Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Без сюжетный спойлеров

2979
4

Студия Frictional Games подарила миру множество потрясающих хорроров. Чего стоит только трилогия Penumbra, олицетворяющая целый поджанр хорроров, где все плотно завязано на повествовании и беспомощности главного героя. Но сегодня речь пойдет о серии Amnesia, покорившей меня в далеком 2010 году, когда вышла Amnesia: The Dark Descent или, как она называлась у нас в СНГ - Амнезия: Призрак прошлого.

И вот спустя 10 лет Frictional Games выпускает продолжение The Dark Descent, но с акцентом на повествование и угнетающую атмосферу, как это было в научно-фантастическом хорроре SOMA. Смогли ли разработчики вновь совершить прорыв в жанре? Именно об этом и пойдет речь в обзоре Amnesia: Rebirth. Поскольку игра позиционирует себя как сюжетный хоррор, то, конечно же, мы обойдемся без спойлеров. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

1937 год, Алжир. Самолет “Кассандра” по странным причинам терпит крушение посреди пустыни. Серия игр Амнезия, как можно понять по названию, не славится развернутым объяснением происходящего в начале путешествия. Таси, главная героиня, просыпается внутри упавшего самолета совсем одна, да еще и со странным артефактом на руке. Группа экспедиторов пропала вместе с Салимом, мужем главной героини. Выбравшись из самолета, девушка обнаруживает разбросанные вещи, кровь и другие следы экипажа, благодаря которым она находит их временное убежище в пещере. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Тут сразу же появляется множество вопросов о происходящем, а местные флешбеки только подливают масла в огонь. Как оказалось, амнезия у главной героини весьма сомнительная, ведь она каждую минуту вспоминает факты из своей жизни. Всего можно выделить 4 временные линии, за которыми необходимо следить: настоящее, семейное прошлое, недавнее прошлое после крушения и происходящее в Темном мире. Темный мир оставим на потом, а вот драму, завязанную на смерти первого ребенка Таси, определенно стоит выделить. Это совершенно не спойлер, об этом неоднократно упоминается в первые 20 минут игры. Разработчики хотели передать сострадание и материнские чувства, но слегка перестарались. Желание Таси сохранить ребенка постепенно перерастает из сочувствия в раздражение. Сюжетные воспоминания постоянно прерываются флешбеками о Париже и первой дочке, Элис. Данная сюжетная арка будет сопровождать вас всю игру, перекрывая собой другие события. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Процесс погружения в Amnesia: Rebirth частично соответствует первым двум частям. Изначально героиня линейно путешествует по лабиринтам из пещер, потом в распоряжение получает стартовые предметы и постепенно вспоминает прошлое через тонны макулатуры. Только в Dark Descent сюжет подавался порционно, предоставляя время на размышления, а тут - все и сразу, только успевай собирать все временные линии в голове, обыскивая закоулки на наличие спичек. 

Кстати о спичках, их всего можно унести 10 штук. А еще несколько литров масла для лампы, объемную детскую игрушку и множество сюжетных предметов, но вот спичек - всего 10 штук. Очень странно смотрится такое ограничение, но это легко объясняется балансировкой сложности. Без источника света героиня начинает бояться и терять рассудок, что приведет появлению внезапных артефактов из Темного мира на экране. Это вполне можно считать скримерами, только очень тухлыми и предугадываемыми. Спустя час игры появляется полный иммунитет к этому. 

В самом начале путешествия, когда вы попадаете впервые в пещеру, игрока окутывает мрак. Рекомендованная яркость превращает все на экране в беспросветную тьму, а странные звуки окружения и вовсе отбивают любое желание продвигаться без источников света. Отличный старт для хоррора!

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Таси боится темноты куда сильнее, чем Даниэль в первой части, но при этом ей достаточно лишь маленького солнечного луча или свечки для полного спокойствия. Как только осознаешь этот факт, то Amnesia: Rebirth начинает превращаться в бег по чекпоинтам в виде света. Конечно же, можно изучать каждый угол пещеры, чтобы найти больше записок и увидеть еще больше однотипных скримеров. 

Кроме вышеупомянутых скримеров из тьмы, в игре присутствуют скриптовые скримеры и “внезапности” для самых внимательных. И вот на этом страшные моменты в игре заканчиваются. Конечно, еще есть монстры, но они скорее раздражают, чем пугают. Первые стычки с ними хорошо поставлены, а вот дальше остается только чувство дискомфорта. Выбора сложности нет, так что монстры везде будут глуповатыми. Причем тут даже нет механики укрытия, как это было в первой части. Никаких шкафчиков и ящиков, только инновационный режим “свернуться калачиком”, который лишает вас обзора. И он совершенно не нужен, всего 1 раз за игру воспользовался им, и знаете что? Монстр буквально одной ногой наступил на меня и прошел дальше. В любой другой ситуации можно просто кружить противников вокруг колонн, после чего они освободят вам путь. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Кроме “калачика” в игре присутствует такая же инновационная механика смерти. Разработчики упоминали, что после смерти главная героиня будет постепенно терять рассудок и это повлияет на дальнейшее продвижение. Привычной смерти с загрузкой чекпоинта тут нет. Теперь монстры не просто нападают на героиню, а стремятся схватить ее. После этого следует кат-сцена, где с персонажем происходят загадочные вещи, после чего вы окажетесь практически на месте предыдущей стычки, а иногда и дальше, что очень странно. Вполне возможно, я не смог обнаружить все тонкости, но местный аналог смертей совершенно никак не влияет на дальнейшее развитие сюжета. Концовок всего 5, причем одна из них совмещена с другой. То есть 2 из них приведут к одному завершению, но с разными вариантами происходящего. Игра была пройдена примерно с пятью смертями, после чего специально умер еще столько же раз и пошел смотреть концовки. Ничего нового там не было, совсем. Возможно, показатель смертей должен дойти до определенного количества, вот только умирать тут особо негде. 

