Обзор Gamedec - как Польша вновь в киберпанк собиралась
Старались сделать шедевр, но даже с проблемами получилось только добротно
Вот и подходит к концу 2021 год, ведь сентябрь так назвать уже можно, а новые релизы все не прекращаются. И одним из таких релизов стала новенькая и безумно привлекательная игра в сеттинге киберпанка от студии Anshar Studios, которая известна тем, что… создала Gamedec и выступила издателем Divinity: Original Sin 2, Baldur’s Gate 3 и Outriders в Польше. Небольшой послужной список, но кто знает — может эта игра нас удивит?
Итак, о самой игре — у нас есть концепция виртуальной реальности с полным погружением, частные детективы и абсолютно безумные разработчики, которые готовы создать любую игру, лишь бы за нее платили. Но если говорить в целом — у нас есть игра GameDec, которая только релизнулась в Steam, но уже успела добавить лишнюю диоптрию к моей близорукости, и уж точно не из-за своей продолжительности. Но обо всем по порядку!
Вы — игровой детектив, а игры — ваша работа
Ладно, сейчас будет очень сложно не почесать рукой затылок, ну или пальцем у виска, но вы — геймдек. Термин не самый приятный для глаз, но ничего не попишешь, ибо все от оригинального названия игры и профессии — Gamedec, ну или Game Detective.
В реалиях Варшавы будущего игры плотно вошли в жизнь всех категорий граждан — кто-то развлекает себя порнографией и легальными убийствами в виртуальном мире, другие устраивают настоящий RP-сервер, где отыгрывают стражу, которая десять часов подряд стоит у ворот, при этом в реальности являются руководителями целых корпораций. Короче говоря — все развлекают себя тем, чем не могут в реальном мире. И Gamedec умело погружает в этот мир. Буквально в первой же миссии вас встречают подростки, которые попали в передрягу, отправившись в игру с крайне эротическим содержанием.
Все это выглядит безумно интересно, ведь согласитесь — уже сейчас существуют VR-шлемы, которые дают возможность увидеть виртуальный мир так, как если бы вы сами в нем существовали. Еще несколько десятилетий и кто знает — полноценная виртуальная реальность, свадьбы на ИИ, дети, виртуальная ипотека и… что-то меня понесло. Но факт остается фактом — тема игры интересная и перспективная, можно выстроить нечто действительно интересное, вот только реализация подкачала.
Перки, трейты и самая неудобная система развития
Честно признаться, я был весьма заинтригован, когда впервые услышал об этой игре. А в особенности — про возможности, которые она, в теории, предоставляет. Комбинации перков, возможность десятком способов достичь желаемой цели и абсолютная неотвратимость последствий. Вот только есть одна проблема — это сделано на том же уровне, к которому мы уже привыкли. Если у вас есть перк — вы можете легко пройти то, на что без перка ушли бы часы подслушиваний, пробежек по локациям или нервного поиска гайдов и прохождений, если вы не хотите упустить хорошую концовку, где все живы, счастливы, а птички щебечут в полете.
Кстати, почему я вообще называю их “перки”? Когда в игре они четко названы “профессии”? А если это профессии, то что тогда геймдек? Ладно, это опять мысли на листе бумаги. Если мы говорим о перках, то стоит сразу затронуть их прокачку — для открытия навыков вам нужны конкретные очки, а для их получения нужны конкретные ответы. С одной стороны это просто, с другой - доставляет огромную головную боль, ибо для того, чтобы понять “какой конкретно ответ нужен, сколько вообще ответов понадобится и когда я открою этот перк”, нужно быть или разработчиком игры, или безумным гением.
С другой стороны - местные профессии не являются обязательными. Вы вполне можете пройти игру и без них. Да, у вас не будет выборов, которые значительно упростят ваше прохождение, а кое-где даже помогут не зафейлить миссию. Но даже без прокачки вы можете достичь хорошего финала, разве что придется открыть текстовое прохождение на втором мониторе.
А есть ли что-то хорошее в игре?
Потратив на эту игру несколько десятков часов, большая часть из которых — переигрывание одних и тех же моментов в надежде на изменение, я скажу - “да”! Но с парой больших натяжек. Игра представляют собой нелинейную RPG, где ваш выбор влияет на события, да и в целом, на сам способ прохождения, которых 3: плохой, хороший и читерский с открытием всех перков перед первым заказом и пролетом всего последующего контента за несколько часов.
