Обзор

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

5477
15
Прослушать

Вышедшая в апреле 2018 года стратегия Frostpunk от польской студии 11 bit моментально стала любимицей публики. Геймеры, предпочитающие игры стратегического жанра, влюбились в мир игры и его механики. Консервативное сообщество редко когда так тепло встречает новинки среди стратегий. Фактически, именно с этой игрой стала ассоциироваться студия, хотя у нее в портфолио есть и другие достойный продукты. 

Спустя шесть лет (как же быстро летит время!) 11 bit выпускает вторую часть хитовой стратегии — Frostpunk 2. И, забегая немного вперед, хочется сразу выделить главное: она во многих аспектах отличается от первой части, и перед нами действительно самостоятельная вторая часть, а не продвинутое DLC, как это часто бывает в случае с сиквелами. 

Сюжет 

События игры происходят в альтернативном прошлом начала (в первой части) и середины (вторая часть) прошлого века. Мир погрузился в ледяной апокалипсис, и вся поверхность покрыта толстым слоем льда и снега. Горстки выживших стремятся спасти свои жизни любой ценой, и общество в силу обстоятельств претерпело определенные изменения. 

Frostpunk 2 | 11 Facts Trailer
Frostpunk 2 | 11 Facts Trailer

Во главу сообщества встали Капитаны — люди, чья власть абсолютна. Эдакие диктаторы и цари, императоры Палпатины, если хотите аналогию. Но не всякий может стать Капитаном. Для этого вам предстоит сперва убедить — словом или делом — жителей коммуны. И это нас приводит к первому значимому изменению в игре, которое проявляется с первых минут — фракциям. 

Неизменной осталась ключевая идея: вы строитесь вокруг огромного генератора, дающего тепло и надежду всем выжившим людям. Потеря генератора автоматически означает гибель людей и конец игры. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Политика

Теперь жители не представлены личностями, хотя по ходу игры вы будете читать небольшие заметки о жизни конкретных жителей города, связанные с вашими решениями. Во главу угла встает большая политика и “демократия”, будь она неладна. Со старта игра предлагает вам три сформированные фракции, у каждой из которых свое видение идеального будущего, но так как общего мнения у них практически никогда не бывает, то вам, выбранным исполняющим обязанности Капитана (но еще не ставшего таковым!), приходится постоянно лавировать между ними, пытаясь умаслить обещаниями и продвижением их общественно-политической повестки. 

Впоследствии из двух фракций создастся еще одна, а позже возможно появление и пятой политической силы. В режиме “Строительства утопии” (то есть, песочница) партий может быть больше, но сути это не меняет. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Заседают они в парламенте, и постоянно грызутся друг с другом. Кто-то хочет, чтобы все базовые товары жители получали бесплатно, а кто-то выступает за платное распределение и только качественной продукции. Кому-то поскорее не терпится отправиться в ледяные пустоши исследовать окрестности (верное решение, кстати!), а кто-то считает, что городу кровь из носу необходимо добавить в пищу химические добавки, и не важно, что жители станут чаще болеть. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Любые, без исключений, ваши решения кому-то нравятся, а кому-то нет. Из-за того баланс вашего влияния на партии постоянно меняется. Чтобы продвинуть тот или иной закон, вам нужно получить большинство в парламенте, что довольно быстро становится непростой задачей. К счастью, есть возможность договориться с одной из сторон, пообещав им всякого. Но обещания придется выполнять (или нет), и если вы не сдержите слово, то отношение этой стороны к вам изменится в худшую сторону. А если вы обещание выполните, то это может испортить отношение другой фракции. Вот такие непрекращающиеся политические качели. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Но рано или поздно вы получите звание Капитана, и в этот счастливый миг все эти пустобрехи станут для вас не более чем пылью под ногами. Вы, и только вы сможете решать, каким курсом будет двигаться ваш город. Надо лишь подождать. 

