Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником
Жанр глобальных стратегий (их еще называют 4X) древний, как сама игровая цивилизация. Ему почти 40 лет, и за прошедшее время он вырос, полностью сформировался, и придумать в нем что-то новое — крайне сложная задача. А благодаря небезызвестному дизайнеру Сиду Мейеру эти стратегии обрели нарицательное имя — “игры, похожие на “Цивилизацию” (Civilization). На сегодняшний день вышло шесть номерных частей этой великой игры, а на подходе новая часть, седьмая.
Студия Oxide Games, в портфолио которой до этого была лишь одна игра, RTS Ashes of the Singularity, вышедшая в 2016 году, решила попробовать свои силы в глобальных стратегиях и представила игрокам Ara: History Untold. Игру анонсировали еще в 2022 году, но после этого каких-то значимых новостей о ней не было вплоть до того момента, когда Firaxis Games не объявила о скором релизе Civilization VII. И тут стало очевидно: если затягивать с релизом, то есть риск вообще оказаться никому не нужной игрой на фоне появления нового титана жанра. И разработчики Ara почти сразу объявили дату релиза. И вот игра вышла. Давайте же узнаем, получилось ли у Oxide Games создать достойного конкурента.
Геймплей
Если описать общую задачу кратко, то игроку необходимо развивать свою цивилизацию на протяжении трех актов-эпох, выбирая то направление роста, которое ему кажется верным. Вы можете стремиться к мирному существованию, а можете стать тираном-завоевателем, железной рукой правящим огромными территориями. Это уникальная концепция? Не совсем, учитывая, что это игра об управлении ресурсами и развитии народа.
Геймплей в этой игре очень общирен. Нам предстоит так многому научиться и так много сделать. Одиночная кампания начинается с того, что вы решаете, какой страной и историческим правителем вы хотели бы стать. Среди них самые разные политические знаменитости и мировые лидеры на протяжении всей истории и эпох: от Ксеркса до Джорджа Вашингтона, от Екатерины Великой до Жанны д'Арк. Есть много сильных персонажей, каждый из которых имеет собственную статистику, меняющую игру.
Как только ваш лидер выбран, вы переходите на экран, где устанавливаете карту, сложность игры и другие общие настройки мира, который собираетесь исследовать. Существуют базовые параметры и предустановленные карты для тех, кто хочет сразу приступить к делу, а также приличное количество опций для тех, кто хочет создать новый мир и настроить такие вещи, как количество ходов, уровень океанов, количество нации и стиль суши.
На карте вы столкнетесь с другими фракциями (сами выберите их количество), которые станут вашими врагами или союзниками, если вы правильно разыграете карты, причем в каждом акте будут уничтожаться нации, не достигшие достаточного прогресса.
Как и в любой другой градостроительной игре в жанре глобальной стратегии, в самом начале вам дается базовая основа для строительства города на маленьком участке земли. Шаг за шагом, ход за ходом вы даете задания по развитию, исследованию, добыче и еще большему количеству различных параметров. Пошаговый режим знаком всем любителям подобных игр, и тут нет ничего нового.
Даже перемещение войск может занять несколько ходов, и это может быть непросто, когда враг находится глубоко на вашей территории, а значит, вам придется управлять своим временем и ресурсами, чтобы финансировать проекты и синхронизировать сражения.
Уникальность Ara: History Untold заключается в том, что здесь нет “дерева технологий”, знакомого игрокам 4X, а есть “Эры” и “Действия”. Список технологий позволяет игрокам исследовать любую технологию, которую они хотят, если она доступна в текущую эпоху. А затем, как только вы достигнете определенного технологического уровня, вы сможете исследовать “Катализатор Эры” для развития эпохи, но если вы сделаете это, не исследовав все предыдущие технологии, то потеряете к ним доступ навсегда.
Однако все разблокированные юниты, удобства, здания и т. д. доступны с помощью различных технологий на протяжении эпох и актов; если вы пропустили что-то в Древней истории, возможно, вы сможете получить это в эпоху машин.
