Обзор Atomic Heart — жемчужины российской игровой индустрии
Научная фантастика — это самый умный жанр в художественной литературе. От обычной фантастики и ее подвида про драконов, эльфов и магию — фэнтези — он отличается жесткими требованиями к подходу создания мира произведения. На первый план встают причинно-следственные связи, логика и научное обоснование всему, что происходит. Если кто-то вдруг умеет пускать молнии из рук, то недостаточно просто сказать, что персонаж так умеет потому что (Сила мистическая виновата или вот “природой так заложено потому, что МАГИЯ!”). Подобное пояснение может подойти ребенку или тому, кто думать не желает, но не взрослому умному человеку. Необходимо не просто разъяснить, за счет чего у героя появилась такая способность, но и дать логическое и техническое объяснение, как это работает.
По этой причине достойных игр в жанре научной фантастики очень и очень мало. Так как к ним предъявляются те же требования, что и к литературному произведению. Качественная Sci-Fi очень редка, а если появляется, то сразу же становится объектом пристального внимания умной аудитории.
Путь научно-фантастического шутера Atomic Heart получился очень сложным. Впервые об этой игре геймеры услышали 8 мая 2018 года, когда никому не известная студия Mundfish неожиданно для всех представила шикарный трейлер игры. По словам директора студии Роберта Багратуни, к моменту анонса команда уже год работала над продуктом, и вот пришло время представить его общественности.
Но все было не так просто. Люди, “знакомые с ситуацией”, стали сливать информацию, что трейлер — это лишь постановочный ролик, целью которого является “сбор средств с инвесторов на финансирование разработки”, а самой игры вообще нет. Со временем эта история вылилась даже в неслабый скандал с интригами и расследованиями, но сейчас я не буду его пересказывать. Отмечу лишь то, что показанное в первом официальном трейлере игры очень далеко от того, что получилось в итоге. В том плане, что общий советский вайб сохранился отлично, но, помимо лечения в виде поедания банки сгущеночки, ни одного показанного в ролике кадра в финальную версию не попало.
В итоге Mundfish, вопреки всем злым языкам, смогли найти солидных спонсоров и, засучив рукава, продолжили работу.
Уже завтра, ранним утром, в релиз выходит, пожалуй, лучшая игра, созданная в России. Хотя “лучшая” — понятие крайне субъективное, и вы с автором вправе не согласиться, но я постараюсь вам подробно объяснить, почему был сделан такой вывод.
Позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы, а не человек!
В нашей стране отдельным интеллектуальным развлечением является вопрос, “А что было бы, если история СССР повернулась иначе?”. Как бы мы сейчас жили? Что было бы с политической ситуацией во всем мире? И все такое прочее. Наративщики студии Mundfish решили к этому вопросу подойти всерьез, перелопатив много научно-популярной литературы, и предложить геймеру альтернативную историю великой страны.
События Atomic Heart развиваются в альтернативном 1955 году. После Великой Отечественной войны Советский Союз совершил колоссальный рывок в научно-техническом прогрессе. Благодаря взрывному развитию робототехники страна смогла быстро оправиться, и теперь представляет собой самое передовое государство в мире. О советских работах-помощниках мечтает любая страна в мире. Производство, настройка и отладка чудотехники налажено на Предприятии 3826 — экспериментальном городе, построенном вокруг единственной цели — привести страну к светлому коммунистическому будущему, в котором человечество будет жить счастливо, занимаясь любимым делом, а весь тяжелый труд и производство возьмут на себя роботы.
А случились эти научные чудеса благодаря гениальному ученому и инженеру, академику Дмитрию Сергеевичу Сеченову, который в 1936 году открыл новое вещество — нейрополимер. Эта материя стала настоящим прорывом в области передачи информации и энергопроводимости. С его помощью лучшие ученые страны смогли создать устройства, благодаря которым появилась возможность объединить все разумы людей в единую нейрополимерную сеть — “Коллектив 2.0”. Теперь любой человек в мгновение может стать ученым, артистом, писателем — знания всех и каждого будут доступны любому, кто подключен к сети.