Экономика

Второй значимой частью, потерпевшей серьезные изменения в игре, стала экономическая часть. Нет, база не изменилась: вам, как и прежде, предстоит собирать ресурсы, которые можно разделить на пять частей:

  • сырье;
  • продукция;
  • пища;
  • жилье;
  • топливо.

Население тоже можно назвать ресурсом, но его “добыча” происходит несколько иным способом, нежели указанные пять. Именно на обеспечении в базовой потребности в жилье вам и следует сосредоточиться в первую очередь, а потом уже думать о тепле и добыче ресурсов. Дело в том, что смерть граждан (независимо от их фракции) очень сильно подрывает отношение населения к вам, что в свою очередь быстро приведет к краху всего города. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

А вот автоматроны как отдельная единица, куда-то пропали. Они присутствуют в игре как анимированные объекты, доставляющие ресурсы, а также о них упоминается в некоторых исследованиях, но не более того. Возможно, их оставили для будущих DLC. 

В целом, вся экономика плотно завязана на цикле “добыча-переработка-потребление”. Игнорирование хотя бы одного из ресурсов ничего хорошего не даст, небольшую просадку по, например, добыче сырья, жители вам не прощают даже на обычном уровне сложности (легкого тут просто нет), хотя он позволяет допускать определенные ошибки при развитии города, но важно быстро их исправлять. Если же вы начинаете играть на более высокой сложности, то там ошибок допускать вообще нельзя. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Но сперва вам нужно очистить пространство от льда и снега, чем займутся огромные роторные экскаваторы. На расчистку местности так же выделяются трудяги, как и на любую другую работу, а также ресурсы, но по окончанию работы люди вновь становятся доступны и их можно использовать где-то еще. 

В отличие от первой части, где вы строили конкретные дома, шахты и фабрики, во Frostpunk 2 им на смену пришли районы. Не важно, жилой квартал вы возводите или планируете заняться угледобычей. К слову, теперь топлива у вас будет три вида: уголь, нефть и тепловой гейзер.

Все районы различаются по цвету — так вам проще будет ориентироваться, когда город разрастется. Зеленые — пищевая промышленность, желтые — добыча и сбор, красные — производство, бирюзовые — жилые кварталы, а голубой — это ваши смелые исследователи замерзшей пустоши. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

К слову, об исследователях. Недооценить на старте эту отрасль (логистика) — совершить непоправимую ошибку. Именно благодаря этим храбрым гражданам вы сможете поставить на поток добычу ресурсов и поиск выживших, а также так необходимых ядер для возведения более продвинутых вариантов строений и улучшении вашего генератора. Карта вокруг вашего города достаточно большая, но все-таки имеет свои лимиты. Пустошь разделена на секторы, со своим уровнем сложности и необходимым числом исследователей. Периодически вы будете натыкаться на заброшенные базы, которые можно будет восстановить, что откроет вам доступ либо к ценным ресурсам, либо к улучшению какого-то ключевого показателя уровни жизни людей. В сюжетном режиме у вас появится возможность построить две полноценные колонии, так что работы и микроменеджмента это прибавит солидно. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

При планировке города на этот раз вам нужно учитывать параметр соседства кварталов. Все они требуют тепло для эффективной работы, а некоторые — и ресурсы. Если ставить несколько районов вплотную друг к другу, то это поможет вам тепло сэкономить. Но при этом, жители спальных районов не желают видеть под окнами трубы промышленного квартала. Если вы так сделаете, то получите рост недовольства граждан, что приведет к повышению параметра “разруха” (какое все-таки емкое слово), а позже — и росту криминала. Благо, все эти риски отображаются на экране, так что случайно ошибиться у вас не выйдет. 

Еще одним крайне важным зданием на начало игры станет исследовательский институт. В нем лучшие умы вашего города будут предлагать идеи, которые поддерживает та или иная политическая фракция. Будь-то идея принять новый закон или улучшить добычу угля — на все нужны ресурсы. Все партии по-своему видят, как поступить лучше: кто-то предпочтет увеличить добычу ресурса путем ухудшения здоровья трудяг, а кто-то предпочтет добывать меньше, медленнее, но без риска. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Чтобы улучшить район, вам сперва нужно его расширить, что откроет доступ к постройке дополнительных зданий. Но бесконечно расширять кварталы не получится — максимум два раза для двух зданий. Однако эти улучшения обычно дают солидный прирост к добыче, производству или жилью, так что игнорировать их точно не стоит. 

