Обзор Cyberpunk 2077 — Пан, или пропал?
Долгожданная игра от создателей Ведьмака компании CD PROJEKT RED оказалась крайне спорной и разделила игровое сообщество на тех, кто в восторге от Cyberpunk 2077 и тех, кто выискивает малейший недочет в вышедшей игре и сжигает гигабайты трафика, строча гневные комментарии по всему интернету. Давайте же посмотрим на игру поближе.
Cyberpunk 2077 - это игра-долгострой, целых семь лет разработки, агрессивная рекламная кампания, огромные затраты на пиар, крайне спорные решения в вопросе работы с прессой и создание у игроков образа идеальной игры-мечты - все это априори не могло закончиться хэппи-эндом. Получившийся результат превзошел, конечно, мои ожидания и игра оказалась в разы лучше, чем предполагалось. Как бы не изрыгали проклятия токсичные хейтеры, игра вышла в среднем плюс-минус типичной по уровню качества для CD PROJEKT RED.
Игры серии Ведьмак окружены натуральным ореолом шедевральности и непогрешимости, но если отбросить фанбойские розовые очки, то все три игры серии в техническом плане были довольно посредственными, особенно на релизе. О неиграбельности второго Ведьмака вообще ходят легенды, да и третий сумел отличиться целой россыпью багов. Да, поляки затем постепенно чинили свои игры, исправляли косяки и баги, не бросали свои проекты, а итоговые продукты после всех исправлений и вышедших DLC становились объектом поклонения игроков, но из песни слов не выкинешь. Все игры CD PROJEKT RED на старте выходили сырыми, багованными, с кучей недоделок, но с душой.
Одно дело, когда у вас на руках есть по сути своей неплохая игра с проблемами технического характера, в таком случае ее можно исправить, залечить кривые ноги и получить на выходе здоровый игровой продукт, и другое дело, когда сама концепция игры и реализация на уровне игрового дизайна полный провал и по итогу игра разваливается на глазах, в данном случае поможет только эвтаназия. К счастью, поляки все-таки смогли и в этот раз, а Cyberpunk 2077 является представителем первого типа игр. Более того, по сравнению с играми серии Ведьмак, Cyberpunk 2077, учитывая специфику концепции открытого мира в рамках большого мегаполиса будущего с немалым населением, вышла даже более доработанной и интересной.
Вселенная Cyberpunk на просторах России и СНГ не так хайпова и известна, как Ведьмак, отчасти с этим и связана забавная ситуация, когда одни и те же люди ругают Cyberpunk 2077 ровно за те же вещи, за которые хвалят Ведьмака, а ведь по сути, если трезво подумать, то Cyberpunk является логичным эволюционным продолжением в плане построения игры и процесса ее разработки и сборки политики CD PROJEKT RED в отношении всех своих игровых проектов.
Все та же компания все теми же методами занимается разработкой все тех же игр. Меняется сеттинг, но базовые принципы и скелет игры остаются прежним. Меняются детали и некоторые игровые механики. К слову, те элементы игрового процесса и дизайна, которые поляки делали в первый раз, вышли на удивление неплохими и в данном случае, имхо, более корректно сравнивать Cyberpunk 2077 не с Ведьмак 3, а с Ведьмак 1 и частично 2. Потому что к третьей части серии рука разработчиков была уже набита в этом сеттинге, они отлично знали героев и т.д. А вот первая и вторая части отлично показывали, что попытки во что-то новое у поляков получаются душевными, но ужасно кривыми и косыми в техническом плане.
Я намеренно допустил некоторое отступление от основной темы обзора, чтобы заранее отсечь самых ярых как фанбоев, так и хейтеров и дать немного пищи для размышления. Лично мне игра очень понравилась и я получил ровно тот продукт, что и ожидал, даже лучшего качества. Возможно, свою роль здесь сыграло отсутствие завышенных ожиданий и комплекса веры в идеальность Ведьмака. Но при всем моем желании влепить игре авансом 10 из 10, я должен уметь смотреть на игру объективно, а потому пройдемся как по плюсам, так и минусам.
Перед написанием обзора я проходил игру параллельно на Xbox Series X и на ПК с 1066 (версия игры GOG). К сожалению, приобрести, как планировалось новинки видеокарт ни Nvidia, ни AMD не удалось, поэтому будем ближе к народу. Что я могу сказать, у автора сложилось стойкое ощущение, что наиболее отработанной и тестируемой версией на фоне других была игра для новой консоли Microsoft. По крайней мере с вечера 9 числа и по сегодняшний день, если сравнивать число багов, вылетов и глюков, то на Черном монолитном Экс Ящике при почти беспрерывной игре я сумел словить: 4 застревания в текстурах, 1 вылет и 3 временных зависания игры. А вот на персональном компьютере ситуация была чуть менее радужной. Я, конечно, не вылетал в синий экран каждые пятнадцать секунд, да и поиграв с настройками получил терпимое число кадров в секунду, но в плане сырости ПК-версия выглядела, имхо, чуть печальнее.