Советский Союз готов запустить “Коллектив 2.0”, обязав всех людей стать его частью благодаря устройству нейроконнектора “Мысль”, — ради общего блага. Теперь человечеству не нужны телефоны, телевизоры, записные книжки и любые средства связи, ведь все люди будут объединены в общую информационную сеть. Также благодаря “Мысли” люди смогут мысленно управлять роботами.
Страна, которую мы потеряли
Главным героем Atomic Heart является майор Сергей Нечаев, позывной П-3, специальный агент и личный помощник академика Сеченова по особо важным делам. Нечаев — человек с нелегкой судьбой, прошедший войну. Во время некоторых послевоенных событий в Болгарии майор получил серьезную травму. Сеченов спас ему жизнь, но цена оказалась высока — герой практически ничего не помнит из своего прошлого. Максимум, это события последних двух лет жизни после трагических событий и операции.
Игра начинается с красивейшей кат-сцены. Майор плывет на небольшом катамаране с винтовым двигателем Архимеда (он же шнековый двигатель) на ручной тяге, радуясь красивому дню и размышляя о предстоящем задании, которое ему выдал лично Сеченов.
Вокруг буйство красного цвета знамени страны Советов и зелени деревьев и кустов. Население города вышло на улицы и стремится на главную площадь, расположенную перед монументального размера сооружением комплекса “Икар”.
С первых же секунд нас знакомят с экспериментальным устройством — перчаткой, наделенной искусственным интеллектом ХРАЗ (Хранитель Знаний). Благодаря полимерным волокнам, ИИ способен подключаться к любому электронному устройству.
Налюбовавшись красотами советской утопии (на это дело у вас может уйти больше часа — настолько детально разработчики подошли к вопросу), и узнав, чем живут жители города Челомей, вы получаете подробности задания и отправляетесь за руль служебной машины. Но ехать вам никуда не придется — летающий робот-транспортник подцепит ваш автомобиль и отправится до точки назначения по воздуху. В этот момент вы понимаете, что весь город, и множество различных предприятий вокруг парят в небесах на колоссальных по размеру платформах. Вокруг исполинские статуи, прославляющие гений советской науки, а по радио играет “Миллион алых роз”. От открывшейся перед глазами картины захватывает дух.
Но неожиданно происходит сбой, и пролетающий мимо дрон переходит в агрессивный режим, атакуя нашу машину. К счастью, дело уже шло к посадке, и высота падения оказалась недостаточной, чтобы получить критические увечья. Да и сам майор солидно нашпигован различными имплантами и протезами, что позволяет ему выдерживать гораздо больший урон. Связавшись с Сеченовым, вы узнаете, что на Предприятии случилась диверсия. Предатель Родины перепрограммировал роботов, взяв под контроль сеть "Коллектив 1.0", заставив их атаковать людей. Теперь нам разгребать последствия.
До чего дошел прогресс! До невиданных чудес: Опустился на глубины и поднялся до небес.
Atomic Heart восхищает с первых кадров до финальных титров. Условно игру можно разделить на три части — боевая, повествовательная и исследовательская. И каждая из этих частей исполнена на высочайшем уровне. В первом случае перед нами шутер от первого лица. Тут все привычно любителям жанра — находим оружие, сражаемся с противниками, у каждого из которых своя манера боя, находим еще больше оружия, запчастей к нему и занимаемся улучшением своих девайсов. Практически любое вооружение можно в игре усовершенствовать, превратив невнятный на начальном этапе пистолет в устройство аннигиляции всего вокруг.
Стрельба и ближний бой выполнены очень достойно. Вы чувствуете вес оружия, и каждый его вид ощущается по-разному. У огнестрела есть адекватная отдача, а противники соответственно реагируют на стрельбу — например, заряд из дробовика отбросит Вовчика, а очередь из калаша порвет его в лоскуты.
