Обзор AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative — лучший японский детектив 2022 года
Красиво, интересно, хочу еще. Котаро-сан, не останавливайся
Я не то чтобы являюсь фанатом творчества Учикоши Котаро, хотя безусловно люблю серию Zero Escape, Never 7 и Ever 17. Я не слежу за ним в соцсетях, не ловлю каждое его слово в сети, но пройти мимо работ, в которых он принял участие по какой-то причине не могу. Так было со мной в 2019 году, когда вышла оригинальная AI: The Somnium Files и так произошло и в этом году, когда состоялся релиз сиквела. И хочу сказать сразу, AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative — офигенна.
Пускай разработчики и позаботились о том, чтобы в AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative могли спокойно играть и те, кто не знаком с первой частью, я настоятельно рекомендую сперва освоить оригинальную AI: The Somnium Files, а уже потом браться за продолжение. В противном случае вы рискуете получить порцию недопонимания, да и попросту лишите себя некоторых приятных эмоций.
Обзор предназначен именно для тех, кто знаком с первой частью, поэтому описание механик и прочие нюансы я намеренно решил опустить. И главное — ОСТОРОЖНО, ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ИГРЫ!
Странная детективная история
AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative рассказывает нам историю о том, как наша старая и повзрослевшая знакомая Мизуки Датэ (ранее носившая фамилию Окиура) на футбольном поле находит загадочный труп управляющего крупной IT-компании. Точнее не труп, а только половину. Причем это вторая половина, а первая была обнаружена еще шесть лет назад. И какого-то черта эта самая вторая половина не имеет совершенно никаких следов разложения.
Мизуки решает расспросить об инциденте шестилетней давности у своего коллеги по имени Куруто Рюки. Но вот беда, парень настолько поломан ментально, что вынужден глушить свою боль в стакане. И Мизуки ничего не остается, кроме как залезть к нему в голову с помощью псинхронизации. С этого момента и начинается полноценная история.
Первая половина игры предлагает игрокам взглянуть на события шестилетней давности глазами молодого сотрудника ABIS Куруто Рюки и его помощницы по имени Тама. Вся эта сюжетная линия позволяет наиболее легко и непринужденно познакомиться с новыми персонажами, получить удовольствие от появления старых и в принципе начать понимать что, черт возьми, происходит в игре.
Вторая же половина сосредоточена на том, как уже в настоящее время Мизуки берется за старое дело и доводит его до конца. Не хочу и не буду спойлерить, поэтому скажу лишь то, что повзрослевшие персонажи AI: The Somnium Files — это отдельный вид удовольствия.
А геймплей-то в игре есть?
В первую очередь нужно учитывать, что AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative — это новелла, так что читать придется много.
Сомниумы — основная геймплейная часть игры, были неплохо доработаны по сравнению с первой частью. В оригинальной AI: The Somnium Files они не могли порадовать разнообразием и с точки зрения механики были копией друг друга (за исключением, пожалуй, сомниума Саган Ирис), где ты раз за разом просто тыкался в объекты до тех пор, пока что-то не начнет получаться, так как иногда логику обнаружить в сомниумах было попросту нереально. В сиквеле же появилось хоть какое-то разнообразие: тут тебе и полноценная викторина, и местный аналог Pokemon Go. Иногда придется поработать головой.
Но помимо путешествий в головы людей, игрокам доступна еще одна активность — так называемая виртуальная реальность. Тама и Айба могут детально просканировать местность и воссоздать ее в виде реалистичной трехмерной голограммы. А уже Рюки или Мизуки будут пытаться решить загадки-головоломки и восстанавливать хронологию событий и преступлений под забавные комментарии своих напарниц.
Также в AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative появился виртуальный аналог тамагочи, который раз в 20 минут предлагает ответить на какой-либо вопрос, предлагая четыре варианта ответа. И от выбранного варианта будет зависеть то, какие характеристики получит питомец, а уже от них зависит то, в кого именно эволюционирует зверек. Бесполезная штука как по мне, но пускай будет.