А если судить по информации от коллег, то у версий на консолях прошлого поколения все еще хуже. Остается ждать патчей и Cyberpunk GOTE по скидке. Так как больше часов у меня было наиграно именно на консоли, основные впечатления будут оттуда, с возможными вкраплениями от ПК-версии. Игра начинается с занимательного вступительного ролика, а затем после краткой настройки предлагает проследовать в меню создания персонажа. В последнем мы выбираем свою предысторию, внешний вид, распределяем характеристики и отправляемся покорять игру в прологе.
Сам редактор персонажа несмотря на приличную порезку фич по сравнению с ранними демонстрационными версиями выглядит неплохо, но звезд с неба не хватает, хотя как элемент помощи в дополнительном ролевом отыгрыше помогает. Можно выбрать готового болванчика из пресетов, или же попытаться из имеющихся небогатых настроек сваять что-то свое. Касаемо предыстории, то на выбор у героя имеется три пути.
Биография кочевника - вы блудный сын клана кочевников, колесите по пустошам на своем верном железном коне и промышляете контрабандой. История ваша стартует за пределами стен Найти-сити и затем по стечению обстоятельств вы оказываетесь в этом городе греха.
Биография дитя улиц - вы мелкий преступник, которого взяли под крыло Валентинос, и очень хотите выйти наверх в большую игру. Начинаете вы на самом дне Найт-сити в крайне неблагополучном районе, где дети учатся обращаться с пушками раньше, чем писать свое имя и ходить.
Корпорат - вы оперативный сотрудник службы контрразведки крупной корпорации дзайбацу Арасака. Несмотря на постоянный стресс и давление, ваша жизнь успешна, но оказавшись втянутым в борьбу за власть, вы оказались не на той стороне и упали на дно.
Насколько я успел заметить, ваше происхождение влияет на стартовую локацию, круг ваших знакомств и механику мышления. Многие НИПы из предысторий встречаются затем по ходу игры и реагируют совершенно по-разному на персонажей с разными предысториями. Кроме того, в самих диалогах очень часто можно выбрать строку, помеченную значком вашего ориджина. И часто такие варианты дают неплохие итоговые результаты.
Кроме того, происхождение отчасти меняет ваш подход к решению многих проблем и ситуаций. Так, бандит отлично владеет местным блатным жаргоном и отлично разбирается в жизни дна Найт-сити, отличает друг от друга группировки, в курсе обычаев течений и того, как делаются темные дела. Корпорат отлично ведет диалог с крупными шишками и разбирается в работе крупных компаний и их политике, а потому обмануть такого персонажа довольно сложно и он неплохо умеет играть в эти подковерные игры. Так, корпорат может очень жестко поставить на место Мередит Стаут и обернуть ситуацию в сторону своей доминации и диктовки условий и даже, внимание, СПОЙЛЕР! обнулить Мередит. Ну или наоборот, добиться ее благосклонности и затем позже провести с ней сеанс зверя о двух спинах.
И это лишь один пример из многих. Конечно, все сделано несколько топорно, но регулярно игра будет подкидывать интересные варианты решений задач в виде проверки ваших навыков в ходе диалогов или действий, а также в зависимости от происхождения. Многие задания позволяют таким образом получить вообще совершенно неожиданный финал и награды. Самой прокачки и навыков касался уже Аргонаки в своем материале. Я же кратко коснусь системы прокачки и замечуу, что она в меру заморочена, но в целом логична, хотя и нуждается в полировке.
Есть уровень персонажа и уровень репутации. Уровень персонажа растет за опыт, получаемый от выполнения заданий и убийства врагов, уровень репутации - за успешное выполнение побочных заданий и заказов фиксеров. Уровень дает возможность прокачивать характеристики, а вот с репутацией все несколько хитрее. Во-первых, репутация, что логично, влияет на то, какие заказы Ви получит от фиксеров, какие дополнительные задания откроются, какой ассортимент появится в магазинах и в том числе даже влияет на автопарк. Выше репутация - более крутые тачки будут предлагаться фиксерами для Ви.
Также за репутацию даются очки навыков, которые можно потратить в ветках развития. Кроме того, навыки еще и сами могут повышать свои уровни в зависимости от того, как часто вы совершаете то или иное действие. Много стреляете из пистолетов - растет уровень ветки навыков короткоствол. Предпочитаете ближний бой - растет соответственно ветка уличного боя и т.д.
Система поначалу ставит в ступор, но спустя несколько минут можно освоиться и начать получать удовольствие от Cyberpunk 2077. Есть некоторые спорные моменты в игре, так, например, завязка всего крафта на уровень ветки Техника. Да и количество необходимых реагентов на крафт чего-то приличного или на улучшение вещей вгоняет в печаль. Отчасти понятно, что система была адаптирована из настольной игры, но, имхо, стоило бы сделать более гибкую адаптацию для видеоигры. Сам крафт не является жизненной необходимостью, но при должной раскачке сможет обеспечить Ви лучшей броней и оружием в игре.
Что касается сюжетной составляющей игры, то здесь все опять по стандартам CD PROJEKT RED. Имеется основная история с несколькими сюжетными линиями, посвященными дороге к легенде Найт-сити наемника Ви, жизни Джонни Сильверхенда и киберчипу в голове нашего героя. Все эти три сюжетных линии то разделяются, то снова переплетаются и в зависимости от решений игрока выведут к одной из итоговых концовок. И да, в игре еще есть и секретная концовка. Для некоторых концовок нужно проходить побочные миссии и дружить с встречаемыми по пути НИП.
Основной сюжет выглядит неплохо и местами может даже удивить, особенно тех, кто не знаком с первоисточником. Для тех же, кто знает оригинальную историю Джонни Сильверхенда и Киберпанк 2020, крышесносных неожиданностей сюжет не принесет, хотя и сможет подарить немало ламповых ностальгических минут. По сравнению с Ведьмаком сюжет явно заматерел, стал жестче и не таким однозначным, но, как и ранее, поляки максимально оторвались на дополнительных заданиях. Город просто заполонен различными активностями. Есть просто аналоги аванпостов с зачисткой, есть задания посложнее на стелс и скрытные устранения.
В наличии скрытые задания и даже целые сюжетные ветки. Так, банальный заказ на обнуление преступника может внезапно превратиться в долгий многоступенчатый квест философского толка на тему религии, божественности, прощения, и в зависимости от ваших выборов вы сможете даже самолично поучаствовать в распятии Христа от первого лица с забиванием гвоздей и т.д. Или же почувствовать себя нуарным детективом, расследующим странное и сложное дело об убийстве. Можно поохотиться на киберпсихопатов, участвовать в подпольных боях, соревнованиях по стрельбе, и часто задание, которое начинается как рутинное, переворачивается с ног на голову и принимает совсем уж необычную форму.
Многие цепочки заданий разделены по времени и могут продолжиться спустя какое-то время, поэтому стоит регулярно проверять свой телефон и ПК. Другие задания привязаны к уровню вашей репутации, самые интересные и жирные заказы дают только наемнику с безупречной репутацией. Последняя влияет и на отношение к вам людей. Если у вас высокий уровень репутации, то бандиты начинают узнавать вас и предпочитают лишний раз не связываться, а власть имущие жаждут нанять вас для грязной или деликатной работы.
Некоторые задания имеют скрытое ограничение по времени и однозначного провала при опоздании не произойдет, просто произойдет альтернативная концовка квеста, ну или кто-то умрет, не дождавшись вашей помощи. Также многие побочные задания, как было сказано ранее, оказывают влияние на сюжет, а в зависимости от выборов в квестах зависит, какие новые задания у вас появятся в дальнейшем. Бесит же то, что нет никакого визуального отделения важных побочек от банальной зачистки аванпостов. Все это обозначается знаками вопросов и узнать что к чему можно только приехав на точку.
Сам город также является героем истории. Он живет, изменяется, в сводках новостей можно посмотреть или послушать отчеты о последних событиях, в том числе и о собственных подвигах. Проработано телевидение местами даже лучше, чем в GTA V. Найт-сити выглядит довольно живым и реалистичным, да, большая часть НИП это декорация, но играют в целом правдоподобно, а на дорогах можно порой натурально попасть в пробку. Это, конечно, не эталонный городской опенворлд с пригородами, но относительно других игр CD PROJEKT RED - шаг вперед. Хотя проблема близнецов НИП, характерная для игр CD PROJEKT RED присутствует и в Cyberpunk 2077.