Также появились отдельные центральные строения, которые улучшают какой-то из показателей сразу на большую площадь и могут охватывать несколько кварталов. К примеру, вы можете построить отдельно университетскую больницу в жилом квартале, а можете поставить рядом сразу медстанцию, и она будет контролировать здоровье сразу и жилого и промышленного и добывающего кварталов, если те попадают в зону ее влияния. 

Люди никогда не меняются

Но как бы вы ни старались, что бы вы не делали, добиться идеальной картины мира у вас не выйдет — игра этого просто не подразумевает. Очень быстро вы столкнетесь с первым дефицитом, который будет лишь нарастать. Кинетесь затыкать дыру в добыче, у вас упадет производство товаров. А это в свою очередь приведет к их нехватке в городе, и народ начнет маргинализироваться. То есть, участятся случаи грабежей и краж, что в итоге приведет, в том числе, и к убийствам. А пока вы старались исправить эту проблему, времени на принятие программы по воспитанию детей и молодежи у вас не осталось. Что также будет иметь серьезные последствия: цветы жизни начнут сбиваться в банды и устраивать “махач” — драки с летальными исходами. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Раз за разом игра будет подкидывать вам трудности, которые далеко не всегда получится эффективно и быстро решить. А как только начнется буран и тепла станет не хватать, Белый Всадник явится за своей долей. И если смертей будет много, то все политические партии пошлют вас куда подальше. В этом случае проще начать сессию сначала и постараться избежать проблем, чем пытаться исправить их. 

Если отношения с какой-то партией у вас отличные, то она начнет проводить митинги в вашу поддержку в одном из городских кварталов. Это приносит свою пользу: можно у них запросить поддержку в лице рабочих или, к примеру, ускорить исследования новых идей. 

Если же вы с кем-то поссорились, то ждите протестов. В отличие от первой части, методов подавить протест стало куда больше. И речь идет далеко не о силовом решении проблемы, хотя и оно имеется. Можно отправить стражей порядка защищать мирных жителей, чтобы те не пострадали от недовольных, орущих “Мы здесь власть!”. Те погорланят и разойдутся. Можно попытаться с бунтарями договориться, пообещав им принять важный для фракции закон. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Графика, звуки и интерфейс

Визуально игра значительно похорошела, но все-таки картинке не хватает детализации и мелочей. Общий план стал шире, пространства для строительства больше, а система кварталов тоже добавляет масштаба, что также сказалось и на итоговом визуале. Теперь перед нами вполне себе большой мегаполис, а не скудный поселок, максимально скомпонованный вокруг одного реактора. 

Кварталы, которые чаще всего занимают сразу шесть гексов (да, игровое пространство теперь делится на шестигранники), в достаточной степени детализированы, а при желании вы даже можете включить специальную камеру (кнопка в меню района), которая покажет вам какой-то отдельный объект, вроде университета или бредущего автоматрона. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Однако, за исключением некоторых кат-сцен, вы не сможете приблизить камеру достаточно близко к земле, чтобы детально рассмотреть все нюансы. Люди теперь так вообще стали лишь светящимися точками. 

Тем не менее к общему визуальному стилю у меня претензий нет вообще. Картинка хоть и выполнена по большей части в черно-белых тонах, разбавляется цветами кварталов и освещения промышленных теплотрасс. 

А вот по звуку и музыке ничего особенного сказать не могу, но отмечу одну важную деталь: музыка вообще не отвлекает от игры. Большую часть времени вы ее даже замечать не будете, хотя когда наступит буран, оркестр начинает исполнять тревожно-торжественную мелодию, явно настраивая вас ПРЕВОЗМОГАТЬ! 