Сеттинг у Frictional Games получилось выдержать отлично. Алжирская пустыня и узкие пещеры постепенно меняются на крепость и подземные руины, а там и до памятных мест недалеко, которые упоминались в первой части. Конечно, SOMA и ее научно-фантастический сеттинг создатели не переплюнули, но тут тоже есть на что посмотреть. Отдельного внимания заслуживает тот самый Темный мир, вдохновленный лавкрафтовскими мифами. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Одной из главных особенностей первых проектов Frictional Games была обширная интерактивность мира. Множество мелких предметов можно было взять в руки, покрутить и передвинуть. В 2010 году это могло удивить, но сейчас это выглядит как отсылка к прошлому, не более. Интерактивность окружающих объектов пригодится вам всего несколько раз за игру, что удручает. Зато эти несколько раз действительно хорошо сделаны, чего стоит только ситуация с гранатой в крепости. Можно сделать все быстро и громко, а если постараться и рассмотреть окружение, то можно получить еще и ачивку “Гудини”. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

Интерактивность помогает не только с ловушками, а еще и с головоломками. Их довольно мало, решаются не сложно, вот только найти правильное решение получится не сразу. В целом, они хорошо разбавляют беготню по локациям и прятки от монстров. Кстати, последние сведены к минимуму и это одновременно хорошее и плохое решение. Хорошее, потому что редкие стычки в совокупности с пронизывающими звуками дарят мощный заряд адреналина, а плохое - из-за количества. Их настолько мало, что можно пересчитать по пальцам руки фрезеровщика. 

В итоге Amnesia: Rebirth играется отлично только в первые часы после запуска, пока игрок совершенно не понимает происходящего. Флешбеки, записки, обрывки и загрузочные экраны рассказывают слишком много, из-за чего уже на половине прохождения приходит понимание к чему все идет. Финальные часы игры и вовсе кажутся сделанными на скорую руку. История не просто набирает обороты, а движется быстрее беременного паровоза в лице Таси. Нет того самого нагнетания, все происходит сумбурно и в самом конце ты забываешь, что это продается как хоррор. Эта личная история про материнство быстро надоедает на фоне внеземных ужасов, а концовки подаются в виде обрывков. Да, открытые концовки - это отличный повод для фантазии, но не в данном случае. Вспомните концовки первой Амнезии, а потом эпичный финал SOMA или не менее эпичный монолог в конце Amnesia A Machine For Pigs. На их фоне концовки Amnesia: Rebirth смотрятся блеклыми тизерами. “Перерождение” получает максимум 6 из 10. Проект можно рассматривать как забавное приключение на 10 часов за 515 рублей. Игра должна была выйти 8 сентября, для фанатов это было бы приятным поводом купить игру и отметить годовщину Amnesia: The Dark Descent. 

Обзор Amnesia: Rebirth - Алжирский переполох

После прохождения игры остался только один вопрос: а как же так, разве могли создатели первой части и SOMA сделать такую игру? Ведь во всех дневниках разработчиков упоминалось, что это апогей фантазии и проект, совместивший в себе все лучшее из других игр студии. Как выяснилось, год назад компанию покинул главный сценарист, а его место занял дизайнер уровней. А вместе с этим надо учесть, что студия одновременно работает еще над несколькими проектами. В итоге студия Frictional Games задала высокую планку качества, при этом сама же не смогла до нее дотянуться.

Достоинства:

  • Отличное звуковое сопровождение
  • Постоянная динамика событий
  • Редкие, но запоминающиеся стычки с монстрами
  • Интересные головоломки

Недостатки:

  • Механики 10-летней давности 
  • Игра пугает исключительно скримерами
  • Материнская сюжетная арка перекрывает собой абсолютно все
  • Интересные, но совершенно не проработанные концовки.

Не всегда нужно быть особенным для того, чтобы тебя любили. Хорошие игры могут обладать не самой выдающейся графикой и не нести в своем сюжете глубокий смысл. Но от прохождения такой игры вы получите удовольствие. Пусть это не новое слово в индустрии, зато это слово громкое, четкое и понятное большинству геймеров. В такой игре вы точно получите интересный геймплей и за другие, не менее важные аспекты, будет не стыдно. Что еще нужно для приятного вечера?

Другие публикации по теме
Alan Wake 2 продалась 1,8 миллиона копий — даже Farming Simulator 25 оказалась популярнее
Alan Wake 2 продалась 1,8 миллиона копий — даже Farming Simulator 25 оказалась популярнее
Разработчики Alan Wake 2 из Remedy сообщили о том, что совокупные продажи их новейшей AAA-игры достигли отметки в 1,8 миллиона копий за более чем год с релиза.
19 ноября в 21:34
2614
19
Форум
GamesVoice приступила к работе над дубляжем  ремейка Silent Hill 2
GamesVoice приступила к работе над дубляжем ремейка Silent Hill 2
Студия профессиональной озвучки GamesVoice сообщила, что уже собрана вся нужная сумма для работы над дубляжем ремейка Silent Hill 2. Первый результат работы обещали показать уже очень скоро.
10 ноября в 21:00
2067
8
Форум
Ужастик “Ужасающий 3” принес огромную кассу своим создателям
Ужастик “Ужасающий 3” принес огромную кассу своим создателям
В то время как мультимиллионные блокбастеры терпят фиаско в кинотеатрах, не в состоянии принести доход, более скромные фильмы демонстрируют великолепные результаты по кассовым сборам.
4 ноября в 15:00
2074
7
Форум