Арсенал не то, чтобы огромный, но благодаря разнообразным вариантам улучшения, его более чем хватает для самых разных нужд. Хотите сражаться в ближнем бою? Нет проблем — вашим первым помощником в битве станет пожарный топор, который можно будет превратить в такой себе Топор Судного Дня благодаря различным обвесам. Желаете сражаться на дистанции? Также нет проблем — Нечаев с поверженных противников и в различных ящиках и сундуках собирает специальные материалы, с помощью которых может улучшать огнестрельное и энергетическое оружие. Но также среди ресурсов вы подбираете нейпополимер, благодаря которому сможете обучиться особым навыкам, которые сделают из майора эдакого джедая-мага. Конечно, наративщики потрудились все объяснить с научной точки зрения — улучшаетесь не только вы, но и перчатка.
К примеру, если изучите “Стужу”, то ИИ будет генерировать в устройстве криогенный полимерный состав, который подается наружу в виде струи, направленной на противника или иную поверхность. Попав под воздействие, цель получит эффект заморозки. Также “стихийным уроном” можно снабдить и оружие, присоединив к нему специальный кассетный модуль, в который можно помещать кассеты, придающие оружию различные эффекты.
Вообще, сценаристы потрудились дать пояснение каждому нюансу и ответить на каждый вопрос, который может возникнуть у игрока по лору игры. Не все ответы будут доступны сразу, и не всегда логика будет стопроцентная, но ребята очень старались. Так что если вы ставите перед собой целью узнать больше деталей случившегося, раскрыть больше тайн и планов верхушки ЦК КПСС и разгадать по ходу сюжета несколько заговоров, то вам придется детально изучить широкие пространства открытого мира Atomic Heart. И это вторая часть геймплея — исследовательская.
Игра сама подталкивает вас к неторопливому изучению. Сразу после попадания в подземный комплекс “Вавилов” Atomic Heart вдруг предстанет перед вами в образе стелс-хоррора. Конечно, можно бегать, не скрываясь и размахивая топором направо и налево, никто не запрещает, но общая атмосфера, царящая вокруг, настраивает на аккуратное прохождение. Да и к Вовчикам тоже надо привыкнуть, неповрежденные модели вполне себе в состоянии удивить самоуверенного геймера, мгновенно наваляв ему в рукопашной схватке.
Но совсем скоро вы получите свой первый огнестрел, и дела пойдут гораздо быстрее. А пройдя “Вавилов”, вы окажетесь на огромном открытом пространстве. Но в отличие от типичных шутеров “в открытом мире”, игра не предложит вам аттракцион “развлеки себя сам”. Наоборот, она постоянно будет стремиться вернуть вас к сюжетной части, подсовывая новый дневник с интересной информацией или “говорящий труп”. Не удивляйтесь. Инъекция нейрополимера в организм человека позволяет мозгу сохранять остаточную активность и после физической гибели организма. Смекнули, какие перспективы это создает? То-то же!
Но никто не запрещает вам идти туда, куда захочется. Опять же, по миру игры разбросано несколько испытательных полигонов, в которых вам предстоит проявить смекалку и решить несколько пространственных и физических загадок, а также иногда сразиться с сильным противником. Эти зоны вовсе не обязательны для прохождения, и никак не влияют на общий сюжет, но в них вы найдете различные модули для улучшения оружия и много ресурсов. Так что овчинка выделки определенно стоит.
И настоящей жемчужиной Atomic Heart является ее повествовательная часть. Сюжет игры подается очень грамотно, постепенно, не торопясь, но и не задерживаясь настолько, что вы начнете скучать. Мое глубочайшее уважение Александру Ромашкову, нарративному директору студии Mundfish, за шедеврально проделанную работу! За время прохождения игры вы построите не одну теорию происходящего вокруг, и не одну гипотезу сформулируете, но раз за разом игра вас удивит реальностью.
Интрига будет держать вас до самого финала. Но и он не даст все ответы на вопросы. Признаться, не понимаю, по какой причине приняли решение концовку сделать открытой (к слову, концовок в игре две, но только одна очевидно каноничная), однако после финальной сцены остается тоскливое чувство недосказанности. Возможно, ставка делалась на будущие DLC, которые непременно появятся. Надеюсь, что это действительно так и мы все-таки узнаем, чем эта захватывающая история закончится.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца — пламенный мотор.