На высоких уровнях сложности перед игроком всегда будет выбор: скорее пройти по пути технологий, чтобы открыть доступ к сильным юнитам и более эффективным зданиям, или задержаться и исследовать все, но в итоге отстать в общем развитии от конкурентов. Но на низкой сложности куда-то торопиться нет никакого смысла, искусственный интеллект противника всегда вас вежливо подождет.
В игре существует три акта, каждый из которых представляет собой четыре технологические эпохи. Победителем становится нация с наибольшим количеством “Престижа” в конце третьего акта. Для перехода к следующему акту определенное количество наций должно достичь технологической эры. Нации, не достигшие необходимого “Престижа”, исчезают из игры.
В 4X-стратегиях традиционно представлено множество путей к достижению победы. Поэтому вы можете фокусироваться на различных путях к триумфу, таких как технологическая, религиозная, культурная, военная, экономическая и другие экспансии. Обычно игрок вынужден выбрать один путь и стремиться к успеху в данной области. Однако Ara: History Untold предлагает новый подход, позволяя вам получать “Престиж” за все ваши действия в игре. Это оригинальная концепция, но, к сожалению, несбалансированная при запуске.
Когда я завершил первый акт игры, то обнаружил, что разница между нациями была совсем незначительная. Однако к концу второго акта моя позиция резко выросла, опережая следующего участника в два раза. За счет различных технологий к концу этого акта моя эра оказалась на несколько шагов впереди. В третьем акте я даже смог обогнать игрока, занявшего второе место, более чем в десять раз. Хотя цифры, определяющие престиж, иногда запутывают на информационных экранах, я уверен, что большинство из них пришли благодаря постройке "Триумфов" в моих поселениях, аналогичных "Чудесам" в “Цивилизации”, таким как Статуя Свободы или Эйфелева башня.
В игре особое внимание уделяется созданию улучшений и юнитов в городах. Это ключ к расширению и успешному прохождению. Система строительства дает игрокам возможность использовать различные зоны на карте, называемые "Регионами".
Каждый город может строить до пяти различных объектов: улучшения, Триумфы, специалисты, юниты и специальные проекты. Энергия и время, затраченные на разработку этой системы, явно окупились, делая игровой процесс более интересным и разнообразным.
Проблема заключается в том, что ресурсов слишком много: на карте несколько десятков источников добычи. Это создает необходимость в большом объеме микроменеджмента, который растет, словно лавина, с каждым ходом.
Разработчики уделили большое внимание разработке этой системы. Это, безусловно, самая глубокая механика развития, которую я когда-либо видел в 4X-стратегиях, но ее слишком много. Несомненно, найдутся люди, которым понравится такой уровень детализации в развитии, но когда вы строите и расширяете империю, каждый ход управляйте каждой фабрикой, мясной лавкой, пекарней, библиотекой, литейной и многими другими фабриками, чтобы убедиться, что у вас есть то, что вам нужно, в концу уже второго часа игры ваш мозг начинает натурально закипать, а интерес к игре снижаться.
Конфликты
Как и в большинстве игр о строительстве цивилизации, в Ara: History Untold есть и тактическая сторона. Время от времени вы будете подвергаться вторжению или вам придется общаться с другими странами, чтобы сформировать союзы. Пожертвуете ли вы вместе с ними драгоценными ресурсами, чтобы стать друзьями, или соберете могучую армию и атакуете? История зависит от ваших решений.
В боевых действиях игры вы найдете стандартные элементы для жанра, которые, однако, прекрасно вписываются в игровой процесс. Приятный момент: отряды могут объединять свои силы. Особенно привлекательны боевые видеоролики, доступные после завершения сражения, чтобы увидеть классную анимацию боевых действий.
Следует отметить, что у юнитов отсутствуют возможности улучшения, поэтому ваш пехотинец останется пехотинцем до конца своего существования или до вашего решения расформировать отряд. Очень странное решение.
Религиозная система, как и военная, требует определенной доработки. В игре возникают трудности с пониманием религии из-за ее непредсказуемости. Существует некая загадочная формула, определяющая распространение веры, но точно сказать, насколько она проникнет сама по себе, невозможно. Хотя позитивные последствия явны, сам процесс не вызывает большого интереса из-за своей запутанности.
И все это это подводит нас к темной стороне Ara: History Untold. В этой игре полно интересных идей, но каждый раз вы натыкаетесь на стену чрезмерного контроля или непонимания. К примеру, дипломатия. Обычно она является одной из самых сложных механик в 4X-стратегиях, но в Ara складывается впечатление, что ее добавили просто для галочки, словно по чек-листу. Ваше взаимодействие с другими странами ограничивается торговлей, исследованием соглашений, созданием альянсов, дарением подарков, управлением границами (открытие или закрытие их), осуждением, объявлением войны и… вот и все.
Вы можете торговать с нацией только в том случае, если у вас есть дорога к ее городам, а границы должны быть открыты. Однако то, что делает любая нация ИИ в любой момент времени, совершенно случайно. Соглашения об исследованиях приносят минимальную выгоду, особенно если вы впереди в исследуемых технологиях. Всякий раз, когда я просил страну открыть свои границы, она ни разу не согласилась сделать это. Границы открывались только тогда, когда они предлагали союзы. Но если ваш торговый партнер заключал договор с другой страной, то тут же закрывал торговую границу с вами. Почему? Непонятно. Время от времени заключались торговые соглашения, которые длились долгое время, но это было очень редкое явление.
Любые ваши действия в сторону дипломатии могут быть разрушены нелепым капризом со стороны искусственного интеллекта. Я уверен, что так не было задумано, а эта механика добавлялась в релизную версию в спешке, потому ее не успели отладить. Надеюсь, что будущие патчи исправят это недоразумение.
Визуал, звуковое оформление и оптимизация
Ландшафты в игре хороши, особенно когда они заполнены различными структурами, и каждый крошечный кусочек местности имеет свое предназначение. Oxide действительно приложила дополнительные усилия в некоторых визуальных моментах, которых нет в других играх этого жанра. Однако окружающая среда, в которой ничего нет, могла бы быть более детальной: с глубокими лесами, каскадными реками и даже непроходимыми горными вершинами. Временами в игре немного пустынно.
Сопровождающая музыка тоже хороша. Она успокаивает и позволяет сосредоточиться, не будучи слишком напыщенной и отвлекающей, даже во время войны.
Но Ara: History Untold не смогла избежать проблем, связанных с технической стороной вопроса. Глобальные стратегии всегда были требовательными продуктами, и решить вопрос быстродействия на моей памяти не смогла ни одна студия-разработчик.
Но тот факт, что в этой игре живет одновременно тысячи маленьких человечков, и все их действия обрабатываются системой, что создает дополнительную нагрузку. Да, все эти анимации выделяют игру на фоне конкурента, но из-за них игра чертовский тормозит, как только ваше государство станет достаточно большим. Было бы здорово, если бы разработчики дали возможность отключить эти функции в обмен на прирост FPS.
И еще дегтя в игру добавляет очень, ОЧЕНЬ перегруженный интерфейс. Дизайнеры по какой-то неведомой причине пришли к выводу, что будет здорово показывать детальное описание товаров сразу, а не скрыть его под дополнительное меню, чтобы не загружать экран. Нет, по их логике вам недостаточно увидеть иконку и название, вам непременно нужно прочитать чуть ли не энциклопедическую справку.
Итоги
Ara: History Untold получилась хорошей игрой. Разработчики набрались смелости и попытались реализовать в этом устоявшемся жанре хоть что-то новое. Но с этими новшествами они сильно перегнули палку, и на определенном этапе игра начинает не развлекать вас, а даже раздражать. Ей срочно нужны “профилактические клизмы” в виде патчей, улучшающих интерфейс и микроменеджмент. Да, фанаты стратегий — люди терпеливые, но любому терпению есть предел.
Но ставить низкую оценку у меня рука не поднимается. Основные факторы раздражения убрать несложно, главное, чтобы разработчики сделали это.