ИИ-шары перестали быть простыми сюжетными персонажами и научились ломать четвертую стену. В специальном меню можно поболтать с Тамой и Айбой, попросить у них жизненного совета, который порой настолько очевиден, что становится забавно. Например, если пожаловаться на недостаток финансов, Тама понимающе покивает головой, немного задумается и отправит игрока искать работу. Действительно, какого черта ты ноешь и жалуешься виртуальному персонажу?
Таму и Айбу, кстати, можно наряжать в разнообразные наряды, которые можно разблокировать по мере роста ранга протагонистов.
Кто все эти фрики?
Персонажей AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative я решил выделить в отдельный пункт, так как на них по сути своей держится вся игра. Как и полагается в проектах Котаро-сана, основные и второстепенные действующие лица не настолько одномерны, как может показаться на первый взгляд. До сих пор со слезами на глазах вспоминаю историю Ирис, когда глуповатая девушка, верящая во всякую чушь внезапно оказывается не такой уж и глупой. Ведь всему виной мозговая опухоль, которая и приводила к тому, что мозг девушки рисовал действительно странные картины.
Канами Датэ все такой же сексуально озабоченный извращенец и по совместительству Бэтмэн, который осознал свою зависимость от порнографии и даже научился использовать ее во благо. Мизуки Датэ все такая же грубоватая девченка, способная взяв в руки металлическую трубу перебить десяток-другой противников. Момо и Ота остались верны себе и продолжают боготворить Ирис-чан. Мама, как и раньше, пытается залезть в штаны к мужским протагонистам при первой возможности.
И пара самых главных моментов, касающихся персонажей. В AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative можно за двух персонажей продолжать издеваться над инспектором полиции Канизой, постоянно спрашивая как его зовут. А можно бросить все ко всем чертям и умчаться на юга вместе с администраторшей из Lemniscate Рицкой Эншу.
Если хорошо подумать, то у меня не получится назвать ни одного слабого, недостаточно проработанного или ненужного персонажа. Да, в игре есть статисты, роль которых - быстренько склеить ласты, чтобы сюжет продолжал двигаться. Но что касается основных и второстепенных действующих лиц, то тут у меня претензий нет.
Что у Тамы с Рюки, что у Мизуки с Айбой имеется химия, и наблюдать за их взаимоотношениями одно удовольствие. В юмор создатели явно не разучились. Шутки про LGBTQ+ тоже на месте.
Ложка дегтя
Но не могло же мне понравиться абсолютно все? Да, действительно, не могло. Мне совершенно не понравился подход к структуре повествования. Дело в том, что по сравнению с первой частью, в AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative сюжет четко делится на 2 линии. Сделано это якобы потому, что в оригинале игрокам было сложно разобраться в сюжетных арках. Хотя я абсолютно с этим не согласен.
Однако за то, как именно впервые в игре появляется Айба, я готов простить абсолютно все.
Достоинства:
- Запутанная и интересная детективная история с драмой и поворотами
- Отлично прописанные персонажи
- Доработанный геймплей (сомниумы)
- Юмор
- ТАМА!
Недостатки:
- Более линейный сюжет по сравнению с первой частью
AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative — пример отличного сиквела, когда создатели исправили то, что нужно было исправить и доработали то, что нужно было доработать. А все сильные стороны первой части в сиквеле никуда не исчезли. Если вы не боитесь огромного количества букв на экране, японской упоротости и милых анимешных девушек, то проходить мимо точно не стоит. Но сперва — освойте оригинальную AI: The Somnium Files. И неплохо было бы подтянуть английский, чтобы точно ничего не упустить.
AI: THE SOMNIUM FILES - nirvanA Initiative способна подарить несколько десятков часов, наполненных мистикой, загадками, периодической болью в левой части грудной клетки. 9 глазных яблок из 10.
P.S. Малость кринжовые, но милые танцы никуда не делись.