Обзор Forgive Me Father — олдовый хоррор-шутер прямиком из произведений Лавкрафта
Святой отец или журналистка оскорбляют чувства верующих
В незапамятные времена… Нет, не так. Давным-давно… Снова не то. Короче, олды помнят. Помнят выход первых шутеров. Помнят, как они выглядели, как игрались, и какие впечатления производили. Это уже потом Quake I еще раз перевернул индустрию с ног на голову, позже поменяв местами эти самые ноги и голову. А до великого творения Джона Кармака и компании шутеры были двухмерными. Даже Wolfenstein 3D и Duke Nukem 3D был двухмерным.
Но особенно мне в душу запала дилогия The Blood. В ней рассказывалась классная история про культиста, которого предали соратники и похоронили. А спустя 20 лет он воскрес и решил отомстить бывшим коллегам. Так вот, атмосфера в “Крови” была той самой, что сейчас принято называть “лавкрафтовской”. Мрачные деревни, темные подземелья, орды зомби и прочей нечисти — только тентаклей не хватало. Жаль, но “таких игр уже не делают”©. А вот и нет, еще как делают!
Forgive Me Father не просто продолжает идеи тридцатилетней давности. Студия Byte Barrel буквально взяла все, за что мы любили и любим шутеры из девяностых, добавила недостающих тентаклей, замесила, посолила — и на выходе получилась игра, от которой олдскулы сводит до скрежета. В хорошем смысле выражения.
А начнем мы, по традиции, с сюжета.
Этот город прогнил — буквально и фигурально. Прогнили фасады зданий, прогнили крыши, прогнили люди
В раннем доступе Forgive Me Father можно было играть только за одного персонажа — священника. На релизе разработчики добавили бойкую и дерзкую журналистку. Хоть начало у героев будет идентичным, в последствии сюжет у них будет немного отличаться, При выборе персонажа вам расскажут разницу между ними, мол, отче играет “от обороны и дольше готовится к атакам заклинаниями”, а девушка подходит для тех, кто любит “только вперед”. На практике же они играются практически одинаково, если речь идет о стрельбе. Однако использование способностей, как и сами способности, у персонажей значительно различаются. Я играл за падре.
Герой получает письмо от кузена Луиса. Двоюродный брат просит срочно вернуться в родной город, так как в нем творится какое-то безумие.Пропадают люди, вокруг паника, да еще какие-то странные голоса что-то шепчут в голове. Родственник очень беспокоится за свою жизнь и просит помощи. В Пестисвилл мы прибываем на поезде. По пути в хостел, где должен ждать брат, вы обращаете внимание на то, как быстро местные покидают город. Но в комнате никого не оказалось. Зато на полу оказался заряженный револьвер, а на столе и других предметах мебели разбросаны письма и заметки Луиса, из которых становится ясно, что в городе некоторое время назад обнаружили следы неизвестного магического культа.
Вот такая завязка у игры. Сюжет подается в виде записок, газетных вырезок и дневников местных жителей. Никаких кат-сцен или чего-то подобного. Все по классике — исследуете каждый закоулок локации, чтобы найти очередной кусочек пазла и составить полноценную картину творящегося вокруг. Да, после очередного босса вам рассказчик поведает, что же произойдет дальше, но разбираться в деталях придется самостоятельно.
Геймплей и художественный стиль
Нечасто при обзоре игры авторы делают упор на художественный стиль. Обычно его просто нет. Точнее, все эти гонки за фотореалистичной картинкой с текстурами в 4K-разрешении и оцифрованными лицами настоящих актеров — это здорово, да. Но так делают сейчас почти все. И из-за этого современные шутеры стали очень похожими друг на друга. Тем радостнее и приятнее, когда кто-то решается на эксперимент и дарит геймерам что-то либо очень хорошо забытое старое, либо по-настоящему новое.
Forgive Me Father — это двухмерный шутер. Враги, оружие, объекты — практически все в этой игре плоское. Только рука героя, держащая автомат или пистолет, выполнена в 3D, да еще некоторые объекты, вроде домов, за пределами локации.
Но такой выбор не случайный. Красочный художественный стиль отлично подходит для темы потустороннего ужаса и зловещей окружающей среды. Игра выполнена в стилистике комикса, так что стрельба постоянно сопровождается надписями “тра-та-та”, а взрыв бочки, помимо звука, обозначается классическим комиксовым “Bo-o-o-m!”.
Локации представляют собою типичные коридоры с некоторыми ответвлениями. И тут, увы, ретро-лабиринтами из Doom даже не пахнет. Карты нет, но заблудиться крайне затруднительно, хотя пару раз я блукал по пустому уровню, так как не сразу обнаружил дырку для спуска (уровень на крышах, если кому поможет).
Уровни сделаны по следующей схеме: вы движетесь по одному коридору, натыкаясь на более или менее широкое пространство, в котором обнаруживаете запертые двери разных цветов. Для открытия прохода необходимо найти соответствующие ключи. Идете в другой коридор, зачищаете там врагов, берете ключ, открываете дверь, чтобы пройти новый коридор или зачистить арену и получить новый ключ. Раз в какое-то количество пройденных уровней вам будет попадаться босс, убийство которого продвинет сюжетное повествование дальше.
