[Обзор] Diabotical - новый король арена-шутеров
Лучшее, что случилось с жанром со времен Quake Live
Золотые времена арена шутеров давно прошли, но умирать жанр не собирается. Раз в несколько лет да найдется разработчик, жаждущий вдохнуть новую жизнь в жанр, но успеха никто не добивается. Хватит пальцев одной руки, чтобы насчитать хоть сколько-нибудь успешные игры жанра за последние десять лет, а в последние пять кроме Quake Champions ничего и не было. QC пытался сыграть на ностальгии, поддержке ZeniMax и легендарном имени, но многочисленные проблемы не позволили игре обеспечить приток новых игроков, готовых задержаться в игре и потратить свои кровные на батлпасс и косметику. Кривой движок, многочисленные баги и проблемы с инпутом и неткодом, которые разработчик не может пофиксить уже несколько лет, отсутствие контентных обновлений и попросту наплевательское отношение к комьюнити сделали свое дело и верно похоронили игру. Казалось, с практически нулевым притоком новых игроков в жанр и отсутствием разработчиков, желающих создать достойный AFPS, арена-шутерам настал конец, но, хвала небесам, они послали нам мессию.
Ветеран Quake-сцены, сумевший добиться успеха комментатором и ведущим киберспортивных мероприятий 2GD организовал собственную студию и занялся разработкой проекта-мечты в жанре AFPS. Известный как Diabotical, проект собрал необходимую для разработки сумму в 2016 году на Kickstarter и вот, 3 сентября 2020 года проект увидел свет. Diabotical вышла эксклюзивно в EGS по Free-to-Play модели распространения. Epic Games обеспечила Diabotical гарантированную двухлетнюю поддержку, призовой фонд официальных турниров в $250,000 в год и популярную платформу для рекламы собственной игры. На конец года уже анонсирована серия официальных американских и европейских онлайн-турниров с общим призовым фондом в $100,000. Но игра берет не маркетингом, а абсолютным уровнем качества.
Во-первых, движок. Diabotical использует игровой движок собственной разработки Glitch Engine, который позволяет игре выйти на недостижимый уровень отзывчивости и плавности. Игра показывает стабильный высокий уровень FPS без каких-либо тормозов и замедлений на большинстве конфигураций ПК. Задержка ввода - минимальная. Я честно не встречал игры, которая бы настолько быстро и четко реагировала на любой инпут. Звук в игре качественный - понять в какой части карты находится противник, как далеко он от тебя и откуда выпрыгнет проще простого. Неткод тоже отличный, однако на данный момент игра использует серверную регистрацию попаданий, которая на удивление работает очень приятно и помогает сгладить пинг, но тут все индивидуально. Преимущество 5 мс пинга против 50 мс гораздо менее значительное, чем в других играх. Настройки управления просто лучшие из всех игр, предлагая настроить каждый момент, связанный с поведением мыши. Перенести настройки чувствительности из другой игры, адаптировать ее под любой FOV, поменять бинды и настройки для любого оружия - можно все. То же самое касается и интерфейса: каждый элемент HUD игры настраивается абсолютно как захочешь, а результатом можно поделиться - для этого уже существует сайт https://eggdevil.gg/
Во-вторых, переработка игровых режимов. Вместо тупого копирования популярных режимов игры, The GD Studio взялась их доработать. Не просто добавить какую-нибудь “уникальную” фишку или видоизменить дизайн, а конкретно разобраться с проблемами популярных режимов и внести необходимые изменения, чтобы смотреть и играть в них было интересно. Например, дуэли. Первое крупное изменение - это Golden Frag. После истечения таймера нужно заработать еще одно очко, чтобы игра закончилась. Нельзя отсидеться с минимальным преимуществом - нужно поставить финальную точку. Таким образом всегда, до самого последнего момента у отстающего игрока есть шанс на камбэк. Дополнительно каждое набранное лидером очко уменьшает финальный таймер отсчета раунда на 30 секунд, а каждый фраг отстающего эти 30 секунд возвращает: если раскатываешь кого-то в одну калитку, игра закончится вдвое быстрее, а близкие и равные бои длятся максимальные 12 минут. Баланс карт и предметов также способствует более равной игре, лишая лидера подавляющего преимущества. Хороший стак можно набить без контроля “Меги” и “Красной” брони - мелкой броней (желтой и синей) можно собрать стак до 150 единиц, а мелкими хилками - до 130 единиц.