Безумно простой пример из начала игры, на который мне пришлось потратить пару часов с учетом рестартов — есть девушка, которую надо спасти за короткий отрезок времени, выбрав правильную комбинацию действий. Смогли подобрать эту комбинацию — поздравляю, вы настоящий герой и теперь вас ждет ее жаркая благодарность. Не смогли подобрать — ну ничего, спящая девушка тоже девушка. Когда-нибудь проснется, а тут вы, который пытались, но “ой, не туда”. И все такие ситуации делают игру только лучше!
Нет такого, что после негативного финала в какой-то миссии вас заставляют делать загрузку предыдущего сохранения. Финал есть финал, и то, каким он будет — зависит только от ваших возможностей, желания и понимания игры. В какой-то момент мне самому захотелось пройти игру настолько плохо, насколько это вообще возможно. Пока я еще в пути, но гора трупов за спиной и несколько разбитых жизней из семей уже присутствуют.
Это игра глючит или “игра”?
А теперь поговорим о проблемах, о которых пришлось умолчать раньше. Релиз игры, по крайней мере для русскоязычных пользователей, был значительно подпорчен локализацией. Если быть кратким - вы включаете русскую локализацию, но использовать приходится сразу три языка - здесь фраза на русском, там две на польском, а потом еще и английский появляется. Тот невероятный момент, когда для игры на русском - нужно знать не только русский.
Разработчики пообещали исправить эту проблему и даже выкатили патч, который исправляет большую часть таких проблем с локализацией, но птички нашептали - вполне можно найти куски польского текста и сегодня. С другой стороны - всяко лучше, чем на релизе.
Что еще хочется упомянуть — это шрифты. Пока на английском языке игра выглядит культурно и стильно, для текста на русском языке явно использовали что-то близкое к Arial. Читать можно, но поверьте на слово — когда текста много и он идет одним сплошным слоем, глаза реально начинают уставать.
Но это были проблемы чисто технической стороны игры — их легко пофиксить, они не настолько критичны. А вот с точки зрения самого главного — персонажей, у нас есть еще пара проблем. Во-первых — наш главный герой. Как бы вас не уверяли в обратном, у вас всегда есть только два варианта происхождения - либо вы отыгрываете хорошего копа, либо плохого. Нет, вы вполне можете отыграть нейтральный вариант, постоянно перемешивая ответы, но поверьте - далеко вас это не заведет. Это буквально вариант для тех, кто хочет зафейлить максимальное количество заданий.
Но в любом из этих вариантов, вас ждет настоящая машина по производству пафоса в промышленных масштабах. Вы настолько круты, что пьете кофе, растворенный в кипящей магме, и все этом с видом на Варшаву будущего. В диалогах протагонист - самец, плейбой, филантроп и гений, разве что без миллиардов и черного друга. Но все это показано настолько безлико, отстраненно и пресно, что немногословный Гордон Фримен выглядит настоящим Гаррусом, Морриган и Дайраном вместе взятыми. В целом персонаж не ощущается как цельная личность - он просто рандомный геймдек, которого нанимают на рандомные задания, если утрируя. Замени его на любого другого представителя этой профессии, результат остался бы аналогичным.
И это не говоря уже о сторонних персонажах — рандомный заказчик, рандомный сын, рандомный друг сына. Через час после прохождения первого заказа вы 100% забудете как зовут персонажей, если вообще запомните их имена хотя бы на минуту. Игра просто не может цеплять своими действующими лицами — короткими событиями, окружением и локациями - да, но не персонажами. Из-за этого каждый квест выглядит как дейлик или сайд-квест, где абсолютно рандомные NPC пытаются втирать вам какую-то дичь про спасение сына, сада или их коровы Авросьи.
Дело закрыто, гонорар получен
Если говорить про игру в целом — она получилась крепким середнячком, который ты захочешь пройти один раз и больше никогда не возвращаться, ведь сюжет ты весь помнишь, но от геймплея тебя уже воротит. Декорации Варшавы будущего пленяют своей стилистикой киберпанка, а концепция профессии геймдека и проблем с играми — нечто действительно близкое любому геймеру… ну или фанату аниме.
Эх, был бы такой геймдек во вселенной SAO, может и не пришлось бы спасать "принцессу" из лап злодея. Хотя тут все зависит от того, кем является этот геймдек. Вдруг он уже повторно проходит игру и пытается сделать свой игровой опыт максимально злым, негативным и провальным?