Обзор дополнения No Step Back для глобальной стратегии Hearts of Iron IV
Paradox снова все перелопатили
Игровой издатель Paradox известен своими сериями глобальных стратегических игр. Europa Universalis, Crusader Kings, Stellaris, Victoria, Hearts of Iron. О последней игре из списка и пойдет речь в нашем обзоре. Hearts of Iron IV погружает нас в мир накануне самого масштабного и кровопролитного конфликта, который когда-либо видело человечество - Второй Мировой Войны.
Мы вольны избрать любую из доступных держав и выбрать точкой отправления либо 1936 год, либо же 1939, когда конфликт перешел в активную фазу. Я не буду тратить время читателей описанием банальностей. Большинство интересующихся этой серией игр прекрасно знают базовые механики, а потому не будем тратить время друг друга. Hearts of Iron, или более привычная отечественному игроку серия игр День Победы в градации игр от Paradox занимает место относительно доступного для начинающего игрока проекта. Crusader Kings достаточно хардкорны и не прощают ошибок, плюс немало внимания придется уделять не только войне, но политике и социальным связям. Europa Universalis в этом плане несколько проще и требует уже скорее макроконтроля. Новую часть серии Victoria нам еще предстоит увидеть, а в Hearts of Iron IV нас ждет лишь война и немного политики.
Как прекрасно знают любители стратегий от Paradox, данный издатель и разработчик обожает выпускать свои игровые проекты в виде базы-заготовки, на основе которой путем релиза целой пачки дополнений выстраивается отличная и глубокая игра. Да, постепенно, число дополнений может вырасти настолько, что желающие приобщиться могут увидеть итоговую сумму близкую к стоимости пары современных ААА-игр. Но к чести Парадоксов, практически каждое их дополнение добавляет в игры что-то новое, новые механики, интересные фишки и т.д. Не стало исключением и последнее на данный момент дополнение для Hearts of Iron IV с говорящим названием No Step Back, или Ни шагу назад.
Как можно понять из названия, основной акцент будет касаться Советского союза и кризиса 30-х годов. И это отчасти правда. В дополнении мы получаем кардинально переработанное дерево фокуса для СССР, новую механику паранойи и чисток высшего командного состава и политической элиты. Имеется возможность построить культ личности Сталина и поддержать центристов, или же отдать предпочтение правым, либо же левым и например вернуть Троцкого. Да, нечто подобное было и раньше, но теперь все проработано более детально и новые механики реально работают и выглядят отлично. При желании можно вообще восстановить Российскую Империю и реставрировать монархию. Индустриализация, коллективизация, подготовка к войне - все эти вехи теперь детально проработаны, не забыта конечно внешняя и внутренняя политика СССР и теперь доступно еще больше решений и выборов в исторических событиях. Возможность забрать себе Босфор путем давления на Турцию через провокацию со стороны Греческих коммунистов это еще вершина айсберга.
Помимо Советского Союза было основательно переработано дерево национальных фокусов для Польши, можно собрать новое правительство, отреставрировать Речь Посполитую или же поддержать военных фалангистов, а может пора рабочим взять власть в свои руки и стать шестнадцатой республикой? Изменения коснулись и стран Прибалтики. Их древа фокусов значительно расширились и теперь при желании вы можете создать не только Унитарную Прибалтику, но и основать Скандинавскую империю. Объем проведенной работы и количество новых ивентов удивляет. Но и это еще не все. Разработчики капитально переделали ветку стратегий сухопутных сил, флота и авиации, а также офицерского состава вашей армии. Теперь имеется отдельная вкладка Генштаба, где вы вольны изучать тактики ведения войны, назначать командиров-штабистов и заодно выбирать наиболее предпочтительные для ваших командующих стратегии ведения войны и технологии. Стало несколько сложнее по сравнению с прошлой системой, но я бы даже сказал нагляднее.
Был переработан боевой дух войск и теперь можно делать более узкоспециализированные части. Кардинально переделана в дополнении и система снабжения. Теперь припасы не перемещаются к войскам магическим способом. Придется помимо повышения уровня инфраструктуры местности строить железные дороги и заботиться о достаточном количестве подвижного состава в виде паровозов, пропускной величине железнодорожных путей и их скоростном режиме, наличии промежуточных станций снабжения и еще куче мелочей. Планирование тыла и материального обеспечения войск теперь выходит на новый уровень и, как и в реальной жизни, занимает немало времени. Теперь Блицкриг будет редким гостем в ваших партиях, зато правильно выстроенная система снабжения избавит вас от головной боли в дальнейшем.
Помимо железнодорожного транспорта и узлов снабжения, которые можно улучшать, повышая их моторизацию, добавилась возможность создавать плавучие морские порты для поддержки морского вторжения, а также тактика выжженной земли, чтобы заставить вражескую армию, слишком растянувшую коммуникации страдать от недостатка припасов. К слову о железной дороге, были добавлены железнодорожные тяжелые орудия. И я должен сказать, за все то время, что я усердно играл в новое дополнение, этих крошек я смог оценить по достоинству. У противника численное превосходство и мощная линия укреплений? - Даже пара этих орудий способна посеять неслабую панику в рядах врагов и попутно превратить гордые бункеры в груду бетонной крошки. Все еще не ядерная бомба, но впечатляет. Не забудьте только проложить железнодорожные пути для этих крупнокалиберных аргументов.
И на сладкое я оставил последнюю новую фичу дополнения - конструктор бронетехники. В одном из дополнений под названием Man the Guns нам был представлен конструктор военно-морских кораблей, сейчас у нас аналогичная ситуация, но уже с танками. Вместо конкретных моделей мы по сути изучаем двигатели, шасси, броню и вооружение. Затем в местном конструкторе выбираем основу для нашей боевой машины, тип движителя: колесный, гусеничный, тип подвески: торсионная, кристи, балансирная или шахматная, тип брони: сварная, литая, клепаная и т.д. Затем выбираем тип двигателя и трансмиссии, все это венчаем одно, двух или трехместной башней, или же неподвижной бронерубкой. В башню втыкаем артиллерийскую систему по выбору, приправляем все приятными мелочами в виде пулеметов, доп башен с орудиями или пулеметами, типов боеукладок, рациональных наклонов брони, радиопередатчиков и т.д и т.п. Вариаций очень много и собрать можно как классические всем известные боевые машины, так и призванные к жизни вашим сумрачным гением шушпанцеры, наводящие ужас на врага одним своим видом.
Что же по итогу? Я провел почти 30 часов, играя в новое дополнение, и хоть оно не идеально, не могу не отметить, что No Step Back выглядит скорее хорошим, чем плохим расширением оригинальной Hearts of Iron IV. Хотя, конечно, некоторые вопросы касаемо интерфейса и механики снабжения войск остаются открытыми. Крепкие 8 Сталиных из 10.
Плюсы:
- Новые механики для СССР и стран Восточной Европы
- Новые деревья национальных фокусов
- Железнодорожная артиллерия и поезда
- Переделанный генеральный штаб
- Новая система логистики и прокладки путей снабжения
- Конструктор бронетехники
- Музыкальное сопровождение
Минусы:
- Спорный интерфейс новой логистики
- Минорные графические баги
- Отсутствие внятного обучения новым механикам