Подобные изменения нашли себя во всех популярных режимах игры: каким-то досталось меньше, каким-то больше. Clan Arena в Diabotical называется Wipeout и в ней доступен респаун умерших в рамках раунда. С каждой новой смертью следующий респаун будет занимать все больше и больше времени, пока команда полностью не будет уничтожена. Таким образом приходится контролировать собственное ХП/патроны, где-то тактически умирать, чтобы появиться с полным стаком и организовывать врывы, дабы уничтожить команду противника за короткий промежуток времени между респауном. Помимо этого доступна куча официальных режимов, зайти в которые можно из главного меню: разнообразные арены, инстагибы, FFA и другие. В кастомных играх разнообразия еще больше: от гонок и классических режимов до аркадных мини-игр и челленджей.
Но самое главное - это отношение разработчика к своему дитя и комьюнити. За тестирование и баланс игры отвечают десятки профессиональных игроков и ветеранов AFPS жанра. Разработчик очень быстро реагирует на баги и проблемы - на стадии беты они напрямую рассылали обновленные экзешники на тестирование игрокам с техническими проблемами. Пока крупные разработчики накладывают монополию на киберспорт, запрещая третьим сторонам организовывать мероприятия, The GD Studio практикуют максимально открытую политику, поддерживая мододелов, картоделов и организаторов турниров. Quake Champions для сравнения посадила всех игроков на контракты, запрещая им участвовать в любых неофициальных турнирах, а контент выпускается (или скорее не выпускается) только официальный. Классическую клан арену в QC пришлось ждать три года, не говоря уже о новых картах. Diabotical уже на момент релиза имеет значительно больше, начиная с режимов игры и карт и заканчивая косметическим контентом. Самый лучший контент получает официальную интеграциию и поддержку - практически все текущие дуэльные карты разработаны активными участниками комьюнити.
Хотя будущее игры и видится позитивным за счет вышеперечисленных факторов, не стоит забывать и о главной проблеме - высоком пороге вхождения. Средний возраст игроков жанра давно перевалил за 30, а притока молодых игроков почти нет. Для комфортной игры даже в пабликах нужно иметь хороший аим, понимать тайминги, учить карты и уметь быстро и точно двигаться. Требования к персональному навыку стрельбы гораздо выше, так еще и много чего учить надо. Сможет ли реклама на крупной платформе и киберспортивная поддержка обеспечить приток новичков в игру покажет время, но пропускать игру фанатам жанра просто нельзя.
Diabotical - это лучший Arena-Shooter со времен Quake Live. Без преувеличений. Ощущения от перемещения, стрельбы, отзывчивости, баланса карт и оружия просто потрясающие. Темп игры сверхплотный - расслабиться не получится ни на секунду. Будь то Аим Арена, дуэли или командные режимы - экшен не прекращается ни на секунду. Ни один современный шутер не способен предложить схожего уровня погружения в геймплей. Никакого кемпинга, никаких ожиданий, никаких унылых моментов - Diabotical предлагает чистый, незамутненный экшен. В игру приятно играть, приятно побеждать и интересно проигрывать. Хочется играть лучше, хочется практиковать и совершенствоваться - игра умеет вознаградить личный прогресс. Ни один современный шутер за долгое-долгое время не смог меня так затянуть, как это сделал Diabotical. И объективно у игры просто нет слабостей.
Плюсы:
- Идеальный инпут, минимальный лаг
- Высокая производительность
- Великолепный баланс
- Высокий темп игры
Минусы:
- Высокий порог вхождения