация. Главный спор во время создания игр – как она будет распространяться. Платно или по бесплатной модели, будет ли премиальная валюта, подписка или лутбоксы, и как вообще получать доход и тем самым поддерживать сервера, разработчиков и так далее? Наиболее вероятным я ставлю бесплатную модель распространения. Не отрицаю, набежит множество неадекватных людей, которым денег жалко – но тролль в душе жаждет огня. Но общая хардкорность такой игры очень быстро освободит сообщество от таких индивидов. Дальше следует прикрутить на изоленту пару систем микротранзакций – как можно более красивые и необычные костюмы, но в самой игре тоже оставить достаточно красоты, чтобы не считали: «Сделали игру про открывание платных лутбоксов и покупку костюмов, а ММОРПГ по приколу прикрутили».

Есть, конечно, еще более идеальный вариант, а-ля EVE Online с дополнениями – убрать всю косметику и кастомизацию, зато добавить подписку, без которой нельзя играть, а вишенкой на этом торте – официальный аукцион с продажей\покупкой чего угодно и когда угодно, за реальную валюту. Такое дополнение неплохо работает в Warframe, где игроки через премиальную валюту обмениваются огромным объемом различных предметов. Вне самой игровой механики такая возможность существует уже давно – на различных сайтах ведется продажа этой самой премиальной валюты за реальные деньги, по курсу меньше, чем устанавливают разработчики. Но это только варианты, которые можно было попробовать – не факт, что они будут идеальны, или вообще будут работать.

Что, уже руки загорелись в такое поиграть? Если да – то у меня тоже, если нет – это всего лишь концепт изменений, которые действительно требуются. Смотрите, как я грамотно выкрутился – удовлетворил сразу обе части аудитории своим ответом. А вообще, ММО действительно потихоньку встречают свой закат – старые игроки постепенно уходят, новые не появляются, а затраты при этом остаются теми же. Если современные разработчики и издатели таких ММОРПГ не возьмутся за работу, и не внесут новшества в свои проекты, жанр ММОРПГ может надолго застрять в развитии, потому как даже последние игры, облизанные множеством СМИ и видеоблогерами, на деле оказываются чистейшими клонами уже существующих.

Другие публикации по теме
Ивент с пэйволом? — The Elder Scrolls Online готовится к событию The Legacy of the Bretons
Ивент с пэйволом? — The Elder Scrolls Online готовится к событию The Legacy of the Bretons
В The Elder Scrolls Online наступает праздник The Legacy of the Bretons. Новое событие начнется на следующей неделе и предложит ряд бонусов и наград, включая новые предметы коллекционирования и другие новинки
15 ноября в 10:00
3510
10
Форум
В The Elder Scrolls Online добавили больше PvP
В The Elder Scrolls Online добавили больше PvP
Обновление 44 для MMORPG The Elder Scrolls Online уже доступно на ПК. Основным преимуществом стал переработанный режим «Поля сражений», где появились форматы 4v4 и 8v8, а также семь захватывающих карт с уникальными механиками и индивидуальными рейтингами.
30 октября в 14:00
1334
4
Форум
Команда The Elder Scrolls Online рассказала о новинках стилей умений и начертания обновления 44
Команда The Elder Scrolls Online рассказала о новинках стилей умений и начертания обновления 44
В преддверии обновления 44 The Elder Scrolls Online, которое выйдет в понедельник, разработчики опубликовали превью новых стилей умений и расширенной системы начертания
26 октября в 16:00
2673
0
Форум
Пользователи:
10/10
Оценка редакции: