Обзор

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

288
6

Жанр глобальных стратегий (их еще называют 4X) древний, как сама игровая цивилизация. Ему почти 40 лет, и за прошедшее время он вырос, полностью сформировался, и придумать в нем что-то новое — крайне сложная задача. А благодаря небезызвестному дизайнеру Сиду Мейеру эти стратегии обрели нарицательное имя — “игры, похожие на “Цивилизацию” (Civilization). На сегодняшний день вышло шесть номерных частей этой великой игры, а на подходе новая часть, седьмая. 

Студия Oxide Games, в портфолио которой до этого была лишь одна игра, RTS Ashes of the Singularity, вышедшая в 2016 году, решила попробовать свои силы в глобальных стратегиях и представила игрокам Ara: History Untold. Игру анонсировали еще в 2022 году, но после этого каких-то значимых новостей о ней не было вплоть до того момента, когда Firaxis Games не объявила о скором релизе Civilization VII. И тут стало очевидно: если затягивать с релизом, то есть риск вообще оказаться никому не нужной игрой на фоне появления нового титана жанра. И разработчики Ara почти сразу объявили дату релиза. И вот игра вышла. Давайте же узнаем, получилось ли у Oxide Games создать достойного конкурента. 

Геймплей 

Если описать общую задачу кратко, то игроку необходимо развивать свою цивилизацию на протяжении трех актов-эпох, выбирая то направление роста, которое ему кажется верным. Вы можете стремиться к мирному существованию, а можете стать тираном-завоевателем, железной рукой правящим огромными территориями. Это уникальная концепция? Не совсем, учитывая, что это игра об управлении ресурсами и развитии народа. 

Геймплей в этой игре очень общирен. Нам предстоит так многому научиться и так много сделать. Одиночная кампания начинается с того, что вы решаете, какой страной и историческим правителем вы хотели бы стать. Среди них самые разные политические знаменитости и мировые лидеры на протяжении всей истории и эпох: от Ксеркса до Джорджа Вашингтона, от Екатерины Великой до Жанны д'Арк. Есть много сильных персонажей, каждый из которых имеет собственную статистику, меняющую игру.

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

Как только ваш лидер выбран, вы переходите на экран, где устанавливаете карту, сложность игры и другие общие настройки мира, который собираетесь исследовать. Существуют базовые параметры и предустановленные карты для тех, кто хочет сразу приступить к делу, а также приличное количество опций для тех, кто хочет создать новый мир и настроить такие вещи, как количество ходов, уровень океанов, количество нации и стиль суши. 

На карте вы столкнетесь с другими фракциями (сами выберите их количество), которые станут вашими врагами или союзниками, если вы правильно разыграете карты, причем в каждом акте будут уничтожаться нации, не достигшие достаточного прогресса.

Как и в любой другой градостроительной игре в жанре глобальной стратегии, в самом начале вам дается базовая основа для строительства города на маленьком участке земли. Шаг за шагом, ход за ходом вы даете задания по развитию, исследованию, добыче и еще большему количеству различных параметров. Пошаговый режим знаком всем любителям подобных игр, и тут нет ничего нового. 

Даже перемещение войск может занять несколько ходов, и это может быть непросто, когда враг находится глубоко на вашей территории, а значит, вам придется управлять своим временем и ресурсами, чтобы финансировать проекты и синхронизировать сражения.

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

Уникальность Ara: History Untold заключается в том, что здесь нет “дерева технологий”, знакомого игрокам 4X, а есть “Эры” и “Действия”. Список технологий позволяет игрокам исследовать любую технологию, которую они хотят, если она доступна в текущую эпоху. А затем, как только вы достигнете определенного технологического уровня, вы сможете исследовать “Катализатор Эры” для развития эпохи, но если вы сделаете это, не исследовав все предыдущие технологии, то потеряете к ним доступ навсегда. 

Однако все разблокированные юниты, удобства, здания и т. д. доступны с помощью различных технологий на протяжении эпох и актов; если вы пропустили что-то в Древней истории, возможно, вы сможете получить это в эпоху машин. 

На высоких уровнях сложности перед игроком всегда будет выбор: скорее пройти по пути технологий, чтобы открыть доступ к сильным юнитам и более эффективным зданиям, или задержаться и исследовать все, но в итоге отстать в общем развитии от конкурентов. Но на низкой сложности куда-то торопиться нет никакого смысла, искусственный интеллект противника всегда вас вежливо подождет. 

В игре существует три акта, каждый из которых представляет собой четыре технологические эпохи. Победителем становится нация с наибольшим количеством “Престижа” в конце третьего акта. Для перехода к следующему акту определенное количество наций должно достичь технологической эры. Нации, не достигшие необходимого “Престижа”, исчезают из игры. 

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

В 4X-стратегиях традиционно представлено множество путей к достижению победы. Поэтому вы можете фокусироваться на различных путях к триумфу, таких как технологическая, религиозная, культурная, военная, экономическая и другие экспансии. Обычно игрок вынужден выбрать один путь и стремиться к успеху в данной области. Однако Ara: History Untold предлагает новый подход, позволяя вам получать “Престиж” за все ваши действия в игре. Это оригинальная концепция, но, к сожалению, несбалансированная при запуске.

Когда я завершил первый акт игры, то обнаружил, что разница между нациями была совсем незначительная. Однако к концу второго акта моя позиция резко выросла, опережая следующего участника в два раза. За счет различных технологий к концу этого акта моя эра оказалась на несколько шагов впереди. В третьем акте я даже смог обогнать игрока, занявшего второе место, более чем в десять раз. Хотя цифры, определяющие престиж, иногда запутывают на информационных экранах, я уверен, что большинство из них пришли благодаря постройке "Триумфов" в моих поселениях, аналогичных "Чудесам" в “Цивилизации”, таким как Статуя Свободы или Эйфелева башня.

В игре особое внимание уделяется созданию улучшений и юнитов в городах. Это ключ к расширению и успешному прохождению. Система строительства дает игрокам возможность использовать различные зоны на карте, называемые "Регионами". 

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

Каждый город может строить до пяти различных объектов: улучшения, Триумфы, специалисты, юниты и специальные проекты. Энергия и время, затраченные на разработку этой системы, явно окупились, делая игровой процесс более интересным и разнообразным. 

Проблема заключается в том, что ресурсов слишком много: на карте несколько десятков источников добычи. Это создает необходимость в большом объеме микроменеджмента, который растет, словно лавина, с каждым ходом. 

Разработчики уделили большое внимание разработке этой системы. Это, безусловно, самая глубокая механика развития, которую я когда-либо видел в 4X-стратегиях, но ее слишком много. Несомненно, найдутся люди, которым понравится такой уровень детализации в развитии, но когда вы строите и расширяете империю, каждый ход управляйте каждой фабрикой, мясной лавкой, пекарней, библиотекой, литейной и многими другими фабриками, чтобы убедиться, что у вас есть то, что вам нужно, в концу уже второго часа игры ваш мозг начинает натурально закипать, а интерес к игре снижаться. 

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

Конфликты

Как и в большинстве игр о строительстве цивилизации, в Ara: History Untold есть и тактическая сторона. Время от времени вы будете подвергаться вторжению или вам придется общаться с другими странами, чтобы сформировать союзы. Пожертвуете ли вы вместе с ними драгоценными ресурсами, чтобы стать друзьями, или соберете могучую армию и атакуете? История зависит от ваших решений.

В боевых действиях игры вы найдете стандартные элементы для жанра, которые, однако, прекрасно вписываются в игровой процесс. Приятный момент: отряды могут объединять свои силы. Особенно привлекательны боевые видеоролики, доступные после завершения сражения, чтобы увидеть классную анимацию боевых действий.

Следует отметить, что у юнитов отсутствуют возможности улучшения, поэтому ваш пехотинец останется пехотинцем до конца своего существования или до вашего решения расформировать отряд. Очень странное решение. 

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

Религиозная система, как и военная, требует определенной доработки. В игре возникают трудности с пониманием религии из-за ее непредсказуемости. Существует некая загадочная формула, определяющая распространение веры, но точно сказать, насколько она проникнет сама по себе, невозможно. Хотя позитивные последствия явны, сам процесс не вызывает большого интереса из-за своей запутанности.

И все это это подводит нас к темной стороне Ara: History Untold. В этой игре полно интересных идей, но каждый раз вы натыкаетесь на стену чрезмерного контроля или непонимания. К примеру, дипломатия. Обычно она является одной из самых сложных механик в 4X-стратегиях, но в Ara складывается впечатление, что ее добавили просто для галочки, словно по чек-листу. Ваше взаимодействие с другими странами ограничивается торговлей, исследованием соглашений, созданием альянсов, дарением подарков, управлением границами (открытие или закрытие их), осуждением, объявлением войны и… вот и все. 

Вы можете торговать с нацией только в том случае, если у вас есть дорога к ее городам, а границы должны быть открыты. Однако то, что делает любая нация ИИ в любой момент времени, совершенно случайно. Соглашения об исследованиях приносят минимальную выгоду, особенно если вы впереди в исследуемых технологиях. Всякий раз, когда я просил страну открыть свои границы, она ни разу не согласилась сделать это. Границы открывались только тогда, когда они предлагали союзы. Но если ваш торговый партнер заключал договор с другой страной, то тут же закрывал торговую границу с вами. Почему? Непонятно. Время от времени заключались торговые соглашения, которые длились долгое время, но это было очень редкое явление. 

