[Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи
Когда кровные узы сильнее Скверны
В наше время простому игроку бывает довольно трудно отыскать игру, достойную того, что потратить на нее свои деньги и время. С одной стороны - разнообразные ААА-блокбастеры с лутбоксами и ускорителями прокачки, а с другой - огромное количество самого разнообразного инди-мусора, рефанд на который оформляется уже спустя полчаса знакомства. И как же приятно найти для себя именно ту игру, которая подарит игроку приятные эмоции и скрасит несколько вечеров. Именно такой игрой и является Children of Morta.
Знакомьтесь, семья Бергсонов. Долгие годы все члены этой семьи оберегали и защищали священную гору Морта. Наша история начинается с того, что гору поразила ужасная Скверна. И бабуля Бергсон, как самый старший член семьи, принимает волевое решение всеми силами остановить распространение заразы и монстров, которых она порождает. И, черт возьми, повествование от лица таинственного рассказчика идеально погружает тебя в атмосферу этой немного мрачноватой истории.
Children of Morta - это типичная action-RPG с элементами roguelike. На выбор предлагаются шесть разнообразных героев, являющихся членами одной большой и дружной семьи. Изначально доступны лишь типичный воин с мечом и щитом Джон и его дочурка Линда, предпочитающая сражаться с монстрами с помощью верного лука. По мере прохождения станут доступны все остальные члены семьи, каждый из которых представляет особый архетип: тут вам и классический разбойник с двумя клинками, и ловкий монах, способный голыми руками разорвать любого противника, и самый настоящий маг, поливающий монстров потоком огненных шаров. За каждого из персонажей играть действительно приятно и, что немаловажно, чувствуется уникальность каждого из них.
![[Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи [Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи](https://s.goha.ru/f/Mq/FE/AiXEN8wZnE.jpg)
После выбора персонажа игрока ждут приключения. Все уровни в игре сравнительно небольшого размера и сгенерированы процедурно, а значит проходить их раз за разом надоест очень не скоро. Геймплейно все выглядит очень и очень просто: мы ходим по локации и буквально закликиваем монстров до смерти, периодически применяя пару спецприемов. Пускаться в приключения можно как одному, так и в кооперативе с приятелем. Но даже соло-прохождение не настолько трудное, чтобы могла понадобиться чья-либо помощь. Иногда в подземелье можно наткнуться на разнообразные мини-ивенты. Например, спасти маленького белого волчонка от толпы кровожадных гоблинов или помочь маленькой девочке-роботу отбиться от приставших роботов-хулиганов. В результате мы получаем новых членов семьи, к сожалению, не играбельных. И в конце каждого подземелья нас ожидает встреча с боссом. Боссы в Children of Morta несложные, однако на некоторых из них (особенно на первом гигантском пауке) я изрядно повайпался. И в отличие от других “рогаликов”, в Children of Morta смерть персонажа не откатывает ваш прогресс. Точнее, персонаж не умирает, а телепортируется обратно в семейный дом и весь его прогресс в лице собранной валюты и полученного опыта остается при нем. Поэтому с каждым, пускай и неудачным заходом в подземелье ваши персонажи становятся только сильнее, и рано или поздно босс падет от вашей руки.
![[Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи [Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи](https://s.goha.ru/f/Co/fR/M6xp1R2Wvw.jpg)
Пару слов о прокачке. Опыт персонажи получают за истребление самой разнообразной нечисти в своих походах. И каждый раз при повышении уровня получают одно очко навыков, которое и можно потратить непосредственно на прокачку. Само древо навыков выглядит очень просто, я бы даже сказал скудно, однако лично я не заметил в нем никаких филлерных навыков. Каждый скилл усиливает вашего персонажа и при желании можно выбрать тот вектор развития, который подходит именно вам. Как пример, можно сосредоточиться на использовании автоатак, повышая урон с помощью пассивных навыков. А можно попытаться выстроить билд на использовании специальной атаки. Но самое главное в прокачке это то, что при каждом использованном очке навыков заполняется специальная шкала, которая в зависимости от количества вложенных скиллпоинтов дает полезные пассивные улучшения как для персонажа, так и для всех остальных членов семьи. Кто-то дает повышенный шанс критического удара, кто-то повышает общий запас ХП, а кто-то буквально ускоряет всех героев.
![[Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи [Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи](https://s.goha.ru/f/NX/Ql/bsLwsEnjxl.jpg)
Помимо прокачки каждого конкретного члена семьи Бергсонов, в игре имеется возможность усиливать непосредственно всех членов семьи. Для этого нужно воспользоваться кузницей дяди Бена или волшебной книгой бабули Маргарет. Опять же, никакого сложного и разветвленного древа прокачки нет. Все очень просто: самые обычные пассивные навыки, которые непосредственно увеличивают весь наносимый урон, количество очков жизни и брони или шанс уклониться от атаки противника. И для прокачки этих навыков нужно фармить золотишко. Но это не трудно, благо после каждого второго захода в подземелье вы точно сможете себе позволить какое-либо улучшение.
Children of Morta была бы самым обычным и особо ничем не примечательным рогаликом, если бы не одно но. Children of Morta - это самая настоящая семейная хроника. Практически после каждого возвращения из подземелья мы будем видеть небольшую кат-сцену, в которой рассказывается маленькая история одного из членов семьи Бергсон. И абсолютно неважно, убили ли вы босса или же провалили поход. И именно благодаря этим небольшим историям ты буквально начинаешь проникаться духом игры. Ты начинаешь испытывать симпатию к персонажам, переживать за них. Они действительно становятся частью тебя. Хотя тут более уместно сказать, что именно ТЫ становишься частью этой семьи. И не ленитесь читать все новые записи в библиотеке. Это того стоит.
![[Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи [Обзор] Children of Morta - Хроники одной семьи](https://s.goha.ru/f/MZ/Qt/mlV769c0Hs.jpg)
Что касается визуального исполнения игры. Несмотря на то, что я не являюсь любителем пиксельной графики подобного плана, я не могу не похвалить художников из Dead Mage за проделанную работу. С художественной точки зрения все нарисовано и анимировано просто изумительно, цвета подобраны идеально. Смотришь на все это и понимаешь, что работа проделана колоссальная и проделана она профессионалами. Музыка в игре тоже прекрасна и отлично гармонирует с общим визуальным стилем. Некоторые мелодии навевают воспоминания о Diablo тех времен, когда Blizzard еще делала прекрасные игры. К переводу, к слову, претензий тоже не имею.
Children of Morta - это по-настоящему интересная и трогательная история отдельной семьи, следить за которой одно сплошное удовольствие. Даже если вы не очень любите игры жанра roguelike и пиксельную графику, то я все равно настоятельно рекомендую ознакомиться с данной игрой. Ведь именно подобные проекты заслуживают вашего внимания. Именно такие игры, а не ААА-мучильни в открытом мире нуждаются в вашей поддержке.