Зато возникли некоторые вопросы и недопонимания с интерфейсом. Ближе к середине игры, когда у вас появится уже много дополнительных строений, вам придется листать их список, чтобы найти нужное. И разработчики почему-то не догадались дать возможность прокручивать эти списки колесиком мыши — придется клацать стрелку в углу экрана. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Частенько вы будете попадать в раздражающие ситуации, когда одно меню будет закрываться потому, что вы случайно нажали на одну из кнопок в правом нижнем углу, которые находятся за активным окном. Опять же, что мешало сделать так, чтобы эти четыре кнопки система не учитывала? Надеюсь, это исправят в ближайших патчах. 

Также я совсем не понял, что именно нужно было делать в задании по улучшению районов, чтобы привлечь больше людей. Как бы я не расширял кварталы, не строил там больницы и тепловые башни, новые дома и все в этом духе, система мне этого квеста не засчитывала.

Но самое большое непонимание у меня вызвало отсутствие достаточной информативности на экране. Суть в следующем. Если вы нажмете клавишу Alt, то игра покажет вам все залежи ресурсов на карте, подсветит кварталы и покажет, какие дополнительные здания в них построены. Но этого мало! Как я отметил ранее, кварталы требуют обычно два ресурса: тепло и сырье. И чтобы вам узнать, какой именно квартал в чем нуждается и в каком объеме, вам придется руками открывать меню каждого из них. А в середине игры их уже десятки! Почему бы не поместить всю информацию по кварталам, какой ресурс кому нужен, в меню того же “Альта”? Очень бы хотелось, чтобы разработчики прислушались и добавили эту опцию в игру. 

Но все это мелкие недочеты, не особо-то влияющие на общее впечатление об игре. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Итоги

Радостно мне видеть ситуации, когда разработчики действительно ответственно и с пониманием дела подходят к вопросу создания сиквела. Когда в итоге мы получаем полноценную вторую часть, полную новых механик и идей, а не “рескин” оригинала с парочкой мелких изменений, как это, увы, часто бывает. Ситуация “тех же щей да погуще лей” в данном случае не произошла, так как в стратегиях “погуще” не всегда значит “получше”. К счастью, 11 bit studios дала нам великолепную стратегическую игру, которая отлично расширяет наш любимый консервативный жанр. 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий

Давно я не засиживался за игровыми сессиями до 2-3 часов ночи, а на следующий день начинал все с начала, ибо “все фигня, Капитан. Так денег никто не даст. Давай по-новой”. 

Однозначная рекомендация к покупке! 

Обзор Frostpunk 2: именно то, что нужно любителям экономических стратегий
Оценка
Достоинства
  • Украшение жанра экономических стратегий
  • Хороший визуал
  • Интересные новые механики
  • Ни на секунду не дает расслабиться
  • Затягивает
Недостатки
  • Есть недочеты по интерфейсу
  • Не хватает подробной информационной сводки по всем районам сразу
Другие публикации по теме
Стратегия Frostpunk 2 тянет студию разработчиков на дно
Стратегия Frostpunk 2 тянет студию разработчиков на дно
Финансовые результаты новой части культовой сурвайвал-стратегии оказались ниже ожиданий разработчиков. По данным отчета 11 Bit Studios, тираж Frostpunk 2 составил около 600 тысяч копий, что студия считает недостаточным для достижения запланированных показателей.
19 апреля в 15:50
19495
8
Форум
Создатели Frostpunk рассказали о планах на новые игры и отчитались по доходам
Создатели Frostpunk рассказали о планах на новые игры и отчитались по доходам
Компания 11 bit studios опубликовала годовой отчет, в котором рассказала не только о финансовых показателях, но и о своих будущих проектах.
17 апреля в 09:00
3694
0
Форум
Разработчики Frostpunk запустили Kickstarter кампанию для издания артбука по игре
Разработчики Frostpunk запустили Kickstarter кампанию для издания артбука по игре
С момента своего выхода в 2018 году игра Frostpunk, посвященная выживанию в городе, покорила миллионы геймеров по всему миру. История эпической борьбы человечества с ледяным апокалипсисом вдохновила ее создателей не только на сиквел игры, но и на расширение ее богатой истории с помощью артбука.
21 марта в 21:00
2232
1
Форум
7
0
0
0
0
Пользователи:
Steam:
85/100
Оценка редакции:
Моя оценка
Комментарии (15)
Svarog
Svarog
Zan
Именно на обеспечении в базовой потребности в жилье вам и следует сосредоточиться в первую очередь
Даже в играх понимают, что самое важное для улучшения демографии
Ответить
Zan
Zan
Svarog
улучшения демографии
неее, демография тут в основном правится через найденышей.

