Обзор God of War Ragnarok — эталонное продолжение
Наступил Рагнарок. Спустя четыре года после выхода прошлой части драматического сериала God of War о древнегреческом боге войны Кратосе, история его скандинавских похождений наконец-то завершилась. Завершилась на очень красивой, но в чем-то печальной ноте. Студии Santa Monica удалось написать шикарную книгу, полную восхитительных иллюстраций и интересных характеров. И подать все это в формате интерактивного фильма с отменной режиссурой и работой оператора.
Если вы вдруг ожидаете, что в этом материале я буду специально докапываться до каких-то неоднозначных моментов с целью доказать (главное, кому доказывать?), что God of War Ragnarok — это “не самостоятельная часть, а какое-то DLC”, то напрасно потратите свое время. Формула идеального сиквела бесконечно сложна и одновременно очень проста. И именно из-за этого контраста мало кому в истории индустрии развлечений, будь то кино или видеоигры, удалось сотворить действительно шикарное продолжение. Игрок или зритель зачастую сам не знает, чего хочет в деталях. Он ждет итогового результата, чтобы уже на полученном материале начать убеждать самого себя, сверяясь со внутренними ощущениями и бесформенными надеждами “Всего, что было, и побольше”.
Разработчики сделали все так, как надо. Они оставили лучшее, что было в прошлой игре, убрали лишнее, что могло раздражать, и разбавили геймплей чем-то новым, но именно в такой пропорции, чтобы God of War Ragnarok не стал вместо “Бога Войны” чем-то или кем-то другим.
История не мальчика, но мужа
Начинается игра спустя несколько лет после событий прошлой части. Трехлетняя зима подходит к концу, знаменуя собой начало Рагнарока — конца времен. Возмужавший Атрей на собственном горбу притащил убитого оленя — времена, когда отец учил сына охоте и стрельбе из лука давно в прошлом. Его голос сломался, и теперь с Кратосом говорит уверенный в себе подросток, а не пугливый ребенок.
По пути домой нам быстро напоминают драматичную развязку предыдущей игры — Фрейя, безутешная мать, уже не очаровательная полезная ведьма в лесу, а мстительная фурия, стремящаяся забрать жизнь у убийцы ее любимого сына Бальдра. Вместо стелс-миссии мы на контрасте получаем погоню по снегу на санях, запряженных двумя волчарами. Бывшая жена Одина шлет в спину героям проклятия, но она не в силах (пока не в силах) задержать Кратоса.
Лиха беда начало. Практически сразу в дом приходит “просто поговорить” Тор Одинсон. Поменявшись длиной и объемами своих орудий, Тор предлагает Кратосу выпить — священный обычай в древние времена, показывающий отсутствие враждебных намерений. Но спартанец отказывается. Чуя нарастающее напряжение между могучими мужами, Всеотец решает лично навестить героев. И если вы ждали, что Один будет похож на персонажа кинокомиксов “Марвел” в исполнении Энтони Хопкинса, то вас ждет сюрприз. Верховный скандинавский бог напоминает, скорее, успешного купца, а не грозного воителя, уничтожившего великанов верхом на восьминогом коне Слейпнире, вооружившись копьем Гунгниром.
Как и положено деловому человеку, Один сразу заявляет цель визита — все, что было в прошлом, осталось в прошлом. Фрейю Всеотец утихомирит, а Кратос должен дать слово, что не будет вмешиваться в дальнейшем в его дела. Отцу и сыну гарантируют полную безопасность и мир. Живите, как говорится, долго и счастливо. И пусть Кратос сам не хочет войны со скандинавскими богами, он отказывается от предложения.
Конечно, следом идет бой Тора и Кратоса, который завершается ничьей. Одинсон улетает, а Кратос спешит обратно в переживаниях о сыне. Но Один не тронул пацана. После очередного спора, в котором, конечно же, Кратос затыкает сыну рот, они решают отправиться на поиски Тюра, бога войны скандинавского эпоса. С этого момента начинается новое большое приключения Атрея и Кратоса.
Почему я столько внимания уделил пересказу начала истории? Оно очень важно, так как сразу расставляет фигуры на доске и дает понять, с чем и кем нам придется столкнуться в финале. Характеры протагонистов показаны великолепно — Фрейя одержима местью, Тор пусть и зол на Кратоса за смерть сыновей, но держит себя в руках и действительно спокоен. Он также готов отказаться от мести ради того, чтобы греческий бог войны не лез куда не просят. Нет, он не боится Кратоса, но отдает честь его силе и могуществу. А Один — это в первую очередь стратег. Эмоции — непозволительная роскошь глупых. Всеотец же очень умен.
Кроме того, все эти события помещаются буквально в первые двадцать минут геймплея. Так что и спойлерами это назвать можно лишь с очень большой натяжкой.
То самое DLC
Дальнейший сюжет еще глубже нам раскрывает героев. Атрей уже вырос, и теперь не стремится каждый раз доказывать отцу свою полезность. Да и Кратос научился немного проявлять эмоции и показывать свою любовь к сыну, пусть это выглядит и весьма неуклюже. Никуда не делась пара братьев-дворфов, разбавляющая серьезность истории периодическими, но весьма смешными шутками. Брок, как и ранее, любит сквернословить (что, конечно же, полностью испорчено нашими переводчиками), а осторожный и немного трусоватый Синдри предпочитает брать харизмой и витиеватыми фразами. Никуда не пропала и голова Мимира — она висит на поясе Кратоса, правда, значительно снизив градус сарказма в комментариях.