С графической точки зрения игра выполнена очень и очень хорошо. Картинка бессовестно восхищает яркостью и красотой. Хотя сглаживание могло бы быть и лучше. Кроме того, вы быстро обнаружите, что игре не хватает разнообразия в вопросе уникальности лиц NPC. Но это мелочи.
Анимация героя (только под ноги не смотрите), противников, даже видеокамер, выполненных в форме ромашки, — все на высочайшем уровне. Игра света и тени, гамма, спецэффекты. Все эти искры от попадания пуль по металлу или разорванная электропроводка — команда проделала восхитительную работу. А итогом этого труда стала шикарная оптимизация! Мои настройки стояли на ультра-качестве. Лишь пару раз я словил микрофризы за все два десятка часов геймплея! Пару раз! И насколько мне известно, другие авторы нашего портала также не столкнулись с проблемами производительности игры. Я играл в пресс-версию, в которой нет антипиратской защиты Denuvo. И очень надеюсь на то, что ее наличие не испоганит работу игры.
И, конечно же, надо упомянуть звук и саундтрек к игре. Лязг и скрип металлических суставов роботов, бесконечная трескотня “Пчелы”, полетевшей чинить недавно побежденного вами противника (спасибо, хоть боссов не восстанавливает), стремные звуки биомутантов, попавших под контроль “ростков” — и все это под аккомпанемент шикарных аранжировок в исполнении Мика Гордона, легенды игровой индустрии, работавшего над DOOM. А вот засилье советской и российской попсы меня особо не впечатлило. К слову, вам понятно объяснят, почему в 1955 году играет музыка из 90-х.
Я понимаю, почему эту музыку добавили в игру — она действительно добавляет погружения, но ее слишком много! Уже через несколько часов прослушивания очередного “Стоят девчонки, стоят в сторонке” я полез в настройки и выкрутил громкость радио на ноль.
А в тишине природы вы будете слышать пение кукушки. Только не спрашивайте ее, сколько Нечаеву жить осталось — сглазите, хоть это и антинаучно.
Еще хочу отметить откровенный мисс-касст актрисы, которая озвучивала бабу Зину. Естественно, я играл на русском языке, и как игра звучит на других языках, я не знаю. В нашем же случае голос актрисы и ее интонации абсолютно не подходят под характер персонажа и ее внешний вид. Также есть некоторые претензии к бедности интонаций доктора Филатовой — такое ощущение, что девушку из-под палки заставляли произносить реплики.
На прохождение игры на среднем уровне сложности (всего их три) с детальным изучением мира, но с практически полным игнорированием полигонов (прошел два из девяти) у меня ушло около 20 часов. За это время игра успела один раз “крашнуться” с ошибкой и три раза забаговаться — не срабатывали скрипты. Загрузка ближайшего сохранения исправляла эту проблему и я мог продолжить прохождение. Возможно, причиной была пресс-версия, в которой не до конца пофикшены баги. Надеюсь, в релизную сборку эти косяки не попадут.
По итогу
Atomic Heart — это очень умное и захватывающее произведение. Игра выполнена на высочайшем уровне во всех ключевых аспектах. Начинаясь как стелс-хоррор, в процессе геймплей меняется на исследовательское приключение, а в конце превращается во вполне себе мясной шутер, в духе того же DOOM.
Студия Mundfish заставила заткнуться всех злопыхателей, которые пророчили игре провал. Она доказала, что в состоянии создать восхитительный продукт мирового уровня, за который чертовски гордо будет нам, российским геймерам. В титрах вы читаете привычные имена и фамилии, отсылки в игре и пасхалки будут понятны нам, постсоветским людям. Теперь западным блогерам придется снимать ролики для своей аудитории с пояснением, что означает та или иная деталь в игре, что означает история “замученного дорогой путешественника, который решил остановиться в доме добродушного лесника” и что за робот изображен на замке, который вы открываете буквально по щелчку пальцев. А мы это и без подсказок понимаем!
Есть ли в игре хоть что-то откровенно слабое или плохое? Я лично не смог найти, хотя все время ждал того момента, когда игра, простите, обгадится. Не дождался! Все мои претензии настолько субъективны, что рассматривать их всерьез — натуральная трата времени.
Браво, Mundfish! Аплодирую стоя!