А жилье нужно, чтобы эти твари за первые 20 недель не передохли от холода
Ответить
Estremo
Estremo
@Zan, в целом как и в жизни(
Ответить
Zan
Zan
Estremo
в целом как и в жизни
ледникового периода пока не наступило
Ответить
L1TR
L1TR
Оптимизация в игре отсутствует напрочь, напомнило Скайлайн 2. Если не включать fsr и генератор кадров, то 30-35 ФПС в фулл хд на 5600х+rx 6700 xt. Во второй главе дропаться может до 20 в связи с увеличением города. При этом графика абсолютно не вау и вообще не тянет на уе5. Фср в качестве и генератор кадров особо ситуацию не улучшают. Давно я такого рукожопия не видел. Снижение настроек заметного эффекта не даёт, по крайней мере если убрать с ультра на очень высокие. Минималки не смотрел, естественно. Посмотрю, как себя версия в геймпассе будет вести, может патч к общему релизу выкатят, но сомневаюсь

Добавлено через 1 минуту

На gamegpu тесты тоже безрадостные. Это блять стратежка, а не сингл от первого лица, у меня аватар, Алан вейк 2 и звёздные войны больше фпсов выдавали при картинке, просто на порядок лучшей
Ответить
Zan
Zan
L1TR
Оптимизация в игре отсутствует напрочь
Это не просто чушь, а открытый ****ежь.
У игры ВЕЛИКОЛЕПНАЯ оптимизация, и я ситуации, когда игра выдавала мне меньше 60 ФПС видел только в случаях АВТОСОХРАНЕНИЯ.

С другой стороны, я играю на RTX3080. Хотя заставка отдельно выделяет, что игра оптимизирована под AMD. Хотя может тут речь идет о процессорах AMD, а у людей беда с последними интелами?

Ну и тут тоже видимо все ****ят, как дышат, а поляки оказались настолько богатыми, что занесли ВООБЩЕ ВСЕМ, раз все не заметили "проблемы с оптимизацией"
Ответить
L1TR
L1TR
Zan
Это не просто чушь, а открытый ****ежь.
У игры ВЕЛИКОЛЕПНАЯ оптимизация, и я ситуации, когда игра выдавала мне меньше 60 ФПС видел только в случаях АВТОСОХРАНЕНИЯ.

С другой стороны, я играю на RTX3080. Хотя заставка отдельно выделяет, что игра оптимизирована под AMD. Хотя может тут речь идет о процессорах AMD, а у людей беда с последними интелами?

Ну и тут тоже видимо все ****ят, как дышат, а поляки оказались настолько богатыми, что занесли ВООБЩЕ ВСЕМ, раз все не заметили "проблемы с оптимизацией"
Фулл хд в связке с 14900к

