Обзор Clair Obscur: Expedition 33: игра-искусство, пропустить которую — тяжкий грех
В прошлом я уже высказывал свою любовь к французскому искусству. Обожаю француженок, французскую анимацию, люблю их фильмы и юмор. Мода, картины, но главное — люди. Те самые “настоящие французы” из фантазий, старательно собранных в пестрое лоскутное одеяло из множества образов.
Современная Франция всеми силами старается уничтожить свое же культурное наследие. И у нее это великолепно получается. Но это уже разговоры о геополитике, чему в обзорах места нет.
Clair Obscur: Expedition 33 — дебютная игра французской студии Sandfall Interactive. Несмотря на то что в угоду лживой европейской толерантности в ней вы встретите некоторые элементы “инклюзивности” (иначе без нее игру бы не выпустили), их настолько мало и они так мимолетны, что совсем не портят впечатления от игры.
Зато действительно важные психологические вопросы молодая команда очень органично и даже гармонично смогла вплести в диалоги и сюжет — так мастерски, что вы сможете их распознать уже постфактум, когда (если) будете обдумывать поступившую информацию, а не просто безмозгло нажимать кнопки, стремясь поскорее завершить сюжет.
На поверхности Clair Obscur: Expedition 33 — эта пошаговая ролевая игра, в которую разработчики засунули катастрофически много QTE-элементов и действий на реакцию. Их настолько много, что вы можете возненавидеть боевую систему игры, и это абсолютно нормально! А ненормально то, что разработчики так решили сделать. Натуральное издевательство. К примеру, один босс атакует вашу команду 30 раз подряд. И вам нужно от этого уклоняться или парировать его атаки, четко попадая в тайминги. И это лишь один его ход.

Ради символизма разработчики отправили игру “на золото” за 33 дня до ее релиза. Возраст Христа очень важен в сюжете и в аллегориях Expedition 33. Однако эти дни можно было бы потратить на дополнительную полировку игры, и она нужна. Вы будете встречать “фризы” (к счастью, не в бою), а ваш персонаж иногда застревает в текстурах, вынуждая вас загрузиться.
Эта игра словно пять стадий принятия — вы пройдете их все с первого шага “Отрицание” до пятого “Принятие”. На разных этапах она будет раздражать вас настолько, что вы можете захотеть ее выключить. А в другое время вы не сможете от нее оторваться. Словно перед вами не кусок двоичного кода с картинками, а… любимый человек со всеми достоинствами и недостатками.
Мрачная сказка о неизбежности
Clair Obscur: Expedition 33 погружает игрока в сюрреалистический мир, где человечество находится под гнетом таинственной Художницы — богоподобной сущности, которая раз в год пробуждается и рисует на монолите проклятое число. Все, чей возраст совпадает с этим числом, превращаются в дым и исчезают. Каждый год число уменьшается, и в этот раз Художница выбрала 33. Герой становится частью 33-й экспедиции — группы отчаянных храбрецов, которые отправляются в путешествие с целью уничтожить Художницу и разорвать цикл смерти.

Сюжет игры строится вокруг тем судьбы, долга, жертвенности и борьбы с неизбежным. История подается через эмоциональные диалоги, кинематографические кат-сцены и дневники, разбросанные по миру.
Каждый член экспедиции несет личную трагедию (а в этом мире просто не может быть счастливых людей), связанную с проклятием Художницы, что делает их мотивацию понятной и близкой.
Я не стану называть имена персонажей не потому, что боюсь спойлеров. А потому что их характеры настолько великолепно написаны, что лишать вас удовольствия личного знакомства с каждым персонажем — это преступление. Вы сами запомните, как из зовут — также, как запоминаете имена новых знакомых, которые, кто знает, могут со временем стать вашими лучшими друзьями.

Рассказ не лишен недостатков. В первой трети игры темп повествования может показаться медленным из-за акцента на экспозиции и знакомстве с миром. Некоторые персонажи не получают достаточно времени, чтобы раскрыться сразу, но это обязательно произойдет на дистанции. Тем не менее к финалу история набирает обороты, предлагая неожиданные повороты и моральные дилеммы (пусть и без вашего выбора), которые заставляют задуматься о цене победы.
Визуальный и музыкальный шедевр с пятнами чернил на полотне и лишним аккордом
Одна из главных причин, по которым Clair Obscur: Expedition 33 выделяется, — это ее визуальный стиль. Игра сочетает эстетику Прекрасной эпохи Франции с элементами дизельпанка и технофэнтези. Локации оживают благодаря великолепным пейзажам: разрушенные строения, заросшие плющом мосты, различные механизмы и сюрреалистические сады создают ощущение погружения в мрачную сказку.
С другой стороны, разработчики вылили в этот визуал такое огромное количество блюра, что первые часы (пока не привыкните) вы будете бороться с ощущением того, что у вас со зрением что-то не то.