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

Любые ваши действия в сторону дипломатии могут быть разрушены нелепым капризом со стороны искусственного интеллекта. Я уверен, что так не было задумано, а эта механика добавлялась в релизную версию в спешке, потому ее не успели отладить. Надеюсь, что будущие патчи исправят это недоразумение. 

Визуал, звуковое оформление и оптимизация

Ландшафты в игре хороши, особенно когда они заполнены различными структурами, и каждый крошечный кусочек местности имеет свое предназначение. Oxide действительно приложила дополнительные усилия в некоторых визуальных моментах, которых нет в других играх этого жанра. Однако окружающая среда, в которой ничего нет, могла бы быть более детальной: с глубокими лесами, каскадными реками и даже непроходимыми горными вершинами. Временами в игре немного пустынно. 

Сопровождающая музыка тоже хороша. Она успокаивает и позволяет сосредоточиться, не будучи слишком напыщенной и отвлекающей, даже во время войны. 

Но Ara: History Untold не смогла избежать проблем, связанных с технической стороной вопроса. Глобальные стратегии всегда были требовательными продуктами, и решить вопрос быстродействия на моей памяти не смогла ни одна студия-разработчик. 

Но тот факт, что в этой игре живет одновременно тысячи маленьких человечков, и все их действия обрабатываются системой, что создает дополнительную нагрузку. Да, все эти анимации выделяют игру на фоне конкурента, но из-за них игра чертовский тормозит, как только ваше государство станет достаточно большим. Было бы здорово, если бы разработчики дали возможность отключить эти функции в обмен на прирост FPS. 

Обзор Ara: History Untold: хорошая стратегия, которую нужно доделать напильником

И еще дегтя в игру добавляет очень, ОЧЕНЬ перегруженный интерфейс. Дизайнеры по какой-то неведомой причине пришли к выводу, что будет здорово показывать детальное описание товаров сразу, а не скрыть его под дополнительное меню, чтобы не загружать экран. Нет, по их логике вам недостаточно увидеть иконку и название, вам непременно нужно прочитать чуть ли не энциклопедическую справку. 

Итоги

Ara: History Untold получилась хорошей игрой. Разработчики набрались смелости и попытались реализовать в этом устоявшемся жанре хоть что-то новое. Но с этими новшествами они сильно перегнули палку, и на определенном этапе игра начинает не развлекать вас, а даже раздражать. Ей срочно нужны “профилактические клизмы” в виде патчей, улучшающих интерфейс и микроменеджмент. Да, фанаты стратегий — люди терпеливые, но любому терпению есть предел. 

Но ставить низкую оценку у меня рука не поднимается. Основные факторы раздражения убрать несложно, главное, чтобы разработчики сделали это. 

Достоинства
  • Достойный визуал
  • Есть свежие идеи
  • Просторы для экспериментов
  • Разнообразие механик
Недостатки
  • Технические проблемы
  • Очень много микроконтроля
  • Перегруженный интерфейс
Другие публикации по теме
Состоялся релиз стратегии Ara: History Untold — у игроков есть претензии
Состоялся релиз стратегии Ara: History Untold — у игроков есть претензии
Состоялся релиз глобальной стратегии Ara: History Untold от студии Oxide Games и издателя Xbox Game. Теперь у вас есть возможность получить под личное управление целую цивилизацию и привести ее к процветанию и успеху сквозь века и даже тысячелетия.
25 сентября в 12:59
1112
7
Форум
Успеть до релиза "Цивы": Ara: History Untold выходит в конце сентября
Успеть до релиза "Цивы": Ara: History Untold выходит в конце сентября
Игра Ara: History Untold, разработанная студией Oxide Games, была официально анонсирована на мероприятии Xbox & Bethesda Showcase в 2022 году.
21 августа в 15:48
1765
1
Форум
Жареный петух в лице Civilization 7 клюнул: стратегия Ara: History Untold выходит уже в сентябре этого года
Жареный петух в лице Civilization 7 клюнул: стратегия Ara: History Untold выходит уже в сентябре этого года
Разработчики глобальной стратегии Ara: History Untold, узнав на SGF24 о том, что в разработке находится Civilization 7, поняли, что больше тянуть с релизом своей игры нельзя, иначе есть огромный риск вообще остаться незамеченными сообществом фанатов таких игр.
13 июня в 17:32
2665
2
Форум
Пользователи:
Оценка редакции:
-