Число жителей в городе на Xbox Series X несколько меньше, чем было показано в ранних трейлерах, но чувство толпы никуда не пропало, да и сама громада Найт-сити ощутимо давит на тебя сверху, буквально пожирая изнутри. Графика на пресете настроек Качество путем жертвования частотой кадров в секунду рисует нестыдную картинку, без ставших уже мемными мыльных лиц, текстур и т.д. Особенно классно выглядят закаты, туман и ночной дождливый Найт-сити. Жители бурно имитируют жизнедеятельность, копы ловят бандитов, эль-бандитос делят территории, мирные жители с воплями разбегаются от перестрелок или прячутся в укрытия, а также пытаются увернуться от авто.
Но с оптимизацией у игры явные проблемы и за техническое состояние Cyberpunk 2077 можно поставить твердую двойку. Игра совершенно не тянет на продукт, который разрабатывали семь лет. Видны куски отрубленного контента. Имеется очень жирный намек на тюнинг и дополнительные гаражи и мастерские, имеется, пусть и видоизмененный контент с квартирами. Видны заготовки под кастомизацию квартиры и хранилища, а также интерьера авто. Изменяют внешний вид Ви только те импланты, что установлены в руки, причем вставите вы в ладонь сканер или же нейролинк, внешне ничего не изменится, текстура на ладони остается прежней. Сцена с апдейтом Ви ровно одна в прологе, все остальные апгрейды киберимплантами происходят волшебным образом мгновенно, без кат-сцен.
Cyberpunk 2077 оставляет после себя впечатление хорошей игры, которая технически откровенно сырая, недоработанная и брошена на самый центр глубокого озера, авось научится плавать и выплывет. Это не игровой проект, который был в разработке семь лет. Это игра, которую собрали с дикими переработками максимум за пару лет, попутно отрезав кучу контента. И главный вопрос, который меня мучает, что CD PROJEKT RED отправили на золото, и какую игру нам хотели представить еще весной, если версия игры после всех переносов и доработок такая сырая?!
Я, наверное, впервые, не считая ситуации с Pathfinder: Kingmaker нахожусь в крайне затруднительной ситуации. С одной стороны я получил немало удовольствия от прохождения игры, ее изучения, от дополнительных заданий, и я пройду Cyberpunk 2077 еще неоднократно и на ПК, и на Xbox Series X. Если бы игру реально доделали, не отрубив ей конечности и буквально расчленив на куски, чтобы выпустить в срок, если бы доработали мелочи, которые и работают на атмосферу - это была бы однозначная и безоговорочная игра года, но пока что это польская экшен-RPG в жанре киберпанка с уровнем качества, характерным для игр CD PROJEKT RED. А на данный момент это какая-то The Last of Us Part 2 наоборот.
Игра реально хорошая по своей сути, но ей просто срочно необходимы доработки и оптимизация, что с учетом объема игрового контента и вариативности ситуаций с большим числом переменных превратится для разработчиков в кромешный ад. На ближайший год-полтора про дополнения, имхо, можно забыть. Хочется надеяться, что поляки, как и в случае с Ведьмаками, смогут преодолеть все проблемы и доведут Cyberpunk 2077 до ума, ведь студий, которые рискуют с большими сюжетными сингловыми играми в наше время не так много, а сидеть на диете из игр Ubisoft не всегда полезно для здоровья.
В уме держу 10 из 10 и игра года, за максимально ужасную техническую часть, излишне агрессивный маркетинг, который изящно вешал на уши лапшу, и нестабильную работу игры на большинстве платформ оценка снижена. Ожидаю версию специально для Xbox Series X с исправленными ошибками, улучшенной графикой и добавленным контентом, на которую будет отдельный обзор и оценка. Сумеет ли CD PROJEKT RED провести работу над ошибками - покажет время, а нам остается только ждать. Итоговые оценки для версий, с которыми сумел ознакомиться ниже.
Версия для Xbox Series X - 8 из 10
Версия для ПК - 6 из 10
Версия для Xbox One - 2 из 10
Плюсы:
- Интересный сюжет
- Проработанный мир
- Любопытные персонажи
- Отличные побочные задания, местами лучше Ведьмака 3
- Вид от первого лица отлично погружает в игру
- Неплохая адаптация управления под геймпад
- Разумная продолжительность игры
- Размер и наполненность игрового мира
Минусы:
- Низкое техническое исполнение игры
- Плохая оптимизация под консоли прошлого поколения
- Неудовлетворительная работа на ПК, подпадающих под рекомендованные системные требования
- Периодические зависания на Xbox Series X
- Спорная система развития персонажа
- Откровенные куски вырезанного контента, вызванного спешкой с запуском игры
- Спорная физика транспортных средств
На этом у меня все. Скитался по улицам Найт-сити за рулем Quadro 66 Turbo соло Гаррук. До новых встреч, играйте в хорошие игры.