Атмосферу дополняет саундтрек от композитора Лориена Тестарда, для которого это дебют в игровой индустрии. Музыка сочетает оркестровые аранжировки с меланхоличными фортепианными партиями, усиливая эмоциональный отклик от ключевых сцен. Звуковой дизайн также на высоте: при хорошей гарнитуре (никаких колонок, пожалуйста!) вы сможете насладиться гнетуще-яркой атмосферой.

Этот дивный депрессивный мир
Структурно Clair Obscur: Expedition 33 представляет собой приключенческую игру с пошаговой боевой системой. Это если говорить сухо. К сожалению, исследование мира не всегда идеально. Локации представляют собой выделенные области разных размеров и степени запутанности, соединенные между собой коридорами и экранами загрузки. Помимо локальных мест, есть и карта мира, по которой передвигается ваша экспедиция, двигаясь по сюжету. Открывая новые области, вы будете находить не только сюжетные локации, но и необязательные регионы, где вас будет ждать либо сильный босс, либо какая-то награда.

Отсутствие мини-карты иногда затрудняет навигацию, особенно в больших локациях. Это может привести к утомительным блужданиям, если игрок ищет скрытые предметы или боссов.
Что касается боевой системы, то, повторюсь, перед нами пошаговая механика с тайминг-элементами. Почти все скиллы для большей эффективности требуют вовремя нажать “пробел”. Благо, этот элемент вообще можно отдать на откуп системе — “пробел” будет прожиматься автоматически, и поверьте, это к лучшему. Правда, непонятно, зачем тогда вообще надо было это вводить в игру?
А вот защита представлена теми самыми соуслайк-таймингами, когда за долю секунды вам нужно успеть нажать кнопку парирования, чтобы сразу перейти в контратаку. Есть еще уклонение, и оно куда проще, но в этом случае вы рискуете затянуть бой уж очень надолго.

И третьим элементом стала система свободного прицеливания, которая позволяет атаковать слабые точки врагов, что добавляет в сражения тактики. Хотя со стрельбой все максимально просто — одно попадание в уязвимую область, и можно переходить на основные атаки.
Что касается прокачки героев, то тут все максимально уникально, как и их характеры. В игре есть несколько параметров (вроде силы, ловкости, удачи и т.д), между которыми вы распределяете очки от уровня к уровню. К слову, забудьте о скучных универсалах — только узкая специальность является ключом к успеху.
У каждого героя есть свое дерево навыков, оружие и уникальная механика сражения. Никаких “закликал автоатакой” нет и близко. Вы очень быстро поймете, насколько по-разному сражаются все участники экспедиции. Кто-то станет вашим фаворитом, в которого будет вкладываться львиная доля ресурсов, но не допускайте эту ошибку! Развивайте всех в одинаковой степени, это пригодится.

Вне боев игрок исследует локации, решает головоломки (ненавижу джамп-пазлы!) и выполняет побочные квесты. Задания варьируются от простых по поиску предметов до сложных цепочек, раскрывающих историю мира. Например, один из квестов рассказывает о судьбе предыдущих экспедиций, добавляя контекст к основному сюжету.
Fin: великолепное несовершенство
Clair Obscur: Expedition 33 — это смелый дебют Sandfall Interactive, который успешно сочетает традиции JRPG с инновациями для жанра. Не все они выбраны удачно, некоторые элементы будут раздражать вас все прохождение.
Эта игра словно японское мировоззрение ваби-саби, принятие красоты простоты со всем его несовершенством. Разработчики смогли великолепно (с умыслом ли или случайно) реализовать психологические эмоциональные качели, от которых сперва вам может быть дурно, но потом вы не сможете от них оторваться.

Clair Obscur: Expedition 33 — не просто игра, а путешествие в удивительный мир, полный трагедии и безысходности. И лишь луч надежды, что “не может же быть все настолько безвыходно”, греет вас и освещает путь.
Это, пожалуй, самая французская игра из возможных на сегодняшний день во всем своем очаровании.
Вы сидите перед огромной картиной, полностью погрузившись в нее, и для вас исчезает весь окружающий мир. Никто, даже вы, не знает, когда же придет понимание.