Если ты это называешь хорошей оптимизацией, то в индустрии проблемы. На торрентах уже набегают отзывы с такими же проблемами. А вот 4к без улучшалок
Ответить
Skuchniy
Skuchniy
Zan
Ну и тут тоже видимо все ****ят, как дышат, а поляки оказались настолько богатыми, что занесли ВООБЩЕ ВСЕМ, раз все не заметили "проблемы с оптимизацией"
Игра обычная такого типа , их выходит не редко и не мало. Но возбуждаются сомнительные личности д алеко не на всех. А с уч етом того что у этой сту дии плохих игр не выходи т, то ту подозревать про сто бессмысленно. Потому что игра студии будет х орошей, а на столько ли чтобы возбуждаться - воп рос философский, мне каж ется что Фростпанку прод олжение не было нужно. Л учше бы продолжили Виз в ар оф майн с другим конф ликтом-первоисточником.
А то что оптимизации нет в игре такого типа где картинки, ну это ржач конечно.
Ответить
L1TR
L1TR
Skuchniy
Игра обычная такого ти па, их выходит не редко и не мало. Но возбуждают ся сомнительные личности далеко не на всех. А с учетом того что у этой с тудии плохих игр не выхо дит, то ту подозревать п росто бессмысленно. Пото му что игра студии будет хорошей, а на столько л и чтобы возбуждаться - в опрос философский, мне к ажется что Фростпанку пр одолжение не было нужно. Лучше бы продолжили Виз вар оф майн с другим ко нфликтом-первоисточником .
А то что оптимизации нет в игре такого типа где картинки, ну это ржач конечно.
Ну не одни картинки, сейчас сам город немного побольше) но даже стартовый малюсенький городок выдает 30 ФПС, если не подрубать улучшалки. Просто поле льда и деревня)
Ответить
Altwazar
Altwazar
L1TR
Если не включать fsr и генератор кадров, то 30-35 ФПС в фулл хд на 5600х+rx 6700 xt.
Для подобных игр нужен x3d процессор минимум. Желательно на am5.
Zan
С другой стороны, я играю на RTX3080. Хотя заставка отдельно выделяет, что игра оптимизирована под AMD. Хотя может тут речь идет о процессорах AMD, а у людей беда с последними интелами?
Пока есть только одно потенциально заслуживающее доверие тестирование. По нему надо 4060 ti или выше для fullhd 60 fps (но можно графику сбросить) и 5600x3d для средних 60+ fps с редкими просадками до 50.
Ответить
L1TR
L1TR
Altwazar
Для подобных игр нужен x3d процессор минимум. Желательно на am5.

Пока есть только одно потенциально заслуживающее доверие тестирование. По нему надо 4060 ti или выше для fullhd 60 fps (но можно графику сбросить) и 5600x3d для средних 60+ fps с редкими просадками до 50.
Первая часть летает на таком же компе. Что изменилось во второй? Переход на уе5, с которым разрабы совершенно не могут работать?)) масштаба в игре 0, сотен юнитов и построек 0, нахуя там х3д?
Ответить
Zan
Zan
L1TR
Первая часть летает
движки у частей разные, к слову
Ответить
L1TR
L1TR
Zan
движки у частей разные, к слову
Я в курсе, они зачем то взяли уе5 для второй

Добавлено через 2 минуты

Altwazar
Первую я плохо помню, но там вроде городок штук на 8 круговых секторов и 50 домиков. Во второй части, судя по видео, совсем другой масштаб в середине игры.
Для примера. Есть игра, которая ****ец как любит х3д процы. Microsoft flight simulator 2020 (кстати, в ноябре новая часть выйдет). Там **** весь земной шар с крутой графикой, куча внутренних систем самолёта, обсчитываемые процем, ещё и одним потоком, и то он идёт лучше, чем фростпанк. Игра, где воссоздан условный Нью Йорк 1 к 1 и это инди поделие. Просто разрабы рукожопы
Ответить
Altwazar
Altwazar
L1TR
Просто разрабы рукожопы
Возможно, но это привычная проблема для таких игр. Что-то сложнее кинца и не x3d процов сразу недостаточно.
Ответить
Altwazar
Altwazar
L1TR
Первая часть летает на таком же компе. Что изменилось во второй? Переход на уе5, с которым разрабы совершенно не могут работать?)) масштаба в игре 0, сотен юнитов и построек 0, нахуя там х3д?
Первую я плохо помню, но там вроде городок штук на 8 круговых секторов и 50 домиков. Во второй части, судя по видео, совсем другой масштаб в середине игры.
Ответить
Написать
Наверх