На локации разбросаны гроздьями патроны и аптечки. В первой трети игры вам может показаться, что их дают слишком много и слишком часто. Но уже после первого босса вы начнете сталкиваться с ситуацией, когда патроны на любимый автомат закончились, и на дробовик тоже закончились, а в пистолете осталось буквально 10-15 выстрелов. И что делать? К слову, перезарядки оружия в игре нет. И это здорово!
Бестиарий
Противники радуют разнообразием. Это могут быть зомбированные жители города, которые убиваются с одной пули, полноценные мертвяки, таскающие с собой запасную голову, которую ставят на место отстреленной, продолжая таким образом нападение. Шикарно одетые дамы, чем-то внешне напоминающие леди Димитреску, бывшие солдаты, вместо головы у которых какой-то осьминог-иллитид, безумные одержимые больные из местной лечебницы, культисты в церемониальных одеждах, стреляющие самонаводящимися сгустками энергии. В общем, врагов много и все они разные. У каждого свой паттерн поведения. Если обычные зомбаки прут на вас по прямой линии, то солдаты уже будут пытаться маневрировать и скрываться за укрытиями.
Битвы с боссами сделаны хорошо. Они огромные, у них есть разные фазы боя, — все, как мы любим. И если первого босса (огромный кусок зубастых тентаклей в дурдоме) можно пройти нахрапом, то второй так сделать не позволит. Придется сперва понять, что нужно сделать, чтобы противник стал уязвимым, а потом еще и быстро побегать от смертельных стен, параллельно уклоняясь от самонаводящихся шаров и стреляя в противников. Дальше — еще интереснее, но спойлерить не буду.
Ганплей
Для упокоения супостатов герою предлагается целый арсенал огнестрельного и не только оружия. Не знаю, зачем почтенный пастырь носит с собой нож-финку (оружие по умолчанию), но с первой минуты игры у него появляется пистолет, позже — обрез-двустволка и далее по нарастающей — пара видов автоматов и даже гарпун.
Все оружие, даже нож, можно улучшать. Причем, на определенном этапе у игрока появляется выбор — например, ружье будет стрелять рикошетящими патронами, или в него можно вселить какого-то демона с тентаклями, что значительно увеличит урон.
Помимо огнестрела, герою доступна магия. Нет, это не броски огненными шарами, а более приземленное колдовство. С помощью святого распятия можно немного восстановить здоровье, “Некрономикон” сделает вас на короткое время неуязвимым, а медальон даст бесконечный боезапас. Кроме того, у героев есть уровень ярости — особого состояния, которое накапливается при непрерывных убийствах. При достижении максимума, экран перекрасится в черно-белые оттенки, и только красная кровища будет литься фонтанами из противников. В этом состоянии ваш урон увеличивается, а урон от полученных повреждений снижается. Также за счет очков ярости действует некоторая магия.
Отдельно стоит упомянуть керосиновый фонарь. Это не оружие, а источник света, который также можно улучшить. Некоторые уровни очень темные, и вам придется освещать себе путь с помощью лампы. Нюанс в том, что герой не может держать оружие одновременно с фонарем. И получается очень атмосферные хорор-моменты, когда вы в коридоре сталкиваетесь с противником и вынуждены резко переключаться на оружие, оставаясь в темноте. Жаль только, что таких моментов в игре очень мало.
Звук и музыка
Музыка в игре старается особо не отвлекать от происходящего ровно до того момента, когда вы попадаете на очевидную арену, на которой на героя повалят орды противников. В этот момент включается мелодия в хард-рок стиле, которая откровенно начинает раздражать. Она слишком громкая и слишком навязчивая, уже на второй или третий раз появляется желание выключить музыку полностью. Во всяком случае, у меня оно возникло.
Звуки в игре средние. Я бы даже сказал, совсем бюджетные. И тут не получится все списать на ретро-стилистику игры. Как раз звуковое сопровождение — это то, на чем экономить нельзя. В том плане, что старые синтезаторные восьмибитные звуки — это не то, что приводит в ностальгический экстаз олдовых геймеров. Кому-то больше нравится старая спрайтовая графика, а не современное 3D, и это можно понять, но в вопросах звукового сопровождения большинство геймеров едины — чем выше качество звука, тем лучше.
По итогу
Forgive Me Father получилась хорошим продуктом. В игре классный визуальный стиль в духе комиксов, хотя все-таки хотелось бы побольше анимаций противникам. Ведь даже в ранее упомянутой The Blood монстры двигались почти плавно, а ведь игра вышла в 1997 году!
Шутер отлично справляется с передачей мрачной атмосферы безнадеги и мистики. Гротескные враги радуют разнообразием и уникальными механиками боя, а количество секретов на уровне хоть и не сравнится с шутерами прошлого, но тоже порадует олдовое сердце.
С другой стороны, игра может показаться чрезмерно однообразной для тех, кто не испытывает приступов ностальгии по былым временам, и я отлично пойму таких людей. В этом случае могу лишь посоветовать не проходить Forgive Me Father залпом, а делать перерывы. Тогда вы не успеете устать.
От себя я ставлю щедрые 8 баллов из 10, несмотря на весьма скучные звук и музыку.
Понравилось:
- Ретро-стилистика
- Сюжет
- Разнообразие противников
- Прокачка оружия
Не понравилось:
- Навязчивая музыка
- Бедные анимации