Забавная сценка случается в момент, когда Кратос и Атрей чуть не сломали себе шеи, упав с большой высоты. Пацан в сердцах выкрикнул “дерьмо”, чем очень удивил отца и Мимира. На вопрос “почему он так сказал”, Атрей попытался уйти от ответа через оправдание — мол, ситуация была смертельно опасной, вот и вырвалось. На что получил вполне резонный вопрос отца: “Ты бы хотел, чтобы эти слова были твоими последними перед смертью?”. Конечно, нет. Казалось бы, мелочь, зачем вспоминать такое в обзоре на игру? Но такая мелочь демонстрирует, что спартанец может не только авторитетом ребенка давить, но и к месту проявлять талант настоящего педагога, которого очень не хватает современным родителям.
Да и вообще, в игре отлично поставлены диалоги. Они, если хотите, звучат по-настоящему. Персонажи перебивают друг друга, говорят параллельно между собой (чем часто отвлекают, да) и к месту шутят. Игра актеров просто шикарная, и тут студии Santa Monica лишний балл в копилку.
Сам геймплей построен по давно зарекомендовавшей себя формуле. Мы имеем промежуток активных действий, связанный со сражениями. Далее идет часть про поиск чего-то или путешествие. И замыкает это сцена покоя — будь то обсуждение кулинарии Брока или беседа Атрея и новой героини, о которой я ничего не стану рассказывать специально. Хотя ранее ее уже показывали в различных трейлерах.
Но кардинально разработчики не стали что-то менять в игре. Да и зачем, если ничего не ломалось? Боевая система базируется на комбинациях клинков Хаоса и Левиафана (это топор Кратоса, если кто забыл) плюс к этому добавляется щит. Вот таким “камень-ножницы-бумага” идет бой.
Как и прежде, мы будем путешествовать по аккуратно и очень красиво созданной локации, не боясь потеряться, так как все уровни представляют собой кишку с небольшими тупиковыми ответвлениями, где вас будет ждать сундучок или очередная загадка. Сами загадки тоже ничуть не изменились — их основа базируется на использовании топора в качестве метательного снаряда или средства заморозки чего-либо. И так мало-помалу мы продвигаемся по истории вперед. Бой, колобродство, мирная сцена. Повторить.
Прокачка героев также почти не изменилась. Разве что разработчики решили навести больше порядка в интерфейсе. Теперь вы будете гораздо быстрее находить нужные предметы и меньше переключать подменюшки во время улучшения снаряжения.
Наслаждение для глаз и ушей
Недавно на нашем форуме я прочитал мнение, что графически God of War Ragnarok выглядит “как обычная ААА-игра”. Я не стал вступать в спор с этим мнением, так как тут возможны лишь два варианта: либо это унылый троллинг, либо человек слепой.
Визуально игра выглядит так, словно тебе дали полистать дорогой глянцевый журнал, полный восхитительно нарисованных картин. Каждый скриншот, который вы будете делать, достоин попасть на ваш же рабочий стол или стать скринсейвером. Детализация моделей настолько высока, что не перестаешь задавать себе вопрос: “И это уровень RTX 2070, о котором заявляют различные тесты консоли PS5? Тогда почему подобного мы никогда не видели на ПК?”. А ответ прост — подобные игры для боярской платформы просто никто не делает. И никогда не делал. Никто из вас не сможет назвать ААА-эксклюзив для компьютеров с выдающейся графикой. Смиритесь, наш боярский удел — это стратегии, MMORPG и ожидание порта с консоли. Как это было с прошлой God of War. Да, графику (на самом деле, лишь текстуры) потом можно улучшить с помощью модификаций, но если вы всерьез считаете это аргументом, то мне вас просто жаль.
Звучит “Бог Войны” в такт визуалу. Возвращение композитора Беара МакКрири явно пошло на пользу игре — боевые сцены прекрасно подчеркиваются ритмичными мелодиями, а когда нужна тишина, вы слышите эту тишину! Все, от оркестровых партий до скрежета металла, звучит великолепно. Именно такие произведения искусства, как эта игра, являются отличной причиной раскошелиться либо на качественные наушники либо на полноценную аудиосистему.
Добавим в корзину восторгов отличную анимацию и спецэффекты и получим по итогу…
Оптимизация
Если вы когда-то слышали версию, что на консолях игры всегда играются плавно, то вам соврали в лицо. Проклятие ПК пришло и на самую совершенную на текущий момент консоль — PlayStation 5 (прости, Xbox X, но нет). Не важно, в каком режиме вы играете, — “Производительность” или “Качество”, но в моменты, когда начинается бой с большим количеством массивных противников, да еще и на просторной арене, игра начинает ощутимо проседать по FPS.
Нет, это не превратится в слайд-шоу, но падений частоты кадров достаточно, чтобы это начинало раздражать. И на сегодняшний день оптимизацию так и не улучшили. Интересно, в чем причина? Тут не спишешь все на “это только у тебя такая проблема” — подобное я наблюдал и на трансляциях других стримеров.
По итогу
Но, как я уже сказал выше, пусть это досадная неприятность, однако она не мешает наслаждаться игрой в полной мере. God of War Ragnarok получился захватывающим и зрелищным экшеном, а также красивым приключением. Сценаристы смогли написать полный драмы сюжет, по мере раскрытия которого у тебя не возникает желания заорать “ДА НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ НЕ ТАК!!!”. Ну разве что в моменте, когда Кратос отказывается от мира с Одином, но он в самом начале.
Именно ради таких игр мы и любим то, чем занимаемся. Одно из лучших произведений года и однозначная номинация на звание “Игра года”. Если бы все “DLC” были бы такими, то в сиквелах не было бы нужны.
P.S. Я отлично помню Horizon Forbidden West.